Семейный театр как форма взаимодействия с семьей

фадеева татьяна леонидовна
Семейный театр как форма взаимодействия с семьей

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка…3

2. Актуальность, цели, задачи….3

3. Организация работы семейного театра…. 4

4. Этапы, методы и приемы….5

5. Результат…. 6

6. Приложение…. 7

7. Список литературы…15

Семейный театр – как форма взаимодействия с семьей.

«Театр – это средство общения людей для понимания сокровенных чувств»

К. С. Станиславский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Потенциальные возможности семьи, ее ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают в последние годы серьезные изменения. Педагоги и психологи отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме, важным условием изменения сложившейся ситуации (преодоление педагогической пассивности родителей) является развитие взаимодействия ДОУ и семьи.

Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих интересов и деятельности с целью развития гармоничного и здорового ребенка. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателя, им необходимо вовлечь в совместную деятельность. Совместная деятельность может быть организованна в разнообразных формах (традиционных и нетрадиционных).

Семейный театр – как форма взаимодействия

Меня привлекла одна из новых форм работы с семьей – создание семейного театра. Это творческое объединение семьи и педагога. Семейный театр способствует приобщению взрослых и детей к театральному искусству, имеющему большое воспитательное и образовательное значение. Театр занимает особое место в организации семейного досуга, благодаря театру семья приобретает опыт совместных переживаний. Укрепляет детско-взрослые отношения. Театр дает ребенку возможность подарить мир прекрасного, обогатить его жизнь впечатлениями, а себе при этом вернуть немного детства.

Актуальность, цели, задачи

Актуальность. Театральное искусство близко и понятно как детям так и взрослым, потому, что в основе его лежит игра. Театрализованные игры – это одно из ярких эмоциональных средств формирующих художественный вкус детей.

В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить взаимоотношения, а это требует, в свою очередь, творческой активности, умения держать себя в обществе.

Цель. Развитие взаимодействия детского сада и семьи и открытие новых возможностей для совместного творчества.

Задачи.

- Привлекать родителей к активному посильному участию в деятельности ДОУ (к деятельности семейного театра).

- направить театральную деятельность на целостное воздействие по формированию всесторонне развитой личности ребенка (его раскрепощение, развитие ведущих психических процессов, развитие художественных способностей, творческий потенциал, формирование познавательной деятельности).

Организация работы семейного театра

В основном большее внимание было уделено театру – драматизации. Здесь создается образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима) производятся собственные действия и исполняются роли. Много использовались такие виды театра как игры – имитации образов животных, ролевые диалоги (на начальном этапе) и инсценировки, постановки спектаклей (как результат работы).

В организации семейного театра задействованы все участники педагогического процесса:

- ПЕДАГОГ (Я) является инициатором, проводит начальный этап и далее координирует всю деятельность (оформление родительского уголка по теме «Театр для детей», на родительских собраниях знакомлю с важностью, актуальностью создания этого вида совместной деятельности, знакомлюсь с индивидуальными возможностями каждого родителя, совместно со специалистами ДОУ – психологом, логопедом, музыкальным работником подбираем материал для театрализации, создаю творческую группу с учетом и пожеланиями родителей).

- РОДИТЕЛИ (знакомятся с предстоящей деятельностью, участвуют в редактировании постановочного материала, в подборе и создании костюмов, декораций, организации репетиций).

- ДЕТИ (по мере возможности участвуют в художественной подготовке к театральному событию – декорации, элементы костюмов, атрибуты, бутафория – непосредственные участники всего процесса).

Этапы работы, методы и приемы

При организации семейного театра учитывала опыт работы Додокиной Н. В., Евдокимовой Е. С. «Семейный театр в детском саду». Работа осуществлялась по следующим этапам:

I. Организационно – исследовательский (начальный)

Организация родительских собраний в нетрадиционных формах, где выявлялись возможности семьи, их актерские и художественное мастерство, обсуждение программы совместной деятельности, планирование театральных постановок.

II. Поддерживающе -развивающий (творческий)

На этом этапе оказывала поддержку семьям в развитии творческих способностей, коммуникативных навыков. Основная форма работы - творческая мастерская, где родители и дети могли подбирать и создавать оформление, необходимое для постановок (декорации, костюмы, атрибуты, афиши, билеты и т. п.). Проводила театральные этюды, игры – тренинги для формирования навыков актерского мастерства: «Подарок», «Потерялся мальчик», «Радость и грусть», «Кто как ходит» и т. д. - по материалам: Л. Б. Беряевой «Театр игры в коррекционной – развивающей работе с дошкольниками», Алябевой «Ширма превращений», «Маятник», Ниточка», «Тень», «Зеркало», по материалам М. Кинник «Актерский тренинг».

III. Конструктивный (результат)

На этом этапе шла непосредственно подготовка (репетиции) и показ сказок: «Репка», «Рукавичка», «Гуси-лебеди», «Теремок».

Родители настолько прониклись идеей совместного театра, что приняли активное участие в создании развивающей среды, которая способствовала развитию театральной деятельности детей и взрослых (пальчиковый театр, варианты настольного театра, плоскостной театр, фланелеграф, кукольный театр, куклы из нитей).

Первым шагом был показ сказки для ребят другой группы «Теремок» (пальчиковый, нам эта идея показалась интересной, и потом ребята выступили со сказкой «Гуси-лебеди» перед родителями, это дало положительный результат т. к., далее родители

с удовольствием показали детям сказки «Репка» и «Рукавичка», следующий этап – это создание совместной сказки.

Результат

Внедрение данной формы позволило обогатить взаимодействие с семьями и достигнуть положительных результатов для всех участников совместной деятельности:

- детей (развитие выразительности речи, коммуникативных способностей, памяти, воображения, мышления, художественного вкуса, культуры, эмоции). Дети стали более открыты, раскрепощены, активно демонстрировали новые знания в организованной деятельности в повседневной жизни.

- родителей (сближение в ходе этой деятельности со своими детьми, с педагогами, организация содержательного досуга в форме семейного театра, проявление активного участия в жизни ДОУ).

- педагога (установление партнерских отношений с семьями).

В результате можно отметить положительные направления во взаимодействии ДОУ и семьи:

1. Создана единая воспитывающая среда важная для ребенка и родителей.

2. Родители не оторваны от детского сада, с большим удовольствием посещают все мероприятия.

3. Родители принимают рекомендации специалистов и что ценнее всего стараются притворять их в жизнь. Таким образом,

4. работа педагога с родителями в условиях группы носит ярко выраженный характер сотрудничества.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Материал для оформления родительского уголка

Театрализованные игры для дошкольников

Своеобразие театрализованных игр:

- строятся на основе литературного произведения, имеют готовый сюжет, роли; поступки героев, их слова определяются текстом этого произведения;

- от детей требуется понимание хода событий, образов героев, их поведения, представление персонажей такими, какими она поданы в произведении со всеми характерными особенностями;

- действия, выполняемые дошкольниками, более сложные, чем при подражании тому, что они видят в жизни;

- передача образов требует от детей использования разных средств выразительности (жестов, мимики, пантомимики, инициативы, самостоятельности, творчества; умения проникнуться их чувствами, мыслями, переживаниями;

- состоят из 2-х частей: подготовки и самой драматизации.

Педагогическая ценность театрализованных игр:

- формируют у детей чувство партнерства;

- развивают чуткость и внимание к действиям людей в реальной жизни, умение видеть и понимать их чувства, стремления и желания;

- интеграция нескольких видов художественно-творческой деятельности детей оказывает благотворное влияние на их эстетическое воспитание;

- способствует умственному развитию детей: обогащают разнообразными впечатлениями, формируют познавательный интерес и любовь к литературе, родному слову, развивают фантазию, воображение, творческое мышление;

- тематика и содержание этих игр всегда имеют нравственную направленность, которая заложена в каждой сказке, литературном произведении и должна найти место в детских постановках;

- содействуют физическому развитию детей: совершенствуются движения, их точность, координация, развиваются ловкость, гибкость;

- способствует более раннему выявлению индивидуальных особенностей детей, их способностей.

Виды театрализованных игр дошкольников:

1. Настольные театрализованные игры, куда входят:

А) настольный театр игрушек

Б) настольный театр рисунков

2. Стендовые театрализованные игры:

А) стенд-книжка

Б) фланелеграф

В) теневой театр

3. Игры-драматизации, включающие:

А) пальчиковый театр

Б) театр би-ба-бо

В) кукольный театр

Г) игра-драматизация с шапочками на голове

Д) импровизация

Подготовка к театрализованной игре.

Осуществляется в три этапа:

I – освоение литературного текста, который будет драматизироваться;

II – этап реализуется в общей системе воспитания и обучения детей группы (дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения, находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создают декорации, костюмы, реквизит; упражняются в имитации движений, голоса и др.).

III – сама театрализованная игра, в которой реализуются ранее полученные впечатления, знания, навыки.

Игры-тренинги

Упражнение «Маятник»

Присесть – подпрыгнуть

Шагнуть, отбежать влево – шагнуть, отбежать вправо.

Упражнение «Ниточка»

Между ведущим и играющими «натянута» невидимая ниточка. Когда ведущий отходит назад – игрока тянутся за ним; вперед – отходят назад; ведущий вправо – все вправо и т. д.

Цель: развитие сценической веры, навыков движения на сцене, работа в паре и в группе.

Упражнение «Тень»

Один идет позади и повторяет все движения первого

Упражнение «Зеркало»

Партнеры копируют движения друг друга.

Цель: развитие сценической свободы импровизации; развитие воображения, умения точно подавать материал.

Упражнение «Передай!»

Начиная от ведущего, каждый по кругу передает «что-то». Важно выразительно выполнять сопровождающие движения, чтобы играющие поняли что за предмет передают.

Цель: развитие сценических действий выразительности пластики и эмоций развитие навыков актерско-исполнительской деятельности, развитие фантазии.

«Ширма превращений»

Ширма меняет все, что попадает за нее (на входе, на что-то полностью противоположное (на выходе).

Например, за ширму важно зашел кот, а выбежал маленький пищащий мышонок.

Цель: та же.

Сказка «Репка»

Ведущий: Вы хотели бы сегодня

В сказку «Репка» заглянуть?

Да!

Тогда смелее в путь!

Посадил Дед эту Репку.

(Появляется Репка, садится на стул)

Но засела она крепко.

(Входит Дед, пробует тянуть Репку)

Дед за Репку тянет-тянет

Пот струей со лба бежит:

Репка вдруг и говорит.

Репка: Ты, Дедуля, не спеши,

Лучше силы береги.

Видишь, я какого роста?

Вытянуть меня непросто!

Быстрый очень ты какой.

Вот тебе наказ такой:

Ты устал и отдохни

И конвертик разверни.

(Подаёт конверт с заданием)

Дед: Вот так диво! Просто диво!

Чтобы Репка говорила!

И конверты раздавала.

Репка: Это лишь всего начало!

Дед: Что ж давай его сюда.

(Открывает конверт, читает задание)

Это вам не ерунда!

Трудно, правда, для меня.

Помогите мне, друзья!

(Дети вместе решают задание с Дедом)

Дед: Вот решили! Ну, за дело!

(Пробует тянуть Репку опять)

Что-то репка крепко села!

Позову-ка Бабку я.

Вмиг управимся тогда.

Бабка, Бабка – помоги,

Репку вытащить беги.

(Появляется Бабка. Обходит Репку, рассматривает)

Бабка: Звал ли ты меня, дружок?

Вот так Репка! Ну, видок! Дед: Непростая это Репка

И засела она крепко. Бабка: Ну тужи, я помогу

Репку вытащить смогу. Репка: Ты, Бабуля, не спеши,

Лучше силы береги.

Видишь, я какого роста?

Вытянуть меня непросто.

Рядом с Дедом ты садись.

За задание борись.

(Репка дает второй конверт с заданием Бабке. Бабка открывает конверт).

Ведущий: Время, друг мой, не тяни,

Бабке с Дедом помоги.

(Дети выполняют задания. После чего Дед с Бабкой опять пытаются тянуть Репку).

Бабка: Ах! Устала, не могу.

Лучше внучку позову.

Внучка, Внучка! Выручай!

Бабке с Дедом помогай!

(Входит внучка. Рассматривает Репку и пробует её тянуть).

Репка: Внучка, Внучка, не спеши,

Лучше силы береги.

Видишь, я какого роста?

Вытянуть меня непросто!

Рядом с Бабушкой садись,

За задание борись.

(Репка подаёт Внучке конверт с заданием. Внучка открывает конверт)

Ведущий: Здесь задание. И что же?

Внучке мы поможем тоже.

(Дети выполняют следующее задание. Герои пробуют тянуть Репку. У них ничего не получается).

Внучка: Ох! Устала. Не могу.

Лучше Жучку позову.

Жучка, Жучка, выручай!

Нам скорее помогай!

(Вбегает Жучка)

Репка: Жучка, Жучка, не спеши,

Лучше силы береги.

Видишь, я какого роста?

Вытянуть меня непросто!

Рядом с Девочкой садись, За задание берись.

(Репка подаёт Жучке конверт с заданием. Жучка открывает конверт)

Ведущий: Время даром не тяните,

Жучке тоже помогите.

(Дети выполняют следующее задание. Герои пробуют тянуть Репку. У них ничего не получается).

Жучка: Я устала. Не могу.

Лучше кошку позову.

Мурка, Мурка, выручай!

Нам скорее помогай!

(Входит Мурка)

Репка: Мурка, Мурка, не спеши,

Лучше силы береги.

Видишь, я какого роста?

Вытянуть меня непросто!

Рядом с Жучкою садись,

За задание берись.

(Репка подаёт Кошке конверт с заданием. Кошка открывает конверт)

Ведущий: Соберёмся мы в кружок

И поможем им, дружок.

(Дети выполняют следующее задание. Герои пробуют тянуть Репку. У них ничего не получается).

Мурка: Я устала. Не могу.

Лучше Мышку позову.

Мышка, Мышка, выручай!

Нам скорее помогай!

(Входит Мышка)

Репка: Мышка, Мышка, не спеши,

Лучше силы береги.

Рядом с Муркою садись,

За задание берись.

(Репка подаёт Мышке конверт с заданием. Мышка открывает конверт)

Ведущий: Время даром не теряй!

Всем героям помогай!

(Дети выполняют следующее задание).

Репка: Чтоб работа закипела

Вот теперь берись за дело. Ведущий: Дед и Бабка, Внучка с Жучкой,

Кошка с Мышкой встали дружно.

Друг за друга ухватились,

Поднатужились и вот:

Репка из земли идёт. Репка: Славно все вы потрудились! Дед: Все старались, не ленились.

Бабка: Всех мы вас благодарим. Все Герои (хором): И СПАСИБО говорим!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников», М.: Просвещение, 1991г.

2. Н. В. Алексеевская «Домашний театр», М.: Лист, 2000.

3. Л. С. Вжодский «Воображение и творчество в детском возрасте», М.: Просвещение, 1991г.

4. Н. В. Додокина, Е. С. Евдокимова «Семейный театр в детском саду», М.: Синтез, 2008г.

5. В. И. Мирясова «Играем в театр», М.: Гном-пресс.

6. Л. Ф. Тихомирова «Упражнения на каждый день, развитие внимания и воображения дошкольников», Ярославль, Академия, 1999г.

7. Т. И. Петрова, С. Я. Сергеева «Театрализованные игры в детском саду», М.: 2000г.

8. Д. М. Маханенко «Театр в детском саду», М.: 2003г.

9. И. П. Посашкова «Организация творческой деятельности», Волгоград, 2009г.

10. Л. Б. Беряева «Театрализованные игры в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками», Спб, 2007г.

11. М. Киннис «Актерский тренинг», М.: АСТ Москва, 2008г.

Публикации по теме:

Семейный клуб в ДОУ, как форма взаимодействия с родителями Семейный клуб в ДОУ как форма взаимодействия с родителями» (Из опыта работы МКДОУ №4 с. Эльхотово Кировского района) Подготовила Арчегова.

Форма взаимодействия с семьей — конференция. Курсы повышения квалификации Оптимизация форм взаимодействия ДОУ с семьей Руководитель: Жигалова Наталья Павловна 10.10.2016-19.10.2016.

Проект «Семейный театр как средство взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №6 «Дюймовочка» Проект «Семейный театр – как средство взаимодействия.

Просвещение родителей –как форма установления связи с семьей. Просвещение родителей Просвещение родителей –как форма установления связи с семьей. Тема проекта: «Современные подходы к организации взаимодействия.

Родительский клуб «Калейдоскоп» как форма взаимодействия с родителями ПОЛОЖЕНИЕ О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ «КАЛЕЙДОСКОП» 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение о родительском клубе (далее – Положение) регулирует.

Родительский университет в ДОО, как активная форма взаимодействия с родителями «Родительский университет как активная форма взаимодействия с родителями» Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды.

Семейный клуб как форма социального партнерстваСемейный клуб как форма социального партнерства Семейный клуб как форма социального партнерства в рамках календарно-тематического планирования В целях обеспечения психолого-педагогической.

Семейный клуб как эффективная форма работы с родителями в детском саду Многие родители испытывают затруднения в воспитании ребенка, не знают возрастных особенностей, недостаточно уделяют время ребенку. Поэтому.

Семейный театр-как средство взаимодействия дошкольного учреждения с семьейСемейный театр-как средство взаимодействия дошкольного учреждения с семьей Что такое театр? По утверждению К. С. Станиславского – «Это лучшее средство для общения людей, для понимания их сокровенных чувств». В основе.

Взаимоинформирование, как форма установления связи с семьей Взаимоинформирование (общение). Взаимоинформирование –как форма установления связи с семьей. Тема проекта: «Взаимодействие дошкольного учреждения.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Спорт и физкультура
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Семейный театр как форма взаимодействия с семьей
Опубликовано: 22 января 2018 в 18:02
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дидактическая игра по математике «Конфетки для мишки»
Цель: закрепить прямой счёт в пределах 5, умение различать и называть геометрические фигуры, группировать предметы по количеству. Материал: кукла –...
Фотоотчет изготовления кормушки для птиц. Старшая группа
Цель: Закрепить представления дошкольников о птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Мы в детском саду сделали...
Фотоотчет «Наш чудо-огород». Огород на окне. Средняя группа
Пришла весна и с ее приходом все начинают готовится к посадкам на огороде, закупают семена, сажают рассаду, в целом работа кипит. Огород в детском саду...
Игровые технологии по теме «Продукты питания». Старший дошкольный возраст
Цель: Познакомить детей с основными продуктами питания и их названиями. Словарь ( лексический минимум) Существительные: Еда, продукт, мясо, рыба,...
Мастер-класс рисования нетрадиционным способом «Совушки» для детей второй младшей группы
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами мастер-классом рисования втулками от туалетной бумаги "Совушки"с детьми второй младшей группы. Для...