Папки-передвижки

Проект «Мир сенсорики» в первой младшей группе

Наталья Ломоносова
Проект «Мир сенсорики» в первой младшей группе

ТЕМА ПРОЕКТА : «Мир сенсорики».

УЧАСТНИКИ:

дети 2-3 лет

воспитатели

родители

Актуальность проекта :

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Публикация «Проект „Мир сенсорики“ в первой младшей группе» размещена в разделах

Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно: является основой для интеллектуального развития, развивает наблюдательность, позитивно влияет на эстетическое чувство, является основой для развития воображения, памяти, внимания и др. Новизной данного материала является так же сочетание традиционных подходов и использование современных средств обучения: развлечения, логических упражнений, практическими заданиями, заучивание стихов, потешек, разгадывание загадок о геометрических фигурах. Обеспеченность практическим игровым материалом (самодельными дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями, и в семье.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : - развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

1. Определить уровень сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.

2. Воспитывать любознательность, стремление к познанию, самостоятельность.

3. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2–3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

4. Формировать сенсорные представления детей 2 – 3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.

5. Изготовить игры и пособия на развитие сенсорных навыков.

6. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

ВИД ПРОЕКТА :

• познавательно-игровой

• краткосрочный - 2 недели

групповой.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Дети: В результате планомерной, системной работы происходит развитие ребенка. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения сначала в детском саду, затем в школе. Развитие сенсорной культуры способствует развитию речи, мелкой моторики рук и всех психических процессов.

Приобретение дидактических игр и игрушек, изготовление пособий из бросового материала родителями и воспитателями способствует обогащению предметно – развивающей среды. Развивающие пособия дают возможность в условиях пребывания детей в детском саду самостоятельно и с творческим подходом воспитателя реализовывать задачи сенсорного развития.

Родители: Повышение педагогической культуры родителей. Установление с ними доверительных и партнёрских отношений.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

1. Организационный

Родительское собрание «Участвуем в проекте»

Составление плана работы с детьми и родителями

Обогащение развивающей среды

Консультации для родителей

Индивидуальные беседы с родителями

2. Практический

Подбор и изготовление дидактических игр

Подбор и изготовление наглядных пособий

Мастер-класс для родителей «Учимся мастерить и играть»

Наглядная информация: папки-передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», «Дидактическая игрушка – в жизни ребенка».

Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей

Проведение упражнений, игр по сенсорному развитию

Проведение индивидуальной работы с детьми

3. Обобщающий

Оформление наглядного и дидактического материала

Создание картотеки дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию

Создание презентации проекта по сенсорному развитию

Оформление фотовыставки.

План реализации проекта :

Мероприятия с детьми Мероприятия с родителями Обогащение предметной среды

НОД: занятие по сенсорному развитию детей : «Зайка к нам пришел»

ОО «Художественно эстетическое развитие. Лепка» : «Зёрнышки для петушка»

ОО «Художественно - эстетическое развитие. Рисование» : «Лучики для солнышка»

ОО «Ознакомление с художественной литературой» : Потешка «Петушок, петушок…», стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко»

Дидактические игры: «Геометрические фигуры» «Разноцветные шарики» «Что нам принес Мишутка» «Большой и маленький» «Отгадай, что в мешочке» «Найди пару» «Цветные фонарики» «Что катится» «Мячи большие и маленькие» «Пообдери по цвету» «Разложи по форме» «Разложи по величине» «Найди свой домик» «Назови правильно» «Игры с пробками» «Собери бусы» «Открой коробочку»

«Собери карандаши в стаканы» «На что похожа фигура?» «Разноцветные шумелки» «Кто что услышит?» «Маленький секрет» «Застёжки» «Закрути ленточку» «Поиграем с прищепками» «Разложи чашки по цветным тарелочкам» «Сенсорный конструктор» «Сенсорное панно с пуговицами» «Шнуровка» Упражнения: Нанизывание бусин разного цвета Нанизывание больших и маленьких бусин Складывание пирамидки Складывание четырехместной матрешки

Наглядная информация: папки передвижки: «Что такое сенсорика и почему ее так важно развивать?», «Дидактическая

игрушка – в жизни ребенка». «Участие родителей в проекте»

Консультации для родителей:

«Дидактические игры как средство сенсорного развития детей первой младшей группы»

«Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2 - 3 лет»

Привлечение родителей к изготовлению игр и пособий для сенсорного развития детей

Изготовление развивающих пособий: «Найди пару» «Игры с пробками» «Собери бусы»

«Открой коробочку» «Укрась ёлочку шарами» «Сложи пирамидку» «Собери карандаши в стаканы» «На что похожа фигура?» «Разноцветные шумелки» «Кто что услышит?» «Угадай на вкус» «Чем пахнет?» «Сюрприз» «Пересыпалочки» "Озорные ладошки» «Тонет, не тонет» «Тактильная коробка» «Теплый – холодный» «Маленький секрет» «Застёжки» «Закрути ленточку» «Поиграем с прищепками» «Мягкий конструктор» «Разложи чашки по цветным тарелочкам» «Сенсорный конструктор» «Сенсорное панно с пуговицами» «Шнуровка»

Создание картотеки «Дидактические игры по сенсорному воспитанию детей первой младшей группы»

Оформление фотовыставки

Картотека ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

по сенсорному воспитанию

детей первой младшей группы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Игры для развития зрительного восприятия:

«Найди пару»

Материал: разноцветные рукавички из ткани.

Цель: упражнять в умении находить рукавички одного цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.

«Игры с пробками»

Материал: пробки разного цвета и размера.

Цель: упражнять в различении двух (четырёх) основных цветов, развитие логического мышления. Сознание эмоционально положительного настроения. Развитие восприятия: зрительного осязательного. Развитие наглядного – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения.

«Собери бусы»

Материал: деревянные бусы разного цвета.

Цели: укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации; формирование умения сочетать по цвету; развитие концентрации внимания; развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу и создания собственного изделия.

«Открой коробочку»

Материал: разноцветные коробочки, внутри картинки соответствующего цвета.

Цель: упражнять в умении открывать и закрывать коробочку; развивать мелкую моторику, координацию движений рук; создать радостное настроение от результата своей деятельности.

Усложнения: упражнять в различении формы (круглая коробочка, цвета (красная, жёлтая, синяя, зелёная, чёрная, величины (большая, маленькая) ; в умении соотносить цвет: «Картинки перепутались, положи в свою коробочку!», познакомить с понятиями «один» (одна)«много».

Взрослый создаё т интерес к игре: «Что в коробочке гремит? Давайте посмотрим!». Знакомит с формой, с цветом, величиной, с понятиями: одна, много.

«Сложи пирамидку»

Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний и системе цветов. Ребенок по просьбе воспитателя подбирает нужный цвет колечек. Выкладывая пирамидку, старается самостоятельно называть цвет колец.

«Собери карандаши в стаканы»

Материал: цветные карандаши, стаканчики 4-х цветов. Цель: Упражнять детей в умении сопоставлять цвета, способствовать закреплению знаний цветов. На столе перед детьми раскладываются цветные карандаши. Воспитатель кладёт в каждый стакан по одному карандашу разного цвета, проговаривая свои действия: «В этот стаканчик положу карандаш синего цвета, наберём много одинаковых карандашей». И так повторяется с карандашами всех основных цветов. Побуждая детей проговаривать цвет карандашей.

«На что похожа фигура?»

Цель: Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.

Игровой материал: Вырезанные из плотного материала геометрические фигуры 4 основных цветов.

Ход игры: Детям предлагаются геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат. Взрослый называет их. Просит детей найти предметы в комнате или на улице, похожие на эти фигуры. По возможности дает детям обвести руками по контуру эти предметы (мяч, обруч, кубик, тарелку, аквариум и т. д.).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Игры для развития слухового восприятия

«Разноцветные шумелки»

Материал (бросовый, природный) : пластиковые бутылочки, наполненные цветными полиэтиленовыми гранулами, желудями (можно использовать для наполнения песок, крупу, горох, фасоль, макароны).

Цель: развивать слуховое восприятие, упражнять в умении определять громкое и тихое звучание «шумелок», развивать чувство ритма.

Усложнение: развивать восприятие цвета.

Кто что услышит?

Материал: ширма, колокольчик, барабан, бубен, дудочка и т. д.

Цель: развивать слуховое восприятие, умение различать звучание разных музыкальных инструментов.

Ставили перед детьми ширму и звенели в колокольчик, стучали в барабан, бубен, играла на дудочке и т. д. Предлагали детям отгадать, каким предметом произведен звук.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Игры для развития мелкой моторики и орудийных действий

«Маленький секрет»

Материал: трубочки четырёх основных цветов; маленькие игрушки или геометрические формы, завёрнутые в лоскуток ткани соответствующего цвета, положенные в трубочку; длинные палочки.

Цель: упражнять детей в орудийных действиях: в умении проталкивать палочкой спрятанный в трубочке свёрток; в умении различать и называть цвет и форму (игрушку, развивать мелкую моторику, координацию движений руки.

Взрослый заинтересовывает ребё нка: «Интересно, что за секрет спрятался в трубочке? Как достать и посмотреть, что там?» Если ребёнок затрудняется, взрослый показывает способ действия, а затем предлагает ребёнку самостоятельно достать маленький секрет. Спрашивает: «Что это? Какого цвета? Какая это форма?»

«Застёжки»

Материал: застёжки с пуговками, кнопками, «липучкой» : в виде предметов одежды.

Цель: упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

«Закрути ленточку»

Материал: сенсорный тренажёр «Ленточки» : ленты длинные и короткие, широкие и узкие, четырёх основных цветов.

Цель: познакомить с понятиями: «длинная –короткая», «широкая- узкая» (ленточка, закреплять умение различать и называть четыре основных цвета, развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

Усложнение: можно добавить цвета: белый, чёрный, оранжевый, фиолетовый и другие.

Взрослый показывает, как надо пальчиками взять палочку и крутить её, знакомит с цветом ленточек и другими качествами (длина, ширина, когда движения освоены, можно предложить задание: «Давай закрутим ленточки! Кто быстрее?»

«Поиграем с прищепками»

Материал: разноцветные прищепки, плоские геометрические фигуры.

Цель; Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Взрослый заинтересовывает ребё нка: сделаем солнышко, тучку, ежика и др.

Итоги проекта

«Мир сенсорики»

Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет, создание картотеки дидактических игр.

Сформированные сенсорные представления у детей путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.

дидактические игры, сделанные своими руками

Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них.

Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.

Публикации по теме:

Краткосрочный проект в первой младшей группе «Как мы встречали осень»Краткосрочный проект в первой младшей группе «Как мы встречали осень» Краткосрочный проект в первой младшей группе «Как мы встречали осень» Длительность- 2 недели. Участники проекта: воспитатели, воспитанники.

Проект «Лэпбук — детям друг!» в первой младшей группе (СЛАЙД 1) Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. У детей недостаточно.

Проект «Масленица» в первой младшей группе ПРОЕКТ " МАСЛЕНИЦА " В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Проект " Масленица " Тип проекта: Информационно - творческий. Вид проекта: групповой..

Проект «Огород на окне» в первой младшей группеПроект «Огород на окне» в первой младшей группе Актуальность Дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях.

Проект «Огород на подоконнике» в первой младшей группеПроект «Огород на подоконнике» в первой младшей группе .

Проект развития речи в первой младшей группе Проект «Развитие речи дошкольников» Выполнила воспитатель 1 младшей группы: Перницкая В. Г. Актуальность проекта Одним из важных.

Проект «Русская матрешка» в первой младшей группе Проект «Русская матрешка» для детей 1 младшей группы. Вид проекта: познавательный, творческий. Участники: дети 1 младшей группы, воспитатель,.

Проект в первой младшей группе «Маленькие чистюли»Проект в первой младшей группе «Маленькие чистюли» Проблема: Отсутствие у детей культурно гигиенических навыков. Вид проекта: игровой Тип проекта: кратковременный (10-14.09.18) Актуальность:.

Проект в первой младшей группе «Поможем птицам зимой» 1. Паспорт проекта. Автор: Алексеева Валентина Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ «Маминский детский сад».

Проект в первой младшей группе «Потешки-помощники» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 Проект по познавательно – речевому развитию детей в первой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Мир сенсорики» в первой младшей группе
Опубликовано: 8 февраля 2020 в 18:18
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД