светлана жидкова
Проект «Народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа : старшая, подготовительная.
Проблема: В МБДОУ отсутствует система работы с детьми по использованию народных подвижных игр в образовательном процессе. Недостаточно глубокое знание и свободное владение педагогами обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства народными подвижными играми.
Публикация «Проект „Народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Современные дети двигаются меньше, меньше, чем раньше, играют в подвижные игры, из-за привязанности к телевизору, к компьютерным играм. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки и партнерства. Трудности детей в умении брать на себя роль лидера, договариваться, распределять роли и соблюдении правил в течение всей игры.
Не каждый родитель осознает, что ребенок, играя, познает мир, забавляется, исследует границы дозволенного, открывает правила взаимодействия и присваивает социальный опыт. Родители не вовлекают детей в посильную совместную помощь по дому, предпочитая все делать сами.
Цель:
Воспитание и развитие детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики. Расширить и закрепить знания детей о русских подвижных играх наших предков.
Задачи:
- Разработать систему использования народных подвижных игр в совместной деятельности с детьми.
- Организовать взаимодействия с семьями воспитанников.
- Создать условия для проведения подвижных игр.
- Накопить и использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, считалки, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
- Сформировать интерес у детей и потребность в использовании народных подвижных игр.
- Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.
- Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.
- Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.
- Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.
- Учить детей брать на себя роль лидера, договариваться, распределять роли и соблюдать правила в течении всей игры.
- Развитие у детей положительных эмоций от народной игры.
Сроки реализации проекта : Декабрь, январь.
Участники: Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели ДОУ.
Содержание практической деятельности по реализации проекта
1 этап (подготовительный - сбор и накопление информации)
Специально - организованная деятельность Цели деятельности Дата проведения
- Составление картотеки народных подвижных игр на старшие и подготовительные группы.
- Изготовление атрибутов к сюжетным народным подвижным играм.
• - Проблемная ситуация: «Народная игра, - что это такое?»
• -Беседа: «В какие игры играли наши бабушки и дедушки».
- Содержания игры соответствует возрастным особенностям детей.
- Приобщить детей к изготовлению масок для народных подвижных игр.
- Заинтересовать детей темой народных игр; подвести их к выбору темы проекта. Пробудить у детей интерес к народным играм.
- Расширить представление детей об историческом и культурном прошлом наших предков.
Декабрь
1 – 3 неделя.
2 этап (деятельный, творческий).
Специально - организованная деятельность Цели деятельности Дата проведения
Физическое развитие
- Организация и проведение народных подвижных игр.
- Физкультурный досуг «Путешествие в мир русских народных игр»
- Формирование элементарных знаний и представлений об играх родного народа и их разнообразии.
- Разучивание игр и правил к ним, проведение игр: «Петушки», «Ты катись веселый бубен», «Гусеница», «Баба – Яга»…
- Продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.
- Воспитывать внимание, выдержку.
- Действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг.
Декабрь
4 неделя,
Январь
2 – 4 неделя.
Социально – коммуникативное развитие
- Ознакомление с атрибутами игр.
- Беседа «Русские подвижные игры»
- Объяснение техники безопасности.
- Рассматривание альбома «Играем весело!»
- Расширения и закрепления знаний детей о русских подвижных играх наших предков : «Золотые ворота», «Солнце», «Чурилки»…
- Действовать организовано, расширять и сужать круг не толкая друг друга, бегать не сталкиваясь друг с другом. Декабрь
4 неделя.
Январь
2 неделя.
Речевое развитие
- Заучивание закличек к играм.
- Обогащение лексического запаса.
- Развивать память, слух, внимание.
- Передавать содержание текста без ошибок.
- «панева», «завеса», «убрус».
Декабрь
4 неделя
Январь
2 неделя
Познавательное развитие
- В какой одежде ходили на Руси.
- Формирование представлений детей о внешнем виде наших предков; - Формирование начальных навыков анализа и сопоставления на примере сравнения одежды русского народа в старину и сейчас.
(Показать куклу в русском народном костюме).
Январь
2 неделя
Художественно эстетическое развитие
- Включение народных подвижных игр в досуговую деятельность соответствующей тематики, в праздники и развлечения.
- Новогодние утренники, Колядки. Развитие у детей положительных эмоций от народной игры.
Декабрь
4 неделя
Январь
2 – 3 неделя
Работа с социумом
Гостиная «Народная подвижная игра в познавательном и двигательном развитии старших дошкольников».
- Итоговое мероприятие с детьми соседних групп «С друзьями не скучаем, весело играем!»
Январь
4 неделя
Работа с родителями
- Анкета для родителей: «Народные детские подвижные игры»
- Советы родителям по поводу организации народных подвижных игр.
- Консультации для родителей: «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем».
- Проследить связь поколений, воспитание в историческом, культурологическом и патриотическом русле.
- Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игровой деятельности. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
- Познакомить с названиями игр, их правилами, как организовать в самостоятельной деятельности игры. Не перед телевизором, а в игре укрепляется здоровье детей.
Декабрь
1 – 2 неделя
Январь
4 неделя.
Декабрь
3 неделя.
3 этап (презентация проекта)
Специально - организованная деятельность Цели деятельности Дата проведения
- Обобщение опыта работы по теме: «Народные подвижные игры для детей старшего дошкольного возраста».
- Пополнить архив физкультурного зала фотографиями народных игр с детьми.
- Применение детьми народных игр в самостоятельной игровой деятельности в помещение и на улице.
- Домашнее задание: «Нарисуй, как мы играем в народные игры».
- Сделать фотоальбом «Народные подвижные игры».
Январь
3-4 неделя
Результат проекта.
Благодаря организации проектной деятельности «Народные игры для детей старшего дошкольного возраста» произошло:
- Ознакомление дошкольников с народными подвижными играми;
- Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и с воспитателем);
- Повышение образовательного уровня родителей через введение их в увлекательный мир народных игр и в вопросах развития игровой деятельности детей.
- Развитие диалогической и монологической речи детей. Использование детьми потешек, считалок, загадок. (Для выбора ведущего, самостоятельное использование считалок).
- Самостоятельная организация детьми народных подвижных игр;
- Осмысленное и активное участие детей в народных праздниках;
- Умение брать на себя роль лидера, договариваться, распределять роли и соблюдать правила в течении всей игры;
- Испытание детьми положительных эмоций от народной подвижной игры.
Вывод.
Работая над проектом, я видела заинтересованность детей. Дети с удовольствием рассматривали альбом, познакомились и разучили народные подвижные игры. Ребята научились отличать народные подвижные игры от других видов игр, также ребята смогли познакомиться с понятием народные игры, оказалось, что народные игры детям знакомы, и они любят в них играть, но пока с трудом могут отличить народные игры от других подвижных игр.
Пришли к выводу, что народные игры не менее увлекательны. Игры имеют разные атрибуты, сопровождаются потешками и мелодией.
Работа была организована таким образом, что каждый ребёнок и родитель активно принимали участие. Большинство родителей знают, что такое народные подвижные игры и знакомы с ними.
Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К. Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
Он также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.
Подводя итоги проекта, было принято решение всеми его участниками продолжать изучение народных игр, применять их в совместных играх, как в семьях, так и во время пребывания в детском саду.
Литература:
- Иванчикова Р. Народные игры с детьми// Дошкольное воспитание 2005 №4.
- Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М. : Айрис-пресс, 2003.
- О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ: Детство-Пресс, 2016г.
- Ключева, М. А. Народные подвижные детские игры. Современный фольклорный сборник / М. А. Ключева. - М. : Форум, Неолит, 2014. - 400 c.
- Забелин И. Русский народ, его обычаи, предания, суеверия. - М., 1992
- Капица Ф. С., Колядич Т. М. Русский детский фольклор. - М., 2002
- Слепцова И. С. Народные игры и их использование в воспитании // Русские народные традиции и современность. - М. ,1995
- Степанов Н. П. Народные праздники на Святой Руси. - М., 1992
- Чичеров В. И. Русское народное творчество. - М. ,1959
Приложение.
Анкета для родителей: «Народные детские подвижные игры».
Уважаемые родители! Мы просим Вас ответить на предложенные вопросы.
Заранее благодарны Вам за участие!
1. Часто ли совершаете прогулки в выходные дни? ___
2. Выйдя с ребенком на прогулку, Вы идете…
а) в лес
б) во двор
в) в магазин
г) на спортивную игровую площадку.
3. Какие виды игр предпочитает Ваш ребенок?
а) подвижные игры
б) настольные игры
в) сюжетно-ролевые игры
г) другие (какие) ___
___
4. Какое спортивное оборудование имеется у вас дома? ___
___
5. В какие подвижные игры Вы играли в детстве? ___
___
6. Как Вы понимаете, что такое народные игры? ___
___
7. Перечислите, какие народные игры Вы знаете___
___
8. Часто ли Вы со своим ребенком играете в подвижные игры? ___
9. Как Вы думаете, какое значение имеют подвижные игры для физического развития и здоровья детей? ___ ___
Результаты анкетирования родителей
В анкетировании приняли участие 17 семей.
1. Часто ли совершаете прогулки в выходные дни? 16 – да; 1 - нет
2. Выйдя с ребенком на прогулку Вы идете…
а) в лес 7
б) во двор 10
в) в магазин 1
г) на спортивную игровую площадку 6
3. Какие виды игр предпочитает Ваш ребенок?
а) подвижные игры 10
б) настольные игры 4
в) сюжетно-ролевые игры 3
г) другие -
4. Какое спортивное оборудование имеется у вас дома?
Во всех семьях, принявших участие в анкетировании имеется спортивное оборудование: мячи, гантели, скакалки, велосипеды, бадминтон, настольный теннис, обручи. В одной семье: гимнастическая стенка, турник, боксёрская груша.
5. В какие подвижные игры Вы играли в детстве? «Салки», «прятки», «резиночка», «классики», «футбол», «бадминтон», «казаки-разбойники», «кто дальше прыгнет», «догонялки», и другие
6. Как Вы понимаете, что такое народные игры?
10 семей смогли дать определение народным играм.
7. Перечислите, какие народные игры Вы знаете : «Салки», «прятки», «казаки-разбойники», «горелки», «лапта», «городки», «лото».
8. Часто ли Вы со своим ребенком играете в подвижные игры? 6-да; 11-нет
9. Как Вы думаете, какое значение имеют подвижные игры для физического развития и здоровья детей? 6 семей смогли ответить на данный вопрос.
Вывод: во всех принявших в анкетировании семьях родители гуляют с детьми, обеспечивают им возможность играть в подвижные игры и развиваться физически, но в то же время большинство родителей не играют со своими детьми и не смогли ответить, какое же значение имеют подвижные игры для физического развития и здоровья детей.
По итогам анкетирования было решено ознакомить родителей с информацией о важности и необходимости совместных подвижных игр с детьми, их значении для укрепления здоровья детей и укрепления связей внутри семьи как между родителями и детьми, так и между родителями.
С этой целью были проведены консультации для родителей «В подвижные игры играем — здоровье укрепляем», индивидуальные беседы с родителями, также к родителям была просьба фотографировать моменты совместных игр с детьми, на память.
Народные подвижные игры.
«Чурилки»
Цель: Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры : Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:
Колокольцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон?
После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.
«Солнце»
Цель: Действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за ленточки спокойным шагом. Учить стремительному бегу.
Ход игры : Ребенок «Солнце» стоит внутри обруча с лентами. Дети стоят по кругу и держатся за ленты. Произносят слова.
Гори солнце ярче,
Лето будет жарче.
Я зима теплее,
А весна милее
1,2,3, «Солнце» нас догони.
После слов, «Солнце» (ловишка, и дети кладут обруч на пол, «Солнце» ловит детей, дети убегают в домик на скам
«Круги»
Цель: Закрепить умение ходить по кругу, узнавать своих товарищей, развивать внимание.
Ход игры : Выбирается водящий, ему завязывают глаза. Играющие ходят вокруг водящего, стоящего посередине и поют:
Становися во кружок,
Отгадай, чей голосок.
До кого-нибудь коснись,
Отгадать поторопись.
Играющие останавливаются, а водящий ощупывает детей и старается кого-нибудь угадать и назвать.
Тот, кого он верно назовет по имени, идет в круг, становится водящим.
«Золотые ворота»
Цель: Совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.
Ход игры : Участники игры делятся на тех, кто стоит в воротах, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри «ворот», берутся за руки и встают за другими парами, увеличивая «ворота».
«Ты катись, весёлый бубен!»
Цель: Развивать фантазию.
Ход игры : Все встают в большой круг.
Ведущая произносит слова:
Ты катись, весёлый бубен,
быстро, быстро по рукам.
У кого весёлый бубен,
тот сейчас… /задание/ и т. д.
(У кого бубен выходит в круг и выполняет задание).
«Гори, гори ясно»
Цель: Развивать сноровку, быстроту бега.
Ход игры : Дети встают в круг. Водящий становится в середине круга. У водящего в руке платок.
Все поют и идут в одну сторону, а водящий в другую.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо –
Птички летят, колокольчики звенят!
Когда песня заканчивается, все останавливаются. Дети, рядом с кем остановился ведущий поворачиваются в разные стороны и обегают круг, возвращаясь на свое место и забирают платок у водящего. Кто быстрее забрал платок тот становится водящим.
«Колечко»
Цель: Развивать ловкость, сообразительность.
Ход игры : Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники стоят в ряд, складывают ладошки лодочкой и вытягивают руки перед собой. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает:
Я по горенке иду,
Колечко несу!
Угадайте- ка, ребята,
Где золото упало?»
Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от детей и произносит слова:
Колечко, колечко,
Выйди на крылечко!
Задача игрока, у которого в руках колечко – выбежать вперед, а дети, стоящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться, придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру.
«Баба - Яга»
Цель: Продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.
Ход игры : Баба – Яга находится в центре круга, у нее в руке веник. Дети ходят по кругу и поют:
Баба-Яга, костяная нога,
С печки упала, ногу сломала.
Пошла на улицу, раздавила курицу.
Пошла на базар, раздавила самовар.
После песни Баба-Яга идет по кругу и метет веником, дети должны перепрыгнуть веник, кто не смог, тот попался.
«Дедушка»
Цель: Совершенствовать ходьбу шагом по кругу, легкий стремительный бег.
Ход игры : Выбирается «дедушка», он садится на стул в центре круга.
Все играющие, ходят по кругу и поют:
уж ты дедушка седой,
Что трясешь ты бородой.
Мы пришли к тебе на час,
Ну-ка, тронь попробуй нас.
«Дедушка» встает с места и начинает ловить играющих, которые убегают на места.
«Бой петухов»
Цель: Развитие ловкости и прыжковой выносливости.
Ход игры : Играющие делятся на пары и встают лицом друг к другу. Одну ногу согнуть в колене и держать ее руками.
По сигналу тренера участники игры, прыгая на одной ноге сближаются и, толкая друг друга плечом, стараются вывести противника из равновесия таким образом, чтобы тот коснулся земли второй ногой. Такой игрок считается проигравшим и покидает площадку.
Фотоотчет.