Татьяна Кочнева
Тема проекта: Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта: Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ДЕТСКИЙ САД №4 "Тополёк"
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
социокультурного развития детей 2 категории
Проект
«Мир в ладошках»
г. Краснокаменск, 2012
Организация – разработчик проекта
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ДЕТСКИЙ САД №4 "Тополёк"общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
социокультурного развития детей 2 категории
Публикация «Тема проекта: Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование. Планы работ
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Контактная информация
Адрес: 674673
Российская Федерация
Забайкальский край
г. Краснокаменск
6 м-н, 647
Руководители проекта :
Кочнева Татьяна Георгиевна – воспитатель логопедической группы
2 категории
Воронова Светлана Ильинична - учитель-логопед
Тема проекта : «Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения общеразвающего вида».
Характеристика проекта
Проект является методическим, долгосрочным.
Срок выполнения проекта
Сентябрь 2012 г. – май 2014 г.
Проектная команда
Заведующий,
ЗЗВ и МР
музыкальный руководитель,
воспитатель по ИЗО деятельности,
воспитатель по физической культуре
учитель – логопед,
психолог,
воспитатели,
медицинские работники дошкольного образовательного учреждения,
Участники
Воспитатели, специалисты,
медицинские работники дошкольного образовательного учреждения,
дети с ОВЗ
родители воспитанников.
Краткая аннотация проекта
Проект «Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида», предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в общий образовательный процесс, а учреждение образования создает им для этогонеобходимые условия. В связи с этим возрастает роль и значение педагога в образовательном пространстве, так как он становится участником инклюзивного процесса в сотрудничестве с командой специалистов, администрации и родителями. Для этого необходима модернизация психолого-педагогических кадров: система подготовки, переподготовки и повышение квалификации педагогов.
В рамках проекта с детьми с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями нужна комплексная система поддержки. Ввиду того, что у особых детей наблюдается более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; эмоциональная незрелость, явные трудности в управлении своим поведением, трудности в социальной адаптации – их интеллектуальная готовность к школьному обучению оценивается как низкая, дети испытывают стойкие трудности в обучении. При подготовке ребенка с отклонениями в развитии к школьному обучению используется технология поэтапного систематического обучения, которая состоит из разделов: работа с детьми, работа с родителями и работа с педагогами.
Предполагаемым продуктом проекта станет система психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проект выполнен в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и будет реализован с участием всех субъектов образовательного процесса МДОУ: детей, родителей, педагогов, администрации ДОУ, органов управления образованием.
Выгодоприобретатели проекта
Работа с одарёнными детьми осуществляется, как правило, на трех уровнях проявления способностей, включающих:
поиск одарённых детей посредством предоставления детям возможности участвовать в учрежденческом и муниципальном этапах конкурсных мероприятий (олимпиады, турниры, состязанья, конкурсы, смотры и др.);
сопровождение одарённых детей (интенсивные группы развития, дистанционные детские образовательные программы и проекты, обучение в дополнительных кружках и студиях по основным линиям развития ребёнка);
дальнейшее развитие во внутриучрежденческом и муниципальном этапах краевых конкурсных мероприятий; в учреждениях дополнительного образования детей (школа искусств, спортивная школа, художественная школа и другие студии, кружки на школьном уровне).
Таким образом, данный проект необходим педагогам ДОУ, учителям, родителям, заинтересованным организациям дополнительного образования детей.
Актуальность, постановка проблемы и обоснование необходимости разработки проекта
Одной из перспективных задач развития системы дошкольного образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение их социализации.
Предметом острой общественной тревоги становится ухудшение физического, психоневрологического, нравственного здоровья детей. Всё более осознаётся как актуальная задача государства, всего общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления тревожной тенденции, в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения.
В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
Но ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Этап дошкольного детства – время вхождения ребёнка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему – систему дошкольного воспитания и обучения.
Учёные и практики отмечают в настоящее время увеличение числа детей со сложной структурой дефектов, когда нарушение речевого или интеллектуального развития сопровождается отклонениями в развитии зрительного, опорно – двигательного аппарата, что затрудняет обучение и воспитание, делает сложным процесс формирования личности. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватного метода коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста. Чем раньше будет начата коррекционная работа с детьми, тем меньше затруднений возникает в их двигательном, речевом, интеллектуальном развитии.
По определению Тупоногова Б. К. коррекция - это система специального обучения и воспитания детей с различными нарушениями. В то же время коррекция – понятие более широкое, поскольку именно она определяет степень компенсации нарушений в развитии зрения, речи, опорно – двигательного аппарата, является основной, органическим стержнем всей воспитательно – образовательной работы в системе групп компенсирующей направленности.
Опираясь на учение Выготского Л. С. можно сделать вывод, который важен в коррекционной работе «Обучение, опираясь не только на уже созревшие функции, но и на те, которые только созревают и (это главное, двигают развитие вперёд». Исходя из концепции специального образования, коррекционно – педагогическая работа должна занимать центральное положение в системе, так как именно она определяет всю направленность воспитательно – образовательного процесса в группах компенсирующей направленности.
В то же время коррекция, как специальная система, имеет выход на среду, так как ребёнок существует не изолированно, а в конкретных социальных условиях, которые также определяют и необходимость социальной защиты детей с различными отклонениями. Социализация – процесс, а также результат усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений, который обеспечивает ему адаптацию в современном ему обществе.
Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.
Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.
Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является образовательное учреждение, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГТ, лечение и оздоровление, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
Организация такой работы в ДОУ требует от специалистов, педагогов ДОУ, специальных знаний, как в областях специальной педагогики, психологии, так и в исследованиях физиологических особенностей детей с ОВЗ. Ранняя коррекция, педагогическая в особенности, поможет избежать в дальнейшем многочисленных неудач в жизни ребёнка, особенно в школьном обучении.
Проект «Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения» предназначен для решения сложной проблемы коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ. В то же время реализация проекта будет способствовать повышению степени интеграции детей с проблемами в развитии в социальную среду.
Основание для разработки проекта
1. Конвенция о правах ребёнка.
2. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
3. Типовое Положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011г №2562.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 31.05.2007г. № 1213 «О методических рекомендациях по отнесению ДОУ к определённому виду»;
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
6. Приказ Министерства образования РК от 06.12.2010г. №300 «Об организации работы по реализации ФГТ к структуре ООП ДО в системе ДО РК»
7. Устав МАДОУ
Цель проекта :
Создание модели взаимодействия педагогов, специалистов,
медицинского персонала ДОУ и родителей в коррекционно-
педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями
здоровья и их социализации в образовательное пространство ДОУ.
Задачи проекта :
1. Создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
2. Определить модель эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса образования детей с ОВЗ через взаимодействие диагностического, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально - личностного направлений деятельности;
3. Разработать и осуществить программу повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов в области коррекции нарушений в здоровье и социализации детей с ОВЗ;
4. Совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей);
5. Обеспечить мониторинг эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ.
6. Проведение массовых мероприятий с детьми ограниченными
возможностями здоровья.
Риски проекта
Возможные риски Пути выхода
Недостаток необходимых знаний и умений качественного осуществления работы по сопровождению с детьми ограниченными возможностями здоровья. Более детально ознакомить участников образовательного процесса с тем, как осуществлять индивидуальный подход к детям ограниченными возможностями здоровья.
Личная обеспокоенность по поводу того, как эта работа повлияет на изменение функций воспитателя; повышение контроля за работой, затраты времени, ведение документации. Пересмотреть должностные инструкции участников образовательного процесса.
Обеспечить прозрачность контрольных мероприятий со стороны администрации.
Включение в годовой план работы ДОУ данного раздела.
Оптимизировать образовательный процесс; продумать эффективные формы и методы работы с детьми ограниченными возможностями здоровья.
Упорядочить основную и дополнительную документацию по работе с детьми ограниченными возможностями здоровья.
Продумать качественные показатели для оценки труда участников образовательного процесса через стимулирующие выплаты.
Выработать конкретную технологию развития индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Разработать пошаговый алгоритм.
Несоответствие материально-технической базы для осуществления более индивидуализированной работы с детьми (компьютеры для детей; оргтехника: мультимедиа; интерактивная доска) с использованием ИКТ – технологий. Поиск средств для приобретения данного оборудования за счёт платных дополнительных образовательных услуг; привлечения спонсоров и благотворительных пожертвований; организация работы Попечительских советов в ДОУ; разработка серии проектов и выход на родительские комитеты.
Отсутствие специализированных программ по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Создание собственных авторских, модифицированных (адаптированных, прошедших экспертизу (внутреннюю в ДОУ) и внешнюю (через ЭПС ОДДУ).
Недостаток квалифицированных педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных образовательных программ. Создание модели методической работы в ДОУ в условиях ФГТ.
Повышение квалификации педагогических работников на платной и бесплатной основе.
Посещение методических мероприятий на муниципальном уровне.
Отсутствие необходимой мотивации для повышения качества работы. Повысить заинтересованность педагогов в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья Продумать оптимальные и адекватные формы профессионального общения педагогов.
Продумать меры поощрения (грамота, стимулирующие выплаты, расширение полномочий в управлении ДОУ, «письмо в семью» и т. п.).
Продукт проекта
Система (модель, структура) психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Ожидаемые результаты
1). Создание модели взаимодействия педагогов, специалистов, медицинского персонала дошкольного образовательного учреждения и родителей в коррекционно-педагогической работе с воспитанниками с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения.
2).Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области коррекционной работы с воспитанниками с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения.
3) Улучшение положительной динамики оздоровления воспитанников с ОВЗ и в их социализации в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения.
4)Обобщение и распространение опыта педагогов на муниципальном уровне
5) Создание единой психологически комфортной образовательной среды для воспитанников с разными стартовыми возможностями.
6). Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ.
7). Обеспечить методическими рекомендациями по теме проекта.
Критерии оценивания результатов проекта
Активное участие в проекте педагогов, специалистов, медицинских работников дошкольного образовательного учреждения, воспитанников с ОВЗ
родителей воспитанников.
Педагогический коллектив реализует приоритетную задачу – воспитание здорового ребенка. Единый подход в решении данной задачи позволяет выстроить целостную систему работы всего коллектива, определять формы и методы взаимодействия, прочеркивать линии интеграции содержания образовательного процесса
Стратегия достижения поставленной цели
Реализация проекта «Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения». рассчитана на 2 года с выделением следующих этапов:
Название этапа и мероприятия по его реализации
Сроки реализации
Цель:
1. Подготовительный
Январь - апрель 2013г. 1. Формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз.
2. Выстраивание системы повышения квалификации.
2. Организационно -практический
Сентябрь 2013г. –май 2014г.
1. Формирование и апробация механизмов взаимодействия педагогов, специалистов, медицинских работников ДОУ.
2. Апробация базового пакета документов по коррекционно – педагогической работе с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательном пространстве ДОУ.
3. Формирование и деятельность рабочей группы в ДОУ по вопросам коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательном пространстве ДОУ.
4. Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых банков по результатам реализации проекта в ДОУ.
3. Заключительный
Июнь - декабрь 2014г.
1. Обобщение и анализ результатов деятельности ДОУ по коррекционно – педагогической работе с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательном пространстве ДОУ.
2. Построение системы передачи опыта ДОУ по вопросам коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательном пространстве ДОУ.
3. Подведение итогов работы учреждения в рамках данного проекта, оценку его результатов и распространение опыта работы ДОУ
Механизм реализации проекта
1. Организационно-управленческое обеспечение :
создание рабочей группы по разработке проекта «Коррекционно-педагогическая работа и социализация детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ»;
создание банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах в ДОУ;
формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной базы;
создание информационных стендов по организации развития детей с ОВЗ в ДОУ;
приобретение и распространение в ДОУ различных изданий по развитию детей с ОВЗ.
2. Научно-методическое обеспечение:
организация консультативной помощи педагогам по разработке и внедрению специальных образовательных программ воспитания толерантного отношения к детям с ОВЗ.
мониторинг хода реализации проекта (проведение исследований среди детей, родителей, педагогов с целью объективного выяснения состояния дел и корректировки проекта);
проведение обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов, круглых столов по проблемам образования детей с ОВЗ с привлечением специалистов;
разработка и распространение методических рекомендаций, пособий по вопросам образования детей с ОВЗ;
совершенствование научно-методической базы в ДОУ по реализации программы образования детей с ОВЗ;
внедрение в практику работы ДОУ новых форм и методов деятельности специалистов ДОУ, педагогов, в соответствии с программой образования детей с ОВЗ
3. Психолого-педагогическое обеспечение:
организация работы психолого-педагогических консилиумов ДОУ с целью выявления особенностей детей с ОВЗ и оказания индивидуальной консультативной помощи воспитанникам и их родителям;
разработка методических рекомендаций по взаимодействию ДОУ и семьи ребёнка с ОВЗ;
организация в ДОУ постоянно действующих семинаров, круглых столов, тренингов, лекций, мастер-классов для педагогов и родителей по проблемным вопросам;
организация методического сопровождения процесса образования детей с ОВЗ;
организация и проведение мониторинга по проблемам коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ в ДОУ;
подготовка и публикация на сайте ДОУ материалов по вопросам коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство ДОУ.
4. Взаимодействие ДОУ с родительской общественностью:
организация и проведение родительских собраний с участием специалистов ПМПк по вопросам образования детей с ОВЗ;
организация и проведение круглых столов, родительских конференций по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ;
уроки права для родителей;
организация и проведение в ДОУ различных конкурсов среди воспитанников и их родителей по правовым вопросам;
творческие мастерские (родители + дети);
творческие гостиные;
родительские мастер-классы (обмен опытом) по адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ.
5. С воспитанниками ДОУ:
внедрение проектов по воспитанию дружеского отношения дошкольников к детям с ОВЗ
организация работы по информированию дошкольников и их родителей об основах законодательства, о праве получения образования детьми с ОВЗ и инвалидов;
организация и проведение в ДОУ различных совместных мероприятий среди воспитанников.
План мероприятий по реализации проекта
«Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательное пространство ДОУ»
Содержание Сроки Ответственные Форма представления результата
Организационно-управленческие аспекты
1. Уточнение списочного состава воспитанников ДОУ – дети с ОВЗ,
Январь
2013г.
Педагоги групп, медицинские работники Списки детей с ОВЗ
2. Создание рабочей группы по разработке и реализации проекта «Коррекционно –оздоровительная работа с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство ДОУ».
Январь
2013г.
Заведующий ДОУ Списки педагогов, входящих в состав рабочей группы
3. Обеспечение нормативно-правовой базы реализации проекта Январь-
февраль 2013г. Заведующий ДОУ Приказы, положения, должностные инструкции
4. Организация работы педагогического коллектива в условиях реализации проекта
Январь
2013г. -
Декабрь 2014г.
Заведующий ДОУ Методические рекомендации
5. Проведение педагогического совета по теме «Коррекционно – педагогическая работа с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве ДОУ» Ноябрь 2013г. Воспитатель
КочневаТ. Г
Учитель-логопед
Воронова С. И Рабочие материалы,
методические рекомендации
7. Организация обучения сотрудников на базе ДОУ Октябрь 2013г. – май 2014г. Заведующий ДОУ
Воспитатель
КочневаТ. Г
Учитель-логопед
Воронова С. И Практические семинары, посещение НОД согласно учебно-тематическому плану
8. Контроль за реализацией проекта В течение 2013-2014гг.
Заведующий ДОУ Рабочие материалы
10. Обеспечение ДОУ необходимым оборудованием, создание доступной среды
В течение 2013-2014гг.
Заведующий ДОУ Оборудование кабинетов, помещений ДОУ
Научно-методическое сопровождение
1. Погружение в проблемное поле, принятие целей и задач реализации проекта по коррекционно – оздоровительной работе с детьми с ОВЗ и из социализации в образовательном пространстве ДОУ
Январь
2013г. Заведующий ДОУ,
Воспитатель
КочневаТ. Г
Учитель-логопед
Воронова С. И План работы
2. Проведение педагогического совета ДОУ по обсуждению проекта «Коррекционно – педагогическая работа с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве ДОУ» Май 2013г.
Воспитатель
КочневаТ. Г
Учитель-логопед
Воронова С. И План работы
3. Консультирование участников реализации проекта : воспитателей, специалистов, родителей
В течение 2013-2014гг.
Воспитатель
КочневаТ. Г
Учитель-логопед
Воронова С. И Групповые и индивидуальные консультации
4. Разработка форм проведения педагогического мониторинга с целью измерения особенностей развития ребенка и формирования индивидуального образовательного маршрута по развитию интегративных качеств и эффективность механизма взаимодействия участников проекта. Февраль–апрель
2014 гг.
Воспитатель
КочневаТ. Г
Учитель-логопед
Воронова С. И Материалы мониторинга
5. Педагогический совет ДОУ по теме «Анализ реализации проекта» май 2013г., декабрь 2013г. ЗЗУ Воспитатель
КочневаТ. Г
Учитель-логопед
Воронова С. И Материалы мониторинга, методические рекомендации
6. Определение целей и задач психолого-педагогического сопровождения проекта Январь – март 2013г Психолог ДОУ УО МР «Печора»
Концепция, план работы психологической службы
7. Разработка и подготовка психолого-педагогического тестирования, программ работы с воспитанниками
Апрель 2013г. -сентябрь 2013г.
Психолог ДОУ УО МР «Печора»
Тесты, программы
8. Проведение диагностики для исследования и уточнения позиций для определения зоны психолого-педагогического наблюдения: • диагностика социально-психологической адаптации воспитанников;
• диагностика мотивационной сферы воспитанников;
• исследование состояния процессов общения, развития психологических взаимоотношений, эмоционально-волевой связи между детьми;
• диагностика сформированности учебных навыков
В течение 2013-2014гг.
Психолог ДОУ УО МР «Печора»
Материалы анализа, рабочие материалы
9. Логопедическое обследование Октябрь, апрель 2013-2014гг. Учитель-логопед
Воронова С. И
Диагностические заключения, речевые карты
10 Разработка и апробация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ
Ноябрь 2013г. - июнь 2014г.
ЗЗУ логопед
психолог
Воспитатели
Музыкальный руководитель
Групповые и индивидуальные
коррекционно – развивающие
программы
Решение психолого-медико- педагогической комиссии, индивидуальный образовательный маршрут
1. Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий
В течение 2013-2014гг.
Психолог ДОУ Диагностика результативности
2. Организация и проведение психолого-педагогических тренингов для педагогов
В течение 2013-2014гг.
Психолог ДОУ Тренинги
Организация работы воспитателей, учителя – логопеда, музыкальных руководителей, педагога дополнительного образования в рамках проекта
1. Индивидуальное планирование работы воспитателями, музыкальным руководителем, педагогом дополнительного образования, учителем – логопедом, инструктором ЛФК,
которые включены в проект Сентябрь –
октябрь
Воспитатели, ЗЗУ
музыкальный руководитель
педагог дополнительного образования, учитель – логопед, психолог.
Индивидуальные планы
2. Проведение диагностики микроклимата ДОУ, уровня развития интегративных качеств В течение 2013-2014гг.
ЗЗУ, воспитатели
музыкальный руководитель
педагог дополнительного образования
Диагностические таблицы
3. Совместное планирование и скоординированное проведение НОД по образовательным областям
В течение года
ЗЗУ, воспитатели
музыкальный руководитель
педагог дополнительного образования
Учитель - логопед Рабочие материалы
4. Взаимопосещение и проведение открытой НОД воспитателями,
музыкальным руководителем,
педагогом
дополнительного образования, учителем - логопедом
В течение года
ЗЗУ, воспитатели
музыкальный руководитель
Учитель - логопед Конспекты
НОД
5. Организация и проведение мероприятий по воспитанию дружеских отношений
В течение года
ЗЗУ, Воспитатели
Музыкальный руководитель
Сценарии
6. Осуществление плана работы по преемственности ДОУ и СОШ
В течение года
ЗЗУ, Воспитатели
Музыкальный руководитель
Учитель - логопед
Рабочие материалы
7. Методический анализ результатов и хода осуществления проекта Декабрь–
2013г., декабрь 2014г. ЗЗУ, Воспитатели
Музыкальный руководитель
Учитель - логопед
Психолог
Медицинские работники
Самоанализ, анализ реализации проекта
.
Дальнейшее развитие проекта
Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта, предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы:
1. Арсеневская О. Н. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду : занятия, игры, упражнения. - Волгоград : Учитель,2011г.
2. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры, которые лечат. - М. :ТЦ Сфера,2008.
3. Бочарова Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. - М. : АРКТИ,2002.
4. Вареник Е. Н. Физкультурно – оздоровительные занятия с детьми 5 – 7 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
5. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М. : Издательство «Экзамен»,2006.
6. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М. : ТЦ Сфера, 2005.
7. Емцева Т. А. Психолого – медико – педагогическая работа в детском саду : планирование, рекомендации, диагностические материалы. - Волгоград : Учитель,2011.
8. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия. -Волгоград : Учитель, 2009.
9. Лукина Л. И. Путь к здоровью ребёнка лежит через семью. «Управление ДОУ» №7, 2006г.
10. Микляева Н. В. Инновации в детском саду. М. : Айрис – пресс, 2008.
11. Михеева Е. В. Развитие эмоционально – двигательной сферы детей 4-7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды, упражнения, занятия. – Волгоград : Учитель,2011.
12. Онучин Н. А. Дыхательная гимнастика для детей. М. : АСТ; СПб. : Сова,2005.
13. Павлова М. А., М. В. Лысогорская. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий. - Волгоград : Учитель, 2009.
14. Плаксина Л. И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Коррекционная работа в детском саду. М. : Экзамен, 2003.
15. Подколзина Е. Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС,2009
16. Сековец Л. С. Коррекционно – педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушениями опорно – двигательного аппарата. – М. : Школьная Пресса, 2008.
17. Сысоева И. М. Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями в инклюзивном образовательном пространстве ОУ. - Новосибирск: Интернет – ресурсы.
18. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
19. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ/колл. авт. – М. : ТЦ Сфера, 2006- (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
20. Хабарова Т. В. Организация физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении. – Сыктывкар КРИРО и ПК,2003.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ДЕТСКИЙ САД №4 "Тополёк"
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
социокультурного развития детей 2 категории
Методический проект
«Мир в ладошках»
г. Краснокаменск, 2012
Организация – разработчик проекта
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение ДЕТСКИЙ САД №4 "Тополёк"общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
социокультурного развития детей 2 категории
Контактная информация
Адрес: 674673
Российская Федерация
Забайкальский край
г. Краснокаменск
6 м-н, 647
Руководители проекта :
Кочнева Татьяна Георгиевна – воспитатель логопедической группы
2 категории
Воронова Светлана Ильинична - учитель-логопед
Тема проекта : «Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения общеразвающего вида».
Характеристика проекта
Проект является методическим, долгосрочным.
Срок выполнения проекта
Сентябрь 2012 г. – май 2014 г.
Проектная команда
Заведующий,
ЗЗВ и МР
музыкальный руководитель,
воспитатель по ИЗО деятельности,
воспитатель по физической культуре
учитель – логопед,
психолог,
воспитатели,
медицинские работники дошкольного образовательного учреждения,
Участники
Воспитатели, специалисты,
медицинские работники дошкольного образовательного учреждения,
дети с ОВЗ
родители воспитанников.
Краткая аннотация проекта
Проект «Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида», предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в общий образовательный процесс, а учреждение образования создает им для этогонеобходимые условия. В связи с этим возрастает роль и значение педагога в образовательном пространстве, так как он становится участником инклюзивного процесса в сотрудничестве с командой специалистов, администрации и родителями. Для этого необходима модернизация психолого-педагогических кадров: система подготовки, переподготовки и повышение квалификации педагогов.
В рамках проекта с детьми с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями нужна комплексная система поддержки. Ввиду того, что у особых детей наблюдается более позднее развитие всех функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи; эмоциональная незрелость, явные трудности в управлении своим поведением, трудности в социальной адаптации – их интеллектуальная готовность к школьному обучению оценивается как низкая, дети испытывают стойкие трудности в обучении. При подготовке ребенка с отклонениями в развитии к школьному обучению используется технология поэтапного систематического обучения, которая состоит из разделов: работа с детьми, работа с родителями и работа с педагогами.
Предполагаемым продуктом проекта станет система психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Проект выполнен в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и будет реализован с участием всех субъектов образовательного процесса МДОУ: детей, родителей, педагогов, администрации ДОУ, органов управления образованием.
Выгодоприобретатели проекта
Работа с одарёнными детьми осуществляется, как правило, на трех уровнях проявления способностей, включающих:
поиск одарённых детей посредством предоставления детям возможности участвовать в учрежденческом и муниципальном этапах конкурсных мероприятий (олимпиады, турниры, состязанья, конкурсы, смотры и др.);
сопровождение одарённых детей (интенсивные группы развития, дистанционные детские образовательные программы и проекты, обучение в дополнительных кружках и студиях по основным линиям развития ребёнка);
дальнейшее развитие во внутриучрежденческом и муниципальном этапах краевых конкурсных мероприятий; в учреждениях дополнительного образования детей (школа искусств, спортивная школа, художественная школа и другие студии, кружки на школьном уровне).
Таким образом, данный проект необходим педагогам ДОУ, учителям, родителям, заинтересованным организациям дополнительного образования детей.
Актуальность, постановка проблемы и обоснование необходимости разработки проекта
Одной из перспективных задач развития системы дошкольного образования является создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение их социализации.
Предметом острой общественной тревоги становится ухудшение физического, психоневрологического, нравственного здоровья детей. Всё более осознаётся как актуальная задача государства, всего общества и всех его социальных институтов необходимость преодоления тревожной тенденции, в интересах обеспечения жизнеспособности подрастающего поколения.
В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.
Но ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Этап дошкольного детства – время вхождения ребёнка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему – систему дошкольного воспитания и обучения.
Учёные и практики отмечают в настоящее время увеличение числа детей со сложной структурой дефектов, когда нарушение речевого или интеллектуального развития сопровождается отклонениями в развитии зрительного, опорно – двигательного аппарата, что затрудняет обучение и воспитание, делает сложным процесс формирования личности. Поэтому остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватного метода коррекционного воздействия в работе с детьми дошкольного возраста. Чем раньше будет начата коррекционная работа с детьми, тем меньше затруднений возникает в их двигательном, речевом, интеллектуальном развитии.
По определению Тупоногова Б. К. коррекция - это система специального обучения и воспитания детей с различными нарушениями. В то же время коррекция – понятие более широкое, поскольку именно она определяет степень компенсации нарушений в развитии зрения, речи, опорно – двигательного аппарата, является основной, органическим стержнем всей воспитательно – образовательной работы в системе групп компенсирующей направленности.
Опираясь на учение Выготского Л. С. можно сделать вывод, который важен в коррекционной работе «Обучение, опираясь не только на уже созревшие функции, но и на те, которые только созревают и (это главное, двигают развитие вперёд». Исходя из концепции специального образования, коррекционно – педагогическая работа должна занимать центральное положение в системе, так как именно она определяет всю направленность воспитательно – образовательного процесса в группах компенсирующей направленности.
В то же время коррекция, как специальная система, имеет выход на среду, так как ребёнок существует не изолированно, а в конкретных социальных условиях, которые также определяют и необходимость социальной защиты детей с различными отклонениями. Социализация – процесс, а также результат усвоения человеком опыта общественной жизни и общественных отношений, который обеспечивает ему адаптацию в современном ему обществе.
Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить. Первоначально социализация индивида происходит в семье, а уже потом в обществе.
Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.
Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является образовательное учреждение, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГТ, лечение и оздоровление, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.
Организация такой работы в ДОУ требует от специалистов, педагогов ДОУ, специальных знаний, как в областях специальной педагогики, психологии, так и в исследованиях физиологических особенностей детей с ОВЗ. Ранняя коррекция, педагогическая в особенности, поможет избежать в дальнейшем многочисленных неудач в жизни ребёнка, особенно в школьном обучении.
Проект «Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения» предназначен для решения сложной проблемы коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ. В то же время реализация проекта будет способствовать повышению степени интеграции детей с проблемами в развитии в социальную среду.
Основание для разработки проекта
1. Конвенция о правах ребёнка.
2. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
3. Типовое Положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011г №2562.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 31.05.2007г. № 1213 «О методических рекомендациях по отнесению ДОУ к определённому виду»;
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009г. №655 «Об утверждении и введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
6. Приказ Министерства образования РК от 06.12.2010г. №300 «Об организации работы по реализации ФГТ к структуре ООП ДО в системе ДО РК»
7. Устав МАДОУ
Цель проекта :
Создание модели взаимодействия педагогов, специалистов,
медицинского персонала ДОУ и родителей в коррекционно-
педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями
здоровья и их социализации в образовательное пространство ДОУ.
Задачи проекта :
1. Создать единую психологически комфортную образовательную среду для детей, имеющих разные стартовые возможности;
2. Определить модель эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса образования детей с ОВЗ через взаимодействие диагностического, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально - личностного направлений деятельности;
3. Разработать и осуществить программу повышения профессиональной компетентности педагогов и специалистов в области коррекции нарушений в здоровье и социализации детей с ОВЗ;
4. Совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей);
5. Обеспечить мониторинг эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ.
6. Проведение массовых мероприятий с детьми ограниченными
возможностями здоровья.
Риски проекта
Возможные риски Пути выхода
Недостаток необходимых знаний и умений качественного осуществления работы по сопровождению с детьми ограниченными возможностями здоровья. Более детально ознакомить участников образовательного процесса с тем, как осуществлять индивидуальный подход к детям ограниченными возможностями здоровья.
Личная обеспокоенность по поводу того, как эта работа повлияет на изменение функций воспитателя; повышение контроля за работой, затраты времени, ведение документации. Пересмотреть должностные инструкции участников образовательного процесса.
Обеспечить прозрачность контрольных мероприятий со стороны администрации.
Включение в годовой план работы ДОУ данного раздела.
Оптимизировать образовательный процесс; продумать эффективные формы и методы работы с детьми ограниченными возможностями здоровья.
Упорядочить основную и дополнительную документацию по работе с детьми ограниченными возможностями здоровья.
Продумать качественные показатели для оценки труда участников образовательного процесса через стимулирующие выплаты.
Выработать конкретную технологию развития индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Разработать пошаговый алгоритм.
Несоответствие материально-технической базы для осуществления более индивидуализированной работы с детьми (компьютеры для детей; оргтехника: мультимедиа; интерактивная доска) с использованием ИКТ – технологий. Поиск средств для приобретения данного оборудования за счёт платных дополнительных образовательных услуг; привлечения спонсоров и благотворительных пожертвований; организация работы Попечительских советов в ДОУ; разработка серии проектов и выход на родительские комитеты.
Отсутствие специализированных программ по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Создание собственных авторских, модифицированных (адаптированных, прошедших экспертизу (внутреннюю в ДОУ) и внешнюю (через ЭПС ОДДУ).
Недостаток квалифицированных педагогических кадров, имеющих базовую подготовку в области современных образовательных программ. Создание модели методической работы в ДОУ в условиях ФГТ.
Повышение квалификации педагогических работников на платной и бесплатной основе.
Посещение методических мероприятий на муниципальном уровне.
Отсутствие необходимой мотивации для повышения качества работы. Повысить заинтересованность педагогов в работе с детьми ограниченными возможностями здоровья Продумать оптимальные и адекватные формы профессионального общения педагогов.
Продумать меры поощрения (грамота, стимулирующие выплаты, расширение полномочий в управлении ДОУ, «письмо в семью» и т. п.).
Продукт проекта
Система (модель, структура) психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
Ожидаемые результаты
1). Создание модели взаимодействия педагогов, специалистов, медицинского персонала дошкольного образовательного учреждения и родителей в коррекционно-педагогической работе с воспитанниками с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения.
2).Повышение профессионального уровня и компетентности педагогов в области коррекционной работы с воспитанниками с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения.
3) Улучшение положительной динамики оздоровления воспитанников с ОВЗ и в их социализации в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения.
4)Обобщение и распространение опыта педагогов на муниципальном уровне
5) Создание единой психологически комфортной образовательной среды для воспитанников с разными стартовыми возможностями.
6). Повышение информационной компетентности родителей детей с ОВЗ.
7). Обеспечить методическими рекомендациями по теме проекта.
Критерии оценивания результатов проекта
Активное участие в проекте педагогов, специалистов, медицинских работников дошкольного образовательного учреждения, воспитанников с ОВЗ
родителей воспитанников.
Педагогический коллектив реализует приоритетную задачу – воспитание здорового ребенка. Единый подход в решении данной задачи позволяет выстроить целостную систему работы всего коллектива, определять формы и методы взаимодействия, прочеркивать линии интеграции содержания образовательного процесса
Стратегия достижения поставленной цели
Реализация проекта «Планирование и организация работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их социализация в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения». рассчитана на 2 года с выделением следующих этапов:
Название этапа и мероприятия по его реализации
Сроки реализации
Цель:
1. Подготовительный
Январь - апрель 2013г. 1. Формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз.
2. Выстраивание системы повышения квалификации.
2. Организационно -практический
Сентябрь 2013г. –май 2014г.
1. Формирование и апробация механизмов взаимодействия педагогов, специалистов, медицинских работников ДОУ.
2. Апробация базового пакета документов по коррекционно – педагогической работе с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательном пространстве ДОУ.
3. Формирование и деятельность рабочей группы в ДОУ по вопросам коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательном пространстве ДОУ.
4. Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых банков по результатам реализации проекта в ДОУ.
3. Заключительный
Июнь - декабрь 2014г.
1. Обобщение и анализ результатов деятельности ДОУ по коррекционно – педагогической работе с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательном пространстве ДОУ.
2. Построение системы передачи опыта ДОУ по вопросам коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательном пространстве ДОУ.
3. Подведение итогов работы учреждения в рамках данного проекта, оценку его результатов и распространение опыта работы ДОУ
Механизм реализации проекта
1. Организационно-управленческое обеспечение :
создание рабочей группы по разработке проекта «Коррекционно-педагогическая работа и социализация детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ»;
создание банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах в ДОУ;
формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной базы;
создание информационных стендов по организации развития детей с ОВЗ в ДОУ;
приобретение и распространение в ДОУ различных изданий по развитию детей с ОВЗ.
2. Научно-методическое обеспечение:
организация консультативной помощи педагогам по разработке и внедрению специальных образовательных программ воспитания толерантного отношения к детям с ОВЗ.
мониторинг хода реализации проекта (проведение исследований среди детей, родителей, педагогов с целью объективного выяснения состояния дел и корректировки проекта);
проведение обучающих семинаров, мастер-классов, тренингов, круглых столов по проблемам образования детей с ОВЗ с привлечением специалистов;
разработка и распространение методических рекомендаций, пособий по вопросам образования детей с ОВЗ;
совершенствование научно-методической базы в ДОУ по реализации программы образования детей с ОВЗ;
внедрение в практику работы ДОУ новых форм и методов деятельности специалистов ДОУ, педагогов, в соответствии с программой образования детей с ОВЗ
3. Психолого-педагогическое обеспечение:
организация работы психолого-педагогических консилиумов ДОУ с целью выявления особенностей детей с ОВЗ и оказания индивидуальной консультативной помощи воспитанникам и их родителям;
разработка методических рекомендаций по взаимодействию ДОУ и семьи ребёнка с ОВЗ;
организация в ДОУ постоянно действующих семинаров, круглых столов, тренингов, лекций, мастер-классов для педагогов и родителей по проблемным вопросам;
организация методического сопровождения процесса образования детей с ОВЗ;
организация и проведение мониторинга по проблемам коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ в ДОУ;
подготовка и публикация на сайте ДОУ материалов по вопросам коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство ДОУ.
4. Взаимодействие ДОУ с родительской общественностью:
организация и проведение родительских собраний с участием специалистов ПМПк по вопросам образования детей с ОВЗ;
организация и проведение круглых столов, родительских конференций по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ;
уроки права для родителей;
организация и проведение в ДОУ различных конкурсов среди воспитанников и их родителей по правовым вопросам;
творческие мастерские (родители + дети);
творческие гостиные;
родительские мастер-классы (обмен опытом) по адаптации детей с ОВЗ в образовательном пространстве ДОУ.
5. С воспитанниками ДОУ:
внедрение проектов по воспитанию дружеского отношения дошкольников к детям с ОВЗ
организация работы по информированию дошкольников и их родителей об основах законодательства, о праве получения образования детьми с ОВЗ и инвалидов;
организация и проведение в ДОУ различных совместных мероприятий среди воспитанников.
План мероприятий по реализации проекта
«Коррекционно-педагогическая работа с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательное пространство ДОУ»
Содержание Сроки Ответственные Форма представления результата
Организационно-управленческие аспекты
1. Уточнение списочного состава воспитанников ДОУ – дети с ОВЗ,
Январь
2013г.
Педагоги групп, медицинские работники Списки детей с ОВЗ
2. Создание рабочей группы по разработке и реализации проекта «Коррекционно –оздоровительная работа с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательное пространство ДОУ».
Январь
2013г.
Заведующий ДОУ Списки педагогов, входящих в состав рабочей группы
3. Обеспечение нормативно-правовой базы реализации проекта Январь-
февраль 2013г. Заведующий ДОУ Приказы, положения, должностные инструкции
4. Организация работы педагогического коллектива в условиях реализации проекта
Январь
2013г. -
Декабрь 2014г.
Заведующий ДОУ Методические рекомендации
5. Проведение педагогического совета по теме «Коррекционно – педагогическая работа с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве ДОУ» Ноябрь 2013г. Воспитатель
КочневаТ. Г
Учитель-логопед
Воронова С. И Рабочие материалы,
методические рекомендации
7. Организация обучения сотрудников на базе ДОУ Октябрь 2013г. – май 2014г. Заведующий ДОУ
Воспитатель
КочневаТ. Г
Учитель-логопед
Воронова С. И Практические семинары, посещение НОД согласно учебно-тематическому плану
8. Контроль за реализацией проекта В течение 2013-2014гг.
Заведующий ДОУ Рабочие материалы
10. Обеспечение ДОУ необходимым оборудованием, создание доступной среды
В течение 2013-2014гг.
Заведующий ДОУ Оборудование кабинетов, помещений ДОУ
Научно-методическое сопровождение
1. Погружение в проблемное поле, принятие целей и задач реализации проекта по коррекционно – оздоровительной работе с детьми с ОВЗ и из социализации в образовательном пространстве ДОУ
Январь
2013г. Заведующий ДОУ,
Воспитатель
КочневаТ. Г
Учитель-логопед
Воронова С. И План работы
2. Проведение педагогического совета ДОУ по обсуждению проекта «Коррекционно – педагогическая работа с детьми с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве ДОУ» Май 2013г.
Воспитатель
КочневаТ. Г
Учитель-логопед
Воронова С. И План работы
3. Консультирование участников реализации проекта : воспитателей, специалистов, родителей
В течение 2013-2014гг.
Воспитатель
КочневаТ. Г
Учитель-логопед
Воронова С. И Групповые и индивидуальные консультации
4. Разработка форм проведения педагогического мониторинга с целью измерения особенностей развития ребенка и формирования индивидуального образовательного маршрута по развитию интегративных качеств и эффективность механизма взаимодействия участников проекта. Февраль–апрель
2014 гг.
Воспитатель
КочневаТ. Г
Учитель-логопед
Воронова С. И Материалы мониторинга
5. Педагогический совет ДОУ по теме «Анализ реализации проекта» май 2013г., декабрь 2013г. ЗЗУ Воспитатель
КочневаТ. Г
Учитель-логопед
Воронова С. И Материалы мониторинга, методические рекомендации
6. Определение целей и задач психолого-педагогического сопровождения проекта Январь – март 2013г Психолог ДОУ УО МР «Печора»
Концепция, план работы психологической службы
7. Разработка и подготовка психолого-педагогического тестирования, программ работы с воспитанниками
Апрель 2013г. -сентябрь 2013г.
Психолог ДОУ УО МР «Печора»
Тесты, программы
8. Проведение диагностики для исследования и уточнения позиций для определения зоны психолого-педагогического наблюдения: • диагностика социально-психологической адаптации воспитанников;
• диагностика мотивационной сферы воспитанников;
• исследование состояния процессов общения, развития психологических взаимоотношений, эмоционально-волевой связи между детьми;
• диагностика сформированности учебных навыков
В течение 2013-2014гг.
Психолог ДОУ УО МР «Печора»
Материалы анализа, рабочие материалы
9. Логопедическое обследование Октябрь, апрель 2013-2014гг. Учитель-логопед
Воронова С. И
Диагностические заключения, речевые карты
10 Разработка и апробация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих программ
Ноябрь 2013г. - июнь 2014г.
ЗЗУ логопед
психолог
Воспитатели
Музыкальный руководитель
Групповые и индивидуальные
коррекционно – развивающие
программы
Решение психолого-медико- педагогической комиссии, индивидуальный образовательный маршрут
1. Проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий
В течение 2013-2014гг.
Психолог ДОУ Диагностика результативности
2. Организация и проведение психолого-педагогических тренингов для педагогов
В течение 2013-2014гг.
Психолог ДОУ Тренинги
Организация работы воспитателей, учителя – логопеда, музыкальных руководителей, педагога дополнительного образования в рамках проекта
1. Индивидуальное планирование работы воспитателями, музыкальным руководителем, педагогом дополнительного образования, учителем – логопедом, инструктором ЛФК,
которые включены в проект Сентябрь –
октябрь
Воспитатели, ЗЗУ
музыкальный руководитель
педагог дополнительного образования, учитель – логопед, психолог.
Индивидуальные планы
2. Проведение диагностики микроклимата ДОУ, уровня развития интегративных качеств В течение 2013-2014гг.
ЗЗУ, воспитатели
музыкальный руководитель
педагог дополнительного образования
Диагностические таблицы
3. Совместное планирование и скоординированное проведение НОД по образовательным областям
В течение года
ЗЗУ, воспитатели
музыкальный руководитель
педагог дополнительного образования
Учитель - логопед Рабочие материалы
4. Взаимопосещение и проведение открытой НОД воспитателями,
музыкальным руководителем,
педагогом
дополнительного образования, учителем - логопедом
В течение года
ЗЗУ, воспитатели
музыкальный руководитель
Учитель - логопед Конспекты
НОД
5. Организация и проведение мероприятий по воспитанию дружеских отношений
В течение года
ЗЗУ, Воспитатели
Музыкальный руководитель
Сценарии
6. Осуществление плана работы по преемственности ДОУ и СОШ
В течение года
ЗЗУ, Воспитатели
Музыкальный руководитель
Учитель - логопед
Рабочие материалы
7. Методический анализ результатов и хода осуществления проекта Декабрь–
2013г., декабрь 2014г. ЗЗУ, Воспитатели
Музыкальный руководитель
Учитель - логопед
Психолог
Медицинские работники
Самоанализ, анализ реализации проекта
.
Дальнейшее развитие проекта
Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта, предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Список литературы:
1. Арсеневская О. Н. Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду : занятия, игры, упражнения. - Волгоград : Учитель,2011г.
2. Бабенкова Е. А., Федоровская О. М. Игры, которые лечат. - М. :ТЦ Сфера,2008.
3. Бочарова Н. И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. - М. : АРКТИ,2002.
4. Вареник Е. Н. Физкультурно – оздоровительные занятия с детьми 5 – 7 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2008.
5. Дружинина Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М. : Издательство «Экзамен»,2006.
6. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М. : ТЦ Сфера, 2005.
7. Емцева Т. А. Психолого – медико – педагогическая работа в детском саду : планирование, рекомендации, диагностические материалы. - Волгоград : Учитель,2011.
8. Крылова Н. И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия. -Волгоград : Учитель, 2009.
9. Лукина Л. И. Путь к здоровью ребёнка лежит через семью. «Управление ДОУ» №7, 2006г.
10. Микляева Н. В. Инновации в детском саду. М. : Айрис – пресс, 2008.
11. Михеева Е. В. Развитие эмоционально – двигательной сферы детей 4-7 лет: рекомендации, развивающие игры, этюды, упражнения, занятия. – Волгоград : Учитель,2011.
12. Онучин Н. А. Дыхательная гимнастика для детей. М. : АСТ; СПб. : Сова,2005.
13. Павлова М. А., М. В. Лысогорская. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий. - Волгоград : Учитель, 2009.
14. Плаксина Л. И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Коррекционная работа в детском саду. М. : Экзамен, 2003.
15. Подколзина Е. Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС,2009
16. Сековец Л. С. Коррекционно – педагогическая работа по физическому воспитанию детей с нарушениями опорно – двигатель