Тема: «Звук «Н» и буква «Н». Твердые и мягкие согласные звуки»

Светлана Владимировна Дорохина
Тема: «Звук «Н» и буква «Н». Твердые и мягкие согласные звуки»

Цель: Познакомить со звуками (Н, (Нь, буквой Н.

Задачи: Развивать связанную речь, артикуляционный аппарат, мелкую моторику пальцев руки, память.

Учить различать звуки Н и Н, составлять предложения из трех слов. Проводить звуковой анализ слова. Разгадывать ребусы.

Воспитывать у детей самостоятельность, умению работать в паре, доводить начатое дело до конца.

Методы и приемы: указания, поощрения, объяснения, показ.

Оборудование: карточки с буквами (А, О, У, И, Э, Ы, Ю, Я,Е,Ё, алфавит, карточки синего и красных цветов, буква Н, проектор.

Образовательные области: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Безопасность».

Ход занятия.

Воспитатель: Мы сегодня не одни, у нас гости. Вы у нас взрослые и воспитанные, давайте пожелаем друг другу здоровья и представимся. Нашим гостям интересно, чем мы занимаемся и как проводим время вместе.

Жили-были в городе звукинские звуки-невидимки. Волшебник подарил гласным звукам красные платья, а согласным-синие и зеленые. Звуки образовывали слова. Слова объединялись в предложения. Все звуки жили дружно. И однажды звуки решили провести карнавал. И каждый звук сшил себе карнавальное платьице, надели и превратились… в буквы.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построились в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

И называется Алфавит.

(Воспитатель показывает алфавит, знакомит с алфавитом. Слайд №1)

Воспитатель: А к нам сегодня в гости пришли гласные буквы.

(Дети читают стихи.)

«А» (Слад №2)

Вот два столба наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? Да.

Перед тобою буква «А».

«Я» (Слайд №3)

Буква «Я» в конце стоит

Закрывает алфавит.

«О» (Слайд №4)

Видишь в дереве дупло,

Ну совсем, как буква «О».

«Э» (Слайд №5)

Буква «Э» с большущим ртом

И огромным языком.

«Е», (Слайд №6, №7)

«Ё» Буквы те, родные сестры,

Различать сестер так просто,

У одной есть две точки,

Словно к лесенке гоздочки.

«У» (Слайд №8)

Удобная буква, удобно в ней то,

Что можно на букву повесить пальто.

«Ю» (Слайд №9)

Чтобы «О» не укатилось,

Крепко к палочке прибью.

Ой, смотрите, что случилось?

Получилась буква «Ю».

«Ы» (Слайд №10)

А бедняжка буква «Ы»

Ходит с палочкой увы!

«И» (Слайд №11)

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек? Три!

А какая буква?«И».

Воспитатель объясняет, что буквы «Я», «Ё», «Е», «Ю», «И» дружат только с мягкими согласными.

Давайте поиграем в «Цветочки».Посмотрите у меня есть два необычных цветочка: один зеленый, а другой синий (Слайд № 12). Каждый цветок с пятью лепесточками, кто знает? Почему? (Ответы детей.)

Один цветок зеленый, потому что звук (Н) мягкий согласный, а другой синий, потому что звук (Н) твердый согласный.

Произношение чистоговорок и выполнение штриховки.

На-на-на Но-но-но

На холме сосна. На дворе темно.

Ны-ны-ны Онь-онь-онь

На небе нет луны. Зажигай огонь.

У Наты и Нины сегодня именины.

Подарили именинницам носки, коньки и блинницу.

Пальчиковая игра «Норка»

Кончиком большого пальца правой руки дети поочередно касаются указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца (1, 2). То же самое проделать левой рукой.

Норка вылезла из норки

И пошла к знакомой норке.

В норку норкину вошла,

Норку в норке не нашла.

Обведение по контуру и печатание буквы

Выясняем, как правильно печатать букву. Обводим по контуру и печатаем. Сначала проводим линию сверху вниз, затем оставляя немного места проводим вторую линию сверху вниз, после соединяем две палочки посередочке.

Восполнение буквенного состава слов, звуковой анализ

Детям предлагается отгадать слово и вписать букву «Н» соответствующим карандашом.На экране выставляются слова: Нина, нитки, ноты, нос, коньки, окна.

В конце задания дети делают вывод: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Работа над предложением

Составьте предложения, используя схему. У окна ___ Ната.

На столе___ноты. Ника___ на пони.

Гимнастика для глаз

Предьставтье,

мы пришли в волшебный лес. (Движения глаз по кругу).

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа береза в шубке стоит. (Движения глаз вправо-влево).

Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся (Движения глаз по кругу и опускают)

Разгадывание ребусов

Дети работают парами. Воспитатель раздает карточку с заданием.Ответы: ВороНа, ОСИна, наУКА (Задание: НА какой букве находится слог)

Физкульминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Игра «Найди лишнюю букву»

Воспитатель показывает карточки с гласными буквами и буквой «Н». Дети находят лишнюю букву. Почему буква «Н» лишняя?

Ответы детей. Буква «Н» согласная, а остальные гласные.

Игра «Найди слова со звуком «Н»

Воспитатель объясняет детям, что нужно вспомнить слова со звуком «Н»

Итог занятия

Воспитатель: С каким звуком и буквой мы знакомились? Буква «Н» какая? (согласная, она может быть твердой, мягкой, звонкой.) С какими гласными дружит буква «Н» (А, О, Ы, У, Э). А с какими буквами дружит «НЬ» (Я, Ё, Е, Ю, И).

Ребята, мне очень понравилось как вы работали. Молодцы, все справились с заданием.

Публикации по теме:

Кружок «Развивай-ка». Отчет о проделанной работе за ноябрь 2013 год Кружок «Развивай-ка» Отчет по проделанной работе за ноябрь 2013 год. Занятие первое. Цель: продолжать учить детей различать основные цвета.

НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук и буква Ы НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Цель:Научить различать и четко произносить звук [Ы] в слогах, словах,.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Тема: «Звук «Н» и буква «Н». Твердые и мягкие согласные звуки»
Опубликовано: 22 ноября 2014 в 19:18
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
27 января. День снятия блокады Ленинграда

Годовщине снятия Ленинградской  блокады посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей рекомендательной подборкой занятий, чтобы рассказать детям о подвиге блокадников, о том, как им удалось...

27 января. День рождения Моцарта

27 января отмечается день рождения у одного из самых популярных классических композиторов, произведения которого знают во всех странах, все – от мала до велика. Занятия очередного тематического дня мы...

Детский мастер-класс в нетрадиционной технике по обрывной аппликации «Цветок»
Мастер – класс «Цветок» ребята подготовительной к школе группы выполнили в нетрадиционной технике – обрывной аппликации. Материал для выполнения...
Мастер-класс для педагогов «Волшебные пальчики» (мелкая моторика)
Федотова Елена Мастер-класс для педагогов "Волшебные пальчики" ( мелкая моторика) Дети, поступая в 1й класс, сталкиваются с рядом проблем с обучением....
Проект «Новогодняя сказка»
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатель - Субботина Татьяна Викторовна, музыкальный руководитель - Кузнецова...