Папки-передвижки

Теория современного дошкольного музыкального воспитания

Наталья Потапова
Теория современного дошкольного музыкального воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Теория современного дошкольного музыкального воспитания

Представим, таблицу, в которой мы рассмотрим ключевые для нас понятия и дадим им определения.

Понятие

Определение

Воспитание (в широком смысле)

Рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией.

Воспитание (в узком смысле)

Публикация «Теория современного дошкольного музыкального воспитания» размещена в разделах

Рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.

Музыка

Вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки.

Музыкальное воспитание

Процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества. Предполагает целенаправленное педагогическое воздействие на человека и рассматривается как средство общего гармоничного развития личности, формирования нравственно-эстетического вкуса и потребностей.

Музыкальная деятельность

Это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, с помощью которого осуществляется и общее развитие.

Музыкальные занятия

Это форма образовательной работы с детьми, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание дошкольников, формирование музыкальных способностей.

Искусство

это образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образе; творчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Художественно-эстетическое развитие

процесс и результат становления и углубления способностей визуального и эмоционального восприятия красоты внешнего мира, сферы искусства, а также развитие самостоятельной творческой активности в мире прекрасного.

В наше время музыкальное воспитание детей дошкольного возраста в системе образования занимает одну из важнейших позиций в процессе целостного воспитания, поскольку именно этот возраст считается наиболее оптимальным для приобщения ребенка к миру прекрасного, в связи с этим педагог имеет большое значение в организации данного процесса. Музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению и многому другому. Кроме того, правильно подобранная музыка обладает успокаивающим эффектом, что помогает во взаимодействии с агрессивными, гиперактивными, грустными и другими детьми. Один прекрасный, выдающийся педагог Н. К. Крупская говорила о том, что надо помогать ребенку через искусство глубже осознавать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать.

Так тема музыкального воспитания широко раскрывается в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС)[32], данный стандарт утвержден органами власти нашей страны, уполномоченными регулировать деятельность в образовательной сфере. Он говорит нам о том, что «Музыка» как образовательная область включена в образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», которая предполагает:

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;

· становление эстетического отношения к окружающему миру:

· формирование элементарных представлений о видах искусства;

· восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

· стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

· реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктвно - модельной, музыкальной и др.).

Музыкальное воспитание, как самостоятельная деятельность, оказывает ничем не заменимое воздействие на ребенка, способствует формированию множества положительных качеств, способностей, расширению кругозора, адаптации и так далее. Кроме того, данное воспитание, в силу своих возможностей в воспитание, стала входить во все образовательные области, что помогает ему более эффективно реализовывать свои задачи:

1. Социально-коммуникативное развитие (формирует представления о социокультурных ценностях народа по средствам музыки);

2. Познавательное развитие (формирует представление о форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе и многом другом);

3. Речевое развитие (это развитие звуковой и интонационной культуры речи);

4. Физическое развитие (двигательное развитие, развитие координации, равновесия, гибкости, моторики, связывая эти деятельности с музыкой);

5. Вхождение ребенка в музыкальный мир (развитие восприятия музыки);

6. Развитие музыкальной эрудиции и культуры;

7. Развитие ценностного отношения к музыке как к виду искусства;

8. Развитие ценностного отношения к традициям и праздникам;

9. Развитие опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам;

10. Развитие звукового сенсорного и интонационного опыта;

11. Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения искусства;

12. Становление эстетического отношения к окружающему миру;

13. Формирование элементарных представлений о видах искусства ;

14. Реализация самостоятельной творческой деятельности.

Поскольку на разных возрастных этапах ребенок развит в силу природных возможностей, при реализации музыкальной деятельности стоит учитывать подготовленность ребенка к той или иной деятельности в соответствии с видом работы. Мы можем выделить основные виды: игры (обычные и дидактические, игра на музыкальных инструментах, пение, музыкально-ритмические движения, беседы и праздники. Таким образом, обязательно нужно соотносить возраст ребенка и вид деятельности.

Исходя из этого при работе с детьми дошкольного возраста начиная с 3х лет, значимым является то, что происходит восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, развивается пение и игра на детских инструментах, появляются музыкально ритмические движения.

Так, важной частью ФГОС является то, что он подразумевает выполнение целевых ориентиров, таких как:

Целевые ориентиры дошкольного образования :

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :

Воспитатель :

Ребё нок:

-поддерживает ребёнка в музыкальной деятельности;

-занимается построением для ребенка образовательной траектории или профессиональной коррекцией особенностей его музыкального развития;

-оптимизирует работу с группой детей на музыкальных занятиях, в самостоятельной музыкальной деятельности.

-овладевает основными культурными способами деятельности;

-проявляет инициативу и самостоятельность;

-выбирает себе род занятий и участников в ней;

-имеет положительное отношение к себе, людям, миру;

-обладает чувством собственного достоинства;

-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

-умеет договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты;

-верит в себя;

-обладает развитым воображением;

-владеет разными формами и видами игры;

-различает условную и реальную ситуации;

-умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;

-может выделять звуки в словах;

-обладает зачатками грамотности;

-имеет развитую крупную и мелкую моторику;

-подвижен, вынослив;

-может контролировать свои движения и управлять ими;

-способен к волевым усилиям;

-может следовать социальным нормам поведения и правилам взаимоотношений;

-может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

-проявляет любознательность, задаёт интересующие вопросы окружающим его людям;

-пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

-склонен наблюдать, ставить небольшие эксперименты;

-обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

-знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными;

представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и тому подобное;

-способен принимать собственные решения.

Подводя итоги, мы можем сказать, что: музыкальное содержание и музыкальная деятельность объективно помогают ребенку освоить заданные целевые ориентиры, которые, как мы видим, направлены на целостное развитие личности ребенка, и напрямую взаимодействуют с задачами музыкального воспитания. Кроме того, воспитатель выполняет большую работу по раскрытию целевых ориентиров, отбирая материал для работы и методы преподнесения. Так, под материалом мы подразумеваем ряд программ: парциальных или комплексных, в которые воспитатель привносит что-то свое, поскольку приближенная к идеалу программа возможна лишь при личном участии или вдумчивой переработке уже существующих программ, с опорой на свой опыт профессиональной деятельности. Хотя работа по уже заданным методикам, без изменений, тоже имеет место быть, хотя и крайне редко.

Таким образом, можно отметить, что программы по работе с детьми в дошкольных учреждениях делятся на два типа: комплексные и парциальные.

Основные программы дошкольного образования комплексного типа учитывают целостный подход к гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. Согласно таким программам, воспитание, обучение и развитие происходят во всех направлениях в соответствии с существующими психолого-педагогическим нормами.

В последнее десятилетие издано довольно много комплексных программ, в которых представлены разделы по музыкальному воспитанию детей, имеющие разные названия.

Парциальные основные программы дошкольного образования предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к реализации дошкольного обучения обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ. Так, помимо комплексных программ, в это время издавались и парциальные программы по музыкальному воспитанию детей.

Хотя парциальные и комплексные программы имеют различную степень возможности реализации, цель у них одна и та же - становление, развитие музыкальной культуры учащихся как части их общей духовной культуры.

Исходя из предоставленного материала, видно на сколько важно музыкально воспитание, сколько направлений развития оно охватывает, какие должны быть выполнены задачи в соответствии с которым выстроены целевые ориентиры. Так же было оговорено о способах реализации музыкального воспитания, а именно о парциальных и комплексных программах.

Публикации по теме:

Перспективное планирование музыкального воспитания в первой младшей группе ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Сентябрь. Формы организации и виды музыкальной деятельности Программные.

Анкета для родителей по вопросам музыкального воспитания дошкольников Уважаемые родители! Убедительно просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты, которая поможет нам выявить проблемы музыкального воспитания.

Формирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игрыФормирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игры План исследования: Формирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игры Актуальность.

Консультация музыкального руководителя «Значение музыкально-ритмического воспитания в ДОУ»Консультация музыкального руководителя «Значение музыкально-ритмического воспитания в ДОУ» Ритмика - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер. образы передаются в движениях. Основой является.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Создание условий для успешного музыкального развития и воспитания детей в ДОУ Успех музыкального развития личности ребенка во многом зависит от уровня музыкальной культуры музыкального руководителя, от его знания теории.

Теория познания в процессе практической деятельности «Полезная вода» с дошкольниками в ДСТеория познания в процессе практической деятельности «Полезная вода» с дошкольниками в ДС Теория познания в процессе практической деятельности «Полезная вода» с дошкольниками в д/с Человек и есть часть природы: она неотъемлемый.

Уголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возрастаУголок патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста Цель и задачи: формирование чувства патриотизма у старших дошкольников; воспитание любознательности, расширение кругозора детей; систематизация.

Эссе «Как я понимаю миссию современного воспитателя, реализующего ФГОС дошкольного образования» Профессию не выбирала я. Быть воспитателем! – мне сердце подсказало. С детьми работать – вот судьба моя! Другого в жизни я бы не желала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Теория современного дошкольного музыкального воспитания
Опубликовано: 21 марта 2024 в 10:40
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Теория современного дошкольного музыкального воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Потапова (УИ 1229020) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД