Папки-передвижки

Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком [А] и буквой А»

Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком [А] и буквой А»

Ягоды лесные и садовые

Материал: демонстрационный материал, Презентация «Звук и буква Аа», рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,

I. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задание.

Воспитатель: Послушайте и назовите первый звук в словах :

арка, антенна, арбуз, акробат (слайд 2).(ответы детей)

Публикация «Конспект занятия по грамоте в старшей группе „Знакомство со звуком [А] и буквой А“» размещена в разделах

Воспитатель: Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим, не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: девочка укачивает куклу и поет ей «А-А-А-А-».(слайд 3)

Артикуляция звука.

Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

II. Основная часть.

1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»

Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. В кармане у неваляшки лежит ключик от квартир букв (это карточки с цветными буквами).

Воспитатель: какую неваляшку выбираем (красную).

Ответы детей: (красную)

Воспитатель: почему красную?

Ответы детей: потому что звук А гласный, а гласные звуки обозначаем красным цветом.

Воспитатель: у нас с вами две неваляшки красного цвета. Неваляшка со звездочкой для гласных букв волшебниц, которые смягчают предшествующие согласные, их мы будем, поселим во второй ряд домика. А гласные, которые не смягчают предшествующие согласные, будем прописывать в первый ряд.

Воспитатель:

Послушайте стихотворение:

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

Кто скажет, куда поселиться наша буква А. (Ответы детей)

Дети (воспитатель с детьми проговаривают слова шар, кошка, сад,и т. д. в первый ряд, так как звук а согласные не смягчает)

Воспитатель: Правильно, берём с кармана хозяйки цветную букву А и поселяем ее слева в пятом этаже, а теперь, выполняем с своих тетрадях. ( Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 1. ФГОС)дети пишут букву А., разукрашивают крышу домика и неваляшку красным цветом,, в кармане пишут буку А.

Воспитатель: Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.

Воспитатель: внимательно посмотри картинки с слева и называем слова (арбуз, шар, кошка).

Воспитатель: Какое слово начинается на звук А. (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это арбуз, пишем букву А в начале слова.

Воспитатель: В каком слове в середине (Ответы детей)

Воспитатель: Это шар, пишем букву А в середине.

Воспитатель: В каком слове в конце (Ответы детей)

Воспитатель: Это кошка, пишем букву А в конце.

(в пустых клетках, дети выполняют задания в индивидуальной работе)

Физминутка «Разбросала осень листья» :

Разбросала осень листья Волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

Мы в осенний парк пойдем, «Шагают» пальцами обеих рук.

В букеты листья соберем. Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.

Лист кленовый, лист с осинки, Поочередно загибают пальцы, начиная с

Лист дубовый, лист рябинки, большого, на обеих руках одновременно

Рыжий тополиный лист на каждый лист.

На дорожку спрыгнул вниз. Звонко хлопают в ладоши

2. Игровое упражнение «Буква потерялась»

Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка

Ход игры: незаметно вынув букву с домика, воспитатель предлагает одному ребенку, ее обратно поселить, далее дети самостоятельно прописывают большую и маленькую букву А в рабочей тетради.

3. Упражнение «Графический диктант»

Цель: развивать зрительную память

Ход игры: продолжить по образцу

Воспитатель :Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

Мы делили апельсин -

(Двумя руками «держат» предполагаемый апельсин)

Много нас, а он один.

(Показывают сначала десять пальцев, а потом один)

Эта долька – для ежа,

(Загибают большой палец руки)

Эта долька – для стрижа,

(Загибают указательный палец)

Эта долька для утят,

(Загибают средний палец)

Эта долька – для котят,

(Загибают безымянный палец)

Эта долька – для бобра,

(загибают мизинец)

А для волка – кожура.

(Бросают предполагаемую кожуру рукой)

Он сердит на нас – беда!

(Делают испуганный вид)

Разбегайся кто куда (Делают движения руками в стороны)

Воспитатель : посмотрите как можно сложить букву «А» из пальчиков:

Указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные пальчики сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует перекладинку.

Давайте попробуем сложить вместе.

Игровое упражнение «А, а «Найди лишнюю ягоду»(№ 5,стр. 20)

Цели. Учим ребенка по не цветным изображениям узнавать знакомые ягоды. Закрепляем названия ягод: брусника, клубника, малина. Закрепляем понятия лесные ягоды и садовые ягоды. Тренируем ребенка в определения звука А и его места в слове (начало, середина, конец)

Воспитатель: Ребята: Какая ягода здесь лишняя? (Ответы детей)Почему?

Правильно, клубника, малина садовые ягоды, а брусника лесная, поэтому лишняя

Воспитатель: Рома, найди если в названии этих ягод звук А? после устного ответа, предлагает детям отметить звук а в соответствующих клетках красным цветом. (клубника, брусника в конце, малина в середине и начале)

Игровое упражнение «Буква рассыпалась»(№6,стр. 20)

Цели. Закрепляем образ буквы, количество элементов, входящих в нее, ее правильное написание.

Ход игры: Ребенок вспоминает, какие элементы составляют букву Аа и сколько их; находить эти элементы на рисунке и закрашивает их красны карандашом (остаются нераскрашенными неправильно нарисованные элементы).Затем дети самостоятельно печатает А а в пустых клетках листа.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– С какой буквой?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы

Используемая литература: (Астафьева Е. О. стр. 20)

Индивидуальная работа: закрепить знания детей о букве и звуке А, учить рисовать картинку со звуком А, учить определять место звука а в словах (в начале, в середине, в конце)

1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»(задание №1 в рабочей тетради)

Ход : детям предлагает воспитатель нарисовать в пустых клетках предметы со звуком а, потом определить место его в слове.

2. Игра «Разноцветные слова» (задание № 4 в рабочей тетради)

Цели: тренировать в звуко- буквенном анализе и синтезе слогов и слов. Закрепить знания гласных букв.

Ход: Дети находят в картинке букву а, штрихуют картинки и разукрашивают, называя предметы со звуком А.

3. Игровое упражнение «Банки с соком и вареньем». (задание № 7 в рабочей тетради

)Цели. Учим ребенка правильно образовывать от заданных существительных относительные прилагательные (малина — малиновый, черника — черничный и т. и., согласовывать прилагательное с существительным (сок малиновый, варенье черничное и т. п.). Закрепляем знания о том, какие заготовки делают из ягод. Активизируем и обогащаем словарный запас детей.

Ход:

Воспитатель: Рома что можно приготовить из ягод? (компот, сок, варенье)

Воспитатель:

д/и «Какой сок, компот»

из малины- малиновый

из брусники-брусничный

из клубники- клубничный.

д/и «Какое варенье»

из малины- малиновое

из брусники-брусничное

из клубники- клубничное

из черники- черничное

Далее дети заполняют пустые банки, нарисовав там знакомые ягоды.

Прикреплённые файлы:

zvuk-i-bukva-a-a_6qnfn.pptx | 1240,39 Кб
 
Публикации по теме:

Презентация «Знакомство с буквой и звуком [М]» для детей 5 лет Предлагаю презентацию по ознакомлению с буквой "М". Мышка мылом мыла носик, Мыла спинку, мыла хвостик. Мыла так, что стала белой, И от счастья.

Конспект занятия «Знакомство с буквой к в старшей группе» Конспект занятия взят с сайта, я к нему сделала только презентацию "Знакомство с буквой К в старшей группе" Организационный момент -Сядет.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Знакомство с гласным звуком» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» /подготовка к обучению грамоте/ для.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У»Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У» Конспект открытого занятия по обучению.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Ознакомление с буквой и звуком [Ц]» Программное содержание Задачи: Образовательные: ознакомление с буквой Цц и звуком [ц]. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой.

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У»Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У» Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [у] и буквой У» «Знакомство со звуком «У» и буквой «У» Программное содержание: 1.

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с буквой Л и звуком [Л]» Цель: Знакомство со звуком и буквой «Л» Задачи: Познакомить со звуком и буквой «Л», учить определять место звука в слове, мягкость и твёрдость.

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с буквой Л» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква «Л» Тема: «Звук и буква «Л». Цель: Познакомить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Х» Занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Знакомство с буквой Х» Программное содержание: Познакомить детей в игровой.

Конспект занятия «Буратино в гостях у детей. Знакомство со звуком [Р] и буквой Р» ТЕМА: Знакомство со звуком [Р] и буквой «Р» «Буратино в гостях у детей» ЦЕЛЬ: Учить выделять звук [р]: изолированно в слогах, в словосочетаниях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком [А] и буквой А»
Опубликовано: 1 марта 2018 в 18:38
+179Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 49.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД