Папки-передвижки

Тематические подвижные игры для дошкольников

Веста Шевцова
Тематические подвижные игры для дошкольников

Подвижная игра - один из путей, ведущих ребенка к познанию мира, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игра вызывает активную работу мысли, способствует расширению кругозора, уточнению представления об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов.

Публикация «Тематические подвижные игры для дошкольников» размещена в разделах

В основе подвижных игр лежат физические упражнения, которые дают большой оздоровительный эффект, благотворно влияя на сердечно - сосудистую, дыхательную, сенсорную системы. Подвижные игры укрепляют мышцы всего тела, улучшают обмен веществ, повышают общую работоспособность организма, вырабатывают у детей элементарные умения ориентироваться в пространстве, формируют точность и согласованность двигательных действий. Используемые в подвижных играх стихотворные тексты позволяют нормализовать темп речи ребят, добиваться большей её плавности, ритмичности, укреплять артикуляционный аппарат, развивать фонематический слух, формировать культуру речи. Дети учатся вслушиваться в слова и звуки.

Педагоги дошкольных образовательных организаций могут использовать предлагаемые подвижные игры и игровые упражнения при проведении физкультурных занятий, во время прогулок, а также включать их в праздники и досуги с целью предоставления каждому ребенку возможности наиболее полно проявить себя, реализовать свои способности.

Родителям рекомендуем организовать игры во время летнего отдыха, например на даже. Очень хорошо пригласить в качестве партнеров своему ребенку соседских ребятишек.

ТЕМА «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

«Догони собаку» (с 2 лет)

Воспитатель держит в руках игрушечную собачку, предлагает догнать её. Предварительно дети садятся на стулья или на скамейку. По сигналу «Догоните собачку!» воспитатель начинает передвигаться по комнате или площадке в разных направлениях, дети догоняют его. Когда большинство малышей подбегут к воспитателю, он говорит: «Теперь вы убегайте, а собачка будет вас догонять!» Дети убегают и садятся на свои места.

Воспитатель следит за тем, чтобы ребятишки ориентировались в помещении или на площадке, меняли направление движения, не наталкивались друг на друга.

«Идет коза рогатая» (с 2 лет)

Домик игроков- на одной стороне площадки, педагог в роли козы находится на другой стороне площадки- «дом козы». Дети бегают по площадке в разных направлениях, а коза шагает на месте и говорит: «Идет коза рогатая, идет коза бодатая за малыми ребятами, кто каши не ест, молоко не пьёт-забодаю, забодаю».

С последними словами дети убегают в свой домик, а коза пытается их догнать и собрать в своём доме.

«КОТ И МЫШИ» (с 3 лет)

Дети сидят на скамейках и стульчиках- это «мыши в норках». В противоположной стороне зала или площадки сидит «кот», роль которого исполняет воспитатель. Кот засыпает (закрывает глаза, а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши убегают и прячутся в норках (занимают свои места). Нескольких пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот ещё раз проходит по комнате, затем возвращается на своё место и засыпает. Игра продолжается.

Мыши могут выбегать из норок только в то время, когда кот закроет глаза, а возвращаться - когда кот проснется и замяукает.

«ЛОХМАТЫЙ ПЁС» (с 3 лет)

Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребёнок, находящийся на противоположной стороне на ковре, изображает собаку. Малыши гурьбой тихонько подкрадываются к «собаке», а воспитатель в это время произносит:

Вот лежит лохматый пёс,

В лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдём к нему, разбудим

И посмотрим : что-то будет?

Действие собаки согласно тексту

Дети приближаются к собаке. Как только заканчивается чтение стихотворения, собака вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, собака гонится за ними, старается поймать кого-нибудь и увести к себе. Когда все дети спрячутся, собака возвращается на место и опять ложится на коврик

Место, где находится «пёс», и место, куда убегают дети, должны распологатся как можно дальше одно от другого, чтобы было пространство для бега. Воспитатель следит за тем, чтобы малыши не трогали «пса» при приближении к нему; не толкали друг друга, убегая от него. Игра заканчивается, когда собака поймает нескольких убегающих.

«КРОЛИКИ» (с 3 лет)

В одной стороне комнаты полукругом расставлены стулья, сиденья обращены внутрь полукруга – это «клетки кроликов». На противоположной стороне – «дом сторожа». Посередине лужайка, на которую кроликов выпускают гулять. Два-три ребенка встают позади стульев, по указанию воспитателя присаживаются на корточки – «кролики сидят в клетках». Воспитатель – сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов на лужок: дети проползают под своими стульями, а затем прыгают, продвигаясь вперёд по всей лужайке. По сигналу воспитателя «Бегите в клетки!» возвращаются на свои места, снова проползая под стульями. Затем роли кроликов переходят к другим игрокам.

Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети, проползая под стулом, не задевали его спиной. Вместо стульев можно использовать дуги для подлезания или палки, рейки, положенные на сиденья стульев.

«КОТЯТА И РЕБЯТА» (с 3 лет)

Подгруппа детей изображает котят, остальные – их хозяева (у каждого хозяина один-два котёнка). Котята взобрались на заборчик (на вторую-третью перекладину лесенки). Хозяева сидят на скамейке. «Молока, кому молока?» - спрашивает воспитатель, подходит к хозяевам и делает вид, что наливает им молоко в кружки (мисочки, колечки, круги). Котята мяукают – просят молока. Хозяева выходят на площадку (за черту) и зовут: «Кис-кис-кис!» Котята слезают с заборчика и бегут пить молоко. Ребята-хозяева говорят: «Мохнатенький, усатенький, есть начнёт, песенки поёт». С последним словом котята убегает, хозяева их ловят. Поймавший котёнка меняется с ним ролью.

Убегать следует только после слова «поёт»; ловить можно лишь до черты (расстоянии двух шагов от заборчика).

«КОНИ» (с 3 лет)

Дети изображают коней. Воспитатель собирает их в одном конце зала (или площадки) и читает стихотворение:

Гоп-гоп-гоп! Ты скачи, мой конь, галопом!

Ты лети, конь, скоро-скоро

Через реки, через горы,

Все галопом, все галопом! Гоп-гоп-гоп-оп!

С последними словами дети подпрыгивают, продвигаясь вперёд. По сигналу воспитателя «Домой!» спокойно возвращаются на место. Воспитатель повторяет текст, и кони снова скачут по всему залу (площадке). Игра повторяется 3-4 раза.

«Лошадки» (с 4 лет)

Дети делятся на две равные группы. Одни изображают лошадок, другие – конюхов. В руках последних - вожжи. На одной стороне площадки очерчивается конюшня, где находятся лошадки, на другой - обозначается место для конюхов. Площадка-это луг. Воспитатель говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей!» По этому сигналу «конюхи бегут к конюшне и запрягают «лошадей». Каждый выбирает себе лошадку по собственному желанию или по указанию воспитателя. Запряженные лошади выстраиваются друг за другом и по определенному сигналу едут тихо, бегут рысью или вскачь. После слов воспитателя: «Приехали, распрягайте лошадей!»-повозки останавливаются, конюхи распрягают лошадей и отпускают их пастись на луг, а сами возвращаются на свои места. Лошади спокойно бродят по лугу, наклоняясь, щиплют траву.

По сигналу «Конюхи, запрягайте лошадей!» каждый конюх ловит свою лошадку, а та убегает, увёртывается от него. Когда все лошади пойманы и запряжены, пары выстраиваются друг за другом, и игра возобновляется. Она повторяется 3-4 раза, после чего воспитатель говорит:» Отведите лошадей в конюшню, пусть они отдохнут». Конюхи отводят лошадей в конюшню, распрягают их и возвращаются на свои места. Выигрывает та пара, которая аккуратнее и быстрее других выполнит задание.

«В УПРЯЖКЕ» (с 4 лет)

Игроки стоят парами, каждая пара берёт один обруч-«упряжку». Первый игрок в паре-«лошадка», второй - «наездник». Лошадка стоит в обруче, удерживая его двумя руками. По команде «Поехали на луг» наездники говорят: «Но!» - и скачут галопом в паре с лошадкой. По команде «Приехали. Наездники, отпустите лошадок отдохнуть!» лошадки выходят из обруча и передвигаются по полу в упоре на коленях (щиплют травку», «пьют водичку», а наездники ходят рядом. По команде «Поехали дальше, запрягайте лошадей!» пары снова приходя в движение. Затем игроки меняются ролями. В процессе игры нужно согласовывать действие в паре, не тянуть друг друга.

