Лучший педагог года

Семейный театр как форма взаимодействия с семьей

фадеева татьяна леонидовна
Семейный театр как форма взаимодействия с семьей

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка…3

2. Актуальность, цели, задачи….3

3. Организация работы семейного театра…. 4

4. Этапы, методы и приемы….5

5. Результат…. 6

6. Приложение…. 7

7. Список литературы…15

Семейный театр – как форма взаимодействия с семьей.

«Театр – это средство общения людей для понимания сокровенных чувств»

К. С. Станиславский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Публикация «Семейный театр как форма взаимодействия с семьей» размещена в разделах

Потенциальные возможности семьи, ее ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают в последние годы серьезные изменения. Педагоги и психологи отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме, важным условием изменения сложившейся ситуации (преодоление педагогической пассивности родителей) является развитие взаимодействия ДОУ и семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих интересов и деятельности с целью развития гармоничного и здорового ребенка. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателя, им необходимо вовлечь в совместную деятельность. Совместная деятельность может быть организованна в разнообразных формах (традиционных и нетрадиционных).

Семейный театр – как форма взаимодействия

Меня привлекла одна из новых форм работы с семьей – создание семейного театра. Это творческое объединение семьи и педагога. Семейный театр способствует приобщению взрослых и детей к театральному искусству, имеющему большое воспитательное и образовательное значение. Театр занимает особое место в организации семейного досуга, благодаря театру семья приобретает опыт совместных переживаний. Укрепляет детско-взрослые отношения. Театр дает ребенку возможность подарить мир прекрасного, обогатить его жизнь впечатлениями, а себе при этом вернуть немного детства.

Актуальность, цели, задачи

Актуальность. Театральное искусство близко и понятно как детям так и взрослым, потому, что в основе его лежит игра. Театрализованные игры – это одно из ярких эмоциональных средств формирующих художественный вкус детей.

В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения, а это требует, в свою очередь, творческой активности, умения держать себя в обществе.

Цель. Развитие взаимодействия детского сада и семьи и открытие новых возможностей для совместного творчества.

Задачи.

- Привлекать родителей к активному посильному участию в деятельности ДОУ (к деятельности семейного театра).

- направить театральную деятельность на целостное воздействие по формированию всесторонне развитой личности ребенка (его раскрепощение, развитие ведущих психических процессов, развитие художественных способностей, творческий потенциал, формирование познавательной деятельности).

Организация работы семейного театра

В основном большее внимание было уделено театру – драматизации. Здесь создается образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима) производятся собственные действия и исполняются роли. Много использовались такие виды театра как игры – имитации образов животных, ролевые диалоги (на начальном этапе) и инсценировки, постановки спектаклей (как результат работы).

В организации семейного театра задействованы все участники педагогического процесса:

- ПЕДАГОГ (Я) является инициатором, проводит начальный этап и далее координирует всю деятельность (оформление родительского уголка по теме «Театр для детей», на родительских собраниях знакомлю с важностью, актуальностью создания этого вида совместной деятельности, знакомлюсь с индивидуальными возможностями каждого родителя, совместно со специалистами ДОУ – психологом, логопедом, музыкальным работником подбираем материал для театрализации, создаю творческую группу с учетом и пожеланиями родителей).

- РОДИТЕЛИ (знакомятся с предстоящей деятельностью, участвуют в редактировании постановочного материала, в подборе и создании костюмов, декораций, организации репетиций).

- ДЕТИ (по мере возможности участвуют в художественной подготовке к театральному событию – декорации, элементы костюмов, атрибуты, бутафория – непосредственные участники всего процесса).

Этапы работы, методы и приемы

При организации семейного театра учитывала опыт работы Додокиной Н. В., Евдокимовой Е. С. «Семейный театр в детском саду». Работа осуществлялась по следующим этапам:

I. Организационно – исследовательский (начальный)

Организация родительских собраний в нетрадиционных формах, где выявлялись возможности семьи, их актерские и художественное мастерство, обсуждение программы совместной деятельности, планирование театральных постановок.

II. Поддерживающе -развивающий (творческий)

На этом этапе оказывала поддержку семьям в развитии творческих способностей, коммуникативных навыков. Основная форма работы - творческая мастерская, где родители и дети могли подбирать и создавать оформление, необходимое для постановок (декорации, костюмы, атрибуты, афиши, билеты и т. п.). Проводила театральные этюды, игры – тренинги для формирования навыков актерского мастерства: «Подарок», «Потерялся мальчик», «Радость и грусть», «Кто как ходит» и т. д. - по материалам: Л. Б. Беряевой «Театр игры в коррекционной – развивающей работе с дошкольниками», Алябевой «Ширма превращений», «Маятник», Ниточка», «Тень», «Зеркало», по материалам М. Кинник «Актерский тренинг».

III. Конструктивный (результат)

На этом этапе шла непосредственно подготовка (репетиции) и показ сказок: «Репка», «Рукавичка», «Гуси-лебеди», «Теремок».

Родители настолько прониклись идеей совместного театра, что приняли активное участие в создании развивающей среды, которая способствовала развитию театральной деятельности детей и взрослых (пальчиковый театр, варианты настольного театра, плоскостной театр, фланелеграф, кукольный театр, куклы из нитей).

Первым шагом был показ сказки для ребят другой группы «Теремок» (пальчиковый, нам эта идея показалась интересной, и потом ребята выступили со сказкой «Гуси-лебеди» перед родителями, это дало положительный результат т. к., далее родители

с удовольствием показали детям сказки «Репка» и «Рукавичка», следующий этап – это создание совместной сказки.

Результат

Внедрение данной формы позволило обогатить взаимодействие с семьями и достигнуть положительных результатов для всех участников совместной деятельности:

- детей (развитие выразительности речи, коммуникативных способностей, памяти, воображения, мышления, художественного вкуса, культуры, эмоции). Дети стали более открыты, раскрепощены, активно демонстрировали новые знания в организованной деятельности в повседневной жизни.

- родителей (сближение в ходе этой деятельности со своими детьми, с педагогами, организация содержательного досуга в форме семейного театра, проявление активного участия в жизни ДОУ).

- педагога (установление партнерских отношений с семьями).

В результате можно отметить положительные направления во взаимодействии ДОУ и семьи :

1. Создана единая воспитывающая среда важная для ребенка и родителей.

2. Родители не оторваны от детского сада, с большим удовольствием посещают все мероприятия.

3. Родители принимают рекомендации специалистов и что ценнее всего стараются притворять их в жизнь. Таким образом,

4. работа педагога с родителями в условиях группы носит ярко выраженный характер сотрудничества.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Материал для оформления родительского уголка

Театрализованные игры для дошкольников

Своеобразие театрализованных игр :

- строятся на основе литературного произведения, имеют готовый сюжет, роли; поступки героев, их слова определяются текстом этого произведения;

- от детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими она поданы в произведении со всеми характерными особенностями;

- действия, выполняемые дошкольниками, более сложные, чем при подражании тому, что они видят в жизни;

- передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики, пантомимики, инициативы, самостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями;

- состоят из 2-х частей: подготовки и самой драматизации.

Педагогическая ценность театрализованных игр :

- формируют у детей чувство партнерства;

- развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни, умение видеть и понимать их чувства, стремления и желания;

- интеграция нескольких видов художественно-творческой деятельности детей оказывает благотворное влияние на их эстетическое воспитание;

- способствует умственному развитию детей: обогащают разнообразными впечатлениями, формируют познавательный интерес и любовь к литературе, родному слову, развивают фантазию, воображение, творческое мышление;

- тематика и содержание этих игр всегда имеют нравственную направленность, которая заложена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в детских постановках;

- содействуют физическому развитию детей: совершенствуются движения, их точность, координация, развиваются ловкость, гибкость;

- способствует более раннему выявлению индивидуальных особенностей детей, их способностей.

Виды театрализованных игр дошкольников :

1. Настольные театрализованные игры, куда входят:

А) настольный театр игрушек

Б) настольный театр рисунков

2. Стендовые театрализованные игры :

А) стенд-книжка

Б) фланелеграф

В) теневой театр

3. Игры-драматизации, включающие:

А) пальчиковый театр

Б) театр би-ба-бо

В) кукольный театр

Г) игра-драматизация с шапочками на голове

Д) импровизация

Подготовка к театрализованной игре.

Осуществляется в три этапа:

I – освоение литературного текста, который будет драматизироваться;

II – этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).

III – сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.

Игры-тренинги

Упражнение «Маятник»

Присесть – подпрыгнуть

Шагнуть, отбежать влево – шагнуть, отбежать вправо.

Упражнение «Ниточка»

Между ведущим и играющими «натянута» невидимая ниточка. Когда ведущий отходит назад – игрока тянутся за ним; вперед – отходят назад; ведущий вправо – все вправо и т. д.

Цель: развитие сценической веры, навыков движения на сцене, работа в паре и в группе.

Упражнение «Тень»

Один идет позади и повторяет все движения первого

Упражнение «Зеркало»

Партнеры копируют движения друг друга.

Цель: развитие сценической свободы импровизации; развитие воображения, умения точно подавать материал.

Упражнение «Передай!»

Начиная от ведущего, каждый по кругу передает «что-то». Важно выразительно выполнять сопровождающие движения, чтобы играющие поняли что за предмет передают.

Цель: развитие сценических действий выразительности пластики и эмоций развитие навыков актерско-исполнительской деятельности, развитие фантазии.

«Ширма превращений»

Ширма меняет все, что попадает за нее (на входе, на что-то полностью противоположное (на выходе).

Например, за ширму важно зашел кот, а выбежал маленький пищащий мышонок.

Цель: та же.

Сказка «Репка»

Ведущий: Вы хотели бы сегодня

В сказку «Репка» заглянуть?

Да!

Тогда смелее в путь!

Посадил Дед эту Репку.

(Появляется Репка, садится на стул)

Но засела она крепко.

(Входит Дед, пробует тянуть Репку)

Дед за Репку тянет-тянет

Пот струей со лба бежит:

Репка вдруг и говорит.

Репка: Ты, Дедуля, не спеши,

Лучше силы береги.

Видишь, я какого роста?

Вытянуть меня непросто!

Быстрый очень ты какой.

Вот тебе наказ такой:

Ты устал и отдохни

И конвертик разверни.

(Подаёт конверт с заданием)

Дед: Вот так диво! Просто диво!

Чтобы Репка говорила!

И конверты раздавала.

Репка: Это лишь всего начало!

Дед: Что ж давай его сюда.

(Открывает конверт, читает задание)

Это вам не ерунда!

Трудно, правда, для меня.

Помогите мне, друзья!

(Дети вместе решают задание с Дедом)

Дед: Вот решили! Ну, за дело!

(Пробует тянуть Репку опять)

Что-то репка крепко села!

Позову-ка Бабку я.

Вмиг управимся тогда.

Бабка, Бабка – помоги,

Репку вытащить беги.

(Появляется Бабка. Обходит Репку, рассматривает)

Бабка: Звал ли ты меня, дружок?

Вот так Репка! Ну, видок! Дед: Непростая это Репка

И засела она крепко. Бабка: Ну тужи, я помогу

Репку вытащить смогу. Репка: Ты, Бабуля, не спеши,

Лучше силы береги.

Видишь, я какого роста?

Вытянуть меня непросто.

Рядом с Дедом ты садись.

За задание борись.

(Репка дает второй конверт с заданием Бабке. Бабка открывает конверт).

Ведущий: Время, друг мой, не тяни,

Бабке с Дедом помоги.

(Дети выполняют задания. После чего Дед с Бабкой опять пытаются тянуть Репку).

Бабка: Ах! Устала, не могу.

Лучше внучку позову.

Внучка, Внучка! Выручай!

Бабке с Дедом помогай!

(Входит внучка. Рассматривает Репку и пробует её тянуть).

Репка: Внучка, Внучка, не спеши,

Лучше силы береги.

Видишь, я какого роста?

Вытянуть меня непросто!

Рядом с Бабушкой садись,

За задание борись.

(Репка подаёт Внучке конверт с заданием. Внучка открывает конверт)

Ведущий: Здесь задание. И что же?

Внучке мы поможем тоже.

(Дети выполняют следующее задание. Герои пробуют тянуть Репку. У них ничего не получается).

Внучка: Ох! Устала. Не могу.

Лучше Жучку позову.

Жучка, Жучка, выручай!

Нам скорее помогай!

(Вбегает Жучка)

Репка: Жучка, Жучка, не спеши,

Лучше силы береги.

Видишь, я какого роста?

Вытянуть меня непросто!

Рядом с Девочкой садись, За задание берись.

(Репка подаёт Жучке конверт с заданием. Жучка открывает конверт)

Ведущий: Время даром не тяните,

Жучке тоже помогите.

(Дети выполняют следующее задание. Герои пробуют тянуть Репку. У них ничего не получается).

Жучка: Я устала. Не могу.

Лучше кошку позову.

Мурка, Мурка, выручай!

Нам скорее помогай!

(Входит Мурка)

Репка: Мурка, Мурка, не спеши,

Лучше силы береги.

Видишь, я какого роста?

Вытянуть меня непросто!

Рядом с Жучкою садись,

За задание берись.

(Репка подаёт Кошке конверт с заданием. Кошка открывает конверт)

Ведущий: Соберёмся мы в кружок

И поможем им, дружок.

(Дети выполняют следующее задание. Герои пробуют тянуть Репку. У них ничего не получается).

Мурка: Я устала. Не могу.

Лучше Мышку позову.

Мышка, Мышка, выручай!

Нам скорее помогай!

(Входит Мышка)

Репка: Мышка, Мышка, не спеши,

Лучше силы береги.

Рядом с Муркою садись,

За задание берись.

(Репка подаёт Мышке конверт с заданием. Мышка открывает конверт)

Ведущий: Время даром не теряй!

Всем героям помогай!

(Дети выполняют следующее задание).

Репка: Чтоб работа закипела

Вот теперь берись за дело. Ведущий: Дед и Бабка, Внучка с Жучкой,

Кошка с Мышкой встали дружно.

Друг за друга ухватились,

Поднатужились и вот:

Репка из земли идёт. Репка: Славно все вы потрудились! Дед: Все старались, не ленились.

Бабка: Всех мы вас благодарим. Все Герои (хором) : И СПАСИБО говорим!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», М. : Просвещение, 1991г.

2. Н. В. Алексеевская «Домашний театр», М. : Лист, 2000.

3. Л. С. Вжодский «Воображение и творчество в детском возрасте», М. : Просвещение, 1991г.

4. Н. В. Додокина, Е. С. Евдокимова «Семейный театр в детском саду», М. : Синтез, 2008г.

5. В. И. Мирясова «Играем в театр», М. : Гном-пресс.

6. Л. Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день, развитие внимания и воображения дошкольников», Ярославль, Академия, 1999г.

7. Т. И. Петрова, С. Я. Сергеева «Театрализованные игры в детском саду», М. : 2000г.

8. Д. М. Маханенко «Театр в детском саду», М. : 2003г.

9. И. П. Посашкова «Организация творческой деятельности», Волгоград, 2009г.

10. Л. Б. Беряева «Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками», Спб, 2007г.

11. М. Киннис «Актерский тренинг», М. : АСТ Москва, 2008г.

Публикации по теме:

Семейный клуб в ДОУ, как форма взаимодействия с родителями Семейный клуб в ДОУ как форма взаимодействия с родителями» (Из опыта работы МКДОУ №4 с. Эльхотово Кировского района) Подготовила Арчегова.

Форма взаимодействия с семьей — конференция. Курсы повышения квалификации Оптимизация форм взаимодействия ДОУ с семьей Руководитель: Жигалова Наталья Павловна 10.10.2016-19.10.2016.

Проект «Семейный театр как средство взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №6 «Дюймовочка» Проект «Семейный театр – как средство взаимодействия.

Просвещение родителей –как форма установления связи с семьей. Просвещение родителей Просвещение родителей –как форма установления связи с семьей. Тема проекта: «Современные подходы к организации взаимодействия.

Родительский клуб «Калейдоскоп» как форма взаимодействия с родителями ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ «КАЛЕЙДОСКОП» 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение о родительском клубе (далее – Положение) регулирует.

Родительский университет в ДОО, как активная форма взаимодействия с родителями «Родительский университет как активная форма взаимодействия с родителями» Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды.

Семейный клуб как форма социального партнерстваСемейный клуб как форма социального партнерства Семейный клуб как форма социального партнерства в рамках календарно-тематического планирования В целях обеспечения психолого-педагогической.

Семейный клуб как эффективная форма работы с родителями в детском саду Многие родители испытывают затруднения в воспитании ребенка, не знают возрастных особенностей, недостаточно уделяют время ребенку. Поэтому.

Семейный театр-как средство взаимодействия дошкольного учреждения с семьейСемейный театр-как средство взаимодействия дошкольного учреждения с семьей Что такое театр? По утверждению К. С. Станиславского – «Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств». В основе.

Взаимоинформирование, как форма установления связи с семьей Взаимоинформирование (общение). Взаимоинформирование –как форма установления связи с семьей. Тема проекта: «Взаимодействие дошкольного учреждения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семейный театр как форма взаимодействия с семьей
Опубликовано: 22 января 2018 в 18:02
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД