Ксения Неудахина
Тематическое занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Свойства воздуха и применение его человеком»
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа: проводить с детьми опыты с водой и воздухом, делать вывод о том, что воздух легкий. Он может иметь запах и цвет с помощью других веществ. Рассмотреть с детьми энциклопедию о значении воздуха для человека.
Цель: формировать и закреплять представления о свойствах воздуха, его необходимости для жизни животных и человека. Использование воздуха человеком.
Задачи:
Публикация «Тематическое занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Свойства воздуха и применение его человеком“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2013
*закреплять знания детей о свойствах воздуха (легкий, без запаха, невидимый; в нем распространяются запахи, звуки);
* формировать представления детей о пользе воздуха всему живому (животные и человек дышат воздухом, он помогает передвигаться летающим животным).
* развивать понятия детей о необходимости воздуха в космосе, в ветряных электростанциях, в аэродинамике, в парусном кораблестроении и т. д.
Материал: корабль с парусом и самолет из бумаги; иллюстрации парусного корабля во время шторма, ветряной мельницы и электростанции; флюгер и вертушка, мишура, спасательный круг, парашют, миска с водой, картинки с изображением скафандра и акваланга. Цифровая запись любой медленной мелодии, наклейки с изображением воздушного транспорта.
Ход занятия:
Разминка: «Цветок» - психологический этюд на выражение удовольствия и радости. Упражнение направлено на организацию детей перед занятием.
- Каждому растению, животному нужна жизнь – для этого необходима вода, солнце и воздух. Сегодня мы будем говорить о воздухе и использование его человеком.
- Каждое занятие мы путешествуем с вами по стране Знаний на этом поезде (модель поезда и железной дороги). Мы раньше сделали с вами остановку на станции «Забава», потом «Почемучка», а сегодня поезд отправляется дальше и делает остановку. Ну, как она будет называться, мы решим в конце занятия.
Обращение к прошлым знаниям:
Занятие начинается с повторения материала прошлых бесед и опытов с детьми об основных свойствах воздуха.
Беседа:
Педагог рассказывает детям, как воздух проводит звук, запах и помогает двигаться в нем.
- Воздух повсюду, он упругий, сильный (ветер, в нем легко распространяются запахи цветов, жареных пирожков, духов. Педагог распыляет духи по воздуху и дети распознают запах. Звук распространяется в воздухе на расстоянии, например, просвистеть в дудочку издалека. Воздух помогает птицам и некоторым насекомым двигаться в нем.
- А зачем воздух нужен животным и человеку? (Они не могут без него дышать).
- Иногда люди тонут в воде, если не умеют плавать, т. к. в воде нет воздуха. Только рыбы научились дышать под водой, у них в области головы расположены мешочки из пузырьков – называются жабры, с помощью них они дышат кислородом, растворенным в воде. У человека воздух внутри тела помещен в специальные мешочки – это легкие. (Показ картинок с изображение рыбы с жабрами, человека с легкими).
Объяснить детям, что нельзя насильно бросать животных и людей в воду. Нужно учиться плавать, нырять. Спросить детей, кто умеет плавать.
Опыт: «Есть ли воздух в легких?» (Подуть на вертушку, флюгер, мишуру, ленточку, султанчик).
Физминутка: «Пробеги с ветерком». Под веселую и быструю музыку дети бегают с ленточками и вертушками.
Детей успокоить и пригласить к доске, на которой расположены картинки с изображением парусных кораблей, самолетов, парашютов, ветряных мельниц и электростанций.
- Человеку воздух нужен не только для дыхания, но и в различной технике.
Опыт: «Мой кораблик поплывет!» (В тазу с водой запустить кораблик с парусом, подув с одной стороны).
Опыт: «Самолет». (Пустить в воздухе бумажный самолет)
Закрепление материала:
Дети рассаживаются за столы, а воспитатель показывает иллюстрации из книги, можно на компьютере (слайд-шоу) – парусный корабль во время шторма.
- Как можно узнать, что дует ветер? (Различные предметы начинают шевелиться, качаться).
- Что может случиться с человеком и кораблем во время шторма, бури? (Ветер разорвет паруса, сломает мачту, разломит борта, человек погибнет).
В большинстве случаев воздух полезен. Предложить детям поиграть.
Игровое упражнение: «Где используют воздух?»
На столе расположены карточки с изображение предметов, для которых воздух нужен, дети по очереди берут карточки и объясняют.
- Воздух использую в ветряных мельницах, им надувают спасательные круги и жилеты, закачивают воздух в игрушки (мяч) и шины, в подводном плавании для аквалангов, для космического костюма (скафандр, воздух можно охладить и нагреть с помощью вентиляторов.
С детьми подойти к модели поезда и отметить остановку фишкой, называя ее…. «Воздух», «Воздушная», «Ветерок», «Ветряная» (Ребята выбирают название сами).
В конце занятия подарить детям наклейки с изображением тех предметов и объектов, которые движутся в воздухе (пчела, аэроплан, вертолет)