Оксана Гуляева
Тестопластика как средство обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ф. И. О- Гуляева Оксана Николаевна воспитатель высшей категории
Место работы– МБДОУ «Кэскил»с. Туора-КюельТаттинского улуса Республики Саха (Якутия)
«Тестопластика как средство обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста»
Родителей и педагогов, конечно же всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Публикация «Тестопластика как средство обогащения словаря у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук, достигает достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и, - особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Результаты исследований показывают, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например «сорока», не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.).
Многие ученые считают, что развитие речевого центра в левом полушарии обусловлено ведущей ролью руки в трудовой деятельности. Еще Ф. Энгельс писал: «Только благодаря труду, благодаря приспособлению ко всем новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого путем особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей и благодаря все новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, все более сложным операциям – только благодаря всему этому человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она могла какбы силой волшебства вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини. (К. Маркс, Ф. Энгельс. Собр. соч. 2-е изд. т. 20. стр. 488). Иными словами, Ф. Энгельс рассматривал труд и членораздельную речь как главные стимулы, под влиянием которых развивался человеческий мозг, - в процессе труда совершенствовалась правая рука и механизм речи, тесно связанные с трудовыми процессами. Исследования развития движений рук ребенка представляют интерес не только для педагогов и психологов, но и для других специалистов (философов, языковедов, историков, биологов). Так как руки, обладая многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. Большая часть двигательной (моторной) коры больших полушарий участвует в мышечных движениях гортани, языка, рта, челюсти. Именно эти органы формируют речь. Упражнения, построенные на движениях языка и челюсти, стимулируют работу базального ганглия лимбической системы, включая специализированную область – которая контролирует мышление, речь и поведение. Для нормального психического развития детей необходимо отработать следующие движения:
- движения языком: вправо-влево, вверх-вниз, выгибание языка, свертывание в трубочку;
- мимические движения: надувание щек, вытягивание губ трубочкой, хмурое сдвигание бровей, улыбка;
- движения нижней челюстью вправо-влево.
Известно: мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, которые отвечают за формирование многих сложнейших психических функций. В. А. Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Исследования ученых Института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М. М. Кольцова, Е. И. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) подтвердили связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. (Комплекс мер, способствующих развитию движений рук и ручной умелости).
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускается переутомление. Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы развить ручную умелость?
- Запускать пальцами мелкие волны.
- Разминать пальцами пластилин, глину.
- Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
- Сжимать и разжимать кулачки.
- Барабанить всеми пальцами обеих рук по столу.
- Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
- Завязывать узлы на толстой веревке, на шнуре.
- Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками.
- Закручивать шурупы, гайки.
-Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
- Складывание матрешек.
- Рисование в воздухе.
- Игры с песком, водой.
- Резать ножницами.
- Рисовать, раскрашивать, штриховать.
Все дети любят лепить. Им интересен сам процесс и результат. С помощью таких материалов, как глина, пластилин, а также соленое тесто, можно сделать много интересного: забавную фигурку, игрушку, украшение. Готовое изделие ребенку интересно потрогать, повертеть, поиграть с ним, подарить и, конечно, похвастаться «Это я сделал сам!».
Создавая оригинальное произведение, полезную вещь собственными руками, украшая свое жилище, ребенок чувствует себя значимым в этом мире, вносит в него частичку своего «Я». Возможность творить – главное условие для гармоничного развития личности ребенка в целом.
Технологические особенности тестопластики: наличие множества мелких деталей. Закручивание, вытягивание, переплетение частей, склеивание, смазывание, нанесение узоров – все это является прекрасной возможностью для разрабатывания мелкой моторики рук, которая играет большую роль в развитии речи и логического мышления. Занимаясь лепкой, ребенок успокаивается, становится более уравновешенным и внимательным.
Своими корнями лепка из теста уходит в далекое прошлое и тесно связана с народными обычаями, праздниками, домашним укладом. Встречая весну, обычно выпекали вылепленных из теста птичек. С помощью таких жаворонков, тетерок, дети призывали весну, дарили их друг другу, вкладывая в подарок символический смысл. Соленое тесто стало очень популярным материалом для лепки: оно эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с ним доставляет удовольствие и радость детям и многим взрослым. Настенные украшения, забавные игрушки – сувенирчики, детские игры… А какие отличные можно сделать подарки: рамочки для фотографий, маленькие вазочки, ангелочки… - все это можно сделать из соленого теста. Такие украшения обладают живой, теплой, домашней аурой, ведь, создавая их, вы вкладываете в них частичку своей души. Все это придаст неповторимое очарование интерьеру вашей кухни, комнаты и подчеркивает индивидуальный стиль вашего дома. Процесс лепки из тесте одинаково захватывает и взрослого, и ребенка. С самого раннего детства малыш стремится участвовать в кулинарном процессе, начиная с игры в куличики, заканчивая желанием помочь маме на кухне.
В качестве инструментов для лепки используется самая обычная домашняя утварь: скалка, доска для раскатывания теста и т. д. Занятия тестопластикой помогут ребенку ощутить себя творцом, развить воображение и фантазию, эстетический вкус. Сувениры выполненные таким оригинальным способом привлекательны, долговечны, легки в изготовлении. Тестопластика не требует дополнительных материальных затрат – мука, соль и вода всегда есть в доме.
Материалы и инструменты необходимые для лепки из соленого теста.
Материалы:
- мука;
- соль мелкого помола;
- вода холодное;
- масло растительное.
Инструменты:
- скалка;
- ножи;
- ножницы;
- вилка;
- трафареты;
- формочки;
- ситечки.
Порядок работы
Рецепт приготовления соленого теста: мука 2 стакана, соль – 1 стакан, вода ѕ стакана, масло растительное – 2 столовой ложки. Смешать муку с солью в глубокой емкости, добавить воду и масло. Тщательно вымесить тесто руками пока оно не станет однородным и эластичным. Хорошо вымешанное тесто – крутое и мягкое – не должно липнуть к рукам и рваться при растяжении.
Окрашивание.
Лепить можно сразу из крашеного теста. В таком случае при замешивании теста, добавляется разведенная в воде гуашь. Вылепленное и высушенное изделие можно расписать. Для этого используется: гуашь, акварель.
Сушка.
- Воздушная сушка. Изделие сушится на воздухе в теплом месте. Время сушки 5-8 дней. В процессе воздушной сушки тесто остается естественного светлого цвета.
- Сушка в духовке. Начинать сушку следует с низкой температуры (от 750С) и сушить 1 час, затем температуру можно повысить до 100-150 градусов.
Чтобы придать особую звучность и прочность, готовое изделие со всех сторон покрывают лаком.
Хранение.
Соленое тесто может долго храниться в целлофановом пакете в холодильнике.
Литература:
1. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. : Издательство «Лань», 1999. – 80 с.
2Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Умные руки. – Самара: Корпорация «Федоров», 1997. – 48 с.
3. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. Кн. для воспитателей детского сада и родителей (Е. Л. Агаева, В. В. Брофман, А. Н. Булычева и др. Под ред. О. М. Дьяченко, Е. А. Агаевой. – М. : Просвещение, 1991. – 64 с.
4. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под ред. В. В. Гербовой. 2-е изд. испр. – М. : Просвещение, 1988. – 64 с.
5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи. – М. : Издательство «Айрис», 2005. – 130 с.
6. Шеловских Е. Развитие мелкой моторики / Дошкольное воспитание. 2000, №5, с. 61-63.
7. Ядэшко В. И. Развитие речи детей от 3 до 5 лет. (О формировании предложений в речи детей). – М. : Просвещение, 1966. – 96 с. Илларионова Ю. Г. Учите детей отгадывать загадки. – М. : Просвещение, 1976. – 127 с.
8. Крупенчук О. Н. Пальчиковые игры. – СПб. : Издательский дом «ЛИТЕРА», 2005. – 32 с.