Получи документы

Система символов (пиктограмм), как средство невербального общения

Наталья Постаногова
Система символов (пиктограмм), как средство невербального общения

1слайд. Тема

Система символов (пиктограмм) как средство невербального общения

Подготовила:

учитель – логопед

МБДОУ д/с 7

Постаногова Н. Р.

2 слайд. В системе невербальной коммуникации при формировании навыков общения у детей ОВЗ, кроме жестов, активно используются различные графические изображения (фотографии, рисунки, напечатанные слова). Эти средства обозначаются как визуальные речевые коды, пиктограммы, так же как и жесты, выступают заместителями речи или дополнением к невербальному общению.

Публикация «Система символов (пиктограмм), как средство невербального общения» размещена в разделах

3 слайд. Термин «пиктограмма» — это общее название, обозначающее «представление написанного посредством рисунка».

Принципы пиктограммы применяются широко в международных знаках и символах

Как прием психологического исследования пиктограмма впервые была предложена в нашей стране в 1935 г. Л. С. Выготским.

Позже в 1985-1994 немецким специалистом Р. Лебом была разработана такая система, как вступление в коммуникацию с не умеющими говорить умственно отсталыми людьми.

4 слайд. Существуют различные графические системы — от фотографий и детских цветных картинок до чёрно-белых идеограмм. По степени абстракции различают наборы картинок и наборы символов.

5 слайд. Достоинство метода пиктограмм заключается в том, что они многофункциональны, могут символизировать конкретные предметы, а также выражать абстрактные понятия. Большое внимание в работе с пиктограммами уделяется тем символическим изображениям, которые часто встречаются в окружении ребёнка.

6 слайд. Работу по обучению ребёнка невербальной коммуникации (система символов) условно можно разделить на несколько этапов.

Этап работы с предметом. Ребенок изучает окружающий предметный мир. Далее он знакомится с символами и устанавливает связь между реальным предметом и его графическим изображением.

Этап введения коммуникативного кода. У ребёнка формируется навык переноса символов на другие события, т. е. расширяются возможности передачи информации и формирования навыков общения.

7 слайд. Этап грамматического структурирования предполагает обучение умению отвечать на вопросы, ознакомление ребёнка с символами, обозначающими грамматические категории рода, числа и т. д.

К сожалению, цель этого этапа не всегда может быть достигнута, поскольку развитие речи у детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью весьма затруднено.

Когда у ребёнка накопились определённые представления о предметном мире, тогда можно начинать знакомить его со знаком-символом.

8 слайд. В нашей стране для работы с детьми, имеющими тяжелые формы речевого недоразвития, различные нарушения в интеллектуальной деятельности широко применяются комплект тетрадей «Я говорю» авторов Л. Б. Баряевой, Е. Т. Логиновой, Л. В. Лопатиной. В пособиях большое внимание уделяется работе с пиктограммами, которые часто встречаются в окружающем ребенка социальном мире.

9 слайд. Знакомство с символом и уточнение его понимания происходит по следующей схеме.

• Идентификация символа. Время введения нового символа определяется тем, насколько ребёнок освоил предыдущий материал. На уроке ребёнок знакомится не более чем с одним новым символом.

• Выбор нужного символа из двух.

• Выбор двух одинаковых символов среди ряда других

• Выбор такого же символа среди определённого множества других

• Составление фразы с помощью символов.

10 слайд. При изучении символов можно использовать следующие задания и упражнения.

1. Объединение символов в пары. На столе перед педагогом расположены символы, изображающие предметы. Перед ребёнком лежат символы, которые изображают действия: играть, есть рисовать. педагог берёт один из «своих» символов и показывает его ребенку. Ребёнок должен найти в своём наборе символ, соответствующий тому, что показывает педагог.

11 слайд. 2. «Домино». На столе перед педагогом и ребёнком разложено одинаковое количество символов. Педагог произносит фразу «Девочка рисует карандашом» и выкладывает один символ из своего набора. Ребёнку нужно выбрать из своего набора и положить рядом символ «рисует». Затем педагог кладёт символ «карандаш

12 слайд. «Четвёртый — лишний». Педагог раскладывает перед ребенком четыре символа, три из которых обозначают предметы, принадлежащие к одной группе, а четвёртый — к другой. Необходимо найти «лишний» символ.

13 слайд. Символы как правило разбиты, например, по таким тематическим блокам, как: игрушки; части тела; гигиена и уход; еда; эмоции; семья; школьные принадлежности; действия; явления природы; животные; растения; транспорт; праздники; одежда; обувь; мебель и др.

14 слайд. Для составления комплекта символов применяются цветные или чёрно-белые копии символов, которые ламинируются или обтягиваются прозрачным скотчем. С обратной стороны клеится липкая лента, с помощью которой символ можно прикрепить к любой поверхности с такой же лентой. Дети могут размещать символы на различных поверхностях: на рабочей папке, в альбоме, на отдельных ламинированных листах картона или плотной бумаги (для слабовидящих детей используются листы жёлтого цвета).

15 слайд. В заключение…

Работа по усвоению и использованию пиктограмм должна проводиться в тесном сотрудничестве с родителями, чтобы за пределами образовательного учреждения ребенок, тоже мог общаться с окружающими его людьми.

Публикации по теме:

Презентация «Центр «Государственной символики и символов», как условие развития познавательных интересов детей» «Детство - каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты.

Игра как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ «Игра, как средство общения дошкольников. Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ» Процесс социализации начинается у человека в детстве.

Йога как система оздоровления дошкольников ЙОГА – КАК СИСТЕМА ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 1 слайд В последнее время было проведено немало научных исследований влияния йоги на здоровье детей.

Модель общения и система сотрудничества между воспитателем, родителем и ребёнком как основа складывающихся взаимоотношений Я бы хотела начать со слов Антона Макаренко «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие, поручиться за то, что семья воспитывает, как следует,.

Семья как система Семья как система. Любая семья, будь то она полная или неполная, вне зависимости от уровня образования родителей, города проживания и национальности.

Объяснительная записка к творческой презентации `Игра как средство развития общения детей дошкольного возраста` Пояснительная записка к творческой презентации опыта работы «ИГРА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» воспитателя.

Отчет о работе педагога по самообразованию «Игра как средство общения ребенка» МКДОУ «Детский сад г. Фатежа «Золотой ключик» Фатежского района Курской области Отчет о работе по теме самообразования: «Игра как.

Разработка пиктограмм для подготовительной к школе группы Материал будет интересен педагогам старшего дошкольного возраста при формировании пространственных представлений дошкольников. Материал.

Использование социальной сети «Вконтакте» как метод изучения семьи и средство общения с семьей Использование социальной сети «Вконтакте» как метод изучения семьи и средство общения с семьей В настоящее время в нашей стране реализуется.

Сюжетная игра, как средство общения со сверстниками в младших группах Дошкольное детство – самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Система символов (пиктограмм), как средство невербального общения
Опубликовано: 17 апреля 2018 в 04:02
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД