Приложение МААМ

Теоретические аспекты ловкости. «Ещё раз о ловкости»

Елена Торбина
Теоретические аспекты ловкости. «Ещё раз о ловкости»
▼ Скачать + Заказать документы

Ещё раз о ловкости.

Общая характеристика ловкости

Почти каждое движение характеризуется определёнными показателями проявления ловкости. По мнению специалистов именно ловкость обеспечивает успех в тех видах деятельности, где необходимо быстро осмысливать и регулировать свои действия.

Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) (Л. П. Матвеев).

Т. И. Осокина, Б. И. Прилуцкий и др. к числу основных признаков ловкости относят:

- быстроту реакции на непредвиденные ситуации,

-целесообразность и точность управления движениями,

Публикация «Теоретические аспекты ловкости, „Ещё раз о ловкости“» размещена в разделах

-способность ориентироваться в процессе двигательной деятельности.

Наиболее полное изучение проблемы ловкости принадлежит Н. А. Бернштейну. Н. А. Бернштейн отмечает, что ловкость и хорошая координация движения суть не одно и то же, между ними существуют явные различия.

Н. А. Бернштейн определяет ловкости как способность двигательно выйти из любого положения, т. е. способность справиться с любой возникшей двигательной задачей:

1) правильно

2) быстро

3) рационально

4) находчиво

Н. А. Бернштейн считает, что формирование правильности движений должно начинаться с самого начала формирования нового двигательного навыка.

Говоря о ловкости, многие ученые уделяют большое внимание быстроте. Например, В. С. Фарфель говорит о ловкости как о быстром выполнении двигательных действий. Н. А. Бернштейн также уделяет большое внимание «психологической» быстроте: находчивости, решительности, реакции, т. е. умению предвидеть, предугадывать.

Выделяют 2 «разряда» ловкости:

1) телесная ловкость;

2) предметная, или ручная, ловкость.

Л. П. Матвеев, вводит в понятие ловкость иное количество компонентов:

1) ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связанных со сменой позы;

2) ловкость, проявляемая в действиях, связанных с предвидением в условиях усложненной и меняющейся обстановки;

3) ловкость, проявляемая в упражнениях с предметами, «предметная» ловкость;

Определенный системный подход к пониманию сущности ловкости и изучению ее структуры можно найти в работах В. С. Фарфеля, В. С. Филипповича. Эти авторы уделяют большое внимание измерению показателей ловкости.

В. С. Фарфель выделяет три ступени развития ловкости:

Первая ступень характеризуется пространственной точностью и координированностью движений.

Второй ступенью ловкости является такая пространственная точность, которая могут осуществляется в сжатые сроки.

Третья, высшая ступень ловкости проявляется уже не в стандартных, а в переменных условиях.

Согласно теории Н. А. Бернштейна, ловкость присуща только верхним, корковым уровням нервной системы.

Основополагающим принципом является утверждение Н. А. Бернштейна о том, что ловкость накапливается с двигательным опытом.

Характеристика ловкости как психофизического качества

Н. А. Бернштейн наиболее глубоко и полно объясняет сущность и психофизиологические механизмы ловкости. Он утверждает, что организм не просто реагирует на ситуацию, а сталкивается с ситуацией динамически переменчивой, ставящей его перед необходимостью вероятного прогноза, а затем выбора.

Были выдвинуты представления о стадии «предрешения», на которой собственно и формируется решение и предопределяется его направленность. В процессе решения задачи в проблемных или экстремальных ситуациях выделяются следующие этапы:

1) поиск и обнаружение неизвестного,

2) выработка оптимальных стратегий цели,

Авторы различают два вида интеллектуальной деятельности:

1) принятие решения представляет собой выбор и оценку известных способов действий в тех или иных ситуациях;

2) быстрота и точность принятия решения исключают применение стереотипов.

Таким образом, можно увидеть, насколько велика роль нервной системы, а точнее деятельности ее высших отделов в осуществлении ловкого движения, т. е. ловкость в действительной мере является именно психофизическим качеством, где деятельность и мышц, и мозга значимы в равной степени.

Ряд ученых определяют ловкость как способность быстро овладевать новыми движениями, иначе — способность быстро обучаться. быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки (В. С. Фарфель).

Показатели ловкости.

К показателям ловкости относят следующие факторы:

- способность быстро обучаться; использовать двигательный опыт;

- быстро реагировать на изменение ситуации, например, в подвижных играх координировано выполнять двигательные действия.

Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из качеств, способствует улучшению других психофизических качеств.

Список литературы:

1. Бернштейн Н. А. О ловкости и её развитии. электронная библиотека http://bookz.ru/authors/nikolai-bern6tein/o-lovkos_546/1-o-lovkos_546.html

2. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. М., 1990

3. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. М., 1991

Публикации по теме:

«Подвижные игры как средство развития ловкости у детей дошкольного возраста» «Подвижные игры как средство развития ловкости у детей дошкольного возраста» Актуальность. Физическая культура играет важную роль в укреплении.

Развитие ловкости у детей 5–6 лет в соревновательных играх Матвеева Т. Ю. ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары Научный руководитель: старший преподаватель Л. Л. Ильина Развитие ловкости у детей.

Аспекты развития ловкости у детей дошкольного возраста в ходе непосредственно образовательной деятельности Содержание непосредственно образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и.

Мастер-класс. Теоретические основы Проводимые реформы образования в настоящее время, направленные на повышение эффективности обучения дошкольников, предъявляют новые требования.

Методическое пособие для развития координации движений, моторики рук, ловкости, быстроты реакции «Чья игрушка быстрее?»Методическое пособие для развития координации движений, моторики рук, ловкости, быстроты реакции «Чья игрушка быстрее?» Материал:Кусочки фетра черного цвета (основа для всех насекомых, драпа; 3 веревочки длиной по 2м 3-х разных цветов;деревянный черенок.

Теоретические аспекты формирования личности дошкольника средствами музыкального образования Теоретические аспекты формирования личности дошкольника средствами музыкального образования Сущность и социальные функции музыкального.

Теоретические аспекты проблемы развития творческих способностей у дошкольников средствами рисования На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях происходит усиление внимания к художественно-эстетическому воспитанию и формированию.

Теоретические аспекты сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста На каждом возрастном этапе ребенок оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. Каждая возрастная ступень в этой связи.

Теоретические аспекты социального развития ребенка дошкольного возраста Эпиграф Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

В нашем детском саду праздновали День Защитника Отечества. Отмечали праздник в форме соревнований в силе и ловкостиВ нашем детском саду праздновали День Защитника Отечества. Отмечали праздник в форме соревнований в силе и ловкости Днём Защитника Отечества! Вся наша огромная страна отмечает этот праздник каждый год. И мы не остались в стороне и решили своим мальчикам.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Теоретические аспекты ловкости. «Ещё раз о ловкости»
Опубликовано: 5 марта 2017 в 17:07
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические аспекты ловкости. «Ещё раз о ловкости»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Торбина (УИ 1090340) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД