Получи документы

Семинар-практикум для педагогов «Трудные дети: гиперактивность, агрессивность»

Ирина Волкова
Семинар-практикум для педагогов «Трудные дети: гиперактивность, агрессивность»
▼ Скачать + Заказать документы

Ход семинара-практикума

Организационный момент.

Упражнение «Ассоциации»

Цели: получить обратную связь, развить навык размышлять, создать основу для работы по теме семинара-практикума.

Инструкция: педагог-психолог предлагает участникам назвать ассоциации, которые у них возникают с сочетанием «трудный ребенок». Ответы записывает на мольберте, затем предлагает оценить ассоциации. На основе этого он делает вывод.

Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Трудные дети: гиперактивность, агрессивность“» размещена в разделах

(Просмотр мультфильма «Как Петя Пяточкин слоников считал»)

Информационное сообщение

Диагноз «гиперактивность» устанавливает невролог, невропатолог.

В переводе с латинского языка «активный» означает деятельный, действенный, а греческое слово «гипер» указывает на превышение нормы.

Гиперактивность у детей – это сочетание симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Пределы этого синдрома трудно провести, но обычно он диагностируется у детей, отличающихся импульсивностью и невнимательностью. Такие дети часто отвлекаются, их легко развеселить или огорчить, часто для них характерна агрессивность. В результате этих личных особенностей гиперактивным детям трудно концентрировать внимание на конкретных задачах.

В коллективе такой ребенок служит источником постоянного беспокойства: шумит, не задумываясь, берет чужие вещи, мешает окружающим. Все это приводит к конфликтам, и ребенок становится нежеланным и отвергаемым в коллективе. Сталкиваясь с подобным отношением, он часто сознательно выбирает для себя роль классного шута, надеясь наладить отношения со сверстниками. Но общаться с ним обычно готовы лишь дети более младшего возраста или сверстники, имеющие аналогичные поведенческие проблемы.

Упражнение «Портрет гиперактивного дошкольника»

Цель: определить характерные особенности гиперактивного ребенка.

Инструкция: выбрать из перечисленных симптомов, те которые по вашему мнению принадлежать гиперактивному ребенку. (Приложение №1 «Портрет «особого ребенка»)

Обсуждение.

(Просмотр фрагмента «Будьте здоровы» «Гиперактивность» выступление врача невролога.)

Мини-лекция «Причины гиперактивности»

Есть много теорий происхождения гиперактивности, однако точной до сих пор не существует.

1. Наследственность: как правило, один из родителей был или является гиперактивным, хотя до сих пор и не найдено такого гена.

2. Здоровье матери: гиперактивные дети рождаются от мам, страдающих аллергическими заболеваниями, астмой, экземой, мигренью.

3. Беременность и роды: в группу риска входят дети, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов, малыши на искусственном вскармливании, в частности те, которые родились с маленьким весом, недоношенные.

4. Окружающая среда: наличие свинца и нитрата в водопроводной воде, выхлопные газы и различные выбросы, пестициды и тому подобное. С взглядом на то, что экология и темп современной жизни не слишком хорошие, не удивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма сегодняшнего дня.

5. Дефицит макро и микроэлементов: недостаточность цинка, магния, витамина В1 и В2, дефицит основных жирных кислот в организме.

6. Питание: пищевые красители, консерванты, нитраты, шоколад, сахар, молочные продукты, белый хлеб, помидоры, апельсины, яйца в большом количестве

7. Социальные факторы: вседозволенность, отсутствие системы воспитательных воздействий на ребенка.

Мини-лекция «Как помочь гиперактивному ребенку?»

Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы (занятия, мероприятия) желательно провести индивидуальную беседу с таким ребенком, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно материальное). Гиперактивного ребенка необходимо чаще поощрять, например, каждые 15 – 20 минут выдавать ему жетоны, которые в течении дня он может менять на награды: право идти на прогулку в первой паре, дежурство во время обеда, дополнительное время для игры, совместное чтение, в зависимости от особенностей и желания конкретного ребенка. Взрослому необходимо помнить, что инструкции гиперактивному ребенку должны быть очень четкими и краткими (не более 10 слов). Зачастую гиперактивные дети склонны к манипулированию родителями и воспитателями. Чтобы не допустить этого, взрослому надо помнить: в любой ситуации он должен сохранять спокойствие.

Мини-лекция «Что такое агрессивность»

Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряжённости, страха, подавленности и др.).

Поведение агрессивных детей является деструктивным, поэтому проблема обучения приемлемым способам выражения гнева – одна из самых важных из стоящих перед педагогами.

Упражнение «Портрет агрессивного дошкольника»

Цель: определить характерные особенности агрессивного ребенка.

Инструкция: выбрать из перечисленных симптомов, те которые по вашему мнению принадлежать агрессивному ребенку. (Приложение №1 «Портрет «особого ребенка»)

Обсуждение.

Определённая доля агрессии есть в каждом человеке. Возникает она из-за неудовлетворённости, когда не удовлетворяется какая-либо человеческая потребность: в еде, тепле, воздухе, безопасности, любви, признании, уважении, покое и т. п.

Человек может ситуационно проявить агрессию, но не быть агрессивным. Такую агрессию называют «доброкачественной», носящей оборонительный характер и затухающей, как только опасность миновала. А вот если человек проявляет агрессию довольно часто, во многих ситуациях, то это говорит о его агрессивности как свойстве личности, выражающейся в готовности к агрессии.

В дошкольном возрасте агрессивность ребёнка находится в стадии своего становления, поэтому еще можно предпринять своевременные корригирующие меры.

В чем же причины возникновения детской агрессивности?

1. Заболевание центральной детской системы.

Не спровоцированная агрессивность, специальность, неадекватность поведения ребенка может быть одним из симптомов тяжёлых расстройств, судорожная готовность, эпилепсия, шизофрения. В этом случае лечение ребенка у детского психиатра.

2. Агрессивность как средство психологической защиты.

Как правило, такой способ защиты избирают дети с сильным типом нервной системы, обладающие холерическим или сангвиническим темпераментом. Чаще всего дети защищаются от сознательного или бессознательного неприятия их родителями или лицами их окружения. Их агрессивность служит лишь проявлением гораздо более серьезного и тяжёлого по своим последствиям нарушения – отсутствия «базового доверия к миру».

3. Агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания.

- Неприятие детей родителями.

- Безразличие или враждебность со стороны родителей.

- Разрушение эмоциональных связей в семье.

- Неуважение к личности ребенка.

- Чрезмерный контроль или полное отсутствие его.

- Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.

- Запрет на физическую активность.

- Отказ в праве на личную свободу.

4. Нарушенная исследовательская активность ребенка.

Ребёнок может ногой ткнуть в бок собаку и отбежать, ударить сверстника и посмотреть больно тому или нет. Такой род «исследований» часто встречается у детей с нарушением развития эмоциональной сферы. Такие дети просто не способны оценить эмоциональные последствия своей активности. Настоящей агрессивности в них по началу нет, но когда их поступки встречают отпор, то они могут и «озвереть», так как морально-нравственный компонент к них находится в тесной связи с развитием тонкой эмоциональности.

5. За агрессивность принимают что-то другое.

Часто за агрессивность принимают детское упрямство. «Не буду», «не пойду», «не хочу». Если на ребенка в это время очень «давить», то можно получить тот тип сопротивления, который легко принять за агрессивность.

В ряде случаев для эффективного гашения детской или подростковой агрессии требуется срочное вмешательство.

Правила экстренного вмешательства в конфликтной ситуации позволяют обеспечить позитивное разрешение конфликтов и установить партнёрские отношения.

Правило 1. Игнорировать незначительную агрессию

В тех случаях, когда агрессия детей не опасна и объяснима, целесообразно использовать позитивные стратегии:

- простое игнорирование реакций ребенка;

- выражение понимания чувств ребенка: «Я понимаю, что тебе обидно»;

- переключение внимания или предложение какого-либо задания;

- позитивное обозначение поведения: «Ты злишься потому, что устал».

Так как агрессия естественна для людей, то адекватная и неопасная реакция в ряде случаев не требует вмешательства со стороны. Дети нередко используют агрессию просто для привлечения к себе внимания. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах, можно просто позволить ему пережить это, внимательно выслушав и переключив его внимание на что-то другое.

Правило 2. Акцентрировать внимание на поступках (поведении, а не на личности ребенка.

Негативная оценка личности является одной из наиболее распространенных причин перехода агрессивных реакций в устойчивое агрессивное поведение. Взрослые склонны обобщать однократные поступки. Самое опасное, если данную характеристику усваивают сверстники. Оценивая поведение ребенка следует апеллировать только к фактам и к тому, что произошло только что. В этом случае ребенку объясняют, что его поведение вредит не столько окружающим, сколько ему самому.

В ряде случаев необходимым является установление с агрессивным ребенком обратной связи. Для этого используют приёмы:

1. констатация факта: «Ты преступаешь допустимую черту» или «Ты ведёшь себя агрессивно»;

2. констатирующий вопрос: «Ты злишься?»;

3. раскрытие мотивов агрессора: «Ты хочешь меня обидеть? Ты хочешь продемонстрировать силу?»;

4. «Я»-сообщение (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению): «Мне нравится, когда со мной говорят в таком тоне», «Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит»;

5. апелляция к правилам: «Ты нарушаешь правило».

Давая обратную связь агрессивному поведению ребенка, взрослый человек должен проявить три качества: заинтересованность, доброжелательность и твёрдость.

Правило 3. Контролировать собственные негативные эмоции.

Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает выраженные негативные эмоции, включая: раздражение, гнев, возмущение, страх или беспомощность. Взрослым необходимо признать нормальность и естественность данных негативных переживаний. Но в тоже время необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми.

Если взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он:

• не подкрепляет агрессивное поведение;

• демонстрирует положительный пример в обращении со встречной агрессией;

• сохраняет партнерские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества.

Правило 4. Не усиливать напряжение ситуации.

Основная задача взрослого – снизить напряжение ситуации.

Типичные действия взрослого, усиливающие напряжение и агрессию, включают в себя:

- повышение голоса, изменение тона на устрашающий;

- демонстрация власти: «Будет так, как я скажу»;

- крик, негодование;

- агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;

- использование физической силы;

- нотации, проповоди;

- угрозы или наказания;

- сравнение с другими детьми и т. д.

Некоторые из этих реакций могут остановить проступок на короткое время. Однако отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем сама причина.

Правило 5. Обсуждать проступок.

Для профилактики агрессивного поведения необходимо обсуждать нежелательное поведение ребенка всякий раз, когда оно превышает допустимый порог.

Когда стороны возбуждены, невозможно достичь конструктивной договоренности. Анализировать поведение нужно не в момент самой выходки, только после того, как ситуация разрешиться и обе стороны успокоятся.

В то же время обсуждение необходимо провести как можно скорее после инцидента. Лучше это сделать наедине. При обсуждении важно сохранять спокойную и объективную позицию, апеллируя не к личности, а к правилам, которые он нарушил.

Правило 6. Сохранять положительную репутацию.

Ребенку очень сложно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное – публичное осуждение и негативная оценка.

Для сохранения положительной публичной репутации целесообразно:

- публично минимизировать вину ребенка «Ты не важно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть», что не распространяется на последующую индивидуальную беседу;

- не требовать полного подчинения, позволить выполнить требования взрослого по-своему;

- предложить подростку компромисс, договор со взаимными уступками.

Настаивая на полном подчинении, т. е. на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и вашим способом, можно спровоцировать новый взрыв агрессии.

Правило 7. Демонстрировать модели не агрессивного поведения.

В ситуациях повседневного общения с детьми необходима демонстрация альтернативного поведения их агрессивным реакциям. Чем меньше возраст ребенка, тем более не агрессивным должно быть поведение взрослого в ответ на его агрессивную реакцию.

Альтернативное поведение взрослого, направленное на снижение напряжения ситуации, может включать в себя следующие приёмы:

• выдерживание паузы (молчаливое заинтересованное выслушивание);

• тайм-аут – предоставление возможности ребенку/ подростку успокоится наедине;

• внушение спокойствия невербальными средствами;

• прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;

• использование юмора («Ты сейчас выглядишь круче Шварцнейгера»);

• признание чувств и интересов собеседника;

• сообщение своих интересов;

• апелляция к правилам и т. д.

Наибольшая польза от этих приёмов в том, что дети довольно быстро перенимают не агрессивные модели поведения. Главное условие – искренность взрослого, соответствие словам его невербальных реакций.

Заключительная часть.

5. Упражнение «Прямой эфир».

Цель: оценка усвоенной участниками тренинга теоретической информации.

Участники делятся на подгруппы, каждая из которых получает задание: «Представьте, что Вас пригласили на телевидение для участия в передаче «Как помочь ребенку». Вы должны дать телезрителям рекомендации, которые будут способствовать их эффективному общению с гиперактивными и агрессивными детьми. Адресуйте свое обращение педагогам (и / или родителям)».

Время в эфире – 2 минуты. Вести передачу может как один представитель подгруппы, так и несколько.

Подведение итогов (оценка мероприятия).

Публикации по теме:

Семинар-практикум для педагогов «Театральный ринг» Семинар-практикум «Театральный ринг» Цель: систематизация знаний педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного.

Семинар-практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика» Семинар-практикум для педагогов «Артикуляционная гимнастика» Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом.

Семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Создание музыкальных инструментов из бросового материала для экспериментирования и музицирования в самостоятельной музыкальной деятельности.».

Семинар-практикум для педагогов дошкольных образовательных учреждений «Здоровый педагог — здоровые дети» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов дошкольных образовательных учреждений «педагог-здоровые дети» («Сам себе психолог») Здравствуйте, уважаемые.

Семинар-практикум для педагогов «Конфликт воспитателей и родителей» Семинар – практикум для педагогов на тему: «Конфликт воспитателей и родителей»( 1 слайд) Семинар «Конфликт воспитателей и родителей» (2.

Семинар-практикум для педагогов «Конфликтные дети в группе детского сада» 1. Вступительная часть. Слайд 1. Педагог-психолог: уважаемые коллеги, сегодня мы поговорим о детях в детском саду, которые создают конфликтные.

Семинар-практикум для педагогов «Педагогическая этика в дошкольном учреждении» Семинар — практикум для педагогов «Педагогическая этика в дошкольном учреждении» Задачи: 1. Создание доброжелательной атмосферы. 2. Овладение.

Семинар-практикум для педагогов «Способы регуляции психоэмоционального напряжения» Естественные способы регуляции организма и саморегуляция. Выделяют следующие естественные приемы регуляции организма: смех,.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для воспитателей «Здоровый педагог — здоровые дети» Здоровье воспитанников находится в тесной связи со здоровьем педагога. У нездорового воспитателя: ниже качество работы, дети хуже усваивают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов «Трудные дети: гиперактивность, агрессивность»
Опубликовано: 16 февраля 2018 в 08:46
+99Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов «Трудные дети: гиперактивность, агрессивность»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Волкова (УИ 169813) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД