Приложение МААМ

Теоретические основы формирования творческих способностей старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Эльмира Давыдова
Теоретические основы формирования творческих способностей старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Творчество детей - это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивиду-альная самобытность каждого ребенка (В. А. Сухомлинский).

Во второй половине 20 в. выдающимся психологом Л. С. Выготским было доказано, что в каждом ребенке заложены задатки творчества с рождения. По его мнению: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или неизвестным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке». Таким образом, творчество на деле существует не только там, где оно создает великие произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются уже в самом раннем детстве. Поэтому в настоящее время один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей.

Публикация «Теоретические основы формирования творческих способностей старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности» размещена в разделах

Творческие способности - основа творчества. В. Н. Дружинин определяет творческие способности как индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности раз-личного рода. В. В. Давыдов в педагогической энциклопедии описывает «творческие способности» как «. комплексные возможности в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов». В данной курсовой работе более уместным будет понятие, в котором «творческие способности» представляют собой возможности в совершении практической или теоретической деятельности человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты).

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. Многие отечественные исследователи обращались к определению критериев творчества в связи с изучением творческих проявлений человека в различных видах деятельности : в речевой, изобретательной, музыкальной. Для большинства авторов характерно выделение среди критериев оригинальности, вариативности, гибкости и многих других (Т. Г. Комарова, Р. Г. Казакова, Н. А. Витлугина и др.). Так, О. М. Дьяченко к основным критериям проявления творчества у дошкольников относит :

• Оригинальность выполнения детьми творческих задач.

• Использование такого реструктурирования образов, при котором образы одних объектов применяются в качестве деталей для построения других.

Выготский Л. С. и Кабалевский Д. указывают в качестве основного критерия творчества человека - воображение.

А. Г. Маклаков приводит следующее определение воображения: "Вооб-ражение - это процесс преобразования представлений, отражающие реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Различают воображение воссоздающее и творческое. Воссоздающим воображением называют процесс создания образа предмета по его описанию, рисунку или чертежу. Творческим воображением называют самостоятельное создание новых образов. Оно требует отбора материалов, необходимых для построения образа желаемо-го и более или менее отдаленного, т. е. не дает непосредственно и немедленно объективного продукта. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, так как этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии.

Комбинация знакомых ребенку элементов представляет уже нечто новое, твор-ческое, принадлежащее самому ребенку, а не просто воспроизводящее то, что ребенок имел случай наблюдать или видеть. Вот это умение из элементов соз-давать построение, комбинировать старое в новые сочетания и составляет основу творчества. Творчество существует везде там, где человек вообража-ет, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. Чтобы создать что-то новое, необходимы такие умения, как:

• наблюдательность

• умение сравнивать

• анализировать

• комбинировать

Если ребенок это умеет, у него есть творческие способности. Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течении его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. (Б. П. Никитин).

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Из работ таких авторов, как Дж. Смит Б. Н. Никитин и Л. Кэррол, можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей :.

• Ранее физическое и интеллектуальное развитие детей.

• Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.

• Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения, когда ребенок добирается до «потолка» своих возможностей.

• Предоставление ребенку свободу в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т. д.

• Умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых.

• Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стрем-ления ребенка к творчеству.

Однако, как указывают авторы, создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высоким творческим потенциалом, педагогическая практика доказывает, если подобрать соответствующие методы обучения, то даже дошкольники, не теряя своеобразия творчества, создают произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражающиеся сверстники. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на дости-жение конечной цели.

Таким образом, хорошо развитые творческие способности это один из показателей полноценно зрелой личности. В процессе творчества ребёнок воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое. В результате этого, он развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и др. Успешное развитие творческих способностей, определяет ряд условий.

Старший дошкольный возраст - возраст, в который активное воображение приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает ее предварять. Вместе с тем оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении познавательных задач.

Психологические исследования Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонть-ева, А. А. Люблинской показывают, что в старшем дошкольном возрасте, по сравнению с ранним детством проявляется новый тип деятельности - творче-ский. Своеобразие этой деятельности в том, что создается возможность идти от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли.

А. А. Люблинская доказывает, что воображение старших дошкольников приоб-ретает все более активный и творческий характер, и поэтому развивается способность к творческой деятельности, дети все большее внимание начинают уделять идее, те есть замыслу своего произведения, которое отражает сюжет его рисунка, игры или сочинения. При этом они используют в своей творческой деятельности не только реальные предметы и явления, но и сказочные образы.

В этом возрасте ребенок уже усваивает основные образцы поведения и деятельностей и получает свободу в оперировании ими. Он уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения. Творчество ребенка, особенно в этом возрасте, часто носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. В этом возрасте появляется новая возможность использования образа при выполнении заданий на воображение. Целостный образ начинает строиться способом «включение» : он по-прежнему создается на основе отдельного элемента действительности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становится отдельной деталью образа воображения. Возможности использования при создании идей продуктов воображения именно так построенного образа обеспечивают вариативность решения задач, что и перестраивает, направляет процесс воображения в сторону поиска, выбора оптимального решения. Совершенно очевидно, что такой поиск присутствует и в развитом творческом процессе взрослого человека. Слово может успешно включаться в процесс порождения оригинальной идеи в том случае, когда за ним не стоит жестко определенное представление или узкий круг обобщений. Здесь также впервые появляется целостное планирование: ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения (в случае воображения - план разворачивания идеи произведения) и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения.

В работах А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Н. Н. Поддьякова установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе рисовании, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической дея-тельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность, раскрывается твор-ческий потенциал.

Публикации по теме:

Рисование листьями, (нетрадиционное рисование).Рисование листьями, (нетрадиционное рисование). "Детство- важный период человеческой жизни, не подготовка к будущему, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как.

Премьера спектакля «Репка» в младшей группеПремьера спектакля «Репка» в младшей группе Как отмечал В. А. Сухомлинский, «сказка-это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теоретические основы формирования творческих способностей старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности
Опубликовано: 13 ноября 2014 в 09:57
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теоретические основы формирования творческих способностей старших дошкольников в процессе театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Эльмира Давыдова (УИ 270592) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД