Наталья Любимова
Конспект занятия по обучению грамоте. Гласный звук а. Буква А.
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Гласный звук [а]. Буква А.
Цель: Дать понятие о речи устной и письменной, познакомить с понятиями «звук» и «буква», учить выделять звук [а] из ряда гласных; развивать слуховое внимание; познакомить с буквой а.
Оборудование:
зеркала, предметные картинки, профиль артикуляции звука, палочки для выкладывания букв, карандаши, тетради.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Показать мимикой:
- радость;
- грусть;
- тревогу;
- печаль.
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте, Гласный звук а, Буква А,» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2013
2. Понятие о речи устной и письменной.
Речь бывает устной, когда мы говорим, и письменной, когда мы пишем. Когда мы говорим, то мы произносим звуки, пишем буквы. Буквы – это значки для записи звуков.
3. Какие звуки вы поете?[а,о,у,ы,э].
Те звуки, которые вы поете, называются гласными. Воздух проходит свободно, нигде не встречая преград.
- Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (а – а – а).
Логопед показывает картинки со звуками «а».(ананас, апельсин, аист, автомат, автобус).
Выделение звука [а] из слов ананас, апельсин, аист, автомат, автобус.
- Какой звук слышится в начале слова?
- Есть ли еще в слове такой звук?
4. Артикуляция звука (положение губ, зубов, языка при произношении этого звука).
Рот широко открыт.
Губы спокойны (не напряжены и не округлены).
Кончик языка находится у нижних зубов, язык плоский.
Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград.
Голос работает.
5. Звук А – гласный, обозначаем красным цветом.
Выделение звука А на слух, при этом если услышите звук А нужно хлопнуть в ладоши 1 раз.
- Из ряда гласных уа, ау, аи, иу, иа, ао, уиа, иуа.
- Из слов: азбука, ананас, ангел, индюк, Англия, умный, овощ, туфли, тапки, бант, бинт, бунт, книжный
6. Дидактическая игра (по картинкам) «Чего не стало», «Что изменилось».
Игра на развитие внимания, зрительной памяти.
7. Дидактическая игра «Придумай имя».
- Придумать не существующие имена, начинающиеся со звука «а».
8. звук а легко пропеть.
а) а---а,---а,---а
б)а---а---а
в)а-а-а-а-а-а
г)а---а
д)а---а---а---а---а---а
Нужно пропеть звук [а] пробираясь по звуковой дорожке.
9. Физкультминутка.
Дети декламируют стихотворение, повторяя за «аистом» все движения.
Аист.
- Аист, аист длинноногий
Покажи домой дорогу.
- Топай правою ногой,
Снова – правою ногой.
Снова – левою ногой
После – правою ногой,
После – левою ногой,
Вот тогда придешь домой.
На зарядку солнышко
Поднимает нас.
Поднимаем руки мы.
По команде – раз!
А над нами весело
Шелестит листва
Опускаем руки мы.
По команде – два.
10. Знакомство с буквами А.
- Вот буква вроде шалаша.
Не правда, ль буква хороша!
И хоть она проста на вид,
А начинает Алфавит.
- Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А!
Показ буквы.
Нахождение буквы в кассе букв.
- На что похожа буква А?
- Из скольких элементов состоит буква?
Выкладывание буквы из палочек.
Прорисовывание буквы в воздухе.
Печатание буквы.
11. Итог занятия.