Ольга Папонова
Конспект ОД в старшей группе «Знакомство с Воронежским заповедником»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение "Детский сад комбинированного вида №143"
Тема: «Знакомство с Воронежским заповедником»
Выполнил: воспитатель Папонова Ольга Федоровна,
Пояснительная записка.
Публикация «Конспект ОД в старшей группе „Знакомство с Воронежским заповедником“» размещена в разделах
- Воронежская область, Воронеж
- Заповедники и национальные парки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа Воронежской области
- Старшая группа
- Темочки
Проблема взаимодействия человека с природой актуальна в наше время. Многие люди считают лес местом отдыха и источником продуктов жизнедеятельности. Мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Дети редко бывают с родителями в лесу, с трудом различают деревья и кустарники, не говоря уже о том, какую пользу приносит лес и почему его нужно беречь. Поэтому, чтобы сохранить леса дающие нам кислород, красоту, тепло, предметы обихода, нам необходимо воспитывать экологическую культуру дошкольников с раннего возраста, формируя отзывчивость, любознательность, способность управлять своим поведением на природе. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру. Наша задача углубить это чувство. Люди уже давно поняли, что чистый воздух необходим человеку, чистый воздух – залог здоровья. Человек может прожить без пищи около пяти недель, без воды – пять суток, без воздуха – только пять минут. Можно отказаться от воды сомнительной чистоты или недоброкачественной пищи, но вдыхать приходится тот воздух, в котором мы находимся в данный момент, даже если он загрязнён или опасен для здоровья. Здоровье человека и воздух находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Многие животные на земле исчезают потому, что им становиться или негде жить, или нечего есть. Человек занимает все больше и больше места на земле, а животным его становиться все меньше. Люди вырубают леса, истребляют растения. Для того. Чтобы сохранить редких животных, интересные растения, просто самые красивые места на земле, люди создают заповедники.
Цель: расширять представление детей о пользе леса в жизни человека, дать детям представление о том, что такое заповедник и для чего они создаются. Познакомить детей с историей создания, природоохранной деятельностью Воронежского заповедника, его вкладе в сохранение бобров, показать детям, какие животные живут в Воронежском заповеднике. Формировать у детей осознание того, что природу нужно беречь.
Задачи: познакомить детей с Воронежским государственным природным биосферным заповедником имени В. М. Пескова, сформировать представление детей о животном и растительном мире заповедника; Воспитывать чувство любви к окружающим нас природным богатствам, чуткости, понимаю многообразных тайн скрытых в природе и бережному отношению к ним.
Развивать познавательный интерес, мышление, воображение, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
Сформировать представление детей о значении леса в природе и в жизни каждого человека и о необходимости бережного отношения к лесным богатствам.
Ход занятия:
Доброе утро!
Улыбнитесь скорее!
И Сегодня наш денёк пройдёт
Веселее. Мы погладим Нос
И щёчки. Будем мы красивыми
Как в саду цветочки. Разотрём
Ладошки сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрём и
Здоровье сбережём.
В: - Ребята сегодня мы отправимся на экскурсию, а куда вы узнаете, угадав загадку.
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем!
(Лес)
В: да, ребята это лес, но не просто в лес, а в Воронежский заповедник.
Беседа - рассказ о заповеднике.
Заповедник – это такое место, где человек не может выстроить дом, вырубить лес, построить фабрику или завод. Заповедник – это не дом для человека, а для животных и растений. Здесь они полезные хозяева. Их жизни ничего не грозит – ведь в заповеднике нельзя охотиться, ловить рыбу, собирать грибы и ягоды. Здесь не должно быть посторонних. За этим следят сотрудники лесной охраны заповедника – государственные инспекторы. Заповедники есть во всех странах. В России больше 100 заповедников. Не далеко от нас, рядом с городом расположен Воронежский государственный заповедник. История Воронежского заповедника началась много лет назад, в далеком 1927 году. На одной из лесных речек с красивым названием Усманка, недалеко от Воронежа, ученые-биологи нашли несколько семей бобров. Этих животных осталось совсем мало. Их убивали, чтобы получить красивую и теплую шкуру. Найденных бобров надо было как-то спасать, вот ученые и предложили создать в этом месте заповедник для бобров. Ведь их осталось очень мало, и без помощи человека этим животным было уже не обойтись. Решили поймать несколько бобров. Соорудить им удобные вольеры, кормить и ухаживать за ними. Ведь даже в неволе у бобров могут родиться малыши-бобрята. Когда же бобрята вырастут и окрепнут, можно будет отпустить их на волю – пусть живут. Создают свои семьи и рождают своих детей (изображения бобрят). Так в Воронежском заповеднике был создан знаменитый бобровый питомник. Теперь бобр является символом Воронежского заповедника – его изображение находиться на эмблеме заповедника.
