Бондаренко Надежда
Конспект занятия по развитию речи для детей 6 лет «Моя семья в истории страны»
▼ Скачать + Заказать документы
Анотация
Конспект занятия по развитию речи для детей 6 лет, который могут использовать в своей практической деятельности в рамках лексической темы «Моя семья» как логопеды, так и воспитатели общеразвивающих групп и компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Основная идея занятия донести до детей, что знакомство с историей нашей страны начинается со знания истории своей родной семьи. На занятии решаются образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. В процессе подготовки дети знакомятся с некоторыми событиями из истории страны, вместе с родителями готовят фотографию своей семьи для выставки, закрепляют представления о семье, родственных отношениях, через игры активизируют словарь по данной теме, закрепляют навык составления связного и последовательного рассказа о своей семье.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей 6 лет „Моя семья в истории страны“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Старшая группа
- Темочки
Цель: составление небольших рассказов по семейным фотографиям.
Задачи:
- закрепить представления о семье, родственных отношениях в семье;
- активизировать словарь по данной теме;
- учить связно, последовательно рассказывать о членах своей семьи с опорой на семейную фотографию и план;
- прививать детям интерес к истории страны через семейные истории.
Предварительная работа.
Заучивание фамилии, имени, отчества и профессии взрослых членов семьи.
Наблюдение и запоминание, какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи (ответственные родители).
Знакомство с историей страны через беседы о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, о послевоенных стройках: Целине, БАМе; о героях-космонавтах.
Рассматривание картин, фотографий.
Чтение художественных произведений (по выбору воспитателя).
Оборудование
Карта мира с обозначением территорий России.
Фотография Великой Отечественной войны 1941-1945 г (Формат А4, фотография Целины, фотография БАМа, фотографияо запуске космического корабля, космонавтов: Ю. Гагарина, Б. Волынова.
Семейные фотографии детей в рамках (формат А4) представлены в виде выставки
Мяч для игр.
Ход занятия
I. Вводная часть
Ребенок читает наизусть стихотворение З. Александровой «Родина».
Если скажут слово «родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот…
Или степь от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
Педагог
- А что такое Родина?
Дети
- Это наша страна.
Педагог
- Мы живем с вами в огромной прекрасной стране. Как и у человека у страны есть имя. Как называется наша страна?
Дети
- Россия.
Педагог
- А мы, живущие в ней?
Дети
- Россияне.
Педагог
- У нашей страны огромная тысячелетняя история. Какие события из истории нашей страны вы знаете?
Дети
- Великая отечественная война 1941-1945г.
- Распахивание целинных земель.
- Строительство железной дороги через Байкал.
- Полет первого человека в космос.
Педагог
- Это все история нашей страны. Но у каждой российской семьи есть свои памятные истории. Об этом мы сегодня будем говорить.
II. Основная часть
1. Беседа о семье с целью закрепления представлений о семье и родственных отношениях
Педагог
- Отгадайте, какое слово здесь зашифровано?
7 Я
Дети
- Семья.
Педагог
- В семье живут чужие или близкие люди?
Дети
- Близкие.
Педагог
- А как по другому называются близкие люди?
Дети
- Родня, родственники, родные.
Педагог
- Что значит родные?
Дети
- Родные носят одну фамилию, у них общий предок.
Педагог
- В семье живут люди одного возраста или разных возрастов?
Дети
- Разных.
Педагог
- Назовите членов семьи.
Дети
- Взрослые и дети.
2. Игра «Кто кому кем приходится?»
Цель: закрепление родственных отношений.
Педагог, обращаясь к каждому, спрашивает, кем девочки приходятся маме, бабушке; кем мальчики приходятся папе, дедушке; если в семье несколько детей, кем они друг другу приходятся?
3. Игра «Подбери признаки» (какая у вас семья)
Цель: активизация словаря по данной теме. Игра проводится с мячом.
Педагог предлагает детям выйти из-за столов, встать в кружок. Педагог кидает мяч ребенку, ребенок подбирает признак и кидает мяч обратно педагогу. Если ребенок затрудняется, можно использовать подсказки
большая (много человек)
маленькая (мало человек)
дружная (помогают друг другу)
трудолюбивая (любят трудиться)
добрая
гостеприимная (с радостью принимают и своих и чужих)
веселая (умеют радоваться жизни)
крепкая
заботливая (заботятся друг о друге)
здоровая (имеют крепкое здоровье)
строгая (любят порядок)
4. Игра «Подбери занятие для каждого члена семьи»
Цель: активизация предикативного словаря по данной теме.
Педагог предлагает детям вернуться на свои места, и вспомнить, чем занимаются члены семьи.
дети – убирают, выносят мусор, ходят в магазин, моют посуду, вытирают пыль, помогают взрослым…
взрослые – зарабатывают деньги, делают ремонт, готовят пищу, стирают, гладят, воспитывают детей…
Педагог делает вывод, что все в семье занимаются полезным делом. Взрослые приносят пользу стране, а дети семье.
5. Динамическая разминка:
Дети становятся в линейку. Каждый 2 раза отбивает мяч о пол правой рукой, а затем левой за спиной передает его соседу по цепочке.
6. Педагог предлагает детям составить рассказ о соей семье используя план.
План
Перечислить членов семьи, назвать их имена, отчества, фамилию.
Назвать профессию того, о ком будет рассказ.
Какую пользу он приносит городу, стране.
Мое отношение к этому человеку.
Примерный рассказ
Меня зовут Трофимов Дмитрий. Моего папу зовут Трофимов Сергей Андреевич, а маму Трофимова Наталья Николаевна. У меня есть младший брат Иван. Я хочу рассказать о своем папе. Он работает на разрезе, там добывают уголь. Он работает на погрузчике. Погрузчик – это такая машина, которая грузит уголь. Работа у него очень тяжелая и очень полезная. Если бы не было угля, в домах было бы холодно. Мой папа много трудится, и я его за это уважаю.
7. Индивидуальные рассказы детей о своих семьях.
Педагог предлагает выступающему ребенку взять с выставки фотографию своей семьи и составить небольшой рассказ используя план.
III. Заключительная часть
Педагог
- Ребята, что нового на занятии вы сегодня узнали?
Дети
- О занятиях взрослых, какую они приносят пользу.
Педагог
-А вы хотели бы быть похожими на своих родителей, дедушек, бабушек?
Дети
-Да.
Педагог
- Как вы думаете, полезно знать историю своей семьи? Почему?
Дети
- Да, об этом можно будет потом рассказать своим детям. Что бы они помнили, кто были их бабушки, дедушки, чем они занимались и какую пользу приносили обществу.
Педагог читает стихотворениеА. Прокофьева «Родина»
На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом все краше
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!