Лима Красноперова
Использование логоритмических упражнений в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом растет количество детей с различными нарушениями речи. Это результат недостаточного внимания со стороны родителей, замена живого общения с ребенком телевидением, увеличение частоты общих заболеваний детей, плохая экология и т. д. Поэтому необходимо искать новые, более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Учитывая все это, в нашем детском саду был организован кружок «Логоритмика». Кружок посещают дети старшей группы. Наполняемость группы 10 человек. Занятия рассчитаны на 2 года, проходят один раз в неделю, длительностью 25 минут.
Публикация «Использование логоритмических упражнений в ДОУ» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Логопедическая ритмика – одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Его основой являются речь, музыка и движение.
Поэтому цель данной методики- коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребенка посредством сочетания слова и движения.
Логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста. Благодаря логоритмическим занятиям укрепляется здоровье ребенка: в результате в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной.
Занятия составлены с опорой на лексические темы. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей, что позволяет решать коррекционные задачи в игровой форме. Логоритмические занятия включают следующие виды упражнений :
1) Артикуляционные упражнения. 2) Пальчиковые игры. 3) Игровой массаж и самомассаж. 4) Фонопедические упражнения. 4) Речевые упражнения.
5) Упражнения на развитие мимики. 6) Пение песен. 7) Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков. 8) Игры на внимание. 9) Ходьба и маршировка в различных направлениях. 10) Танцевальные упражнения.
11) Гимнастика для глаз. 12) Счетные упражнения.
В структуру занятия я не всегда включаю все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы планируется в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей. На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы: последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова и четкое произношение звуков, обогащается словарь детей. Учитывается самочувствие детей, их эмоциональное состояние.
Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка, ведь она воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно. На занятиях я активно использую компьютер, DVD-центр, магнитофон, музыкальные инструменты.
В результате проделанной работы, у детей значительно улучшилось произношение звуков, речь стала более четкой и выразительной. Дети стали проявлять стойкий интерес и потребность к музыкально-двигательным занятиям, освоили необходимый объем движений танцев; у них сформировались основы культуры движения, правильная осанка. Ребята стали понимать ориентировку на себе (правая -левая рука, нога) и от себя (направо, налево, вперед, назад). У них появились такие личностные качества, как уверенность, активность, целеустремленность, желание показать свои достижения. Изменилось и протекание психических процессов: отмечены сосредоточенность, устойчивость внимания, улучшение запоминания и проявление творческого воображения.
Считаю, что логопедическая ритмика полезна всем детям, но особенно она важна для заикающихся детей, детей с выраженными нарушениями речи, малоактивных детей, так как эти занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению заданий. Многие родители, дети которых посещают кружок, считают что «Логоритмика» является наиболее эффективным и результативным методом преодоления речевых нарушений у детей. Неоднократно, по их просьбе логоритмические занятия были показаны на родительских собраниях. Родители очень довольны результатом проделанной работы.
Практика показывает, что регулярные занятия способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками и многое другое. Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.
Логопед Красноперова Л. З.