В: Мы с вами отправимся на прогулку в лес и все, что мы там увидим, будем показывать пальчиками и язычками.
Театр пальчиков и языка: «Прогулка в лес».
Беседа о лесе:
В: Дети куда вы ходили на прогулку?
Что вы увидели в лесу?
Какие виды леса бывают (Лиственный, Хвойный, смешанный, Дубрава, Березовая роща)
Какую пользу мы получаем от леса? (ответы детей).
В лесу всё прекрасно. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека, но не одной красотой славится лес.
А как легко и свободно дышится в лесу! Лес – огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Лес – это дом для зверей и птиц, удивительная кладовая неисчерпаемых богатств. Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели. При химической обработке дерева из неё можно получить бумагу, искусственную шерсть, резину, краски, лаки, лекарства. Деревья выделяют в воздух особые летучие вещества, убивающие многие болезнетворные микробы. Поэтому лес является наиболее здоровым местом для отдыха людей.
А сейчас давайте поиграем в игру: «Кто живет в лесу?» с фонариком.
Физкультминутка
Ручки подняли и покачал,
Это деревья в лесу.
Ручки согнули, кисти встряхнули
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем
Крылья сложили назад.
Игра: «Путаница». Дети вам нужно определить, кто спрятался на картинке?
В: Ребята, а сейчас я вам предлагаю слепить одного из животных нашего заповедника, а кого именно вы узнаете, отгадав загадку:
Под водою строит дом.
Шубка теплая на нем
Любит много умываться
И в водичке полоскаться
Славится своим трудом,
Все зовут его … (Бобром)
Дети лепят бобра.
В заповедном лесу произрастает более тысячи видов растений, здесь нашли убежище самые разные животные: лоси, косули, кабаны, волки, лисицы, белки, норки, зайцы и многие другие. А еще птицы, рыбы, змеи, ящерицы, насекомые. Все они находятся под охраной.
В: Мы в заповеднике гости, а чтобы быть хорошими гостями, нужно соблюдать правила поведения
– Не разжигай костер в лесу без взрослых.
– Не ломай ветки и не повреждай кору деревьев.
– Не оставляй мусор в лесу.
– Не разоряй птичьи гнёзда.
– Не разоряй муравейники.
– Не рви охапками цветы.
– Ходи по тропинкам, не вытаптывай траву и почву.
– Не шумите в лесу.
– Не ловите насекомых.
– Не вырывай грибы и кустарники с корнем.
Помните об этих правилах и не нарушайте их никогда! (рассмотреть иллюстрации).
В: Игра «Если можно хлопни, если нет –топни».
Если я приду в лесок и сорву ромашку. (Топают)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку. (Топают)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю. (Хлопают)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю. (Хлопают)
Если разведу костер, а тушить не буду. (Топают)
Если сильно насорю и убрать забуду. (Топают)
Если лейку я возьму и полью цветочек. (Хлопают)
Если мусор уберу, банку закопаю. (Хлопают)
Я люблю свою природу, я ей помогаю. (Хлопают)
Воспитатель:
Ребята вам понравилась наша прогулка в заповедный лес?
Чем вам понравилось?
Какую пользу приносит лес человек, животным, ?
Что значит любить природу?
Что для этого необходимо помнить и делать?
Лес нужно беречь, т. к. это наш дом, наше богатство. В лесу растёт много трав, деревьев, цветов, ягод, грибов. Лес приносит нам большую пользу. Мы должны бережно относиться к лесным богатствам, ко всему живому, что нас окружает.
Если вы сами будете помнить об этом и напоминать, об этих правилах своим родным, близким и друзьям – вы будете молодцы! Хочется надеяться, что вы никогда не станете причиной гибели леса.
Ребенок: Берегите лес, ребята!
Он нам дарит кислород
В нем еще живут зверята
Разных видов и пород
По утру поют нам птицы
А листва укроет в зной
И пыльца цветов на лицах
Оставляет запах свой
Берегите лес, ребята!
И не жгите в нём костры
Благодарны будут звери
И деревья, и кусты.
В: Ребята давайте послушаем звуки леса.