Наталья Алексеевна Макеева
Терапия песком как средство развития речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Песочная терапия, как средство развития речи у дошкольников.
Занятие в песочнице делятся на 3 этапа:
-вводная часть (ритуал входа в песок,
-основная,
-заключительная (ритуал выхода).
Начинаем наше занятие с приветствия с песком. Попросить ребенка потрогать песок, погрузить в него руки, попросить поделиться своими ощущениями, рассказать какой песок, что чувствует ребенок когда касается песка, устроить песочный дождь, потереть между ладонями.
Публикация «Терапия песком как средство развития речи у дошкольников» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Активизировать речь ребенка по средствам называния признаков песка- какой?
Мелкий, легкий, сыпучий, мягкий, прохладный, бархатный, чистый.
Через тактильное ощущение снимается психическое напряжение ребенка, он расслабляется, успокаивается.
Далее берем какую-то игрушку и создам сюрпризный момент, игровую ситуацию. В данном случае мы берем кого-то связанного с песком- черепашку, верблюда, ящерку и т. д
Появляется герой и говорит, что слышал голоса, но кому они принадлежат неизвестно и просит о помощи.
Звучит аудиозапись с голосами дом. животных.
Кого вы услышали? (ответ)
Необходимо проговорить, что услышал как мекает коза, как мычит корова, ржет лошадь, хрюкает свинья, гавкает собака, мяукает кошка.
Как одним словом назовем тех, кого сейчас услышали? (ответ)
Домашних животных.
Где они живут (ответ)
В деревне.
Давайте туда отправимся.
Дети подходят к световому столу с песком и двумя пальцами-указательным и средним или ребром ладони, либо четырьмя пальцами рисуем дорожку. В это время читаем стишок:
едем-едем по утру, везем в деревню детвору. Далее проговариваем, что дальнейшее действие должно быть по тексту, что услышали, то и нарисовали:
малыши глядят в окошко, светит солнышко на них (указательным пальцем рисуем солнышко, лучики).
Солнце какое? (ответ)
Яркое,светлое,теплое,веселое, большое, лучистое, желтое, согревающее, обжигающее, радостное и т. д
Чтобы наша картина была еще насыщенней, предложить нарисовать травку.
(Указательными пальцами обеих рук прямые движения снизу вверх)
Травка какая? (ответ)
Зеленая, весенняя, сочная, молодая, пахучая, шелковистая, высокая, прохладная, нежная и т. д
Рисуем облака (кулачками)
Облака какие? (ответ)
Белые, воздушные, зефирные,пушистые, мягкие, фигурные, молочные, ватное,взбитое, перистое, набухшее, грозное, веселое, крылатое.
Далее работу можно продолжить в этом песке, а можно переключится на кинетический (живой). Заранее в нем прячем дом. животных. Чтобы их найти необходимо выполнить задание, например- Маша, кто спрятался около дерева? Ребенок должен ответить- около дерева спряталась кошка и т. д. Таким образом, мы развиваем ориентирование в пространстве, слоговую структуру слова, отвечая полным ответом.
Скоро наступит зима (ночь) и животным необходим домик, нужно его построить. Предложить построить домики из цветных камушков. Например, для коровки-треугольный и вспомнить как называется ее домик, для собаки- квадратный и тоже проговорить его название. Таким образом мы вспоминаем геометрические фигуры, название жилищ животных. Усложнить игру можно, попросив ребенка расселить животных согласно их слоговой структуре, например, в треугольник заселяем животного, в названии которого 2 слога, в в квадрат- у кого 3 слога и т. д. Но перед этим попросить из камушков построить два домика — квадрат и овал, или треугольник и круг и т. д
Всех животных спасли, расселили по домикам. Но вспоминаем про нашего героя, сюрпризный момент и говорим, что ему необходимо подарить фото всех животных, с которыми мы сегодня познакомились. А сделать это можно с помощью цветного песка. Предложить силуэты животных, которых нужно раскрасить цветным песком, предварительно намазав силуэт клеем.
Ребенок выполняет задание.
Работа с кинетическим песком, как средство развития речи у дошкольни
ков[/b].
Кинетический песок состоит из 98% песка и 2% полимеров, что и позволяет ему превращаться в мягкую и податливую массу. С чего начать, приступив к работе с этим песком? С приветствия и основной мотивации-вызвать к песку доверие. Прикасаясь, к песку волей неволей начинаешь в него поглащаться, проникать и следовательно всю свою тревожность, напряжение, усталость отдавать песку. Песок-это самый экологичный выход отрицательных эмоций. Необходимо помнить, что ребенку сложно выразить свои эмоции и чувства словами из-за малого словарного запаса, а песок-это отличный трансформатор негатива в позитив. Давайте вспомним притчу:
Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Друзья молча продолжали идти и через много дней нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, который дал пощёчину и спас жизнь своему другу спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. По-чему? И друг ответил:
- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
Первое упражнение-размять песок, взять его в руки и устроить «дождик», после того как песок станет мягким положить его на ладошки и расслабиться, пальцы кистей рук раскрыть, дать возможность «стекать» песку.
Второе упражнение «вулканчик»- собираем песок в высокую гору, если не получается, то помогаем ребенку. После того, как собрали «гору» указательным пальцем в центре делаем кратер и можем при этом автоматизировать любой звук-ддддд, ллллл, рррр и т. д. Далее рассказываем, что из вулканы извергается лава, ее мы делаем с помощью «зажимов» двумя пальцами-указательным и большим по краям нашего «вулкана». А потом снова наше творение превращаем в «дождь», все размягчаем и приступаем к новой постройке. Попросить ребенка построить забор, задействуя две ладошки одновременно. Как забор будет готов, спросить какой забор, активизировать словарный запас словами-синонимами- высокий-низкий, длинный-короткий. Следующее упражнение, это разделить заборчик указательным пальцем на равные части. Спросить потом, на сколько частей поделили? (На две). Далее две части делим двумя указательными пальцами одновременно еще по полам. Сколько частей стало? (4). Из каждой части катаем «колобки», проговаривая чистоговорки или простые стишки, например А. Барто. Скатали шарики, строим пирамидку-от большого к маленькому, или наоборот. Далее пирамидку превращаем в «лепешку», надовив ладонью сверху на пирамидку. И опять возвращаемся к «дождю».
На этом игру можно закончить.