МААМ-картинки

Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком [А] и буквой А»

Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком [А] и буквой А»
▼ Скачать + Заказать документы

Ягоды лесные и садовые

Материал: демонстрационный материал, Презентация «Звук и буква Аа», рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,

I. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, у нас в гостях сегодня кукла. Ее зовут Аня. Она приготовила для вас задание.

Воспитатель: Послушайте и назовите первый звук в словах :

арка, антенна, арбуз, акробат (слайд 2).(ответы детей)

Публикация «Конспект занятия по грамоте в старшей группе „Знакомство со звуком [А] и буквой А“» размещена в разделах

Воспитатель: Правильно, слышится звук «А». Это звук гласный, он поется и мы во рту, когда его произносим, не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: девочка укачивает куклу и поет ей «А-А-А-А-».(слайд 3)

Артикуляция звука.

Давайте вместе произнесем звук «А».

Широко рот открываем

Куклу ласково качаем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса – тише, громче.)

II. Основная часть.

1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»

Цели: закрепить знания об изученных звуке и букве; учить выбирать правый и левый парадный домик, отсчитывать этажи по порядку, начиная снизу; объяснить выбор своего решения, опираясь на знания о звуке.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в тетради у вас нарисован домик для букв, хозяйка этого домика неваляшка. В кармане у неваляшки лежит ключик от квартир букв (это карточки с цветными буквами).

Воспитатель: какую неваляшку выбираем (красную).

Ответы детей: (красную)

Воспитатель: почему красную?

Ответы детей: потому что звук А гласный, а гласные звуки обозначаем красным цветом.

Воспитатель: у нас с вами две неваляшки красного цвета. Неваляшка со звездочкой для гласных букв волшебниц, которые смягчают предшествующие согласные, их мы будем, поселим во второй ряд домика. А гласные, которые не смягчают предшествующие согласные, будем прописывать в первый ряд.

Воспитатель:

Послушайте стихотворение:

Высока и стройна буква А.

Очень похожа на арку она.

Кто скажет, куда поселиться наша буква А. (Ответы детей)

Дети (воспитатель с детьми проговаривают слова шар, кошка, сад,и т. д. в первый ряд, так как звук а согласные не смягчает)

Воспитатель: Правильно, берём с кармана хозяйки цветную букву А и поселяем ее слева в пятом этаже, а теперь, выполняем с своих тетрадях. ( Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 1. ФГОС)дети пишут букву А., разукрашивают крышу домика и неваляшку красным цветом,, в кармане пишут буку А.

Воспитатель: Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.

Воспитатель: внимательно посмотри картинки с слева и называем слова (арбуз, шар, кошка).

Воспитатель: Какое слово начинается на звук А. (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, это арбуз, пишем букву А в начале слова.

Воспитатель: В каком слове в середине (Ответы детей)

Воспитатель: Это шар, пишем букву А в середине.

Воспитатель: В каком слове в конце (Ответы детей)

Воспитатель: Это кошка, пишем букву А в конце.

(в пустых клетках, дети выполняют задания в индивидуальной работе)

Физминутка «Разбросала осень листья» :

Разбросала осень листья Волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

Мы в осенний парк пойдем, «Шагают» пальцами обеих рук.

В букеты листья соберем. Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.

Лист кленовый, лист с осинки, Поочередно загибают пальцы, начиная с

Лист дубовый, лист рябинки, большого, на обеих руках одновременно

Рыжий тополиный лист на каждый лист.

На дорожку спрыгнул вниз. Звонко хлопают в ладоши

2. Игровое упражнение «Буква потерялась»

Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка

Ход игры: незаметно вынув букву с домика, воспитатель предлагает одному ребенку, ее обратно поселить, далее дети самостоятельно прописывают большую и маленькую букву А в рабочей тетради.

3. Упражнение «Графический диктант»

Цель: развивать зрительную память

Ход игры: продолжить по образцу

Воспитатель :Вы потрудились и пальчики устали, давайте их разомнем.

Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

Мы делили апельсин -

(Двумя руками «держат» предполагаемый апельсин)

Много нас, а он один.

(Показывают сначала десять пальцев, а потом один)

Эта долька – для ежа,

(Загибают большой палец руки)

Эта долька – для стрижа,

(Загибают указательный палец)

Эта долька для утят,

(Загибают средний палец)

Эта долька – для котят,

(Загибают безымянный палец)

Эта долька – для бобра,

(загибают мизинец)

А для волка – кожура.

(Бросают предполагаемую кожуру рукой)

Он сердит на нас – беда!

(Делают испуганный вид)

Разбегайся кто куда (Делают движения руками в стороны)

Воспитатель : посмотрите как можно сложить букву «А» из пальчиков:

Указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные пальчики сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует перекладинку.

Давайте попробуем сложить вместе.

Игровое упражнение «А, а «Найди лишнюю ягоду»(№ 5,стр. 20)

Цели. Учим ребенка по не цветным изображениям узнавать знакомые ягоды. Закрепляем названия ягод: брусника, клубника, малина. Закрепляем понятия лесные ягоды и садовые ягоды. Тренируем ребенка в определения звука А и его места в слове (начало, середина, конец)

Воспитатель: Ребята: Какая ягода здесь лишняя? (Ответы детей)Почему?

Правильно, клубника, малина садовые ягоды, а брусника лесная, поэтому лишняя

Воспитатель: Рома, найди если в названии этих ягод звук А? после устного ответа, предлагает детям отметить звук а в соответствующих клетках красным цветом. (клубника, брусника в конце, малина в середине и начале)

Игровое упражнение «Буква рассыпалась»(№6,стр. 20)

Цели. Закрепляем образ буквы, количество элементов, входящих в нее, ее правильное написание.

Ход игры: Ребенок вспоминает, какие элементы составляют букву Аа и сколько их; находить эти элементы на рисунке и закрашивает их красны карандашом (остаются нераскрашенными неправильно нарисованные элементы).Затем дети самостоятельно печатает А а в пустых клетках листа.

Ш. Итог занятия, оценка детей.

– Ребята, вспомните, с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

– С какой буквой?

– Каким цветом обозначаем?

– Что понравилось больше всего?

– Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы

Используемая литература: (Астафьева Е. О. стр. 20)

Индивидуальная работа: закрепить знания детей о букве и звуке А, учить рисовать картинку со звуком А, учить определять место звука а в словах (в начале, в середине, в конце)

1. Игровое упражнение «Посели букву в ее квартиру»(задание №1 в рабочей тетради)

Ход : детям предлагает воспитатель нарисовать в пустых клетках предметы со звуком а, потом определить место его в слове.

2. Игра «Разноцветные слова» (задание № 4 в рабочей тетради)

Цели: тренировать в звуко- буквенном анализе и синтезе слогов и слов. Закрепить знания гласных букв.

Ход: Дети находят в картинке букву а, штрихуют картинки и разукрашивают, называя предметы со звуком А.

3. Игровое упражнение «Банки с соком и вареньем». (задание № 7 в рабочей тетради

)Цели. Учим ребенка правильно образовывать от заданных существительных относительные прилагательные (малина — малиновый, черника — черничный и т. и., согласовывать прилагательное с существительным (сок малиновый, варенье черничное и т. п.). Закрепляем знания о том, какие заготовки делают из ягод. Активизируем и обогащаем словарный запас детей.

Ход:

Воспитатель: Рома что можно приготовить из ягод? (компот, сок, варенье)

Воспитатель:

д/и «Какой сок, компот»

из малины- малиновый

из брусники-брусничный

из клубники- клубничный.

д/и «Какое варенье»

из малины- малиновое

из брусники-брусничное

из клубники- клубничное

из черники- черничное

Далее дети заполняют пустые банки, нарисовав там знакомые ягоды.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация «Знакомство с буквой и звуком [М]» для детей 5 лет Предлагаю презентацию по ознакомлению с буквой "М". Мышка мылом мыла носик, Мыла спинку, мыла хвостик. Мыла так, что стала белой, И от счастья.

Конспект занятия «Знакомство с буквой к в старшей группе» Конспект занятия взят с сайта, я к нему сделала только презентацию "Знакомство с буквой К в старшей группе" Организационный момент -Сядет.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте «Знакомство с гласным звуком» Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» /подготовка к обучению грамоте/ для.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У»Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У» Конспект открытого занятия по обучению.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Ознакомление с буквой и звуком [Ц]» Программное содержание Задачи: Образовательные: ознакомление с буквой Цц и звуком [ц]. Формирование навыка чтения слогов и слов с новой.

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У»Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У» Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [у] и буквой У» «Знакомство со звуком «У» и буквой «У» Программное содержание: 1.

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с буквой Л и звуком [Л]» Цель: Знакомство со звуком и буквой «Л» Задачи: Познакомить со звуком и буквой «Л», учить определять место звука в слове, мягкость и твёрдость.

Конспект занятия в подготовительной группе «Знакомство с буквой Л» Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква «Л» Тема: «Звук и буква «Л». Цель: Познакомить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Знакомство с буквой Х» Занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Знакомство с буквой Х» Программное содержание: Познакомить детей в игровой.

Конспект занятия «Буратино в гостях у детей. Знакомство со звуком [Р] и буквой Р» ТЕМА: Знакомство со звуком [Р] и буквой «Р» «Буратино в гостях у детей» ЦЕЛЬ: Учить выделять звук [р]: изолированно в слогах, в словосочетаниях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком [А] и буквой А»
Опубликовано: 1 марта 2018 в 18:38
+179Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком [А] и буквой А»» (включая файлы) размещена пользователем Абдулова Джюме Сиражутдиновна (УИ 82358) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 49.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД