МААМ-картинки

Теория ознакомления дошкольников старшего возраста (5–7 лет) с программой обучения грамоте

Яна Владимировна Малышева
Теория ознакомления дошкольников старшего возраста (5–7 лет) с программой обучения грамоте
▼ Скачать + Заказать документы

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

СОШ № 932 Дошкольное отделение № 1

Консультация для воспитателей

НА ТЕМУ «Теория ознакомления дошкольников старшего возраста с программой обучения грамоте детей 5 – 7 лет»

Подготовила: Малышева Я. В.

Публикация «Теория ознакомления дошкольников старшего возраста (5–7 лет) с программой обучения грамоте» размещена в разделах

Цель: Уточнить представление о процессе подготовки к обучению грамоте, какими знаниями, умениями и навыками должен владеть педагог, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднение у ребенка.

1. Задачи: Ознакомление детей с предложением, как смысловой единицы речи.

2. Ознакомление детей со словом.

3. Ознакомление со звуковым строением слова.

4. Ознакомление с буквами и принципом чтения.

Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения.

Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью.

От того как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.

Что бы сделать обучение грамоте в школе успешным, необходимо часть умений сформировать еще в саду.

В обучении грамоте можно выделить 2 линии, чтение и письмо – это виды речевой деятельности, основа для которых является – устная речь.

Чтение – это раскодирование, букв символов в звучащую речь.

Письмо – это, закодирование устной речи с помощью буквенной системы.

Русское письмо звуко – буквенное, чтение опирается на слоговый принцип.

Устная речь – это вид речи складывающейся из реплик, слов, звуков. Как правило эмоционально окрашенное и выразительное.

Содержание к подготовке грамоте :

1) Ознакомление детей с предложением, как смысловой единицей речи.

- Составление собственных предложений.

- Составление схемы к предложению.

- Составление предложений по схеме и т. д.

2) Ознакомление детей со словом.

- Выделение слов в речи, в предложении.

- Деление слов на слоги.

3) Ознакомление со звуковым строением слов.

- Определение количества звуков в слове.

- Распознавание гласных с согласных звуков и их характеристика

- Составление звуковой схемы слова.

- Вычленение звука в начале, середине, конце слова.

- Придумывание слов с определенным звуком.

4) Ознакомление с буквами и принципом чтения.

5) Подготовка руки к письму.

ОБУЧАТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ ПИСЬМЕННЫМ БУКВАМ – НЕЛЬЗЯ

ЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Предложение – это одно или несколько слов, связанных между собою по смыслу и выражающих законченную мысль.

1) Составление схемы:

Примеры: Мы пришли учиться.

Наша Таня громко плачет.

Мальчик пошел в школу.

2) Придумывание предложения по схеме.

3) Распространение простого предложения.

Например: Ёжик бежал.

Маленький ёжик бежал. (Какой? Ёжик – маленький, добавляем слово в предложение)

Маленький ёжик бежал по лесу. (Где? – по лесу, добавляем в предложение)

Маленький ёжик быстро бежал по лесу. (Как бежал ёжик? – быстро).

Маленький ёжик быстро бежал по лесу днем. (Когда ёжик бежал? - днем, добавляем в предложение).

4) Деление текста на предложения.

5) Составление предложений из слов (слов не более 5).

6) Придумывание предложений по картинке.

7) Составление текста из предложений.

Начинать обучению анализу предложений стоит с простых предложений из 2 – 3 слов. Для анализа использовать наглядно – действенные методы:

- рассматривание игрушек

- демонстрация действий с игрушками

- рассматривание картинок, картин и т. д.

- пространственное моделирование.

В основе обучения лежит следующее :

- четкое произнесение предложения.

- выделение слов голосом

- счет слов в предложении (Сколько слов в предложении? Какое слово первое? Какое слово идет потом)

-моделирование предложений по схемам.

ИГРЫ:

«Хор» - все дети хором называют свои слова, и обсуждают совместно с педагогом, почему не понятен смысл предложения.

«Живые слова» - вызываются несколько детей, каждому дается слово, они его показывают и называют.

«Путаница» - нескольким детям даются слова, они меняются местами с помощью педагога, другие дети ставят их в правильном порядке.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СЛОВОМ И ЕГО СЛОГОВЫМ СТРОЕНИЕМ

СЛОГ – значимая часть слова, обязательно имеющая в своем составе гласный звук.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО ЧЛЕНЕНИЮ СЛОВ НА СЛОГИ:

1) Сначала берутся двухсложные слова, произношение и написание которых совпадают. ПРИМЕР: ма – ма, па – па, дя – дя и др.

2) Водится трех и четырех сложные слова с открытыми слогами

ПРИМЕР: ка – ре – та, мо – ло –ко идр.

3) Вводят слова имеющие в своей структуре закрытый слог

ПРИМЕР: па – ра – ход, ве – ло – си – пед и др.

4) Анализируются односложные слова

ПРИМЕР: лес, дом, ток, мел и др.

После усвоения понятия слог, часть слова, вводится термин – ударение.

Ударение вводится с использованием игровых приемов, например «ГРОМОУДАРЯЛКИНА».

Сначала используются двухсложные слова, для коррекции ошибочного ударения выполняется проверка в быстром темпе.

Демонстрации смысло – различительной функции УДАРЕНИЯ, проводится в игре, например: «Шутки Ударялкина». З (а)мок – зам (о)к,кр (у)жки – кружк (и, Гв (о)здики – гвозд (и)ки.

На протяжении обучения слоговому анализу – используют следующие методы:

- счет слогов в слове (с хлопками)

- схематическое изображение слогов состава слова.

- придумывание слов к схеме

- установление соответствия слова – схема

- превращение коротких слов в длинные и наоборот. Например: лиса – лисица.

- намеренные ошибки в предложениях предложенные педагогом.

- перестановка слогов в слове. Например: мышка – камыш, банка – кабан.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО ЗВУКОВЫМ СТРОЕНИЕМ СЛОВА

ЗВУКИ И БУКВЫ РУССКОЙ РЕЧИ

В русском языке 33 буквы, 10 – гласных, 21 – согласных, 2 знака – Ь и Ъ.

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ:

Глухие и звонкие согласные бывают – парные и не парные:

З –с, г - к, д – т, б - п, ж – ш, в – ф – ПАРНЫЕ

Р, М, Н, Л, Й – НЕ ПАРНЫЕ (сонорные)

Х, Ч, Ц, Щ- ГЛУХИЕ НЕ ПАРНЫЕ

Твердые и мягкие согласные

Б – БЬ, П – ПЬ, З – ЗЬ, М – МЬ… парные

Всегда твердые – Ж, Ш, Ц.

Всегда мягкие – Ч, Щ, Й.

Согласные звуки – это звуки при произношении которых воздушная струя встречает преграду (зубы, губы). Согласные звуки не умеют петь – объяснение для детей 4 – 5 лет, 5 – 6 лет дети объясняют – воздух встречает преграду.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ:

Гласные звуки – это звуки при произношении которых воздушная струя выходит свободно.

4 -5 гласные умеют петь

5 – 6 они умеют петь потому, что нет преграды воздух выходит свободно.

ГЛАСНЫЕ БУКВЫ – А, О, Э, У, Ы. Я, Ё, Е,Ю,И – йотированные гласные. Я – йа, Ё – йо, Е – йэ, Ю – йу.

Подводить детей к звуковому анализу – начинают, приблизительно в средней группе. Важно научить их воспринимать слово, как комплекс звуков, т. е. научить слышать отдельные звуки.

Основным способом выделения звуков в слове является его особое произнесение – с интонационным, особо подчеркнутым выделением одного звука:

А- ИСТ, Д – Д – Д – Д – ом. Этому надо учить детей и родителей.

Овладению способом интонационного выделения звуков, помогают приёмы сравнения звуков с «песенками» :

«Песенка ветра» - ш – ш – ш

«Песенка насоса» - с – с – с

«Песенка жука» - ж – ж – ж

«Песенка комарика» - з – з – з

«Песенка моторчика» - р – р- р-р

Последовательность работы со звуковым анализом

1) СЛОВО

Начало середина конец

НАПРИМЕР: Игра «Поймай звук» - слово УТКА (определить местоположение звука – У в данном слове) – в начале

Слово МУХА (определить местоположения звука – У в данном слове) – в середине

Слово КЕНГУРУ (определить местоположение звука – У в данном слове) – середина и конец (предварительно определить сколько звуков – У в слове по количеству)

Слово РАГУ (определить местоположение звука – У в данном слове) – в конце

2) Составление звуковых схем:

Слова с твердыми согласными

ДОМ ЛИСА

Особое внимание надо уделить словам с мягким и твердым знаком: ЛОСЬ КОНЬКИ

3) Характеристика каждого звука в слове: Гласный – согласный звонкий – глухой, ударный – безударный, твёрдый – мягкий – узнаем у детей с помощью вопроса КАКОЙ ЗВУК?

4) Игры со звуковым составом слова.

- Соответствие: картинка – звуковая схема.

- собрать слово из звуков.

- Волшебное превращение (река – реки).

- Какая буква спряталась? (цветным квадратом закрывается буква)

К сложным случаям звукового анализа относят:

1) Слова с мягким знаком (Ь) – на конце или в середине;

2) Слова с йотированными гласными – ЯКОРЬ;

3) Слова с разделительным Ь и Ъ знаком – ВЬЮГА, ВАРЕНЬЕ.

ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ

В русском языке процесс чтения строится по слоговому принципу, т. е. основой для чтения выступает слог.

СЛОГИ

Открытые ПА, СУ Закрытые АП,ОЛ Замкнутые САН,РОЛ

Слоги со стечением согласных

ВЗГЛЯД, ВЗДОР.

Обучение чтению начинают с закрытых слогов, а так же с сочетания гласных букв.

Буквосочетание гласных вводится следующим образом:

- Посмотри внимательно на первую букву, не называй её. Ты её помнишь? Аналогично на вторую букву. А теперь мы споем эти буквы. Послушай, как буду петь я А___У (тянем каждый звук, обращаем внимание ребенка на свои губы. Давай споем вместе. Поставь свой пальчик под первую букву и спой её.

Закрытые слоги идентичны в прочтении.

На следующем этапе вводятся двухсложные слова и предложения из таких слов. Если ребенок забывает первый слог, можно вернуться к началу слова и прочитать ещё раз в быстром темпе.

При введении гласной И, сначала новая буква отрабатывается в закрытых слогах, и только потом обращается внимание детей, на то что буква И имеет смягчающие свойства.

СЫ – СИ, МЫ – МИ, НЫ – НИ, РЫ – РИ.

Первая «Е» - йотированная буква, также вводится в закрытых слогах, а за тем через сравнение с - И – показывается её умение смягчать согласные.

ВИ-ВЕ, СИ – СЕ, ЛИ – ЛЕ

В самом конце обучения вводится – Ъ – Ь знаки.

Ъ – знак вводится последним из всех букв.

При чтении можно использовать следующие приемы работы:

- пропевание слогов и слов,

- хоровое чтение,

- чтение без звука.

РЕКОМЕНДАЦИИ: При обучении дошкольников чтению, необходимо показать приемы слогового чтения и родителям.

АВТОМАТИЗАЦИЯ НАВЫКА ЧТЕНИЯ

«Чтение на буксире» - берем книгу с большими буквами и картинками, она должна быть интересна ребенку. Начинает читать взрослый периодически уступая читать ребенку.

«Выборочное чтение». Берется книга, которую ребенок хорошо знает. Чтение литературы по типу комикса.

Выбирая книги для автоматизации навыка чтения, нужно обращать внимание на следующие условия:

1) Крупный шрифт(18,20)

2) Классический образ букв.

3) Наличие достаточно широких полей.

4) Наличие сюжетных картинок.

5) Должно быть одно произведение, а не сборник.

Публикации по теме:

План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» План – программаПостоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста  основам грамоты»Руководитель: Малышева.

Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Государственное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теория ознакомления дошкольников старшего возраста (5–7 лет) с программой обучения грамоте
Опубликовано: 17 апреля 2014 в 22:44
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теория ознакомления дошкольников старшего возраста (5–7 лет) с программой обучения грамоте» (включая файлы) размещена пользователем Яна Владимировна Малышева (УИ 212452) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД