Лучший педагог года

Междисциплинарный характер становления социальной психологии общения

Анастасия Попова
Междисциплинарный характер становления социальной психологии общения

Междисциплинарный характер становления социальной психологии общения

Одной из ведущих тенденций в науке второй половины XX в. является стремление к синтезу знания, полученного в рамках отдельных научных дисциплин. Наряду с сохраняющейся дисциплинарной организацией науки и усиливающейся специализацией идет активное формирование междисциплинарного знания, все чаще применяются проблемные и проектные подходы к исследованию, утверждается парадигма целостности. Однако понимание междисциплинарности как на уровне самого определения понятия, так и на уровне оценки ее эвристического потенциала существенно различается. По-разному оценивается и ее эффективность. Нередко исследователи указывают, что их работа носит междисциплинарный характер, плохо понимая сущность междисциплинарности, полагая, однако, что такое указание повысит их шансы на получение гранта либо придаст дополнительную актуальность и ценность их изысканиям. В связи с изложенным возникла необходимость, как конкретизации самого термина, так и определения основных преимуществ междисциплинарности и неизбежных проблем, встающих перед учеными, работающими на стыке научных дисциплин.

Публикация «Междисциплинарный характер становления социальной психологии общения» размещена в разделах

Актуальность темы. Социальную психологию интересует человек в обществе. Понимание социальной психологии, рассмотрение ее основной проблематики всегда было тесно связано с междисциплинарным статусом этой науки. Поэтому по традиции изучение курса начинается с осмысления предмета социальной психологии, ее связей с другими науками, в первую очередь со смежными науками: с социологией и общей психологией.

Обьект исследования психология общения.

Предмет исследования вид социального психологического общения

Цель работы изучить направление психологии, а именно междисциплинарный характер становления социальной психологии общения.

Задачи работы:

определить понятие общение и его междисциплинарный характер;

рассмотреть подходы междисциплинарного общения;

провести его анализ;

1. Понятие общения, его междисциплинарный характер

Общение является чрезвычайно сложным и емким понятием. Часто оно трактуется как взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности. Общение — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Человеческое общение может рассматриваться не только как акт осознанного, рационально оформленного речевого обмена информацией, но и в качестве непосредственного эмоционального контакта между людьми. Оно многообразно как по содержанию, так и по форме проявления. Общение может варьировать от высоких уровней духовного взаимопроникновения партнеров до самых свернутых и фрагментарных контактов.

Общение является достаточно многогранным явлением. Оно представляет собой и отношение людей к друг к другу, и их взаимодействие, и обмен информацией между ними, их духовное взаимопроникновение. Аспект личностного отношения - лишь один из компонентов, одна из граней этого явления. [1]

2. Междисциплинарный подход к общению

Междисциплинарный подход — это множественный и параллельный подход к одной и той же проблеме, при котором каждая дисциплина предлагает решение в соответствии со своей собственной научной логикой, которая затем интегрируется в глобальные меры реагирования.

Общение является предметом изучения многих наук. Для удобства анализа Н. П. Ерастов выделяет в качестве самостоятельных логико-гносеологический, функционально-лингвистический, комплексно-сочетательный и общепсихологический подходы к общению. [9]

В логико-гносеологическом плане общение рассматривается как особый вид познавательно-практической деятельности людей, направленной на адекватное отражение действительности, осуществляемое в определенных условиях с определенными целями и с помощью определенных средств. Такой подход к общению позволяет конкретизировать его социальную сущность до уровня структурных компонентов и их связей друг с другом в предельно общем виде.

Процесс общения не может происходить без каких-либо средств. Анализ соответствия этих средств содержанию, обстановке, целям и партнерам общения во многом способствует пониманию его сущности и механизмов. Ясно, что и психологический анализ общения невозможен без тщательного изучения конкретных средств и способов передачи мыслей, чувств, намерений людей в реальных актах общения.

Основным средством общения служит язык. Поэтому изучение его содержания, форм, видов, возможностей и норм составляет важнейшую проблему теории общения как таковой. Эти аспекты общения являются предметом его изучения в функционально-лингвистическом подходе к общению. [11]

Собственно психологический анализ общения начинается там, где используются психологические методы исследования, а наблюдаемые факты фиксируются терминами психологии как науки и рассматриваются в сопоставлении с уже известными психологическими закономерностями.

Общение для психолога - это, прежде всего, закономерности протекания психической деятельности людей, общающихся друг с другом с определенными целями в определенных условиях его деятельности.

В практике научного анализа широкое распространение получили различные варианты сочетаний собственно психологического подхода к общению с подходами к нему со стороны других наук (социология, философия, физиология, медицина, педагогика и др.). Комплексно-сочетательные подходы образуют некий единый сплав, или комплекс, психологических и непсихологических сведений (социально-психологическая и психолингвистическая теория общения, другие остаются обычными сочетаниями (психофизиологическая и медико-психологическая теория общения).

Многие из комплексно-сочетательных подходов к общению разрабатываются в рамках традиционных прикладных отраслей психологии (социальная психология, педагогическая психология, психология труда, судебная психология, патопсихология, зоопсихология и др.). Некоторые из подходов носят относительно самостоятельный характер (психолингвистический, логико-психологический, психофизиологический анализ общения).[20]

В каждом из этих подходов есть своя специфика, свои проблемы. Но в целом эти проблемы опираются на общепсихологический анализ общения как явления психической деятельности.

3. Анализ междисциплинарного общения

Анализируя те закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактом включения людей в реальные социальные группы, социальная психология отвечает на такие вопросы По каким законам складываются эти процессы, чем детерминированы их различные формы, какова их структура; наконец, какое место они занимают по всей сложной системе человеческих отношений?

Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, раскрыть взаимосвязь индивидуальной личности, которая существует в контексте соц. реальности, для того, чтобы понять, каков результат воздействия социальных условий на деятельность личности. Но нельзя изучать отдельно личность и общество, т. к. Личность — это другая сторона общества, она совокупность всех соц связей и их созидатель. Взаимодействие личности и системы социальных связей не есть взаимодействие двух изолированных самостоятельных сущностей, находящихся одна вне другой. [19]

Значит, важно с самого начала рассмотреть личность в общей системе общественных отношений. Этот "контекст" представлен системой реальных отношений личности с внешним миром. Проблема отношений занимает в психологии большое место, у нас в стране она в значительной степени разработана в работах В. Н. Мясищева. Фиксация отношений означает изучение объектов природы в их связи с окружающей средой. Для человека эта связь становится отношением, поскольку человек дан в этой связи как субъект, как деятель, и, следовательно, в связи с миром, роли объектов связи, по словам Мясищева, строго распределены.

Содержание, уровень этих отношений человека с миром весьма различны каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой, и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений. В этом многообразии необходимо прежде всего различать два основных вида отношений общественные отношения (социология) и то, что Мясищев называет "психологические" отношения личности (психология).[11]

Структура общественных отношений исследуется социологией. В социологической теории раскрыта определенная субординация различных видов общественных отношений, где выделены экономические, социальные, политические, идеологические и другие виды отношений. Все это в совокупности представляет собой систему общественных отношений. Специфика их состоит в том, что в них включаются индивиды как представители определенных общественных групп (классов, профессий или других групп, сложившихся в сфере разделения труда, полит группы). Такие отношения строятся не на базе симпатий или антипатий, а на базе определенного положения, занимаемого каждым в системе общества. Поэтому такие отношения обусловлены объективно, они есть отношения между социальными группами или между индивидами как представителями этих социальных групп. Это означает, что общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей. [9]

4. Междисциплинарный подход к изучению коммуникации

По мнению О. С. Павловой, коммуникация является важнейшим фактором общего психического развития ребенка. Благодаря коммуникации люди приобретают и передают информацию на протяжении всей своей жизни. С помощью коммуникации человек развивает все высшие познавательные качества и способности. В процессе взаимодействия с людьми, дети удовлетворяют свою саму важную потребность - потребность в общении, развивают когнитивные, психические возможности. Формирование речевой коммуникации - обязательное условие всестороннего полноценного развития ребенка.

В специальной литературе, посвященной проблеме изучения коммуникации, существует несколько подходов к определению этого понятия. Термин «коммуникация» происходит от слова communicate, что в переводе с латыни означает «делаю общим, связываю, общаюсь».

Обычно коммуникацией принято называть обмен знаниями (информацией) между людьми через общую систему символов (знаков, языковых знаков, в частности. Традиционное понимание коммуникации приводится в большом психологическом словаре : «Коммуникация - понятие близкое к понятию общение, но шире по объему. Это - связь, в ходе которой происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе и обществе». Коммуникация людей является составной частью их деятельности, позволяя людям познавать мир и общаться с людьми Коммуникация определяется также как «смысловой аспект социального взаимодействия».[21]

Многие авторы не дифференцируют термины «общение» и «коммуникация». Например, Ю. С. Крижанская и В. П. Третьяков отмечают, что общение -- это коммуникация, т. е. обмен мнениями, переживаниями, соображениями, настроениями, желаниями. В. В. Юрчук пишет, что в психологии нет необходимости дифференцировать понятие «общение» с понятием «коммуникация». «Общение - взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Общение включено в практическое взаимодействие людей».

В лингвистическом словаре содержится похожее определение: «коммуникация - это специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности». Психологический словарь содержит близкое по смыслу определение: «коммуникация -- это целенаправленный процесс передачи некоторого мыслительного содержания при помощи языка».

Похожее определение приводится в педагогическом словаре: «коммуникация -- это обмен информации между людьми, в процессе которого человек сообщает о своих мыслях, чувствах, желаниях, переживаниях и эмоциональном состоянии».[5]

В деятельностном подходе многие исследователи проблемы общения рассматривают его как самостоятельную деятельность, которая, как и любая деятельность, имеет цели, мотивы, средства и структуру.

А. А. Леонтьев трактует общение как «процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными друг с другом в психологическом отношении».

Общение в деятельностном подходе - это применение речевой деятельности для осуществления личностного или социального взаимодействия.

Как подчеркивает И. А. Зимняя, с позиции деятельностного подхода, общение - это «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека». И. А. Зимняя отмечает, что само общение - не деятельность, а форма взаимодействия людей, занятых различными видами деятельности в общественно-трудовых отношениях».[6]

В концепции Л. С. Выготского общение является «единицей» психики, генетически предшествуя высшим психическим процессам, являясь их компонентом, так как психические процессы всегда включены в общение и структурно их детерминирует.

Продолжая его исследования, Л. И. Божович, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина и другие исследователи рассматривают общение в качестве обязательного компонента в развитии ребенка. Подчеркивается, что общение, происходящее в формах речевого общения и совместной деятельности, составляет одно из необходимых условий протекания процесса усвоения людьми достижений общественно- исторического развития человечества.

Изучая коммуникацию на основании теории деятельности, М. И. Лисина рассматривает общение как особенный вид коммуникативной деятельности, в роли продукта которого выступают отношения с людьми и образ себя и собеседника. В ведущем виде деятельности дошкольника, а именно в игре, формируется общение дошкольников, прежде всего со сверстниками. По мнению Н. В. Ивановой, общение является особым видом взаимодействия индивида с помощью разнообразных коммуникативных средств. Общение, как отмечает Н. В. Иванова, состоит в обмене между индивидами информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. речевой артикуляционный коммуникация дизартрия

Коммуникация, как процесс, в рамках психолингвистического подхода изучается как целостная деятельность: начинается мотивом и планом, проходит сквозь динамическую систему конкретных действий и операций, а завершается достижением намеченной цели и контролем. [9]

Исследователи общения, принадлежащие к психологическому направлению, рассматривают общение как многоплановый процесс установления и развития контактов между индивидами и группами, формирующийся на основе потребностей в совместной деятельности.

Заключение

Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общения с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Благодаря полученным данным исследования, можно говорить о том, что у всех респондентов уровень коммуникативного контроля, коммуникативной компетенции, эмпатии средний это свидетельствует тому, что у испытуемых не возникает проблем или трудностей в процессе общения.

Список использованной литературы

1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. - М. : Академия, 2005. - 632 с.

2. Андреева, Г. М. Зарубежная социальная психология 20 столетия : учеб. Пособие / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолов, Л. А. Петровская. - М. : Аспект Пресс, 2007 - 228 с.

3. Андриенко, Е. В. Социальная психология : учеб. пособие / Е. В. Андриенко, В. А. Сластенин. - М. : Академия, 2007. - 264 с.

4. Бодалев, А. А. Личность и общение : избранные труды. - М. : Педагогика, 2003. 493 с.

5. Божович, Л. И. избранные психологические труды. Проблемы фо-рмирования личности / Л. И. Божович. - М. : 2005. - 485 с.

6. Брушлинский, А. В. Мышление и общение / А. В. Брушлинский, А. Поликарпов. - Минск : Изд-во «Университетское», 2003. - 328 с.

7. Бурлачук, Л. Ф. Словарь - справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов, - СПб. : Питер Ком, 2000. - 528 с.

8. Карелин, А. А. Большая энциклопедия психологических тестов / А. А. Карелин. - М. : Эксмо, 2007. - 416 с.

9. Куницин, В. Н. Межличностное общение : учеб. / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погальша. - СПб. : Питер, 2004 - 544 с.

10. Леви- стросс, К. Путь масок / К. Леви -стросс. - М. : Академия, 2001. - 229 с.

11. Леонтьев, А. А. Общение как объект психологического исследования / А. А. Леонтьев, Е. В. Шорохов. - М. : Академия, 2005. - 295 с.

12. Маклаков, А. Г. Общая психология : психология в структуре современных наук, психические познавательные процессы, психические состояния и их регуляция, психология личности : учеб. пособие / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2008 - 528 с.

13. Немов, Р. С. Психология : учеб. : в 2 кн. / Р. С. Немов. - М. : 2007. - Кн. 1. - 688с.

14. Общая психология : курс лекций /ред. Е. И. Рогов. - М. : 2005.- 567 с.

15. Проблемы общения в психологии : сб. статей / Б. Ф. Ломов. - М. : Инфра-М, 2002. - 351 с.

16. Психологический атлас человека / ред. А. А. Реана. - СПб. : ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 651 с.

17. Психологический словарь / ред. А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М. : Инфро-М, 2006. - 689 с.

18. Психология личности / ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей, В. В. Архангельская. - М. : АСТ, 2009. - 624 с.

19. Психология личности : учеб. пособие / ред. П. Е. Ермаков, В. А. Лабунская. - М. : Эмско, 2007. - 653 с.

20. Резников, Е. Н. Межличностные отношения : справ. руководство / Е. Н. Резников, В. Н. Дружинина. - М. : Инфра-М, 2009. - 374 с.

21. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : учеб. / С. Л. Руби-нштейн. - СПб. : Питер Ком, 2006. - 527 с.

22. Шапарь, В. Б. Рабочая книга практического психолога / В. Б. Шапарь, А. В. Тимченко, В. Н. Швыдченко. - М. : АСТ, 2005. - 672 с.

Прикреплённые файлы:

popova-a-g_0hct0.pptx | 727,63 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Фотоотчет о социальной акции по ПДД «За безопасность дорожного движения — все вместе!»Фотоотчет о социальной акции по ПДД «За безопасность дорожного движения — все вместе!» ФОТООТЧЕТ. Социальная акция по ПДД "ЗА безопасность дорожного движения - все вместе!" Цель:привлечение внимания общественности к проблеме.

Конспект занятия по психологии общения «Учимся сотрудничать» во 2 классе Цель – развитие навыков учебного сотрудничества. Задачи занятия:• создание мотивации сотрудничества (работать сообща интересно и приятно,.

Наше участие в социальной кампании «Прогноз безопасности»Наше участие в социальной кампании «Прогноз безопасности» В России проходит широкомасштабная социальная кампания по безопасности дорожного движения «Прогноз безопасности». Цель кампании: снизить.

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника «Уча других, мы учимся сами» Л. Сенека СЛАЙД 1 Наставничество, как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста.

Профессиональная компетентность учителя, как основа социальной мобильности ученика Профессиональная компетентность учителя как основа социальной мобильности ученика. Учитель информатики Войнова И. В. I Мобильность - это.

Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития.

Стихотворения на тематику о пути становления мужчины Уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов. В некоторых Ваших публикациях я встречал термин гендерное воспитание. Сказать точно,.

Участие в акции «Твори добро» для центров социальной помощиУчастие в акции «Твори добро» для центров социальной помощи В преддверии праздника Международного женского дня 8 марта с дошкольниками подготовительной группы продолжили участие в городской акции.

Эссе «Социальная психология как основа профессионального становления и личностного развития психолога в образовании» Необходимость изучения социальной психологии, стала для меня острым и актуальным вопросом. Например, зачем психологу аппарат социальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Междисциплинарный характер становления социальной психологии общения
Опубликовано: 25 мая 2022 в 13:36
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД