Татьяна Максикова
Оздоровительная направленность образовательного процесса у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Оздоровительная направленность образовательного процесса
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни у детей осуществляются в совместной деятельности с педагогом (обучающие игры, занятия - развлечения, дидактические игры, в режимных моментах (дидактические игры, чтение художественных произведений, иллюстрированный материал,, в совместной деятельности детей (сюжетно-ролевые игры, в совместной деятельности с семьей (родительские собрания, беседы, консультации, совместные мероприятия).
Публикация «Оздоровительная направленность образовательного процесса у дошкольников» размещена в разделах
Особое внимание в системе сохранения и укрепления здоровья детей уделяют проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. К закаливающим мероприятиям относят традиционные и нетрадиционные методики и технологии.
Традиционные:
четкая организация теплового и воздушного режима помещения,
рациональная одежда для детей,
соблюдение режима прогулок,
гигиенические процедуры (умывание, полоскание рта,
воздушные и солнечные ванны.
Эти методики имеют оздоровительную, образовательную и воспитательную направленность : повышают защитные силы организма, улучшают обмен веществ, укрепляют иммунную систему организма, дают знания об эффективности средств закаливания (солнце, воздух, вода, положительно влияют на психоэмоциональную сферу ребенка.
Нетрадиционные методики оздоровления :
Для развития мелкой моторики рук, способности координации движений, активизации речевого развития используют пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвращает возможность возникновения детских неврозов.
Используют в работе с детьми различные виды массажа и самомассажа. Массаж рук (стимулирует прилив крови к рукам, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости, повышает функциональную деятельность головного мозга, массаж ушных раковин (основан на стимуляции биологически активных точек, полезен для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний, массаж подошв ног (эффективный метод закаливания). Точечный массаж используют для профилактики простудных заболеваний. Массаж активных жизненных точек повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов.
Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ:
• В режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон.
• В учебно-воспитательном процессе : гимнастика, релаксация, минутки здоровья, физминутки, минутки психологической разгрузки, повышение психоэмоциональной устойчивости.
В процессе образовательной деятельности дети получают элементарное представление о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др., кроме того, рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.
Особое внимание уделяют формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.
Совместно с детьми выявляются значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.
Работа направлена на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов, куда включены знания о правильном питании.
Дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье. Основная цель – повышение психоэмоциональной устойчивости.
Посредством такого рода комплексных воздействий, направленных на оздоровление детей, происходит улучшение всех показателей:
• снижение частоты случаев острой заболеваемости;
• улучшение физического развития;
• повышение устойчивости к утомляемости;
• позитивные сдвиги в эмоциональной сфере;
• улучшение аппетита, сна, навыков самообслуживания, познавательных возможностей.
Пальчиковая гимнастика
Дом
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики – "бутончик тюльпана")
Мышка
Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)
Самомассаж ушных раковин для детей.
Большинство учёных представляют аурикулу (ушную раковину) как эмбрион человека в перевёрнутом виде (мочка уха соответствует голове, по мере продвижения к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, его органы и конечности).
1. Самомассаж ушных раковин являет эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным.
2. Такой вид массажа способствует заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности.
3. Одновременно массаж ушных раковин - один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека. При регулярном выполнении, которого, повышается работа иммунной системы организма.
Рекомендации для выполнения самомассажа ушных раковин
1. Самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук
2. При этом используются такие приё мы массажа: разминание, растирание, поглаживание.
"Взяли ушки за макушки".
(самомассаж ушной раковины выполняется большим и
указательными пальцами – большой палец находится сзади)
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным
Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и
И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)
Массаж рук
Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
«Поиграем с ручками»
1. Подготовительный этап.
2. Дети растирают ладони до приятного тепла.
3. Основная часть
o Большим и указательным пальцами одной руки массируем – растираем каждый палец, начиная с ногтевой фаланги мизинца другой руки.
o Массируем тыльные стороны ладоней, имитируя мытьё рук.
o Переплетаем вытянутые пальцы обеих рук и слегки трём их друг о друга, направляя ладони в противоположные стороны.
o Переплетённые пальцы закрываем на замок и подносим к груди. Пауза.
o Вытягиваем пальчики вверх и шевелим ими.
Точечный массаж
Точечный массаж + пальчиковая гимнастика
Крылья носа разотри – раз, два, три
И под носом себе утри – раз, два, три
Брови нужно расчесать – раз, два, три, четыре, пять
Вытри пот теперь со лба – раз, два
Серьги на уши повесь, если есть.
Заколкой волосы скрепи – раз, два, три
Сзади пуговку найди и застегни
Бусы надо примерять, примеряй и надевай.
А сюда повесим брошку, разноцветную матрёшку.
А сюда браслетики, красивые манжетики.
Девочки и мальчики, приготовьте пальчики.
Вот как славно потрудились и красиво нарядились
Осталось ноги растереть и не будем мы болеть
Список литературы
Виноградов П. А. " Физическая культура и здоровый образ жизни. "
Мейксон Г. Б., Кофман Л. Б. Концепция физического воспитания детей и подростков. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка"
Фомин Н. А., Вавилов Ю. Н. " Физиологические основы двигательной активности. "
В. И. Харитонов, М. В. Бажанова, А. П. Исаев, Н. З. Мишаров, С. И. Кубицкий
" Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся. "
Виноградов П. А., Душанин А. П., Жолдак В. И. " Основы физической культуры и здорового образа жизни. "
Воложин А. И., Субботин Ю. К., Чикин С. Я. "Путь к здоровью. "
Мишаров А. З., Камалетдинов В. Г., Харитонов В. И., Кубицкий С. И. " Физическая культура и валеология в жизни детей. "