Нина Холдырчева
Конспект занятия «Русские богатыри-былинные герои»
▼ Скачать + Заказать документы
Русские богатыри-былинные герои
Программное содержание:
Обучающие задачи: сформировать представление о художественных особенностях былины; расширять и обогащать представление детей о русских богатырях; закреплять знания детей о том, кто такие защитники Отечества.
Развивающие задачи: дать понятие об эпическом герое; развивать интерес к историческому прошлому России.
Публикация «Конспект занятия „Русские богатыри-былинные герои“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2017
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к родной Отчизне, чувство гордости за Россию, любовь и уважение к защитникам Отечества; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России; желание подражать богатырям.
Материал и оборудование: Картина В. М. Васнецова «Богатыри»; цветные иллюстрации «Воинские снаряжения», текст былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник», кроссворд «Илья Муромец» и т. п.
Предшествующая работа: чтение былины «Илья Муромец»; рассматривание картины В. Васнецова «Богатыри».
Методические приемы:
«Путешествие в страну Фольклор». Игра-задание «Угадай название городов». Словарная работа: былина, быль; дать определение слову былина. Описание главного героя. Беседа по картине. Чтение стихотворения «Три богатыря». Дидактическая игра «Что это?». Физкультминутка. Кроссворд «Илья Муромец».
Ход НОД:
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в далекое историческое прошлое - в страну устного народного творчества – Фольклор. В этой стране множество городов. И названия у них такие необычные. Итак, ребята, отправляемся в путь! (дети отправляются в кабинет ИЗО).
Конверт с заданием.
1. Ребята! Вы прибыли в один из градов страны Фольклора. Здесь «живут» Былины. Но прежде чем продолжить ваше путешествие, вам нужно будет угадать, какие еще города есть в этой стране.
1) «В 3/9 царстве, в 3/10 государстве жил- был…» (Город Сказка).
- Правильно! Можете смело отправляться дальше в путешествие по другим городам нашей чудесной страны.
2) Один вход да три выхода. (г. Загадка).
3) Сам погибай, а друга выручай. (г. Пословица).
4) Много снега- много хлеба. (г. Примета).
5) Раз, два, три, четыре, пять.
Вышел месяц погулять,
А за месяцем луна,
Оставайся ты одна! (г. Считалка).
6) От топота копыт пыль по полю летит. (г. Скороговорка).
7)Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли стояла (2 р.) (Народная песня).
8)-Ты пирог съел?
- Нет, не я!
- А вкусный был?
- Очень! (Прибаутка).
9) Уж как пестрая свинья
На дубу гнездо свила.
Гнездо свила. Детей вывела.
60 поросят по сучочкам висят. (Небылица).
10) Он спустил добра коня да й богатырского,
Он поехал-то дорожкой прямоезжею. (Былина).
-Молодцы! Ребята, вот видите, какие интересные названия городов в этой стране.
А давайте мы с вами попутешествуем по этому городу. Какое красивое название у него?- Бы-ли-на!
-Как вы думаете, что обозначает слово «былина»? (Былина- это то, что было в действительности, в отличие от небылицы.)
Былины - это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли.
- Главным персонажем былин кто, по-вашему, является (Богатырь.)
-Да, он стал воплощением идеала мужественного, честного, преданного Родине, народу человека. Богатыря не страшат несметные силы врага, не страшит даже сама смерть.
Богатыри любят родную землю, стоят на страже ее границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают от порабощения и унижения. Нет ни одной героической былины, где бы богатырь-воин не победил врага.
Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу отечества, поднимали в тяжелую годину испытаний дух народа, воспитывали в отроках- юношах любовь к родной земле и ненависть к насильникам (печенегам, половцам, монголо-татарам). Пример непобедимых богатырей вселял в людей мужество, укреплял чувство долга, чести.
Защита Родины- долг каждого человека, и прежде всего – мужчины.
Беседа по картине:
-Ребята, видели ли вы картину замечательного русского художника В. М. Васнецова «Богатыри»? Давайте посмотрим, кто на ней изображен.
Послушайте стихотворение:
«Три богатыря»
Вечерняя тает заря,
Клубятся над степью тучи.
Три сказочных богатыря
Коней оседлали могучих.
От силы жестокой вражьей
Народ берегут они
И грозно стоят на страже
Нашей родной земли!
- Известный русский художник В. Васнецов описал в своей картине «Богатыри»(1898г.) трех могучих богатырей на сильных конях, стерегущих покой русской земли. Перед ними расстилаются широкие степи, за их спиной - дремучие леса, села и города. В небесах над богатырями сгущаются синевато- серые тучи.
- Знаете ли вы, как зовут богатырей? (В самом центре картины на могучем коне - богатырь Илья Муромец. Он широк в плечах, в нем чувствуются громадная мощь и отвага. Приложив руку к глазам, он зорко всматривается в даль: не идет ли на Русь войско вражеское? Справа от Ильи Муромца на белом мохнатом коне другой богатырь- Добрыня Никитич. А по левую руку от Ильи- самый юный из богатырей- Алеша Попович.)
-Число богатырей было выбрано не случайно. Число «три» на Руси служило определением большого количества чего бы то ни было. Бравые защитники земли русской на картине выступают как обобщенный образ народа-богатыря, стоящего на страже покоя своей Родины.
-Что вы можете сказать об Илье Муромце? (Он спокоен, рассудителен, обладает большой силой.)
- А Добрыня Никитич? (Он готов обнажить свой меч и ринуться в бой.)
- А кого мы видим слева? (Алешу Поповича. Юноша смотрит лукаво, тоже готов обороняться. Приготовил лук и стрелу)
-Как вы считаете, какие кони у богатырей? (Сильные, ловкие; воинственно смотрят в сторону угрозы; могучие, лохматые.)
- Во что одеты богатыри? Их одеяния и снаряжения сразу привлекают наше внимание. (На голове - шлем; на теле - металлическая рубашка и т. д.)
-Какие же у них снаряжения имеются для борьбы с врагами? (Булатный меч, щит, лук и стрела, колчан, булава, копье.)
Конверт с заданием: «Угадай, что это?» (Рассматривание цветных иллюстраций.)
Конверт с заданием от богатырей. (Кроссворд «Илья Муромец».)
Короткий жезл с шарообразной тяжелой головкой, символ власти военачальника, в старину- ударное оружие. (Булава.)
Футляр для стрел. (Колчан).
Старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец. (Кольчуга.)
Стальной клинок, меч. (Булат.)
Предмет старинного вооружения в виде округлой или с углами плоскости для предохранения от ударов, стрел. (Щит.)
Русская народная эпическая песня- сказание о богатырях. (Былина.)
Тонкий длинный стержень с заостренным наконечником для стрельбы из лука. (Стрела.)
Лохматый, могучий…но все же от «посвиста Соловьева стал спотыкаться.».(Конь.)
Назовите ключевое слово. (Богатырь.)
Выводы:
- Где мы с вами побывали?
-Что вам запомнилось?
- Что нового узнали?
-Что вам понравилось?
-Вечером вас, ребята, ожидает еще один сюрприз. Ну а сейчас нам пора вернуться в группу. (Просмотр мультфильма «Илья Муромец и Соловей-разбойник».)
Физкультминутка «Два притопа, три прихлопа!»
(Возвращаемся в детский сад, а затем в группу.)