«ПОРОСЯТА И ВОЛК» (с 4 лет)

Игроки – «поросята» сидят в «домике» за гимнастической скамейкой. На противоположной стороне площадки находится «дверь» - дуга, за ней сидит водящий – «волк». Со словами: «Никакой на свете зверь не откроет эту дверь, волк из леса никогда не воротиться сюда!» - дети перешагивают через гимнастическую скамейку и передвигаются по площадке в упоре на коленях. По команде «Волк!» поросята поднимаются на ноги и убегают в домик, а волк подлезает под дугой, догоняет и пятнает поросят. Победителем считается поросёнок, который успел укрыться в домике, или тот, кого волк поймал последним.

«КОТЯТА И ЩЕНЯТА» (с 4 лет)

Игру желательно проводить в команде или зале, где есть гимнастическая стенка. Играющие делятся на две группы. Дети одной группы – «котята», другой – «щенята». Котята находятся около гимнастической стенки, щенята – на другой стороне комнаты (за скамейками, стульями, лесенкой, поставленной на ребро между двух стульев).

Воспитатель предлагает котятам побегать, поиграть. Затем говорит: «Осторожно! Показались щенята!» Дети-щенята перелезают на четвереньках через скамейку или проползают под стульями между рейками лестницы. Ползут на четвереньках, догоняют котят. Котята, мяукая, быстро взбираются на лестницу. Щенята возвращаются на свои места (в будки).

Во время игры воспитатель находится около лестницы, чтобы вовремя подстраховать ребёнка, влезающего на перекладину. После двух-трёх повторений дети меняются ролями. Щенок, догнавший и осаливший котёнка, уводит его в свою будку. Побеждают котята, сумевшие увернуться от преследователей.

«КРОЛИКИ» (с 4 лет)

На одной стороне площадки очерчиваются кружки – «клетки кроликов». На противоположной стороне площадки ставится стул – «дом сторожа», на котором сидит воспитатель. Между домом и клетками кроликов – «луг».

Дети разбиваются на команды по 3-4 человека. Каждая группа становится в очерченный кружок. «Кролики сидят в клетках», - говорит воспитатель. Дети присаживаются на корточки – это кролики в клетках. Воспитатель обходит клетки, открывает их и выпускает кроликов на травку Кролики бегают, прыгают по полянке. Через некоторое время воспитатель говорит: «Скорей в клетки!» - и загоняет кроликов домой. Воспитатель следит за тем, чтобы каждый кролик вернулся в свою клетку и сидел там до тех пор, пока ему снова не откроют её. Выигрывает команда, члены которой безошибочно нашли свои клетки.

«ЛОШАДКИ» (с 5 лет)

Дети образуют две равные подгруппы, одна из которых – «всадники», другая – «лошадки». Всадники располагаются на одной стороне площадки – по другую сторону, в «конюшне». Воспитатель – сторож.

Всадники запрягают лошадей, используя скакалки или верёвки (длиной 2 м). Пары становятся друг за другом. По команде сторожа «Шагом» они начинают движение. Всадники идут обычным шагом, лошадки высоко поднимают ноги. На сигнал «Бегом» - все бегут. На сигнал «Галопом» - скачут. Звучит сигнал «Врассыпную». Пары распадаются, и игроки разбегаются по площадке. По сигналу «Поехали» всадники вновь запрягают лошадок и идут друг за другом.

«НА ЛОШАДКЕ ЗОРЬКЕ» (с 5 лет)

Дети встают по двое друг за другом и размещаются по периметру зала (площадки, где проводится игра. В каждой паре стоящей впереди – «лошадка Зорька», а стоящий сзади в шаге от него – «наездник». Наездник кладёт ладони на плечи впередистоящему.

По сигналу взрослого, ребята начинают ходьбу: лошадки идут с высоким подниманием бедра, а наездники – обычным шагом и при этом произносят:

На лошадке Зорьке еду,

Еду, еду не спеша.

Утомилась моя Зорька, Едет тихо, чуть дыша.

Я лошадку распрягу –

Пусть попьёт водички.

Сам я тоже (сама тоже) отдохну,

Погляжу на птичку.

С последними словами наездники отпускают руки и садятся на пол (приседают при проведении игры на открытом воздухе, а лошадки расходятся в разные стороны, подальше от своего «наездника».

По сигналу взрослого «Побежали!» лошадки начинают бегать медленном темпе врассыпную. Взрослый произносит:

Зорька хочет убежать.

Надо нам её догнать.

После этих слов сидящие дети быстро встают, и начинается бег с ловлей и попытками увернуться. Ребёнок, поймавший лошадку (коснувшийся партнёра рукой, запрягает её – кладёт руки на плечи, и идёт обычным шагом. Затем дети меняются ролями. Выигрывает последняя пара, то есть та лошадка, которую было труднее поймать, или первая пара, если оценивается самый ловкий наездник.

«ЛОШАДКИ» (с 5 лет)

Участники игры разбиваются на лошадок и кучеров. На площадке проводится черта, по одну сторону которой становятся «лошадки», по другую «кучера». Лошадки, взявшись за руки, подходят к черте и говорят:

Та-ра-ра, та-ра-ра,

Ушли кони со двора.

После этих слов они разбегаются, а кучера их ловят и уводят в специально отведенное место – «конюшню». Лошадки должны всё время, пока их не поймают, цокать язычком «цок-цок-цок», чтобы кучера знали, кого ловить. Когда переловят всех лошадок, игра начинается заново.

«ЛЕЖЕБОКА – КОТ ПРОСНУЛСЯ» (с 5 лет)

Перед началом игры выбирают «кота». Остальные дети – «птички». Кот садится на стул (скамейку) и делает вид, что спит. «Птички» встают друг за другом. По сигналу взрослого «Полетели птички» ребята начинают бег по кругу в медленном темпе. Через 10-15 секунд взрослый произносит:

Лежебока – кот проснулся,

Он лениво потянулся.

Кот открывает глаза, потягивается – поднимает руки вверх, опускает их через стороны и произносит:

На охоту пора.

Затевается игра!

После этого начинается бег с ловлей и стремлением увернуться: кот ловит птичек. Пойманная птичка выбывает из игры.

Варианты игры:

1. В начале игры дети встают в свободном порядке и бегают врассыпную в медленном темпе.

2. Для детей 5-7 лет поставить предметы: кубы, гимнастические скамейки – «деревья». Птички при приближении к ним кота могут «взлетать высоко на ветки», но ненадолго. Нельзя находиться на «дереве» больше трёх счётов: один, два, три.

«КОШКА И МЫШКА» (с 5 лет)

Все играющие, кроме двух, становятся в круг расстоянии вытянутых рук и берутся за руки. В одном месте круг не замыкается (двое играющих опускают руки). Этот свободный проход называется воротами. Двое играющих, находящихся за кругом, изображают мышку и кошку. Мышка бегает (ходит) вне круга и в круг, кошка – за ней, стремясь её поймать (коснуться рукой). Мышка может вбегать в круг через ворота и подлезать под руки стоящих в кругу. Кошка может вбегать только в ворота.

Дети идут по кругу и говорят:

Ходит Васька серенький,

Хвост пушистый, беленький,

Ходит, ходит Васька – кот.

Лапкой вытирается,

Песенки поёт.

Дом не слышно обойдёт,

Притаиться Васька – кот,

Серых мышек котик ждёт! (Действия «кошки» согласно тексту).

После слов «ждёт» кошка начинает ловить мышку. Когда кошка поймает мышку, воспитатель назначает на эти роли других детей. Общая продолжительность игры – 5-7 минут.

«СОБАЧКИ» (с 5 лет)

Игроки – «собачки» строятся в шеренгу за стартовой линией, принимают упор на коленях и ладонях, кладут перед собой на пол мяч. По сигналу педагога игроки передвигаются в упоре на коленях и ладонях вперёд, прокатывая мяч головой к линии финиша (расстояние 5-6им) Дети играют группами по 7 – 8 человек.

Отмечаются самые ловки собачки. Нельзя катить мяч рукой.

«ПАСТУХ И СТАДО» (с 5 лет)

На одной стороне площадки с помощью гимнастической скамейки огораживается «овчарня». Из числа играющих выбирается «пастух». Остальные – «овцы». Пастуху завязывают глаза. Он стоит недалеко от овчарни и говорит: «Овечки, овечки, вот и я пришел».

Овцы поочерёдно перепрыгивают через ограду (скамейку, подходят к пастуху и спрашивают: «Пастух, пастух, сколько мне делать шагов?» Пастух называет какое-либо число (до 10). Каждая овечка отсчитывает соответствующее число шагов и останавливается. Когда все овцы разойдутся, пастух спрашивает: «Где моё стадо?» Овцы отзываются :и» Бе-бе-бе….» - и замолкают.

Пастух начинает искать овец – идет на раздающиеся голоса, а овцы стоят на своих местах. Когда пастух дотронется до кого – нибудь, он спрашивает: «Овечка, овечка, кто ты?» Овечка отвечает: «Бе,бе, бе». Пастух должен отгадать, кто это. Если он ошибся, все овцы начинают блеять и кто – нибудь из них отводит пастуха к овчарне, а сам возвращается на место.

Пастух снова спрашивает: «Где моё место?» - и игра продолжается до тех пор, пока он не узнаёт пойманную овечку. Тогда он снимает повязку и становится овечкой, а овечка – пастухом.

«СТАДО» (6 лет)

Играющие выбирают «пастуха» и «волк», а все остальные – «овцы». Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы, собранные в одном доме, громко зовут пастуха:

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая,

Роса сладкая,

Гони стадо в поле

Погонять на воле!

Пастух выгоняет овец на «луг» (пространство площадки между домами, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха «Волк!» все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух встаёт на пути волка, защищает овец. Все, кто не добежал до дома и кот поймал волк, выходят из игры.

Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом из которого они пришли. Волк ребят не ловит, а салит рукой. Пастух может только заслонять овец от волка, но не должен задерживать его руками. Побеждают те, кто сумел увернуться от волка и спрятаться в доме.

«СЕРЫЙ КОТ» (с 6 лет)

По считалке выбирают «кота». Остальные – «мыши». «Мыши» встают за котом в колонну. Колонна движется по площадке. Между котом и мышками происходит разговор:

- Есть мыши в стогу?

- Есть!

- Боятся кота?

- Нет!

- А я, Котофей, разгоню всех мышей!

Мыши разбегаются, кто ловит их. Кто поймает, тот становится котом. Разбегаться можно только после заключительных слов кота.

Публикации по теме:

Лэпбук «Народные подвижные игры»Лэпбук «Народные подвижные игры» Лэпбук "Народные подвижные игры"Уже всем известен этот довольно новый вид дидактических пособий - ЛЭПБУК, который переводится как "книга.

Подвижные игры для дошкольниковПодвижные игры для дошкольников Предложенные игры можно проводить во время прогулки с детьми дошкольного возраста. А также можно организовать игры в группе, во время проведения.

Подвижные игры для дошкольниковПодвижные игры для дошкольников Важное место в работе с дошкольниками занимают подвижные игры, игровые упражнения и задания. Благодаря организации подвижных игр у детей.

Подвижные игры для старшой группы. Подвижные игры для старшой группы. Игра «Сказки Пушкина» Воспитатель: Больше всех на свете сказки любят дети! Много сказок знаем, дружно.

Подвижные игры и игровые упражнения в зимний период на прогулке для старших дошкольниковПодвижные игры и игровые упражнения в зимний период на прогулке для старших дошкольников Подвижные игры на прогулке зимой-это очень замечательно!Зимой холодно и поэтому намного лучше не стоять на месте и не прогуливаться,а двигаться.

Подвижные игры ко Дню космонавтики В течение тематической недели ко Дню космонавтики дети познакомились с новыми играми. Детям игры очень понравились. В них можно играть не.

Подвижные игры на прогулкеПодвижные игры на прогулке Очень часто мы слышим выражение "Движение - это Жизнь!" Пребывание на свежем воздухе, а именно на прогулке, имеет большое значение для.

Подвижные игры с речевым сопровождением для дошкольников с ТНР по ФГОС Подвижные игры с речевым сопровождением для дошкольников с ТНР по ФГОС  Уважаемые коллеги хочется поделиться с вами моими разработками подвижных игр на осеннюю тематику, которые я часто использую с детьми с.

Подвижные игры в развитии ребенкаПодвижные игры в развитии ребенка Для многих родителей и воспитателей в детских садах актуальна проблема проведения подвижных игр с детьми. Это неудивительно, ведь дошкольники.

Сюжетные подвижные игры для дошкольниковСюжетные подвижные игры для дошкольников Подвижные игры имеют большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Игры можно использовать непосредственно на.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Тематические подвижные игры для дошкольников
Опубликовано: 14 февраля 2020 в 09:51
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД