Наталья Смашнёва
Конспект НОД «Огонь-друг, огонь-враг»
▼ Скачать + Заказать документы
«Огонь-друг, огонь-враг»
ОСОМ. Ознакомление со свойствами огня. Старшая группа.
Вид деятельности: непрерывная образовательная деятельность по ознакомлению с окружающим миром
Тема: «Огонь – друг, огонь - враг»
Возрастная группа: старшая
Воспитатель: Смашнёва Наталья Владимировна
Цель. Создание условий для расширения представлений детей об огне, как источнике жизни и превращении огня в злейшего врага человека.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Огонь-друг, огонь-враг“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
- Закреплять знания детей о том, что при умелом обращении с огнём он приносит пользу, а при неосторожном – огонь приносит вред.
- Расширять знания об обычаях хакасского народа.
- Развивать связную речь, активизировать словарный запас.
- Развивать умения детей доказывать, делать выводы.
- Воспитывать навыки осторожного обращения с огнём, высокую сознательность.
Оборудование и материалы: камни, свеча, стеклянная банка, пластина, карточки, запись хакасской песни, шапочки- каски пожарных.
Предварительная работа. Беседа о пользе и вреде огня. Работа с карточками-символами. Заучивание стихотворений и пословиц. Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Электроприборы». Рассматривание иллюстраций.
Ход НОД. Детям предлагается отгадать загадку:
Рыжий зверь в печи сидит.
Рыжий зверь на всех сердит
Он от злости ест дрова,
Целый час, а может два.
Ты рукой его не тронь –
Искусает всю ладонь.
- Вот, сегодня, мы с вами поговорим об огне. Приходилось ли вам когда-нибудь смотреть на огонь? Давайте сделаем из камней очаг, поставим свечу и посмотрим на пламя свечки.
Из камней выкладывается очаг, в середине которого горит свеча.
Такое оно, это пламя, таинственное, загадочное. Смотреть на него можно бесконечно. Глядя на огонь, хорошо думается и мечтается. Как будто ты находишься наедине со своим другом. Огонь издавна был другом человека. Сегодня я расскажу об обычаях хакасского народа, связанных с огнём.
Хакасский народ поклонялся огню, как божеству. Прежде чем садиться за стол, перед очагом поднимали блюдо с горячим мясом, отрезали от мяса три больших куска и бросали их в огонь. Этим хакасы как бы угощали домашних духов. Молились, глядя на огонь, просили здоровья, счастья семье. По вечерам, у огня хакасы любили петь песни, сказания, читали стихи. Давайте, мы тоже, возле нашего огня почитаем стихи.
Дети читают стихотворение М. Кильчичакова о Хакасии, русскую народную потешку «Гори, огонь, в печурочке», Н. Афанасьевна «Если бы не было огня».
- Мы с вами очень часто беседовали об огне. Расскажите, какую пользу приносит огонь людям?
- Помогает готовить пищу, спасает от холода. Топливо сгорает в топках электростанций и здесь рождается электрический ток. Ток освещает улицы, от тока работают все электроприборы. Взлетает ракета. Её тоже движет сила огня.
- Огонь называют живым. Давайте, посмотрим, что нужно для жизни огня.
Проводится эксперимент. Горящая свеча ставится в банку, затем банка закрывается пластиной. Свеча быстро тухнет. Опыт проводит воспитатель. Дети наблюдают.
- Почему потухла свеча? Чего не стало в закрытой банке? Что нужно для жизни огня?
- Для жизни огня необходим воздух. Без воздуха огонь гаснет.
- Сила у друга-огня очень большая! Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом. Наши мальчики-пожарные сейчас расскажут нам о правилах осторожного обращения с огнём.
Мальчики в касках пожарных знакомят детей с пословицами и поговорками.
Крепко помните, друзья, Легче, чем пожар тушить,
Что с огнём шутить нельзя! Нам его предупредить!
С огнём не шути! Сгореть можно. Когда без присмотра оставлена печь,
С ним обращайся осторожно! Один уголёк целый дом может сжечь!
Пусть помнит каждый гражданин
Пожарный номер: ноль-Один!
- А девочки напомнят нам, о чём рассказывают наши карточки.
Работа по карточкам-символам. Девочки рассказывают о правилах пожарной безопасности, об ориентировке в различных ситуациях.
- Давайте, дети, познакомимся с новыми карточками. Посмотрите, что может произойти, если неосторожно обращаться с огнём в лесу и в доме.
Детям предлагаются новые карточки, на которых изображены дом и лес до пожара и после пожара.
- Нужно принимать все меры предосторожности, чтобы не случилось беды. Огонь должен быть нам только другом, а не врагом. Присядем возле нашего очага, посмотрим на него и назовём его ласково, как своего лучшего друга: огонёк, огонёчек. Посидим, помолчим и послушаем хакасскую песню, как наши древние предки.
Дети слушают хакасскую песню, смотря на волшебный огонь свечи. По желанию детей слушание хакасских песен можно продолжить после занятия, в совместной деятельности.
Приложение
Хакасия, край мой!
Родные просторы,
Вы мне улыбаетесь морем огней.
Широкие степи, высокие горы-
Навеки в душе сохраниться моей.
М. Кильчичаков
Мне бабуля говорила,
Что огонь нам друг и враг
Без него темно бы было.
Жили б мы совсем не так.
Мы б от холода дрожали,
Превратились бы в пингвинов
Или мамонтами б стали,
Обросли бы шерстью длинной.
Телевизора б не знали.
Ни поесть и ни попить,
В «Денди» тоже б не играли
В общем, плохо было б жить!
Н. Афанасьева
У крыльца растёт трава.
Я колю, колю дрова!
Я колю на чурочки.
Гори, огонь, в печурочке!
Гори, гори жарче, печь!
Будет Дуня пышки печь…
Из русских народных потешек
Карточки – символы о правилах пожарной безопасности.
1. Нельзя играть с пожароопасными предметами.
2. Нельзя оставлять без присмотра включенные электроприборы.
3. Нельзя тушить водой загоревшийся электроприбор.
4. Выключить загоревший электроприбор из розетки.
5. При пожаре в доме нельзя открывать резко окна.
6. Нужно срочно уходить из дома.
7. Постучать соседям.
8. Позвонить в пожарную часть.
9. При ожоге подставить поражённое место под холодную воду.
10. Смазать поражённую кожу соком алоэ или специальной мазью.
11. Забинтовать пораненный участок кожи.