Папки-передвижки

Игрушка как социокультурный инструмент развития ребенка

Ирина Носкова
Игрушка как социокультурный инструмент развития ребенка

Игрушка как социокультурный инструмент развития ребенка

Автор статьи: Носкова Ирина Александровна, воспитатель подготовительной к школе группы №1 комбинированной направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №38 комбинированного вида» Петропавловск-Камчатского городского округа.

Тема: Игрушка – как социокультурный инструмент развития ребенка.

Публикация «Игрушка как социокультурный инструмент развития ребенка» размещена в разделах

Игрушка – великое изобретение человечества, в ней не только аккумулирован опыт многих поколений людей, но и воплощены основные жизненные ценности народа, эпохи, передаваемые другим поколениям.

Трудно переоценить значение игрушки для общества – она «зеркало культуры», посредством которого передается в особой свернутой форме состояние современной цивилизации. Какова культура, таковы и игрушки. Для взрослого игрушка – важнейшая помощница и составная часть образовательной среды, посредник общения малыша со взрослым и сверстником. А также средство обучения ребенка, его развлечения и даже лечения.

Для ребенка игрушка это источник радости, предмет для творчества, психологическое орудие овладения им предметным миром и собственным поведением, постижения сложностей человеческих взаимоотношений. Ребенок в игре серьезен и игрушка для него не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир. Игрушка должна быть вектором определяющим движение в направлении Добра, Красоты и Истины.

Зафиксированные в ряде образов современных игр и игрушек архетипы плотского бытия формируют новый мировой порядок, они рисуют картину мира последних времен, в которой игрушки превращаются в анти-игрушки.

В настоящее время в продаже большое количество игрушек, сошедших с экранов телевизоров и «раскрученных» детскими сериалами – покемоны, различные монстры, игрушки трансформеры (человек – робот, человек - машина, человек – чудище). Взрослые часто забывают, что игрушка закладывает первоначальные понятия о добре и зле, дает яркие, запечатляющие их образы, и от того, какими они будут, зачастую зависит формирование поведенческих аспектов ребенка.

Современные дети, для кого игра – это жизненная необходимость и условие для развития, на самом деле разучиваются конструктивно играть. Изменилась и сама суть детской игры: она стала невеселой, агрессивной, индивидуалистичной. Игр не стало меньше, стало падать качество игры. Преобладают примитивные игровые формы – шалости, проказы, забавы, которые находятся на последней грани игры чаще переходящих в озорство и даже хулиганство.

Проведенные психологические исследования в детских садах показали, что в ответ на вопрос «Во что ты любишь играть?» 5% детей вообще не могли назвать ни одной игры, 4% назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры назвали игрушки (машины, куклы, трансформеры, большинство детей называли какие-то подвижные игры типа пряток, но правила игры смогли сформулировать лишь немногие. К сожалению исчезли групповые игры – «казаки - разбойники, жмурки, лапта и прочие».

Современный ребенок живет в мире, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник 200, 100 и 50 лет назад. Яркие обложки, разноцветная одежда, изобилие цветных карандашей, фломастеров и конечно невообразимая пестрота игрушек самых разных форм и назначений. Можно добавить и буйство красок экрана телевизора и компьютера. Окружающий мир игрушек наполнен разнообразными и недолговечными предметами. Ребенку трудно с этим справиться, деформируется восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, деформируется и представления и добре и зле. Неоправданное обилие игрушек вокруг малыша раздражает сенсорную систему ребенка и снижает творческий потенциал игры. Внешняя привлекательность игрушки становится важнее игрового применения, она прежде всего предназначена для имитационных, конкурентных, а не креативных (творческих) игр.

Сегодня в магазинах игрушек в подавляющем большинстве представлена игровая продукция, не отвечающая элементарным психолого-педагогическим требованиям формирования физического здоровья, нравственного сознания ребенка, его интеллектуального развития и духовного благополучия. Чем совершеннее игрушка технически, тем более приближается она к типу точной модели машины, дома, животного, человека. Игра с такими игрушками пассивна и лишена творчества.

Настоящая игрушка должна быть проста и выразительна, радовать сердце и глаз чистыми линиями и естественными красками, чтобы побуждать ребенка к творчеству, а не к манипулированию ею. Хочется отметить, что никакие самые роскошные и дорогие игрушки не заменят живого и доброго общения с ребенком.

Публикации по теме:

Дидактическая игра — инструмент педагога для обогащения знаний в области художественно-эстетического развития детей В художественно-эстетическом развитии детей дидактические игры и игрушки являются ведущими средствами. Само название игр - дидактические.

Игра и игрушка как психолого-педагогический инструмент Игра. Особая форма совместной жизнедеятельности ребёнка и взрослого,символическое воспроизводство полноты их со-бытия. В этой форме ребенок.

Игротерапия как средство развития личности ребенка «Игротерапия как средство развития личности ребенка Современные дети отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее,.

Консультация для родителей «Чужая игрушка. Как быстро успокоить плачущего ребенка» «Чужая игрушка» 1. Описание ситуации. Конец рабочего дня, первая младшая группа (ясли, дети 2-3 года) «Зайчик». За девочками Машей и Надей.

Консультация «Книга — важный инструмент в воспитании ребенка» Книга «Важный инструмент в воспитании ребенка» Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет важную роль в формировании того,.

Консультация для родителей «Игрушка-монстр — любимая игрушка ребенка»Консультация для родителей «Игрушка-монстр — любимая игрушка ребенка» Доброго времени суток уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня представляю Вашему вниманию, на мой взгляд, актуальную тему о современных.

Консультация для воспитателей «Методические принципы развития речи, игра и игрушка как средства их реализации» Консультация для воспитателей. Автор: Роо Галина Сергеевна Методические принципы развития речи, игра и игрушка как средства их реализации.

Мастер-класс на тему: «Конструирование-инструмент развития личности ребёнка» Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный.

Изобразительная деятельность как инструмент коррекции дисграфии Изобразительная деятельность как инструмент коррекции дисграфии Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики остаётся совершенствование.

Отчет о проекте «Ложки как русский музыкальный инструмент»Отчет о проекте «Ложки как русский музыкальный инструмент» 22.11.2018г проходила районная музыкальная конференция на базе МКУ ДО-СЮТ,посвященная теме "Музыкальные инструменты" МКОУ Октябрьская СОШ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игрушка как социокультурный инструмент развития ребенка
Опубликовано: 10 января 2019 в 13:07
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД