Приложение МААМ

Конспект занятия «Музыкальная страна»

Светлана Савина
Конспект занятия «Музыкальная страна»
▼ Скачать + Заказать документы

Вид занятия : интегрированное (познание, музыка, театр)

Цель: Формирование музыкальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через музыкально-игровую деятельность.

Задачи:

Образовательные:

расширить знания детей о нотной грамоте, формировать словарь музыкальных терминов;

закрепить знания детей об особенностях зимней природы

Развивающие:

Публикация «Конспект занятия „Музыкальная страна“» размещена в разделах

совершенствовать общую и мелкую моторику, развивать умение координировать речь с движением;

развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, навыки музицирования в оркестре, чувство ритма;

развивать зрительное восприятие, память и мышление;

Воспитательные:

• воспитывать у детей эстетические чувства, вызвать положительные эмоции;

• воспитывать интерес и восприимчивость к музыкальным произведениям;

Использование современных технологий

• приёмы здоровьесберегающих технологий (смена видов деятельности, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика «Пианист»);

• информационно-компьютерные технологии (слайдовая презентация «Зимний лес»);

Оборудование и средства

музыкальный центр, диски;

• звуковое письмо;

• 7 нот с заданиями;

• дидактическое пособие «Домик»;

• слайдовая презентация «Зима»;

• набор детских музыкальных инструментов;

• дидактическое пособие «Клавиатура»;

• шапочки с изображением нот и скрипичного ключа;

• сугроб, елочка, снежинка, перчатка;

оценочное панно: нотки желтого и синего цвета;

Предварительная работа

• знакомство с нотной грамотой;

• разучивание песни «Русская зима» Л. Олифирова;

• разучивание ритмических движений к танцу «Шел по лесу музыкант» С. Суэтов;

Взаимосвязь целей данного занятия с целями других занятий и направленность целей на практическую деятельность воспитанников

Содержание образования

Содержание обучающих, развивающих, воспитательных задач при осуществлении ОД соответствует задачам раздела «Музыка» и построено с учётом принципа интеграции разделов «Познание», «Речевое развитие», «Социализация», «Здоровье».

ОД является логически выстроенной, т. к. все компоненты занятия (три этапа) взаимосвязаны и направлены на решение ведущей цели: формирование музыкальных и творческих способностей детей через музыкально-игровую деятельность.

Научность данного материала заключается в том, что процесс формирования музыкально-творческих способностей детей опирается на фундаментальные принципы музыкального образования : доступность, последовательность, учет индивидуальных музыкальных способностей, гуманизм, приоритетность общечеловеческих духовных ценностей с опорой на национальную и мировую культуру. Содержание задач соответствует познавательным и музыкальным возможностям воспитанников, уровню сформированности возрастных психических функций.

Этапы занятий

1. Организационный

Создание эмоционально-положительного настроя у детей, формирование интереса и желания к выполнению игровых заданий.

2. Основной

Формирование музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности.

3. Заключительный

Подведение итогов, оценка деятельности детей.

Методы и приемы:

Словесные:

беседа;

загадывание загадки;

вопросы к детям;

объяснение, поощрение, похвала;

оценка деятельности каждого ребенка;

Наглядные:

рассматривание дидактического пособия «Домик»;

просмотр слайдовой презентации «Зима»;

рассматривание картинок «Ноты», «Скрипичный ключ», «Клавиатура»;

Практические:

речевое упражнение «Приветствие»;

речевая гимнастика «Зимний лес был полон звуков»;

дыхательное упражнение «Холодный ветер, «Греем ручки»;

прослушивание музыкального произведения «Январь» П. И. Чайковского;

пальчиковая гимнастика «Пианист»;

игра на музыкальных инструментах «Зимнее рондо»;

музыкально-ритмические движения «Шел по лесу музыкант»;

пение «Русская зима» Л. Олифирова (речь с движением);

Аппарат для оценивания представлен положительной индивидуально-дифференцированной оценкой педагога деятельности каждого воспитанника с вручением «подарка-сюрприза» : шапочки с изображением нот и скрипичного ключа. Педагог подчеркивает особую значимость ответов детей, положительно оценивает достижения каждого ребенка на занятии.

Целесообразность и характер постановки домашнего задания заключается в продолжение работы по данной теме в режимных моментах в детском саду: проведение игры малой подвижности «Веселые нотки»;

Примечание: домашнее задание в детском саду носит условный характер.

Организационный этап

Дети под музыку входят в зал, становятся полукругом.

Муз. руководитель: Здравствуйте, ребята. Я снова рада встрече с вами в этом зале. Давайте поприветствуем друг друга.

Приветствие: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро - солнцу и птицам,

Доброе утро - приветливым лицам!»

Муз. руководитель: Сегодня я получила звуковое письмо, как вы думаете, от кого оно может быть? (ответы детей). Думаю, надо прослушать его. (Прослушивание записи).

Письмо: «Здравствуйте, мои маленькие друзья! Я – Король Музыкальной страны. В моем королевстве произошло чрезвычайное происшествие: жители музыкальной страны развеселились, расшумелись, и спрятались от меня. А ведь без них нет музыки! В королевстве стало грустно. Нам нужна ваша помощь! Помогите найти и вернуть их – пусть музыка радует всех в королевстве!

Ваш друг – Король Скрипичный Ключ»

Муз. руководитель: Вот это новость! Что же нам делать? (ответы детей). Я согласна, надо помочь Королю найти жителей Музыкальной страны!

Основной этап

Муз. руководитель: Ребята, а вы знаете жителей музыкальной страны? (ответы и рассуждения детей). Отгадайте о них загадку:

Загадывание загадки:

На листочке, на страничке –

То ли точки, толи птички.

Все сидят на лесенке

И щебечут песенки (ответы детей)

Муз. руководитель: Верно, это ноты. Семь всего лишь нот на свете:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Ты запомни ноты эти,

Хорошенько разучи

Ноты живут в домиках так же, как люди. Но у нот дом необыкновенный, он волшебный, музыкальный. Давайте посмотрим, может ноты в домике?

Задание по дидактическому пособию «Домик»

Чтобы в домик нам попасть,

Нужно ключик отыскать.

Завитой, красивый знак

Это ключ отличный,

Это ключ – Скрипичный (показ скрипичного ключа)

Пять линеек нотной строчки

Мы назвали – нотный стан,

И на нем все ноты-точки

Мы расставим по местам.

Где же наши нотки-крошки?

Мы поищем их немножко,

Разбежались кто куда

Мы пойдем искать их?

Дети: Да!

Муз. руководитель: Ребята, нам нужно собрать все семь нот, выполнить семь заданий, чтобы в Музыкальной стране снова зазвучали звуки и музыка. Путешествие будет непростым, интересным.

Воспитатель: В лес дремучий, сказочный

Надо путь держать.

Вы готовы к трудностям? Что ж… (идем искать)

Давайте возьмемся за руки и пойдем искать первую нотку.

Речевая гимнастика

«Зимний лес был полон звуков» Н. В. Нищевой

Муз. руководитель: Звучит шум ветра

Зимний лес был полон звуков:

Кто- то выл – у-у-у-у, а кто мяукал – мяу-мяу-мяу.

Кто-то хрюкал, – хрю-хрю-хрю,

Кто-то топал, – топ-топ-топ.

Кто-то крыльями захлопал, – хлоп-хлоп.

Кто-то ухал, – ух-ух, и кричал – ай-ай,

И глазищами вращал: фр-фр-фр,

Ну, а кто-то тихо-тихо

Тонким голосом молчал: с-с-с!

Муз. руководитель: Ну, вот мы и попали в лес. Смотрите, какая красивая елочка, посмотрите, кто спрятался в ее пушистых веточках (обращает внимание детей на ветки елочки, там они находят первую ноту).

Это первая нота и зовут ее нота «ДО» - самая старшая и мудрая. Для того, чтобы нотка вернулась в свой домик, мы выполним первое задание: дыхательное упражнение. Правильное дыхание – поможет нам научиться мягко и красиво петь.

(1-е задание читают на обратной стороне нотки - «Дыхательное упражнение»).

Упражнение «Холодный ветер»

Почувствуйте холод на своих ладошках.

Словно волшебник – мороз

На окна узоры нанес (дуют на ладошки)

Упражнение «Греем ручки»

Мы погреемся немножко

Согревай свои ладошки (ладошками закрывают рот и дышат)

Воспитатель:

Есть у каждой ноты дом.

Где живешь ты, нота ДО?

Муз. руководитель: Здесь, на маленькой скамейке,

На добавочной линейке.

Муз. руководитель: Молодцы ребята! Мы с вами помогли первой нотке вернуться домой (Прикрепляют ноту на нотный стан). Отправляемся искать следующую нотку.

Замела пурга белый путь,

Заставляет в снегах потонуть,

Резвый ветер уснул на пути,

Ни проехать в лесу, ни пройти.

Воспитатель: Надевайте лыжи, берите лыжные палки и поехали! Дети едут на лыжах. (Звучит «Детская песенка» А. Моффат).

Муз. руководитель: Смотрите, какой сугроб! Видно кто-то спрятался в нем. (Находят ноту рядом с сугробом). Да ведь это нота «РЕ» - самая добрая и милая, поющая. Если мы для нее споем песенку – то она согласится вернуться домой.

Песня «Русская зима»

Л. Олифирова

Воспитатель: Нота «ре», где ты живешь?

Где ты песенки поешь?

Муз. руководитель: Отгадать сумей-ка:

Под первою линейкой! (Прикрепляют ноту на нотный стан).

Мы собрали только две ноты, а их целых семь. Нам пора продолжить путь, а отправимся мы необычной ходьбой - на пятках.

Вокруг снег лежит да мороз трещит!

Вот снежинки полетели, под ногами захрустели! (скрип и хруст снега под ногами) (Ходьба на пятках).

Воспитатель: А вот и следующая нотка «МИ»- самая серьезная, спряталась в снежинке.

Муз. руководитель: Хотите послушать разговор снежинок с ветром? (ответы детей). Многие композиторы, поэты, живописцы любили зимнее время года за его волшебную красоту, чистые, яркие, сверкающие краски. И сочиняли музыку, писали картины, стихи. Давайте посмотрим картины зимней природы и познакомимся с музыкальным произведением П. И. Чайковского из цикла «Времена года» - «Февраль». А потом вместе определим характер музыки, какая она? И если ответим правильно, то нотка вернется в свой домик.

Слушание музыки «Февраль» П. Чайковского из цикла «Времена года», просматривание иллюстраций «Зима» (слайдовая презентация)

Муз. руководитель: А сейчас мы попробуем выразить характер и настроение музыки словами, а снежинка нам поможет, мы будем передавать её друг другу, и делиться своими впечатлениями.

Дети, передавая снежинку, придумывают слова, опираясь на настроение прослушанной музыки. (Сказочная, хрустальная, звенящая, волшебная)

Муз. руководитель: Нота «Ми» третье место занимает

Нотный стан так обожает!

Ничего милее нет,

Музыкальный шлет привет!

Смотри, запомни и пойми:

На первой строчке - нота «ми»

(Прикрепляют ноту на нотный стан).

Воспитатель: Зимний лес полон сказок и чудес,

Чтоб в снегу не провалиться-

Быстро-быстро мы помчимся (легкий бег под музыку).

Посмотрите, ребята, какая чудесная поляна. Это поляна непростая. Она приготовила нам сюрприз. Чтобы его найти, нам нужно поиграть в интересную музыкальную игру : инструменты нужно взять сказку ими обыграть. А сказку нам расскажет Даша, она очень хорошо умеет рассказывать музыкальные сказки. Сегодня сказка у нас «Зимняя», ее герои -лесные жители и сейчас мы превратимся в лесных жителей.

4- е и 5-е задание Элементарное музицирование

«Зимнее рондо» (Т. Тютюнникова)

Едем, едем на лошадке

По дорожке зимней гладкой:

Скок, скок, скок. Скок, скок, скок. (Ложки)

Санки скрипят, бубенчики звенят. (Бубенчики)

Дятел стучит, (Коробочка, вьюга свистит, (Дудочка)

Белка на ёлке орешки всё грызё т: «Цок-цок» (Кастаньеты)

Рыжая лисичка зайчика стережёт (Маракасы)

Холод, холод, стужа, стужа.

Снег пушистый кружит, кружит (Треугольник)

Ехали мы, ехали, наконец, доехали: (Ложки)

С горки «у-ух!» (Металлофон) В ямку «бух!» (Тарелочки)

Приехали!

Воспитатель: Смотрите, на столе появилась коробочка, что в ней? ( ответы детей: фасоль). Давайте произнесем это слово по слогам (фа-соль). Какие нотки здесь спрятались: «ФА» и «СОЛЬ». Куда же разместить их в домике?

Музыкальный руководитель : Между первой и второй

«ФА» глядит в окошко.

Между первой и второй

Тесно ей немножко. Самая гордая нота.

На второй линейке «СОЛЬ» - непоседа,

С нотой «Фа» встречается.

Вместе их произнесем -

Слово получается. (Прикрепляют две ноты на нотный стан)

Муз. руководитель: Смотрите, ребята, возле домика – перчатка (в ней нота «ЛЯ»)

-А вы меня заметили?-

Спросила нота «ля»,-

Пою я детям песенки:

Тра-ля-ля-ля-ля!

Нота «ЛЯ» - игривая, почему же она в перчатке? Я, кажется, знаю, что это обозначает. В своем королевстве Скрипичный ключ отвечает за то, чтобы пальчики у музыкантов никогда не болели. И поэтому все музыканты делают специальную гимнастику – пальчиковую (упражнение с использованием дидактического пособия «клавиатура»)

6-е задание Пальчиковая гимнастика

«Пианист» Я. Яртова

Воспитатель: Где живет нотка «ЛЯ»

Муз. руководитель: Между второй и третьей

Нота Ля смотрит, словно из окна

(прикрепляет ноту на нотный стан).

Воспитатель: Где же седьмая нотка?

Муз. руководитель: «Си» – седьмая нота - самая младшая и капризная. Но очень соскучилась и сама вернулась к своим друзьям.

Семь – счастливое число!

Вам, ребята, повезло!

Ровно семь их – семь сестер,

И язык их не хитер!

Глаза мы закрываем, и про себя считаем: раз, два, три, четыре, пять… Музыкантом хочу стать!

7-е задание Танец «Шел по лесу музыкант»

С. Суэтова

Заключительный этап

Муз. руководитель: Вот и все нотки в домике, Король Музыкальной страны благодарит всех за то, что помогли вернуть все нотки: радость и веселье в Королевство. Трудно ли было кому-то выполнять задания? Что понравилось больше всего? С какой ноткой хотелось бы еще встретиться? (ответы детей).

Муз. руководитель: Оцените свою работу, перед вами две нотки, выберите желтую нотку, если вам понравилось на занятии. Если считаете, что надо еще потрудиться, что-то улучшить, то возьмите синюю нотку.

Дети размещают нотки на оценочном панно. Музыкальный руководитель комментирует полученный результат: если есть синие нотки, то интересуется у ребенка причиной данного выбора и принимает положительное решение.

Муз. руководитель: За ваше старание и желание помочь, Король дарит вам музыкальную игру «Веселые нотки» : шапочки с нотками и скрипичным ключом (музыкальный руководитель каждому ребенку вручает шапочку с комментариями, за что ребенок ее получает: за желание помочь жителям музыкальной страны, за хорошее исполнение песни, за веселую игру на музыкальном инструменте, за правильное выполнение пальчиковой гимнастики, за четкость выполнения движений, за выразительное чтение стихотворения, и т. д.).

Муз. руководитель: Поиграть в эту игру вы сможете в группе, выучив слова песенки и правила этой игры.

Домашнее задание: Игра «Веселые нотки» (под веселую музыку дети идут по кругу и по окончании строятся в звукоряд)

Мы по кругу идем-

Звонко песенку поем.

До-ре-ми-фа-соль-ля-си

Си-ля соль-фа-ми-ре-до

А как песенку допели

В звукоряд все быстро стали.

Публикации по теме:

Конспект занятия в средней группе «Волшебная страна комнатных растений»Конспект занятия в средней группе «Волшебная страна комнатных растений» 10 января ребята средней группы "Почемучки" отметили День Комнатных растений Тема: «Волшебная страна комнатных растений» Цель: продолжать.

Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика»Опыт работы «Самостоятельная музыкальная деятельность под руководством музыкального руководителя «Музыкальная мозаика» Музыка присутствует в повседневной жизни детского сада: на занятиях. в играх, во время двигательной активности. Знакомые детям музыкальные.

Конспект музыкального доминантного занятия по слушанию «Музыкальная Италия» с детьми старшего дошкольного возраста Конспект музыкального доминантного занятия по слушанию,с детьми старшего дошкольного возраста: "Музыкальная Италия" Цель: Знакомство детей.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Страна Детства»Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Страна Детства» Детство — это самое счастливое время для многих из нас, мы всегда с очень теплыми чувствами вспоминаем годы нашей молодости и детства.

Конспект занятия в нетрадиционной технике проступающего рисунка «Страна цветочных снов»Конспект занятия в нетрадиционной технике проступающего рисунка «Страна цветочных снов» Цель: познакомить детей с техникой «Проступающий рисунок» (восковые мелки + акварель, развивать фантазию. Задачи: Обучающие: закреплять.

Конспект занятия по экспериментированию с песком для подготовительной группы «Песочная страна»Конспект занятия по экспериментированию с песком для подготовительной группы «Песочная страна» Цель занятия: познакомить детей со свойствами песка, создать условия для формирования у детей интереса к опытно - экспериментальной деятельности,.

Конспект занятия «Мой город, моя страна, моя планета» Цель: Воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства; Задачи: 1. расширять и укреплять знания детей о стране и родном городе.

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по теме «Моя страна» .

Конспект занятия «Волшебная страна головоломок» для старшего дошкольного возраста! Тема: «Волшебная страна головоломок» Цель: - Посредством игровых заданий, проблемных ситуаций мотивировать детей на достижение цели..

Мой первый лэпбук «Музыкальная страна»Мой первый лэпбук «Музыкальная страна» Одним из условий успешного освоения образовательной деятельности детьми является трансформированность развивающей среды. Сегодня каждый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Музыкальная страна»
Опубликовано: 9 февраля 2024 в 23:09
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Музыкальная страна»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Савина (УИ 759676) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД