Светлана Романова
Конспект занятия «Путешествие по климатическим зонам России» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Музыка».
Цель: Познакомить с многообразием родной природы; с растениями и животными климатических зон России (арктическая пустыня, тундра и лесотундра, тайга, смешанные леса, лесостепи и степи, полупустыни и пустыни, область высотной поясности). Формировать представление о том, что человек часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. Развивать речь детей, учить связно пересказывать. Закреплять умение делить слова на слоги.
Публикация «Конспект занятия „Путешествие по климатическим зонам России“ для старшей группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Материал к НОД: модель часы с секторами климатических зон, фонограмма песни «В Антарктиде льдины», картинки животных, птиц и растений, глобус.
Предварительная работа: раздать домашнее задание.
Домашнее задание для родителей и детей. Подготовить небольшую справку (5-6 предложений) по заданному животному: белый медведь, северный олень, горностай, желтый суслик, скорпион, рысь, тур. Кто? Внешний вид? Чем питается? Удивительное и интересное что отличает его от других животных?
Ход
Вводная часть:
Ребята, а вы знаете, что мы с вами соседи? (ответы детей) Кто такие соседи?
Молодцы правильно соседи это те, кто живут рядом. Например, живут в одном доме, на одной улице и т. д. Ребята, а как должны жить соседи? (ответы детей) Правильно соседи должны жить дружно, помогать друг другу. Ребята, а у нас с вами есть еще соседи. Это животные, птицы, насекомые и конечно растения. Значит, мы должны с ними жить как? (ответы детей) Молодцы мы должны защищать, беречь и охранять наших соседей.
Мы с вами живем на одной большой планете (Земля). А вы уже знаете, что наша планета Земля круглая. Посмотрите это глобус - уменьшенная копия Земли. Земля круглая и совсем не однородная. На ней есть суша (показ детям) и водное пространство с океанами, морями, реками. А мы сегодня будем говорить о суше. И чтобы, нам было интересно, предлагаю совершить путешествие по планете Земля. А еще, точнее по климатическим зонам России. Для того чтобы совершить это путешествие вам нужно немного воображения, и конечно огромное желание.
Основная часть:
Встанем все мы в круг большой.
За руки возьмем соседа.
И раскрутим круг цветной,
так похожий на планету.
Стрелка стрелка покрутись,
а потом остановись.
Мы с вами в Арктической пустыне. Вокруг нас льды и снега. Дуют холодные северные ветра. Ох, как здесь холодно. Чтобы не замерзнуть предлагаю подвигаться вместе с местными жителями. (Звучит фонограмма песни «В Антарктиде» Дети поют и изображают пингвинов: ходят на прямых ногах, покачиваясь с боку на бок, опустив руки вдоль туловища и согнув под прямым углом к руке кисти, пальцы выпрямлены «крылья пингвинов».)
Животные Арктики отличаются крупными размерами - белый медведь, морж, тюлени. Летом на островах гнездятся морские птицы: чайки, гаги, гагары, кайры.
Пингвины – морские птицы, но они не летают, а прекрасно плавают. Лапы и хвост пингвинам служат рулем. Пингвины едят рыбу и криль – мелких морских рачков. От холода их защищают водонепроницаемые перья и толстый слой жира. Пингвины живут одной большой дружной семьей. (Детям показывают картинку с пингвинами)
Кроме пингвинов в Арктической пустыне живут: белые медведи, моржи, тюлени…. А о белом медведе нам расскажет ….(домашнее задание).
Моржи – живут большими колониями. У моржей из пасти торчат два длинных белых клыка. Толстый слой жира под морщинистой кожей оберегает животных от арктического холода. Моржи превосходные пловцы и ныряльщики. Если моржу вдруг захочется спать, он может спать и в воде. На суше моржи неповоротливы и неуклюжи.
Давайте отправимся дальше. За руки возьмем соседа.
И раскрутим круг цветной,
так похожий на планету.
Стрелка стрелка покрутись,
а потом остановись.
Ребята мы с вами попали в тундру и лесотундру. Здесь прохладно, но уже нет такого холода. Льда уже нет, землю покрывают мхи и лишайники. Кое-где можно встретить карликовые березки и полярную иву. В тундре огромное число рек, озер и болот. (Рассказ сопровождается показом наглядного материала) Здесь есть ягоды: голубика, брусника. Морошка. Здесь обитают такие животные: северный олень, песец. С северным оленем нас познакомит ….(домашнее задание).
Песец – пушистый хищник. Его называют полярной (белой) лисицей. Шерсть у песца необыкновенно густая. Зимой она белоснежная, а летом коричневая. Песец питается грызунами.
Полярная сова – это крупная птица хищница. Охотиться ночью на мелких животных типа мышей и кроликов.
И снова нам пора в дорогу. За руки возьмем соседа.
И раскрутим круг цветной,
так похожий на планету.
Стрелка стрелка покрутись,
а потом остановись.
Мы попали в дремучий лес или по-другому в тайгу. Кругом непроходимый хвойный лес. Стоят высокие деревья: кедр, пихта, ель, сосна и т. д. Лесные обитатели расселяются «многоэтажно» (на земле, в стволах, в кронах). Много насекомоядных (землеройки, кроты, ежи, грызунов (мыши, белки, зайцы, ондатра, бобр, бурундук, пушных хищников (соболь, куница, выдра, колонок, копытные (лось, олень, косуля, хищных (бурый медведь, лисица, рысь, волк, росомаха).
Росомаха – медвежья куница, это самый крупный вид семейства куньих. Летом росомаха ест многих животных, а зимой часто наносит ущерб стадам северных оленей. Росомаха убивает гораздо больше чем может съесть.
А вы знаете, что на опушке леса можно поиграть в «Эхо». Сейчас вы станете моим эхом. Я буду говорить что-нибудь, а вы как эхо, отвечайте – повторяйте последний слог 2 раза.
Коммуникативная игра «Эхо» Н. Пикулевой
Собирайся, детвора! Дети: ра! ра!
Начинается игра! Ра! Ра!
Да ладошек не жалей! Лей! Лей!
Бей в ладоши веселей! Лей! Лей!
Сколько времени сейчас? Час! Час!
Сколько будет через час? Час! Час!
И неправда: будет два! Два! Два!
Думай, думай, голова! Ва! Ва!
Как поет в селе петух? Ух! Ух!
Да не филин а петух! Ух! Ух!
Вы уверены, что так? Так! Так!
А на самом деле как? Как! Как!
Это ухо или нос? (показывает на ухо) Нос! Нос!
Или, может, сена воз? Воз! Воз!
Это локоть или глаз? (показывает на локоть) Глаз! Глаз!
А вот это что у нас? (показывает на нос) Нас! Нас!
Вы хорошие всегда? Да! Да!
Или только иногда? Да! Да!
Не устали отвечать? Чать! Чать!
Разрешаю помолчать!
Молодцы, хорошо мы с вами поиграли. Тайга постепенно заканчивается и начинаются смешанные леса. Ребята и мы с вами живем в зоне смешанных лесов. Наш поселок Юркино со всех сторон окружает лес. А какие деревья растут у нас в лесу? (ответы детей) Какие животные обитают? (ответы детей)
Поиграем в игру «Доскажи словечко»
В малине понимает толк,
Хозяин леса страшный….(медведь).
Клубком свернулся, ну-ка тронь!
Со всех сторон колючий(ёж).
Кто стучит, как в барабан?
На сосне сидит (дятел).
Под луной песню петь
Сел на веточку (соловей).
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно рыжая (белка).
Молодцы, и снова друзья отправляемся в путь.
Стрелка стрелка покрутись,
а потом остановись.
Ребята мы попали в лесостепи и степи. Кругом до горизонта луга, поля покрытые разными травами. Здесь растут сон-трава, горькая полынь, ковыль, тюльпаны, луговые васильки вербейник. Живут в степи сайгаки, лисица-корсак, степной волк, желтый суслик, заяц-русак, змея-полоз. Из птиц дрофа, степной орел, черный жаворонок.
О желтом суслике нам расскажет….(домашнее задание).
Ну что хорошо в степи но мы отправляемся дальше.
Стрелка стрелка покрутись,
а потом остановись.
Ох, как стало жарко. Мы очутились в пустыне и полупустыне. Пустыня – место где выпадает мало осадков – дождя или снега. Кругом песок. Только в оазисах можно встретить растения: саксаул, песчаная акация. Животный мир пустынь: змеи, пустынный волк, ящерицы (геккон, варан, тушканчик, ушастый ёж, скорпион, паук-тарантул.
Про скорпиона нам расскажет….(домашнее задание).
Верблюда называют «Кораблем пустыни» -потому что на них перевозили через пустыню людей и грузы течении многих веков. Верблюд без воды может обойтись до 17 дней. За то за один раз может выпить 100 литров воды. На спине у него горбы – жировые отложения, благодаря которым он может иного дней прожить без пищи и воды. У верблюда два ряда ресниц, которые защищают глаза от попадания песка. Лапы у верблюда большие и широкие, они не проваливаются в сыпучий песок.
Варан – это самая крупная из ящериц, живущих
Над пустыней ярко светит палящее солнце. И все отбрасывают причудливые тени.
Хорошо в жаркий день
Встретить тетушку Тень!
Мы плясали в тени,
Мы смеялись в тени.
Хорошо в жаркий день
Встретить тетушку Тень!
Коммуникативная игра «Тень»
Дети встают в шеренгу. Они будут тенью Ведущего, стоящего перед ними. Ведущий выполняет различные движения (приседает, нагибается, поднимает руку, неожиданно поворачивается и т. д.) Дети должны быстро и четко повторить его движения.
И снова в путь. Встанем все мы в круг большой.
За руки возьмем соседа.
И раскрутим круг цветной,
так похожий на планету.
Стрелка стрелка покрутись,
а потом остановись.
Ребята мы очутились в области высотной поясности. Перед нами поднимаются высокие горы с белыми снежными шапками. У подножия гор тепло,но если мы будем подниматься выше будет становиться холоднее и холоднее. Здесь вводятся благородные олени, зубр, рысь, бурый медведь.
Зубр очень похож на быка. Зубры травоядные т. е. питаются травой и растениями.
Из птиц фазан, тетерев, певчий дрозд. Поднявшись, выше в горы мы встретим тура, серну, гадюку, сипа белоголового.
Белоголовый сип – это крупная птица. У большинства сипов шея голая, без перьев, есть только белое, похожее на мех жабо. Птицы собираются стаями около мертвых животных, съедают только мясо и внутренности.
Фазан –живет на открытых местах, кормиться зерном.
С рысью нас познакомит ….(домашнее задание).
Про тура нам расскажет ….(домашнее задание).
Заключительная часть.
Пора снова возвращаться домой. А кто из вас запомнил дорогу домой? В какую из климатических зон мы должны вернуться, чтобы снова очутиться дома? (ответы детей) Молодцы правильно, мы возвращаемся в зону смешанных лесов.
Стрелка стрелка покрутись,
И домой нас возврати.
Ребята, понравилось ли вам наше путешествие по климатическим зонам России? Сыграем на последок в игру «Что понравилось? Что запомнилось?» (Передаем цветной круг и даем возможность высказаться всем детям).