Светлана Алексеевна Андрюхина
Тестирование и анкетирование в работе логопеда с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде чем приступать к работе с семьей, педагогу необходимо изучить семью ребенка. Изучение семьи требует использование совокупности различных методов.
Распространенными методами изучения семейной микросреды являются различные опросы (анкетирование) и тестирование родителей.
Какие же формы работы с родителями использует логопед? Существуют коллективные и индивидуальные формы работы.
Публикация «Тестирование и анкетирование в работе логопеда с родителями» размещена в разделах
- Анкеты для родителей, анкетирование, опросы
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Причём индивидуальные формы работы являются наиболее приемлемыми для большинства родителей (индивидуальные консультации, беседы, анкетирование. тестирование) .
• В настоящее время стало возможным осуществлять кроме очных форм работ опроса с родителями – заочные формы (по телефону, в интернет-форуме, по электронной почте) .
• Эффективной формой работы может стать анонимное анкетирование, возможность анонимно задавать вопросы педагогу, складывая записки с вопросами в специальный «почтовый ящик».
Требования к составлению анкеты :
помнить о главной цели – получение информации для профессиональных нужд дефектолога;
разрабатывать с учетом контингента детей и особенностей их микросоциального окружения;
вопросы должны формулироваться с учетом образовательного уровня конкретных родителей;
обязательно применять уважительное обращение «Вы»;
анкета должна быть компактной;
структура анкеты должна быть представлена тремя разделами: обращение к родителю, вопросы, благодарность за ответы;
располагать вопросы по принципу «от простого к сложному»;
формулировать вопросы предельно конкретно;
каждый вопрос должен быть самостоятельным и логически отдельным;
использовать при оформлении анкеты достаточно крупных шрифт, оставлять место для ответов родителей;
данные анкет проверять путем повторного применения через определенный отрезок времени.
Достоинства метода анкетирования :
получение информации о разных аспектах, связанных с семейным воспитанием;
компенсирует невозможность непосредственного контакта с тем, кому он предназначена;
позволяет охватить большое количество семей воспитанников;
предоставляет больше времени на взвешенный, вдумчивый ответ;
простота обработки полученных данных.
Недостатки метода анкетирования :
риск несамостоятельности ответов родителей;
возможность искажения ответов из-за недопонимания сути вопроса;
намеренно ложных ответов (спорные с точки зрения морали);
часть родителей не хотят отвечать на вопросы анкеты (считают грубым вторжением в личную жизнь);
трудно собирать анкеты.
Одна из форм информационно-аналитической работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, педагогу или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях, становятся темой заседания родительского клуба или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с группой воспитателей и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогам встретиться с родителями лично.
Анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования и тестирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты или теста, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.