Татьяна Мосягина
Тематический день «Луппа — брусничник» (Ознакомление дошкольников с русским земледельческим календарем)
▼ Скачать + Заказать документы
[ Тематический день
«Луппа-брусничник».
Цель: Развитие интереса к народному земледельческому календарю.
Задачи: Развивать познавательный интерес к традициям, обычаям русского народа. Продолжать совершенствовать знания детей о растениях нашего леса, учить находить лекарственные растения. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Публикация «Тематический день „Луппа — брусничник“ (Ознакомление дошкольников с русским земледельческим календарем)» размещена в разделах
Утро: Уточнить у детей как называется сентябрь месяц по старинному земледельческому календарю (хмурень). Почему так, что значит хмурень? Побеседовать о том, какое сегодня число (5 сентября). В старину его называли день Луппы-брусничника. И с этого дня собирали бруснику. Чтение рассказа «Почему на бруснике крестик». Цель: Вызвать интерес к теме дня.
Д. И. «Назови ягоду»
По обучению грамоте с Наташей, Викой, Олей назвать ягоды со звуком «Б». Закрепить умения называть слова с заданным звуком.
Р/н игра «Горшок».
Совместное мероприятие педагога с детьми (Занятие) «Ягода-брусника».
П. С. Расширять знания детей о лекарственных свойствах брусники. Активизировать интеллектуально-познавательную деятельность. Продемонстрировать, как человек пользуется дарами дикой природы, и убеждать в жизненной необходимости разумного, а значит бережного отношения к ней.
Игра «Хорошо-плохо».
Болеть - это хорошо или плохо?
(ответы детей).
Стук в дверь. К детям в гости пришел Леший Кеша (больной - стонет, чихает, кашляет) и просит совета, чем лечиться от простуды. Воспитатель обращается к детям. Чем вас дома лечат мамы? (ответы детей). Воспитатель предлагает пригласить мед. сестру, чтобы она прописала Кеши необходимые таблетки. Леший от таблетки и от мед. сестры отказывается категорически.
Приход Сибирячка (у него лукошко с ягодой, вареньем, травами). Здоровается, вспоминает, когда был последний раз в детском саду. Спрашивает у детей насушили ли они мяты, которую весной вместе садили.
Какую траву еще заготовили?
Увидев больного Кешу, спрашивает, что с ним? (ему рассказывают, что он заболел, таблетки пить не хочет). Сибирячок предлагает детям ответить, чем в лесу он лечит зверей (таблеток то у него нет).
Сибирячок обобщает ответы детей (лечит настоями трав, ягодами). Спрашивает, какие лекарственные травы знают. А какие пьют при простуде? Предлагает детям для Лешего Кеше сделать морс и заварить настой из брусники (дети помогают, наблюдают за действием Сибирячка. Добавляют в настой мёд. Предлагают Кеши попить настой и пробуют сами). Лешему становится легче и он предлагает поиграть с детьми в р/н игру «Гарелки», а затем он благодарит и уходит.
Сибирячек показывает ягоду бруснику. Вызывает детей на разговор. Почему ее так назвали. Пробуют. Выясняют вкусовые и лечебные свойства (какая, что можно приготовить из ягоды - морсы, соки, варенье, джем и даже украсить торт - который назвали «Брусничка».
Воспитатель достает из лукошка траву (брусничник) и спрашивает, что Сибирячок, наверное, забыл нам о ней рассказать. Сибирячок предлагает детям рассмотреть траву (какие листочки, стебель, корень, рассказывает, что заготавливают листья ранней весной, когда еще даже снег лежит. Из листьев готовят отвар, который принимают при многих болезнях, при простуде при почках, как успокаивающее средство отвар даже улучшает аппетит.
Спрашивает, кто плохо кушает. Предлагает всем детям попробовать отвар
(дети благодарят Сибирячка).
Воспитатель предлагает Сибирячку послушать и отгадать загадки о бруснике, которые дети придумают. Он слушает, запоминает, говорит детям, что загадает их лесным жителям. А детям от лесных жителей оставляет кроссворд «Лесные ягоды» сам прощается и приглашает в лес за брусникой. Уходит. Дети отгадывают кроссворд, вписывают ответы. Воспитатель подводит итог занятия (о какой ягоде вы узнали, что интересного узнали) спрашивает у детей, хотят ли они пойти в лес за брусникой. Вспоминают правила поведения в лесу (во время одевания).
Прогулка в лес.
В лесу воспитатель обращает внимание на красоту осеннего леса, показывает, как растет ягода (вместе рассматривают). Предлагает насобирать ягоды в ведерко. Кто с кем хочет (по два-три ребенка). В перерыве отдыхают, слушают тишину леса, пение птиц, играют, стараясь не очень шуметь. Воспитатель беседует о разумном, бережном отношении к природе.
Перед тем, как идти домой смотрят, кто сколько набрал ягоды, какая она (называют прилагательные, придумывают эпитеты, сравнения) ссыпают всю ягоду в одно ведерко. Сколько стало? Воспитатель делает вывод, что вместе работать интереснее и веселее. По дороге в детский сад беседуют о том, кто будет помогать перебирать ягоду и варить варенье и вареньем угощать малышей и гостей на празднике «Осенины». (21 сентября).
Вечер: 1. Проблемная ситуация Мы заблудились в лесу. Что делать? Как выйти из леса?
2. Воспитатель предлагает детям рассмотреть кружку, расписанную хохломскими узорами. Уточняет, есть ли знакомые элементы в росписи, какую ягоду рисуют народные умельцы чаще всего? Предлагает детям по желанию расписать кружку (силуэт, использую «тычки», рисуя ягодки - бруснику, или нарисовать картинку о том, как собирали ягоду.
Старинные названия месяцев.
Январь - просинец.
Февраль - бокогрей (ветродуй, вьюговей).
Март - протальник (капельник).
Апрель_- снегогон (водолей).
Май - травень (цветень, травник).
Июнь - хлеборост.
Июль- страдник (сенозарник).
Август - густень (густарь, жнивень, разносол).
Сентябрь - хмурень (русы, вересень, ревун).
Октябрь - листобой (позимник, грязник, свадебник).
Ноябрь - ледень (листогной).
Декабрь - лютовей (студень).
/b]