Лариса Келлер
Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Основываясь на свой личный опыт и четыре года моей работы в детском саду, я не искала никаких моделей, не придумывала ничего нового, я просто создавала для своих воспитанников и их родителей условия для учебно-воспитательного процесса. А так как дети из детского сада идут в учебно-образовательные заведения, то этот процесс должен быть единой системой воспитательной работы детского сада и начальной школы.
Изучая статью Т. П. Носоуровой «Различные модели взаимодействия школы и ДОУ», согласна с актуальностью проблемы преемственности учебно-воспитательного процесса между детским садом и школой.
Публикация «Преемственность в дошкольном и школьном образовании как залог успешной адаптации ребенка к школе» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Основываясь на нормативно– правовые документы: Конституцию Российской Федерации, ее закон «Об образовании», Конвенцию о правах ребенка, выполняя задачи определенные стандартом дошкольного образования – это и есть решение проблемы преемственности между садом и школой.
В своей статье Носоурова Т. П. перечисляет принципы, на которых строится воспитательная работа МОУ, а анализ их показал, что системообразующим видом деятельности может быть только познавательная деятельность. Большую роль, на мой взгляд, играет не только интеллектуальный уровень детей и методическая база, очень важен подбор кадров – профессиональных педагогов, которые все время в поиске, продолжают учиться и приобретать знания. В статье говорится о том, что педагог должен осознавать свою потребность в обучении… из-за отсутствия и неполноты собственных знаний и не ссылаться на другие причины.
Читая статью, хочется подписаться под каждым абзацем, потому что на сегодняшний день большинство дошкольных заведений уже готовы к преемственности образования между ДОО и МОУ. Выполняются следующие задачи, которые определены стандартом дошкольного образования : охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, социального статуса, психофизиологических особенностей, создания благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.
В рубрике: начальная школа - мною был так же найден материал о преемственности в работе начальной школы и дошкольного учреждения – автор Соломенникова О. А. Проблема эта давняя, для решения ее создаются психолого-педагогические условия: уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников; используются в образовательном процессе формы и методы работы с детьми, соответствующие их индивидуальным особенностям; образовательный процесс строится на основе взаимодействия взрослых с детьми; поддержка самостоятельности детей; защита детей от всех форм физического и психического насилия.
Возвращаясь к теме, на примере своей работы, хочется поделиться собственным опытом.
В ДОЧУ «ЮНЭК», где я работаю 2 года, систематически (2-3 раза в месяц) проводятся педагогические семинары, лекции, круглые столы и педагогические советы, где педагоги обмениваются опытом, делятся своими наработками и изучают не только стили, но и направления работы своих коллег.
В детском саду имеются специализированные помещения: кабинет логопеда, психолога, английского языка, музыки, в которых находятся элементы учебной зоны, т. о. в группах есть место для детских игр, выставок картин, творческой деятельности – театральной, а так же сюжетно-ролевых игр.
Работа с родителями в детском саду ведется непрерывно – это тематические родительские собрания, на которых показываются презентации, проводятся открытые занятия, совместные литературно-музыкальные вечера, чаепития с выступлением маленьких артистов, разыгрываются сказки.
На совместных встречах родители заполняют анкеты: Для родителей будущих первоклассников; Анкета для родителей «Изучение особенностей личностного развития ребёнка»; Анкета для выявления отношения ребёнка к школе, к школьным правилам, к учёбе, к учителям; так же родителям для работы с ребенком даются различные тесты. Н-р: Тест для будущего первоклассника. С самими детьми я провожу такие игры, как «Я иду в первый класс» - это настольно-дидактическая игра, в которой участвует от 2-х до 6 человек. Игра формирует основные учебные навыки, правила поведения в школе, развивает мышление, речевые навыки, а также учит взаимодействию в группе. Играющие по очереди кидают кубик, двигаются по клеткам игрового поля и выполняют задания. Пять видов заданий даны на карточках. Побеждает тот, кто первым дойдёт до школы. Воспитатель - я помогаю в выполнении заданий. Работая с дошкольниками, часто обращаюсь к литературе, это помогает мне восполнять свой педагогический багаж. Изучая этот вопрос – вопрос преемственности в дошкольном и школьном образовании, как залог успешной адаптации ребенка к школе просмотрела следующую литературу:
1. Носоурова Т. П. Различные модели взаимодействия школы и ДОУ //Начальная школа плюс До и После. 2003. № 10. С. 58-61. .(эл. версия у преподавателя Горячевой Н. Г.)
2. Соломенникова О. А. Преемственность в работе начальной школы и дошкольного учреждения. /Соломенникова О. А. Баранникова Н. А. //Начальная школа № 2, 2008. С 3 – 6.