Ольга Даньшина
Конспект занятия «Мой лучший друг»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип занятия : Занятие - открытие новых знаний.
Ведущая форма организации занятия : групповая.
Виды деятельности:
игровая;
познавательная;
проблемно-ценностное общение.
Цель: создать условие для формирования у детей основы духовно-нравственного воспитания через формирование понятий «дружба» и «настоящий друг».
Воспитательные задачи:
воспитывать нравственные, эстетические чувства, в процессе общения.
Развивающие задачи:
развивать умения: думать, общаться, взаимодействовать.
Публикация «Конспект занятия „Мой лучший друг“» размещена в разделах
Обучающие задачи:
дать представлений о понятии «дружба» и её ценности.
Оборудование: развешанные картинки на доске о дружбе, доска, видеопроектор.
1. Мотивационный этап
Воспитатель: Минута вежливости: «Ребята, я очень рада сегодня видеть всех вас на нашем занятии всех здоровыми, в хорошем настроении! Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и пожелайте своим друзьям отличного настроения! Я думаю, что сегодняшнее занятие принесет нам всем радость общения друг с другом!
Дети выполняют просьбу педагога.
2. Этап актуализации знаний (5 - 6 мин)
Воспитатель: А начнем мы его со сказки, которая называется «Сказка о лучших друзьях».
Жили-были два самых лучших друга-мальчика : Лёлик и Болик. Как-то раз они пошли в лес за ягодами и заблудились в нём. Гуляя по лесу, друзья потерялись в темноте. Долго бродили они по лесу.
Вскоре они увидели домик и побежал к нему. В этом лесном домике жила одинокая добрая женщина. Она с радостью их пригласила к себе. Накормила и спать положила.
Наследующий день они проснулись от вкусного запаха. Добрая хозяйка приготовила им вкусную кашку. Она покормила их и спросила: «Как же вы в лес попали?». На что ребята ответили, что пошли в лес за ягодами и заблудились. Она предложила им остаться жить вместе с ней. Но мальчишки отказались, ведь дома их ждали родители.
Но по пути случилась большая беда. Когда они переходили деревянный, старый мостик через речку, Болик пошатнулся и упал прямо в воду. Болик во весь голос закричал: «Помогите, помогите!». А его друг Лёлик не растерялся, взял большую палку и побежал его спасать. Лёлик спас своего друга. И они вместе счастливыми вернулись домой, где их ждали обеспокоенные родители.
Дружба помогает бороться с любыми трудностями.
О чем эта сказка, ребята?
Настоящие ли это друзья?
А у вас есть в садике лучший друг?
Как, по-вашему, поступил бы он в такой же ситуации?
А важно ли для вас узнать ваш друг настоящий или нет? Зачем это нужно?
Ответы детей.
Воспитатель: Как выдумаете о чем мы сегодня будем разговарить?.
Примерные ответы детей: Мы будем говорить о дружбе, о том, кто такой настоящий друг.
Воспитатель: Правильно, ребята! Сегодня на занятии вы должны решить для себя, что же такое дружба, кто такой настоящий друг. И тема сегодняшнего занятия «Мой лучший друг».
3. Этап открытия новых знаний
Воспитатель:
Кто верит в дружбу горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет,
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.
Воспитатель: Что же такое дружба? Поработайте в группах и представьте, пожалуйста, общее мнение.
«Мозговой штурм». Работа над понятием «дружба».
Примерные ответы детей: Дружба - это когда человеку доставляет радость делать добро другому, и тот другой испытывает к нему те же чувства.
Воспитатель: В толковом словаре дается такое определение: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»? Общность интересов? Привязанность?
Примерные ответы детей: Взаимное доверие - это желание полностью отдать себя в руки другого человека. Общность интересов - это когда люди обмениваются идеями и мыслями об общей страсти. Привязанность - это чувство близости, основанное на глубокой симпатии, преданности.
Воспитатель: Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. Не даром о дружбе сложено много пословиц и поговорок. Какие пословицы о дружбе вы знаете?
Ответы детей например: Дружба - великая сила. Маленькая дружба лучше большой ссоры. Друга на деньги не купишь. Дерево держится корнями, а человек друзьями. Нет друга - ищи, нашёл - береги. Старый друг лучше новых двух. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас мы услышим еще несколько пословиц. Соберите их из данных слов в группе и не забывайте, что та команда, в которой будут работать дружно, справится с заданием быстрее.
Работа над пословицами в группах.
Игра "Собери пословицы" (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Воспитатель: Молодцы ребята! Что означает смысл пословиц, как вы думаете? Говорить правду - терять дружбу. Ложь дружбу губит, почему дружба её не любит.
Примерные ответы детей: Друзья не должны друг друга обманывать. Чтобы не потерять друга иногда нужно не говорить правды.
Воспитатель: Так все-таки правду настоящему другу говорить надо или нет? Какое решение будет верным? Сказать правду – человек может обидеться, не понять, можно стать врагами? Не сказать – человек так и не узнает, что он поступает неправильно, и зачем тогда нужны друзья, если нельзя сказать все друг другу в глаза? Давайте устроим небольшой диспут. Первая группа подберет аргументы для доказательства своей пословицы, а вторая - для своей.
Обсуждение в группах.
Примерные ответы: Идеальный вариант, когда вы начинаете издалека и рассказываете как бы о ком-то другом, кто делает точно такую же ошибку, или рассказываете, что вы когда-то читали в одной из книг. Таким образом, человек вас скорее услышит и задумается.
Воспитатель: Каждый раз, когда вы стоите перед выбором – говорить, не говорить, нужно помнить следующее:
– иногда правда бывает полезной, а иногда бесполезной, правда может сломать человека, так что иногда лучше и промолчать;
– задайте сами себе вопрос: «А кому и какая польза будет от этой правды?»;
– ставьте себя на место другого человека, как бы вы на его месте восприняли такую информацию и восприняли бы вообще;
–не говорите правду сгоряча, особенно в конфликтных ситуациях, выждите, подберите нужные слова. – важно быть не только честным, но и тактичным человеком.
Физминутка для глаз.
А теперь я предлагаю группам выбрать 10 качеств, которыми должен обладать настоящий друг и записать их на лепестках ромашки.
Работа в группах.
Игра "Волшебная ромашка" (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Воспитатель: Очень красивые ромашки у вас получились!
Педагог прикрепляет их к доске.
Воспитатель: психологи также выделили 10 качеств, которыми должен обладать настоящий друг. Давайте сравним их с вашими ответами. Но эти качества узнаем только обсудив определенные ситуации.
Появляется ромашка на экране.
Воспитатель: Правильно, ребята, настоящий друг - это
… если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему своё вниманье
Дни, недели, месяц или год…
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Все равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит.
Дети сравнивают качества, указанные на ромашках. Делают вывод.
4. Подведение итогов
Воспитатель: Итак, ребята, о чем мы сегодня узнали?
Дети отвечают.
Воспитатель: Пусть и вашей жизни дружба будет крепкой и настоящей! На этом наше занятие законченно.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Игра "Собери пословицы"
1 группа
Без беды друга не узнаешь.
Без друга - сирота; с другом - семьянин.
В недруге стрела, что во пне, а в друге, что во мне.
Говорить правду - терять дружбу.
2 группа
Не узнавай друга в три дня, узнай в три года.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Добрая шутка дружбы не рушит.
Ложь дружбу губит, почему дружба её не любит.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Игра "Волшебная ромашка"
Качества человека:
аккуратный;
бесстрашный;
воспитанный;
заботливый;
красивый;
мудрый;
надежный;
образованный;
опрятный;
ответственный;
понимающий;
порядочный;
преданный;
с чувством юмора;
самостоятельный;
скромный;
способный принимать твои недостатки;
стеснительный;
трудолюбивый;
уважающий тебя;
умеющий прощать;
умеющий слушать и слышать;
умный;
храбрый;
честный;
щедрый.
Даньшина Ольга Александровна, педагог, воспитатель, медицинский психолог, гипнолог. МБДОУ "Детский сад"Подснежник, п. Рефтинский