Приложение МААМ

Организация познавательной деятельности детей посредством знакомства с историей русского народа

Анна Федорова
Организация познавательной деятельности детей посредством знакомства с историей русского народа
▼ Скачать + Заказать документы

В своей истории многие народы осуществляют духовно – творческие свершения, переживающие века. Каждый народ привносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальный гений и его творчество оказываются предметом особой патриотической гордости и любви: в его творчестве находят сосредоточение и воплощение жизнь народного духа.

Публикация «Организация познавательной деятельности детей посредством знакомства с историей русского народа» размещена в разделах

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохраняются и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитание душ, а не только передачей знаний», – говорил Д. С. Лихачев.

Именно поэтому, родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по – новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Так как русский народ свою жизнь строил по временам года, то и свою работу по знакомству детей с русской культурой я планировала по временам года, с учетом закономерностей каждого времени года.

Знакомство с осенью я начала со знакомства детей со старинными названиями осенних месяцев. Оказалось, что сентябрь в старину называли: «руен» – за желтый цвет; «ревун» – за ветряную погоду, а «хмурнем» – за ненастные дни. Октябрь – это «хлебник», потому что убраны хлеба; «грязник» – оттого, что на улицах грязь, а «свадебник» потому, что в октябре часто устраивали свадьбы. И оказалось, что раньше люди не просто давали названия тому или другому месяцу, а умели подмечать его отличительные особенности. Затем мы познакомились с приметами осени, а после этого дети на прогулках могли соотнести увиденное в природе со знакомыми им приметами. В народе существует такая примета: «Много рябины уродилось – осень будет дождливая», а во дворе сада растет рябина. На рябине созрело много ягод и в календаре ребята насчитали много дождливых дней. Кроме того было проведено занятие «Петр и Павел – рябинники». На занятии дети узнавали о том, что издавна рябина считается деревом – оберегом, поэтому ее сажали возле дома, ветки рябины вешали на сарай, а для детей делали бусы – обереги. На занятии дети пели частушки, водили хороводы, пробовали рябиновое варенье, делали бусы из ягод рябины.

Выставка «Дары осени» была приурочена к большому празднику – Покров. В старину в этот день открывались веселые покровские ярмарки. Для проведения ярмарки мы с ребятами разучили веселые заклички, потешки, частушки, дразнилки. На ярмарке дети были одеты в народные костюмы, играли на народных инструментах. Они приготовили свои поделки для ярмарки, и каждый из детей расхваливал свой товар. А так как ребята проявляют большой интерес ко всему, что связано со свадьбой, то на ярмарке они продемонстрировали свадебный обряд, исполнив народную игру «Сидит Ваня», а затем свадебную песню «Лебедь бела». Кульминацией занятия стало появление народной игрушки – Петрушки – героя всех веселых историй. А какая же ярмарка без покупок? Вот и на нашей ярмарке старик продавал свою корову – ребята инсценировали стихотворение С. Михалкова «Как старик корову продавал».

О многих народных праздниках, обычаях и традициях узнавали ребята на занятиях, во время чтения сказок, на прогулках.

В ноябре отмечался еще один праздник «Кузьма – Демьян рукомесленики, бессеребренники». В этот день к ребятам в группу пришли Кузьма и Демьян – кузнецы, которые рассказали о работе кузнецов. На вопрос детей, почему их называют «бессеребренниками», Кузьма и Демьян показали старинные деньги, сделанные из серебра. А так как денег за свою работу они не брали и работали не за деньги. А чтобы помочь людям, то их и прозвали «бессеребренниками», с тех пор людей щедрых и отзывчивых называли «бессеребренниками». Ребята познакомили кузнецов с приметами, пословицами и поговорками о ноябре. На ужин в этот день был приготовлен «курник», потому что в этот день готовились разнообразные блюда из курицы.

Старинные названия месяцев зимы дети пробовали объяснить сами: декабрь – «студень», «лютень»; январь – «просинец»; февраль – «ветродуй», «вьюговей».

На Рождество ребята разучили колядки, колядовые песни и пляски и ходили по группам, исполняя колядки. Все колядки имели шуточный, веселый характер.

Зимние обряды заканчивались Масленицей – праздником, который широко праздновался на Руси. Специально для этого праздника, который отмечался на улице, мы с ребятами сделали чучело Масленицы, разучили обрядовые песни, частушки, припевки. На улице проводились различные эстафеты, дети играли в народные игры.

Все эти занятия, праздники, игры позволяют приобщать детей к истории русского народа, знакомить их с праздниками и традициями в очень интересной форме, что позволяет поддерживать интерес детей к данной теме.

Приобретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических позиций, то есть в конечном итоге определяет меру его общего развития.

Публикации по теме:

«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2.«Формирование патриотических чувств и развитие духовности посредством знакомства детей с донским казачеством». Часть 2. Народные исторические идеалы и духовные устремления особенно полно выражены в культурном зодчестве, в памятниках архитектуры, которые неслучайно.

Формирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачествомФормирование патриотических чувств посредством знакомства детей с донским казачеством Казачество – это часть народной культуры, в которой складывались особые, вековые, связующие нити: слова, предметы быта, элементы обрядности.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).

Поддержка детской познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Организация проектной деятельности в детском саду Организация проектной деятельности в детском саду Предлагаемая статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в.

Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Перспективный план работы с детьми старшего возраста по теме «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Сентябрь Задачи:.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Приобщение детей к традициям русского народаПриобщение детей к традициям русского народа Масленица " в детском саду № 1 «Аленушка» с/п детский сад «Рябинка». Праздник этот знаем мы – Время проводов зимы. Люди в эти дни должны.

Воспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициямиВоспитание нравственных идеалов посредством знакомства с народными и православными традициями Воспитание нравственных идеалов через знакомство с народными и православными традициями. Актуальность. Дети получают крайне разное по своему.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Организация познавательной деятельности детей посредством знакомства с историей русского народа
Опубликовано: 17 апреля 2020 в 10:08
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация познавательной деятельности детей посредством знакомства с историей русского народа» (включая файлы) размещена пользователем Анна Федорова (УИ 298135) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД