Папки-передвижки

Конспект занятия «Путешествие по климатическим зонам России» для старшей группы

Светлана Романова
Конспект занятия «Путешествие по климатическим зонам России» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Музыка».

Цель: Познакомить с многообразием родной природы; с растениями и животными климатических зон России (арктическая пустыня, тундра и лесотундра, тайга, смешанные леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни, область высотной поясности). Формировать представление о том, что человек часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. Развивать речь детей, учить связно пересказывать. Закреплять умение делить слова на слоги.

Публикация «Конспект занятия „Путешествие по климатическим зонам России“ для старшей группы» размещена в разделах

Материал к НОД: модель часы с секторами климатических зон, фонограмма песни «В Антарктиде льдины», картинки животных, птиц и растений, глобус.

Предварительная работа: раздать домашнее задание.

Домашнее задание для родителей и детей. Подготовить небольшую справку (5-6 предложений) по заданному животному: белый медведь, северный олень, горностай, желтый суслик, скорпион, рысь, тур. Кто? Внешний вид? Чем питается? Удивительное и интересное что отличает его от других животных?

Ход

Вводная часть:

Ребята, а вы знаете, что мы с вами соседи? (ответы детей) Кто такие соседи?

Молодцы правильно соседи это те, кто живут рядом. Например, живут в одном доме, на одной улице и т. д. Ребята, а как должны жить соседи? (ответы детей) Правильно соседи должны жить дружно, помогать друг другу. Ребята, а у нас с вами есть еще соседи. Это животные, птицы, насекомые и конечно растения. Значит, мы должны с ними жить как? (ответы детей) Молодцы мы должны защищать, беречь и охранять наших соседей.

Мы с вами живем на одной большой планете (Земля). А вы уже знаете, что наша планета Земля круглая. Посмотрите это глобус - уменьшенная копия Земли. Земля круглая и совсем не однородная. На ней есть суша (показ детям) и водное пространство с океанами, морями, реками. А мы сегодня будем говорить о суше. И чтобы, нам было интересно, предлагаю совершить путешествие по планете Земля. А еще, точнее по климатическим зонам России. Для того чтобы совершить это путешествие вам нужно немного воображения, и конечно огромное желание.

Основная часть:

Встанем все мы в круг большой.

За руки возьмем соседа.

И раскрутим круг цветной,

так похожий на планету.

Стрелка стрелка покрутись,

а потом остановись.

Мы с вами в Арктической пустыне. Вокруг нас льды и снега. Дуют холодные северные ветра. Ох, как здесь холодно. Чтобы не замерзнуть предлагаю подвигаться вместе с местными жителями. (Звучит фонограмма песни «В Антарктиде» Дети поют и изображают пингвинов: ходят на прямых ногах, покачиваясь с боку на бок, опустив руки вдоль туловища и согнув под прямым углом к руке кисти, пальцы выпрямлены «крылья пингвинов».)

Животные Арктики отличаются крупными размерами - белый медведь, морж, тюлени. Летом на островах гнездятся морские птицы: чайки, гаги, гагары, кайры.

Пингвины – морские птицы, но они не летают, а прекрасно плавают. Лапы и хвост пингвинам служат рулем. Пингвины едят рыбу и криль – мелких морских рачков. От холода их защищают водонепроницаемые перья и толстый слой жира. Пингвины живут одной большой дружной семьей. (Детям показывают картинку с пингвинами)

Кроме пингвинов в Арктической пустыне живут: белые медведи, моржи, тюлени…. А о белом медведе нам расскажет ….(домашнее задание).

Моржи – живут большими колониями. У моржей из пасти торчат два длинных белых клыка. Толстый слой жира под морщинистой кожей оберегает животных от арктического холода. Моржи превосходные пловцы и ныряльщики. Если моржу вдруг захочется спать, он может спать и в воде. На суше моржи неповоротливы и неуклюжи.

Давайте отправимся дальше. За руки возьмем соседа.

И раскрутим круг цветной,

так похожий на планету.

Стрелка стрелка покрутись,

а потом остановись.

Ребята мы с вами попали в тундру и лесотундру. Здесь прохладно, но уже нет такого холода. Льда уже нет, землю покрывают мхи и лишайники. Кое-где можно встретить карликовые березки и полярную иву. В тундре огромное число рек, озер и болот. (Рассказ сопровождается показом наглядного материала) Здесь есть ягоды: голубика, брусника. Морошка. Здесь обитают такие животные: северный олень, песец. С северным оленем нас познакомит ….(домашнее задание).

Песец – пушистый хищник. Его называют полярной (белой) лисицей. Шерсть у песца необыкновенно густая. Зимой она белоснежная, а летом коричневая. Песец питается грызунами.

Полярная сова – это крупная птица хищница. Охотиться ночью на мелких животных типа мышей и кроликов.

И снова нам пора в дорогу. За руки возьмем соседа.

И раскрутим круг цветной,

так похожий на планету.

Стрелка стрелка покрутись,

а потом остановись.

Мы попали в дремучий лес или по-другому в тайгу. Кругом непроходимый хвойный лес. Стоят высокие деревья: кедр, пихта, ель, сосна и т. д. Лесные обитатели расселяются «многоэтажно» (на земле, в стволах, в кронах). Много насекомоядных (землеройки, кроты, ежи, грызунов (мыши, белки, зайцы, ондатра, бобр, бурундук, пушных хищников (соболь, куница, выдра, колонок, копытные (лось, олень, косуля, хищных (бурый медведь, лисица, рысь, волк, росомаха).

Росомаха – медвежья куница, это самый крупный вид семейства куньих. Летом росомаха ест многих животных, а зимой часто наносит ущерб стадам северных оленей. Росомаха убивает гораздо больше чем может съесть.

А вы знаете, что на опушке леса можно поиграть в «Эхо». Сейчас вы станете моим эхом. Я буду говорить что-нибудь, а вы как эхо, отвечайте – повторяйте последний слог 2 раза.

Коммуникативная игра «Эхо» Н. Пикулевой

Собирайся, детвора! Дети: ра! ра!

Начинается игра! Ра! Ра!

Да ладошек не жалей! Лей! Лей!

Бей в ладоши веселей! Лей! Лей!

Сколько времени сейчас? Час! Час!

Сколько будет через час? Час! Час!

И неправда: будет два! Два! Два!

Думай, думай, голова! Ва! Ва!

Как поет в селе петух? Ух! Ух!

Да не филин а петух! Ух! Ух!

Вы уверены, что так? Так! Так!

А на самом деле как? Как! Как!

Это ухо или нос? (показывает на ухо) Нос! Нос!

Или, может, сена воз? Воз! Воз!

Это локоть или глаз? (показывает на локоть) Глаз! Глаз!

А вот это что у нас? (показывает на нос) Нас! Нас!

Вы хорошие всегда? Да! Да!

Или только иногда? Да! Да!

Не устали отвечать? Чать! Чать!

Разрешаю помолчать!

Молодцы, хорошо мы с вами поиграли. Тайга постепенно заканчивается и начинаются смешанные леса. Ребята и мы с вами живем в зоне смешанных лесов. Наш поселок Юркино со всех сторон окружает лес. А какие деревья растут у нас в лесу? (ответы детей) Какие животные обитают? (ответы детей)

Поиграем в игру «Доскажи словечко»

В малине понимает толк,

Хозяин леса страшный….(медведь).

Клубком свернулся, ну-ка тронь!

Со всех сторон колючий(ёж).

Кто стучит, как в барабан?

На сосне сидит (дятел).

Под луной песню петь

Сел на веточку (соловей).

Кто любит по ветвям носиться?

Конечно рыжая (белка).

Молодцы, и снова друзья отправляемся в путь.

Стрелка стрелка покрутись,

а потом остановись.

Ребята мы попали в лесостепи и степи. Кругом до горизонта луга, поля покрытые разными травами. Здесь растут сон-трава, горькая полынь, ковыль, тюльпаны, луговые васильки вербейник. Живут в степи сайгаки, лисица-корсак, степной волк, желтый суслик, заяц-русак, змея-полоз. Из птиц дрофа, степной орел, черный жаворонок.

О желтом суслике нам расскажет….(домашнее задание).

Ну что хорошо в степи но мы отправляемся дальше.

Стрелка стрелка покрутись,

а потом остановись.

Ох, как стало жарко. Мы очутились в пустыне и полупустыне. Пустыня – место где выпадает мало осадков – дождя или снега. Кругом песок. Только в оазисах можно встретить растения: саксаул, песчаная акация. Животный мир пустынь: змеи, пустынный волк, ящерицы (геккон, варан, тушканчик, ушастый ёж, скорпион, паук-тарантул.

Про скорпиона нам расскажет….(домашнее задание).

Верблюда называют «Кораблем пустыни» -потому что на них перевозили через пустыню людей и грузы течении многих веков. Верблюд без воды может обойтись до 17 дней. За то за один раз может выпить 100 литров воды. На спине у него горбы – жировые отложения, благодаря которым он может иного дней прожить без пищи и воды. У верблюда два ряда ресниц, которые защищают глаза от попадания песка. Лапы у верблюда большие и широкие, они не проваливаются в сыпучий песок.

Варан – это самая крупная из ящериц, живущих

Над пустыней ярко светит палящее солнце. И все отбрасывают причудливые тени.

Хорошо в жаркий день

Встретить тетушку Тень!

Мы плясали в тени,

Мы смеялись в тени.

Хорошо в жаркий день

Встретить тетушку Тень!

Коммуникативная игра «Тень»

Дети встают в шеренгу. Они будут тенью Ведущего, стоящего перед ними. Ведущий выполняет различные движения (приседает, нагибается, поднимает руку, неожиданно поворачивается и т. д.) Дети должны быстро и четко повторить его движения.

И снова в путь. Встанем все мы в круг большой.

За руки возьмем соседа.

И раскрутим круг цветной,

так похожий на планету.

Стрелка стрелка покрутись,

а потом остановись.

Ребята мы очутились в области высотной поясности. Перед нами поднимаются высокие горы с белыми снежными шапками. У подножия гор тепло,но если мы будем подниматься выше будет становиться холоднее и холоднее. Здесь вводятся благородные олени, зубр, рысь, бурый медведь.

Зубр очень похож на быка. Зубры травоядные т. е. питаются травой и растениями.

Из птиц фазан, тетерев, певчий дрозд. Поднявшись, выше в горы мы встретим тура, серну, гадюку, сипа белоголового.

Белоголовый сип – это крупная птица. У большинства сипов шея голая, без перьев, есть только белое, похожее на мех жабо. Птицы собираются стаями около мертвых животных, съедают только мясо и внутренности.

Фазан –живет на открытых местах, кормиться зерном.

С рысью нас познакомит ….(домашнее задание).

Про тура нам расскажет ….(домашнее задание).

Заключительная часть.

Пора снова возвращаться домой. А кто из вас запомнил дорогу домой? В какую из климатических зон мы должны вернуться, чтобы снова очутиться дома? (ответы детей) Молодцы правильно, мы возвращаемся в зону смешанных лесов.

Стрелка стрелка покрутись,

И домой нас возврати.

Ребята, понравилось ли вам наше путешествие по климатическим зонам России? Сыграем на последок в игру «Что понравилось? Что запомнилось?» (Передаем цветной круг и даем возможность высказаться всем детям).

Публикации по теме:

Конспект занятия по рисованию для старшей группы «Путешествие дымковской барышни» Конспект занятия по рисованию для старшей группы «Путешествие дымковской барышни». Цель: расширять представления детей о многообразии изделий.

Конспект игрового занятия для детей старшей группы «Путешествие в космос» Цель:Развитие социально-комуникативных навыков общения детей. Задачи: - взаимообогатить два вида детской деятельности: конструирование.

Конспект Иоод в старшей группе «Путешествие по России» Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: • Обобщить и систематизировать знания детей о России, • формировать.

Конспект НОД для детей старшей группы «Символика России» с элементами пластилинографии Конспект НОД в старшей группе по теме «Символика России» с элементами техники пластилинографии Составила воспитатель 1-й квалификационной.

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие по России» Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Тема: "Путешествие по России» Цель: формирование патриотических.

Конспект занятия для детей старшей группы «Кубань — жемчужина России» Программные задачи: продолжать формировать интерес к «малой Родине», расширять знания детей о тружениках на Кубанской земле, о птицах своего.

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Путешествие по играм» «Путешествие по играм» Программное содержание: 1. Воспитательные: Воспитывать интерес к художественному слову, усидчивости, интерес к совместной.

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы «Путешествие по играм» Конспект занятия по развитию речи старшая группа «Путешествие по играм» Воспитатель Крикян М. М. Воспитательные: Воспитывать интерес к.

Конспект занятия для подготовительной группы «Символика России» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 «Солнышко» Конспект занятия «Символика России».

Конспект итогового занятия для детей старшей группы «Путешествие в космос» Возрастная группа Старшая Цель: выявить уровень сформированности знаний и представлений детей за учебный год. Задачи: Обучающие: 1. Закреплять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие по климатическим зонам России» для старшей группы
Опубликовано: 10 февраля 2018 в 15:44
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Путешествие по климатическим зонам России» для старшей группы» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Романова (УИ 590334) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД