Анжелика Трусова
Проект «Виртуальная экскурсия по Русскому Государственному музею»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение
В последние годы наша общественность с тревогой отмечает, что культурный уровень некоторые части населения, особенно молодежи снизился. Это объясняется изменениями, произошедшими в жизни в нашей стране, что привело к утере нравственных ценностей прошлого и нечестному обозначению ценностей нашего общества которые нередко называют потребительскими. Пропаганда буржуазного образа жизни. Одной из причин подобного положения слабое значение культурного наследия нашего прошлого.
Публикация «Проект „Виртуальная экскурсия по Русскому Государственному музею“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Помощь в возрождении интереса к культуре России во многом могут музеи. В которых сосредоточено сокровище русской культуры. Конечно, живое общество с произведением искусства музея не чем несравнима, но виртуальное заочное знакомство с кладовыми искусствами, в том числе с Русскими бесценно. Вот поэтому данную тему считаю актуальной.
Проблемы:
Освоение культурного наследия прошлого будет способствовать развитию профессионального и культурного уровня педагогов.
Цель: познакомиться с Русским Государственным музеем как центром культурного наследия
Задачи:
1. Подобрать литературу и другую информацию по данной теме
2. Изучить историю создания Русского Государственного музея и его структура
3. Познакомиться с основными направлениями деятельности Русского Государственного музея
4. Составить экскурсионную карту – маршрута, проспект и дидактический материал по РГМ
Методы работы:
Изучение и анализ литературы и других источников по данному вопросу.
Планируемый продукт проекта
1. Карта- маршрут
2. Дидактический материал
3. Рекламный буклет
2. Основная часть.
Уважаемые присутствующие (студенты, туристы, преподаватели, гости Зернограда).
На культурной карте России есть особо значимые места: памятники архитектуры, зодчества, места связаны с Родиной выдающихся деятелей Русской культуры : композиторов, музыкантов, писателей, поэтов. Это, конечно и те точки культуры, которые связаны с хранением, изучением произведений искусства. Это музеи. Вспомним музеи, которые вы знаете или уже побывали там. Конечно, это Эрмитаж, Третьяковская галерея, Исторический музей и замечательные музеи больших городов России от Калининграда до Владивостока.
Но исходной точкой для развития музеев России стал Русский Государственный музей в городе Санкт-Петербург. Именно здесь закладывалось крупнейшее собрание русского искусства. Уникальность Русского музея в том, что он включает в себя большой культурный комплекс: Михайловский дворец, Михайловский сад, Строгановский дворец, Мраморный дворец, Летний сад, Летний дворец Петра I, Марсово поле.
Нужно не один день и даже не одна неделя для того чтоб познакомиться с коллекциями музея, которая насчитывается свыше 400000 экспонатов. Здесь, в стенах этого Великого архитектурного музейного комплекса, представлены. Основные виды и жанры искусства за более чем тысяч летнюю историю России. Здесь все: и дворцы и парки и произведения живописи и скульптуры все принадлежит времени, России. Приглашаю вас на виртуальную экскурсию в Русском Государственный Музей.
2.1 История создания. Наша экскурсия начинается в Михайловском дворца.
Как сказано выше, Русский Государственный музей это большой культурный комплекс. Официально отмечает свое рождение с марта 1895 года именно тогда в России, появился первый Государственный музей Русского искусства. Но наша экскурсия начинается в Михайловском дворце, который более двухсот лет назад в день Святого Архангела Михаила был торжественно освящен и потому получил это название Михайловский.
Замок возвышается на острове, ограниченном с севера и востока водами рек Мойки и Фонтанки. В центре площади установлен памятник Петру I, изготовленный в 1747 году по модели архитектора Б. К. Растрелли. Автором проекта и строителем дворца был архитектор Карл Иванович Росси (1775-1849) — гениальный зодчий, создатель крупнейших архитектурных ансамблей.
Первых посетителей музея познакомили с полотнами русских художников спустя три года. Они были переданы из Академии Художества, Эрмитажа, Зимнего дворца и из частных коллекций.
3. По залам Русского музея
3.1. Шедевры Русского искусства
12 залов музея и в каждом экспозиции на самые разные темы.
Наше знакомство мы начнем с раздела Древнерусского искусства.
Здесь представлены иконы XII -XV веков. В этом зале всегда особая тишина, какая – то особая атмосфера; на посетителей смотрят строгие глаза первых Русских святых Борис и Глеб, Дмитрия Солунского, Николая Чудотворца, Богоматерь Умиление. Невозможно отвести взгляд от лика: Апостолов Петра и Павла.
Апостолов Петра и Павла. Исследователи пришли к выводу, что описание святых, приводимое в ранних преданиях, по всей видимости, соответствует действительности, и на его основе сформировался образ, который передаёт икона. Пётр и Павел жили в ту эпоху, когда составлялись первые хроники их подвижнического служения. Считается, что икона «Пётр и Павел обязана традициям римского скульптурного портрета, доведённого к тому времени до совершенства.
Архангел Гавриил (Ангел Златые власы)— древнейшая икона датируется второй половиной XII века. Большинство специалистов относят её к новгородской школе иконописи. Характерной особенностью этой иконографии являются волосы Ангела, выполненные в технике «басиста» сусальным золотом, отчего эта иконография и получила такое название. По каждому волоску Ангела проложена тонкая ниточка золотого листка, отчего его волосы сияют небесным божественным светом, поскольку золото символизирует на иконе неземное, божественное начало. Икона была обнаружена в первой половине 1920-х годов в отделении древностей Румянцевского музея в Москве, где приписывалась Симону Ушакову. В 1934 году икона была передана в Русский музей (Инв. № ДЖ-2115).
Пройдем в Михайловский замок
Русский музей гордится произведениями Андрея Рублё ва: «Святая Троица»;
«Благовещение», «Архангел Михаил". Работа над иконой «Архангел Михаил" часами зрители не отходят от него. Святая Троица это список с иконы, либо сама
Троица находится в Третьяковской галереи.
«Архангел Михаил» Иконой происходила в тяжелое для художника время. Именно тогда в его сознании и начали зарождаться образы гармонии и процветания. И наилучшим из них Рублев счел изображение архангела. Совершенный, непоколебимый он будто дает отпор реальности и наполняет душу человека спокойствием. Изображение архангела выполнено в соответствии общепринятых русских образов небожителей. Однако присутствуют и элементы, свойственные эллинским персонажам – к примеру, крылья. Тут же добавлена гримаса задумчивости, несокрушимости и спокойствия. Таким образом, картина стала идеалом для всех возможных небесных образов.
Переход из зала в зал можно проследить историю иконописи.
Дионисия «Григорий Богослов»; «Сошествие в ад».
Ушакова: Икона. Богоматерь Киккская; Икона. Иоанн Богослов и других мастеров.
Всего коллекция Русского музея составляет порядка 5 тысяч икон XII — начала XX века.
Экспозиции левого крыла представляют работы мастеров конца XVIII -первой половины XIX вв.
Д. Г. Левицкий «Портрет Молчановой Е. И.»,
В. Л. Боровицкий «Портрет Филипповой», «Портрет генерал-майора Фёдора Артемьевича».
Среди них портреты замечательного художника портретиста XVIII века В. В. Боровиковского «Портрет М. И. Лопухиной», «Портрет Александра I».
«Портрет Е. Н. Арсеньевой» Задорно смотрит с холста девушка-подросток Екатерина Арсеньева. Сияющие краски лепят юное курносое лицо, оживленное своенравной кокетливой улыбкой. Нет застылости в несколько нарочитой позе, фигура девушки объемно вырисовывается на фоне зелени деревьев» Арсеньева Екатерина Николаевна – старшая дочь генерал-майора Н. Д. Арсеньева, участника штурма Измаила. Облик девушки русский : круглое лицо с мягкими чертами, слегка вздернутый нос, чуть раскосые глаза. Характер легкий и жизнерадостный.
О. А. Кипренского: «Ворожея со свечой», «Портрет Е. В. Давыдова», морские пейзажи Айвазовского, исторические полотна Брюллова и А. Иванова и бытовые картины Венецианова. Здесь выставлены картины XVIII – первой половины XIX века. Именно здесь запечатлены первые шаги русского, светского искусства.
Редкий посетитель не замедлит шаги возле картины Последний день Помпеи П. Брюллова ("Последний день Помпеи").
Картина художника написана яркими красками. Бросается в глаза яркая вспышка молнии, которая освещает народ. На заднем плане можно увидеть извергающий лаву вулкан. Именно ярко красные краски, которыми изображен вулкан и чернеющее облако дыма, придают картине устрашающий вид. На мой взгляд, художник изобразил трагедию и гибель народа. Много страдания и страха можно увидеть в глазах людей. Взгляд некоторых устремлен в небо, будто они молят о пощаде. Мать обнимает своих детей, закрывая их от вспышки молнии, двое парней несут на своих плечах старика, молодой парень уговаривает женщину подняться и бежать в укрытие. Особо тронула погибшая женщина, изображенная в центре картины, где младенец пытается дотянуться до ее безжизненного тела. И никто кроме самих людей не в силах себе помочь, только они могут бежать в непонятном направлении от жгучих потоков лавы.
Ф. А. Бруни ("Медный змий"). Когда Моисей вывел иудеев из египетского плена, путь их лежал через пустыню, по которой они скитались 40 лет. После долгих лишений люди возроптали, и Господь ниспослал на них кару – ядовитых змей, сеявших мучительную смерть. Они раскаялись и взмолились о прощении, тогда Моисей, по велению Бога, сотворил медное изваяние змия, и каждый, взглянувший на него с верою, исцелялся.
Наверное, нет особой нужды рассказывать о картине "Девятый вал", которую мы знаем со школьной скамьи. Айвазовский показывает море, которое еще не успело успокоиться после неистового ночного шторма, и людей, потерпевших крушение в океане. В картине все находится в движении, и зрителю порой кажется, что цвета эти сменяют друг друга вместе с вздымающимися и рушащимися волнами. В смене тонов перед ним- то проносится облачный туман, согреваемый солнечными лучами, то взлетает просвечивающий зеленый вал, то тяжело спадает темно-синяя волна, скрывающая под собой холодную и мрачную глубину.
Есть ещё одно замечательное произведение, ради которого люди приходят это «Явление Христа народа». Глядя на это великое полотно, наш современник, вновь понимает какой, выбор приходится делать каждому из нас «Жить Богу сердцем или фариститствовать, красиво и умно рассуждая о борьбе добра и зла и равнодушно отворачиваться от деяний, мимо которых, не может пройти человек.
Г. И. Семирадского «Фрина на празднике Посейдона».
В центре картины, практически разделяя её на две равные части, изображена Фрина со своими прислужницами. Фрина уже сбросила свои одежды — сначала художник изобразил её совершенно обнажённой, но потом решил оставить часть соскальзывающего с неё платья. Одна из прислужниц держит её одежду, другая помогает снять сандалии, а третья держит зонтик, загораживающий её от солнечных лучей. В правой части картины изображена многолюдная процессия, спускающаяся к морю от виднеющегося на заднем плане храма Посейдона. Люди, изображённые на переднем плане, остановились и смотрят на обнажённую Фрину — некоторые с удивлением и восхищением, а другие с неодобрением и даже негодованием. Менее многочисленная группа людей, окружающих скульптурную колонну, изображена на переднем плане в левой части картины. Здесь, судя по всему, царит единодушное одобрение и восхищение. За ними видны морские волны Саронического залива и горы острова Саламин. В нижнем левом углу изображена девочка, рассматривающая приоткрытый ларец с драгоценностями. Её поторапливает служанка, спускающаяся к морю и несущая на голове миску и вазу. Пейзаж, изображённый на картине, считается одним из лучших в творчестве Семирадского. В процессе работы над картиной он специально ездил в Грецию и посещал Элевсин.
Переходя в зал искусства XIX века, посетители постоят в раздумье в свете Васнецова, погрустят возле картины Репина «Бурлаки на Волге», с удовольствием улыбнуться Репинским «Запорожцы» пишут письмо.
«Бурлаки на Волге»
Вся картина пронизана чувством сострадания, светлой грусти по этим несчастным людям, которые ничего и не видели в своей жизни, кроме непомерной работы. Картина изможденных обедневших людей, выполняющих непосильно тяжелую работу, вызвала шквал критических откликов. В свое время это были, как правило, негативные отзывы критиков, поскольку сюжет и идея картины противоречили господствующей идеологии. Однако зрители оценили и полюбили композицию за искренность и сострадание. Такой сочной жизнерадостной картины просто не сыскать в мировом искусстве.
А. Г. Венецианова "Гумно".
И. И. Шишкин «Корабельная роща», «Утро в сосновом лесу».
Такой сочной жизнерадостной картины просто не сыскать в мировом искусстве. Здесь, в этом зале, внимание посетителей привлекают скульптуры. Ф. Ф. Каменского «Первый шаг». Н. А. Лаврецкий «мраморная статуя “Маленькие кокетки”, Е. Лансере “Донские казаки-фуражиры”. М. Д. Канаев «Бюст императора Александра III»
Гордостью Русского искусства были скульптуры работы Ф. И. Шубина
«Мраморная статуя Екатерина II – законодательница и Павла I». Подобно Гудону, автору скульптору портретисту.
В. Шубину, удалось воплотить в портрете Павла I своеобразную неординарную личность человека и потому, обходя эту круглую скульптуру с разных сторон, зрители видят ту хроническую улыбку императора то его надменность.
«Мраморная статуя Екатерина II – законодательница»
Статуя представляет собой аллегорический парадный портрет императрицы Екатерины II. В творчестве Ф. И. Шубина ее образ занимает значительное место.
Зал XIX-XX века.
А. А. Коровин «Осень на мосту». Б. М. Кустодиев «Портрет Р. И. Нотгафт», «Прогулка на Волге»
Как бы ни подталкивал экскурсовод к продолжению экскурсии, не сразу отойдут зрители от художников объединения «Голубой розы» П. И. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапунов и «Бубнового валета» П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн) и основоположниками русского авангарда М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, В. В. Кандинский, К. С. Малевич, В. Е. Татлин, А. М. Родченко, А. А. Экстер, И. А. Пуни и др.
Зал Русского Авангарда.
Работы Малевича привлекают внимание всех посетителей. «Черный круг», «Черный крест».
«Черный квадрат» пуль форм, который является точкой в развитии искусства. С этой точкой, по мнению художника, начнется новое искусство. Художник не должен быть связан с академическими канонами, он должен выражать собственное видение, своё ощущение жизни, как он чувствует себя.
Завершим экскурсию по залам Михайловского замка.
После знакомства картин. Загадочный красный конь подобно сказочному герою он наделен магией силой. Зритель, конечно, узнает по любимым народам коня, но почему красный сам художник не дал полного объяснения своим героям. Оставив свою загадку неразгаданной зрителям узнаваемые, но в, то, же время трудно объяснить красный конь, и какие, догадки не высказывал зритель, он остается, по мнению одного из зрителя той не объяснимой местной к которой стремится Русская душа. Здесь рядом с работами Кузьмы Петрова-Водкина: «Купание красного коня», «Селедка», «Петроградская Мадонна», «Дочь рыбака».
Александра Дейнеки его картина «Оборона Севастополя» как то по-особенному смотрит в наше время. Сейчас, когда Севастополь вернулся, в родную гавань по-особому чувствуется драматический сюжет «Обороны Севастополя» этого Русского города.
На картине запечатлён скорбный и величественный подвиг советских бойцов, отдавших свою жизнь при обороне Севастополя в 1942 году. Наш путь лежит в Строгановский дворец.
Строгановский дворец - один из выдающихся памятников европейской архитектуры. Его фасады - шедевр русского барокко, а интерьеры, принадлежат разным периодам и стилям, представляют собой энциклопедию петербургской архитектуры XVIII - XIX века. Каждый зал дворца уникальное по оформлению произведений искусства, интерьеры залов не повторяются и в каждом такое богатство колорита, с таким высок художественного вкусом подобно деталям интерьера, что отсутствие полотен в некоторых залов несколько не объединяет дворец. А подледным отношениям дворца является музей Восковых фигур. Здесь подобно музею модемам Дусо. В Строгановском дворце открыт Музей восковых фигур.
Здесь можно увидеть всех представителей российской императорской фамилии, а также архитекторов, трудившихся над созданием этого знаменитого здания. Некоторые критики Русской истории объ6диняют ее, подчеркивая малозначительность деятельности Русских правителей, однако, всматриваясь в лица, позы, композиции построения фигур удивляясь красоте и мастерству наших мастеров создававших подлинны сюжеты костюмов, зритель понимает, что в России было славно. Интересное прошлое были выдающиеся люди, которые сумели вести нашу страну в форматоры мировой истории.
А наш путь лежит в Мраморный дворец.
Мраморный дворец - построен в 1768-1785 годах архитектором А. Ринальди по заказу императрицы Екатерины II для ее фаворита графа Григория Орлова. Декоративную отделку камнем, сохраняют интерьеры Парадной лестницы. Мраморный зал с уникальным для России каменным убранством стен, включающим мраморы карельских и уральских месторождений, и различные цветные камни Италии. Экспозиции, развернутые в залах Мраморного дворца, отражают роль и место русского искусства в мировом значении.
Здесь вы увидите выставки российских и западных художников, среди них обширная коллекция братьев Иосифа и Якова Ржевских, подаренная Русскому музею этими известными петербургскими коллекционерами: мебель, напольные и каминные часы Западной Европы и России XVIII — XIX веков. Многие из этих предметов не имеют аналогов в отечественных музейных собраниях. Среди произведений фарфора выделяются изделия Императорского фарфорового завода.
Пройдем в Михайловский сад.
У Михайловского сада большая история. До основания города здесь размещались охотничьи угодья шведского феодала. Работу по планировке сада вёл известный архитектор Франческа Бартоломео Растрелли. Благодаря нему появились крестообразные аллеи, клумбы, цветники, мраморные статуи и стриженые деревья. Пространство оживлялось декоративными павильонами и беседками с мраморными полами. Перед фасадом Михайловского дворца появился обширный луг неправильной овальной формы. Сад стал местом проведения ежегодных летних фестивалей "Императорские сады России».
Теперь проймем в Летний сад.
Жемчужиной в парковом ожерелье Петербурга Летний сад – любимое детище Петра I,. В 1704 году Петр I приказал разбить для себя большой сад, подобный прославленным западноевропейским паркам того времени, и сам наметил его первоначальный план. Петр I желал, чтобы сад его летней резиденции ни в чем не уступал знаменитым садам европейских монархов. Для его украшения им были заказаны в Италии мраморные статуи и бюсты, в основном выполненные венецианскими мастерами в конце XVII – начале XVIII века. Ограда Летнего сада – одно из лучших произведений классицизма, архитектурный шедевр с мировой известностью.
Здесь в этом саду, где среди статуй можно бродить, как по улицам города здесь любил играть маленький Евгений Онегин со своим учителем французом. А сто лет спустя в парках можно встретить задумчивую поэтессу Анну Горенко, будущую поэтессу Ахматову.
Этот деревянный дом Петр и назвал своим "летним дворцом", а потом это название по наследству перешло к новому зданию, в котором царская семья действительно жила в летнее время. Автор проекта – архитектор Д. Трезини. Внутренние интерьеры созданы под руководством немецкого скульптора и архитектора Андреас Шлютер. В резиденции царя была построена первая система канализации города. Вода подавалась в дом насосами, а уходила в Фонтанку.
Вода подавалась в дом насосами, а уходила в Фонтанку. Поскольку дом с трёх сторон омывался водой, движущей силой системы было течение Фонтанки. После наводнения 1777 года небольшая бухта перед домом – Гаванец, была засыпана, а система канализации перестала действовать. В вестибюле дома было совершено покушение на Петра I одним из раскольников. В 1925 году Летний дворец передан Русскому музею, а с 1934 года ему присвоен статус самостоятельного Историко-бытового музея.
В комплекс музея входит и Марсовое поле.
Через сто лет после основания Петербурга в нем появилось Марсово поле. Однако первоначально его называли Потешным, поскольку на незастроенной территории проходили гуляния на Масленицу. Оно находилось чуть западнее Летнего Сада. В XVIII веке это место стали именовать Большим Лугом. На нем проходили военные смотры и парады. В 1917 году Марсово поле выбрано местом захоронения павших на полях сражений героев Революции.
В 1919 году над их могилами установлен монументальный комплекс надгробий, выполненный по проекту архитектора Л. Руднева из красного гранита. В память о погибших с 1957 года на Марсовом поле горит Вечный огонь. В наше время Марсово поле служит не только напоминанием о человеческих утратах, но и стало местом отдыха и прогулок у гостей города и местных жителей.
Площадь Искусств - является частью комплекса Михайловский дворец – Михайловский сад. В центре площади установлен памятник А. С. Пушкину. Вот и подошла к концу наша экскурсия по Русскому Государственному музею.
В книге отзывов нередко можно прочитать некоторые записи: Понравилось абсолютно все.
В музее впечатлили, прежде всего, картины огромных размеров, изображающие батальные сцены! Такими полотнами можно было украсить только стены действительно очень большого дворца, такого как Михайловский!
Русский музей - это музей, где представлена огромная выставка картин и скульптур. Музей очень интересный, а если послушать еще и рассказ экскурсовода, то просто заслушаешься. Интерьер Михайловского дворца очень красивый, вызывает восхищение. Везде стоят удобные диванчики, на которых можно отдохнуть.
Второе после Эрмитажа
Русский музей - это второй обязательный к посещению музей в Петербурге после Эрмитажа. В отличие от Эрмитажа, где представлено западноевропейское искусство, в Русском музее собраны произведения русских художников разных направлений в искусстве и разных периодов времени.
И к ним хочется присоединить свою запись, которую сделает обязательно, каждый из нас побывав там, пусть и посетив виртуальный Русский музей. Спасибо тебе, Русский музей. Это экскурсия познакомила, как будто раздвинули горизонт жизни, сколько величественно и искусство нашей страны. Знакомство с прекрасным, которым наполнены дворцы, и залы музея помогают определить полноту и красоту Русского искусства это делает нашу жизнь ярче, мы гордимся.
В этом году исполнилось 110 лет этому музею. К юбилею музея Банком России были выпушены три памятные монеты, где изображенные двуглавого орла соседствует со знаменитым Ангелом Златые Власы. А любители Филателии пополнили свои коллекции юбилейными марками, выпущенные в честь юбилейной даты Русского Государственного музея.
4. Заключение
Выполняя исследовательскую работу, я Трусова Анжелика познакомилась с Русским Государственным музеем и его достопримечательствами.
В ходе работы над проектом были реализованы намеченные задачи.
Составлен дидактический материал, который, на наш взгляд, будет способствовать развитию культурного уровня, воспитывать интерес к миру искусства, художественной культуры Росси.
Появился глубокий интерес к миру прекрасному. Который живет рядом с нами. Нужно только не забывать об этом, чаще обращаться к нему с тем, чтоб сделать нашу жизнь интересной, насыщенной.
Лично для меня работа над проектом позволила расширить кругозор, насколько прекрасен и разнообразен мир искусства. Захотелось узнать, что было до этого и что значит, живет искусство для нас.
Я поняла, чтоб быть интересным для своих учеников учитель должен не только много познавать, но привносить мир искусства в свою деятельность и приобщать детей к миру искусства.