Елена Торбина
Теоретические аспекты ловкости. «Ещё раз о ловкости»
▼ Скачать + Заказать документы
Ещё раз о ловкости.
Общая характеристика ловкости
Почти каждое движение характеризуется определёнными показателями проявления ловкости. По мнению специалистов именно ловкость обеспечивает успех в тех видах деятельности, где необходимо быстро осмысливать и регулировать свои действия.
Ловкость - способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться) (Л. П. Матвеев).
Т. И. Осокина, Б. И. Прилуцкий и др. к числу основных признаков ловкости относят:
- быстроту реакции на непредвиденные ситуации,
-целесообразность и точность управления движениями,
Публикация «Теоретические аспекты ловкости, „Ещё раз о ловкости“» размещена в разделах
-способность ориентироваться в процессе двигательной деятельности.
Наиболее полное изучение проблемы ловкости принадлежит Н. А. Бернштейну. Н. А. Бернштейн отмечает, что ловкость и хорошая координация движения суть не одно и то же, между ними существуют явные различия.
Н. А. Бернштейн определяет ловкости как способность двигательно выйти из любого положения, т. е. способность справиться с любой возникшей двигательной задачей:
1) правильно
2) быстро
3) рационально
4) находчиво
Н. А. Бернштейн считает, что формирование правильности движений должно начинаться с самого начала формирования нового двигательного навыка.
Говоря о ловкости, многие ученые уделяют большое внимание быстроте. Например, В. С. Фарфель говорит о ловкости как о быстром выполнении двигательных действий. Н. А. Бернштейн также уделяет большое внимание «психологической» быстроте: находчивости, решительности, реакции, т. е. умению предвидеть, предугадывать.
Выделяют 2 «разряда» ловкости:
1) телесная ловкость;
2) предметная, или ручная, ловкость.
Л. П. Матвеев, вводит в понятие ловкость иное количество компонентов:
1) ловкость, проявляемая в упражнениях и движениях, связанных со сменой позы;
2) ловкость, проявляемая в действиях, связанных с предвидением в условиях усложненной и меняющейся обстановки;
3) ловкость, проявляемая в упражнениях с предметами, «предметная» ловкость;
Определенный системный подход к пониманию сущности ловкости и изучению ее структуры можно найти в работах В. С. Фарфеля, В. С. Филипповича. Эти авторы уделяют большое внимание измерению показателей ловкости.
В. С. Фарфель выделяет три ступени развития ловкости:
Первая ступень характеризуется пространственной точностью и координированностью движений.
Второй ступенью ловкости является такая пространственная точность, которая могут осуществляется в сжатые сроки.
Третья, высшая ступень ловкости проявляется уже не в стандартных, а в переменных условиях.
Согласно теории Н. А. Бернштейна, ловкость присуща только верхним, корковым уровням нервной системы.
Основополагающим принципом является утверждение Н. А. Бернштейна о том, что ловкость накапливается с двигательным опытом.
Характеристика ловкости как психофизического качества
Н. А. Бернштейн наиболее глубоко и полно объясняет сущность и психофизиологические механизмы ловкости. Он утверждает, что организм не просто реагирует на ситуацию, а сталкивается с ситуацией динамически переменчивой, ставящей его перед необходимостью вероятного прогноза, а затем выбора.
Были выдвинуты представления о стадии «предрешения», на которой собственно и формируется решение и предопределяется его направленность. В процессе решения задачи в проблемных или экстремальных ситуациях выделяются следующие этапы:
1) поиск и обнаружение неизвестного,
2) выработка оптимальных стратегий цели,
Авторы различают два вида интеллектуальной деятельности:
1) принятие решения представляет собой выбор и оценку известных способов действий в тех или иных ситуациях;
2) быстрота и точность принятия решения исключают применение стереотипов.
Таким образом, можно увидеть, насколько велика роль нервной системы, а точнее деятельности ее высших отделов в осуществлении ловкого движения, т. е. ловкость в действительной мере является именно психофизическим качеством, где деятельность и мышц, и мозга значимы в равной степени.
Ряд ученых определяют ловкость как способность быстро овладевать новыми движениями, иначе — способность быстро обучаться. быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки (В. С. Фарфель).
Показатели ловкости.
К показателям ловкости относят следующие факторы:
- способность быстро обучаться; использовать двигательный опыт;
- быстро реагировать на изменение ситуации, например, в подвижных играх координировано выполнять двигательные действия.
Поскольку психофизические качества формируются у ребенка комплексно, развитие одного из качеств, способствует улучшению других психофизических качеств.
Список литературы:
1. Бернштейн Н. А. О ловкости и её развитии. электронная библиотека http://bookz.ru/authors/nikolai-bern6tein/o-lovkos_546/1-o-lovkos_546.html
2. Бернштейн Н. А. Физиология движений и активность. М., 1990
3. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. М., 1991