Папки-передвижки

Типовые приемы фантазирования

Анна Александровна Бударина
Типовые приемы фантазирования

Типовые приемы фантазирования

Общая характеристика приемов

Типовые приемы фантазирования (далее ТПФ) созданы Г. С. Альтшуллером в семидесятых годах ХХ века для активизации мыслительной деятельности людей, занимающихся изобретательством.

В основе ТПФ лежат мыслительные операции представления объектов посредством игнорирования фундаментальных законов природы. Основным механизмом ТПФ является доведение до крайней степени проявление какого – либо признака или его полное уничтожение.

Публикация «Типовые приемы фантазирования» размещена в разделах

Приемы типового фантазирования адаптированы для работы с дошкольниками. Каждый из них представлен в отдельном разделе параграфа:

Прием "Увеличение - уменьшение",

Прием "Деление - объединение",

Прием "Преобразование признаков времени"

Прием "Оживление - окаменение",

Прием "Специализация – универсализация",

Прием "Наоборот".

Для лучшего понимания детьми фантастических преобразований, названия приемам даны в виде имен волшебников с различными возможностями.

Общая цель ТПФ

Научить ребенка делать фантастические преобразования объекта по какому - либо признаку.

5.1. Прием "Увеличение - уменьшение"

Описание приема

Суть приема увеличения - уменьшения заключается в изменении по убывающей или возрастающей любого признака объекта.

ПР: увеличение – уменьшение признака размера (Великан – Лилипут); увеличение – уменьшение признака количества (неисчислимое множество солдат Урфина Джуса или один на целом свете Маленький Принц); увеличение – уменьшение специфического признака (волшебный голос Джельсомино, который разрушает стены из-за увеличения силы звука).

Технологическая цепочка построения тренинга

1. Предложить детям выбрать объект (стол).

2. Перечислить признаки выбранного объекта.

ПР: стол имеет размер, части, место нахождения, цвет и т. д.

3. Пригласить в группу Волшебника Увеличения Размера (Уменьшения Размера) по желанию детей. Провести преобразование размера объекта в сторону увеличения или уменьшения. Обсудить практическое применение полученного объекта.

ПР: Волшебник Увеличения Размера коснулся стола. Что с ним стало, зачем нам в группе непомерно огромный стол?

4. Провести преобразование части объекта по размеру. Обсудить проблемную ситуацию.

ПР: Волшебник Увеличения Размера коснулся ножки (подсистемы) стола. Что произойдет, как человеку использовать стол с огромной ножкой (устроить из него горку в группе?

Юмористическая направленность обсуждения и решения ситуаций.

5. Провести преобразование места существования (функционирования) объекта по размеру. Обсудить проблемную ситуацию.

ПР: Волшебник Увеличения Размера коснулся помещения, где обычно стоят столы. Как детям добираться до своих столов во время обеда, если комната стала величиной с город и расстояние между столами огромное, до двери в групповую комнату за полдня не дойти.

6. Провести преобразование признака объекта или его значения по степени выраженности цвета. Обсудить проблемную ситуацию.

ПР: Волшебник Обесцвечивания коснулся стола. Что произойдет, если стол постепенно станет прозрачным? Игра «Хорошо – плохо».

7. Организовать продуктивную деятельность различных вариантов и разнообразными средствами:

• сочинение сказки и запись ее содержания с помощью схем;

• решение проблемных ситуаций и их моделирование;

• рисования, аппликация, лепка по теме занятия.

Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста

Педагог совместно с детьми анализирует литературные произведения на предмет наличия данного приема. Выясняет, как изменяется объект, свойство, его части и места действия в результате встречи с Волшебником Изменения Размера.

ПР: определи, какой волшебник побывал в сказке "Мальчик-с-Пальчик" (“Карлик-Нос”, “Крошечка-Хаврошечка”, “Джельсомино в стране лгунов”, “Незнайка”, “Горшочек каши”, «Илья Муромец и Соловей Разбойник» и др.).

Детей 2,5 - 3 лет знакомят с действием Волшебника Большого Размера (Маленького Размера) на основе игр “Что стало большим? Что стало маленьким?”

Дети 4 лет самостоятельно производят преобразование объекта, его частей и мест действия по размеру и описывают ситуации, возникающие при этом.

Дети 5 лет самостоятельно определяют степень выраженности какого – либо признака объекта. Используя приемы увеличения – уменьшения, производят фантастические преобразования этого признака. Разрешают проблемные ситуации на основе анализа взаимодействия измененного объекта с окружающим миром.

ПР: среди зимы медведь зарычал так громко, что в другой деревне услышали… Что из этого вышло?

Дети 6 - 7 лет дети самостоятельно используют прием увеличения – уменьшения для сочинения сказки или решения проблемной ситуации.

Производится продуктивная деятельность по итогам обсуждения.

ПР: в изобразительной деятельности даются задания на основе использования приема изменения размера (изготовить макет солнечного города, где живут маленькие жители и растут огромные цветы и фрукты; нарисовать сюжет из сказки “Репка”, где репка выросла маленькая-маленькая).

Ожидаемые результаты

Самостоятельное использование ребенком приемов увеличения или уменьшения признаков объекта при решении творческих задач и создании текстов сказок или в изобразительной деятельности.

5.2. Прием "Деление- объединение"

Описание приема

Предназначен для фантастического преобразования с позиции деления и комбинирования в любом варианте объектов или их частей.

В работе с дошкольниками прием представлен двумя волшебниками: Волшебником Деления, который все делит, и Волшебником Объединения, который все объединяет. Основной принцип их действия - отсутствие всяких правил, алогичность деления и комбинирования.

За действиями Волшебника Деления всегда следуют фантастические преобразования, произведенные с помощью Волшебника Объединения, и наоборот. Ребята сами должны догадаться и объяснить волшебные преобразования с точки зрения практического применения.

Технологическая цепочка построения тренинга

1. Предложить выбрать объект окружающего мира, определить его составляющие и место обитания.

ПР: у птицы есть туловище, голова, крылья, хвост, лапы и т. д. ; в свою очередь птица является частью животного мира, а животный мир - частью природного мира и т. д. Сделать вывод о том, что все в мире состоит из частей.

2. Пригласить Волшебника Деления, который делит объект на составляющие.

ПР: Волшебник Деления коснулся игрушечной машины. Расскажите, что с ней произошло ( она распалась на части: кузов, кабину, колеса и т. д.).

А если Волшебник Деления коснется какой - то из этих частей, например, колеса, что произойдет ( часть разделится на составляющие: шину, обод, диск и т. д.).

Волшебник Деления коснулся места обитания (функционирования) нашего грузовичка - дороги. Что с ней произошло (автомобильная дорога стала делиться на дорожное покрытие, бордюры и т. д.).

3. Ввести Волшебника Объединения, который объединяет все в произвольной последовательности.

4. Обсудить практическое применение полученного объекта.

ПР: Если Волшебник Объединения коснется машины и дерева, что произойдет ( они объединятся: машина может быть сделана из дерева и т. д.). А что произойдет, если Волшебник Объединения дотронется до диска от колеса и кузова (кузов может стать круглым, или наоборот: в дисках можно будет перевозить грузы).

5. Организовывать продуктивную деятельность по итогам обсуждения.

ПР: придумайте сказку с Волшебником Деления - Объединения; запишите сюжет с помощью схем.

Придумайте необычное животное, пригласив на помощь Волшебников Деления - Объединения (лепка, рисование, аппликация объектов, сделанных по типу фоторобота).

Методические рекомендации построения системы тренингов с детьми разного возраста

Работа с Волшебником Деления начинается с детьми 3 лет. Он воздействует на хорошо знакомые детям объекты и делит их на составляющие. В конце 2 младшей группы вводится Волшебник Объединения, с помощью которого происходит составление новых объектов.

ПР: Волшебник Деления разделил лодочку на корпус, парус, лавочки. А Волшебник Объединения объединил парус от лодочки карандаш. Для чего это нужно?

С 4 летнего возраста необходимо давать задания по созданию нового объекта из каких – либо однородных геометрических форм (по типу лошарика - лошадка из шариков).

ПР: нарисовать город, который сделан из арбузов, где по дороге ездит машина в виде четвертинки арбуза; дома выглядят, как арбузы, а деревья – маленькие арбузята.

Задания на составление фантастического животного по типу фоторобота (рекомендуется с пятилетнего возраста).

ПР: составьте необычное животное, придумайте ему название (“Чебукракохвост” - голова Чебурашки, туловище крокодила, хвост павлина, 2 лапы белки, а две - обезьяны). Расскажите о месте его обитания, характере, способах питания и защиты от врагов.

Тренинговые задания по созданию образов на основе однородных объектов какой-либо классификационной группы (рекомендуется с 5,5 лет).

ПР: изобразите Цветочную принцессу (лицо-подсолнух, глаза - фиалки, рот - гвоздичка, нос - колокольчик и т. д., или Овощного короля (лицо - тыква, глаза - стручки гороха, нос-морковка, рот - помидор и т. д.)

Организуется аналитическая работа на основе внешнего вида сказочных героев. Выбираются герои сказок и проводится анализ их облика (рекомендуется с 5 лет).

ПР: кого объединили в себе следующие герои (“Русалка” - женщина и рыба, “Сфинкс” - человек и лев, “Кентавр” - мужчина и конь, “Сирин” - птица и женщина, “Тяни-Толкай” - две лошадки).

Анализируется необычное свойство сказочных героев. Устанавливается признаки, которые были получены в результате фантастического объединения (рекомендуется с 6 лет).

ПР: чей признак приобрел объект (говорящее зеркало в сказке “О мертвой царевне и семи богатырях” приобрело свойство человека - говорить и свойство телевизора - показывать).

Детям 7 года жизни даются тренинги, которые обобщают знания детей по волшебным преобразованиям, основанным на приеме деления - объединения.

ПР: герои каких сказок встречаются в мультфильме “Вовка в тридевятом царстве” (определение сказок, из которых сделан мультфильм: “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Василиса-Премудрая” и др.).

1. Обсуждение эпизода из жизни детей.

ПР: полилог с детьми о том, чем они занимаются в детском саду, что делают утром, днем, вечером. Где в это время находятся родители, родные (брат, сестра, бабушка, дедушка, живущие вместе с ребенком в квартире. Чем занимаются обычно члены семьи вечером. Куда утром все расходятся (в будние дни) и чем занимаются в выходной день.

2. Введение проблемной ситуации с приглашением Волшебника Быстрых Минут.

ПР: представить, что родители, отправившие детей утром в детский сад, пошли, как обычно, на работу и спокойно трудились рабочий день. В это время в группе, где находились их дети, за день прошло десять лет.

3. Обсуждение получившейся ситуации.

Педагог продумывает цепочку вопросов к детям.

ПР: вечером родители пришли за вами с работы.

Как вы стали выглядеть? Что стало с вашим ростом? одеждой? волосами? Сколько вам стало лет?

Какое выражение лица было бы у родителей? Какие вопросы они задали вам? воспитателю? Как повели вас домой - нужного размера одежды нет, а на улице мороз.

Как отреагировали на ваше появление домашние? Младше (старше) стали вы своих сестер и братьев? Что делали бы вы вечером?

Куда отправились бы утром (в детский сад нельзя, так как вам 15-16 лет, в 9-11 класс школы нельзя - нет нужных знаний, в 1 класс - слишком взрослые).

Придумывание способа обучения подростка.

4. Организация продуктивной деятельности.

ПР: рисование портрета кого-либо из родных (их выражения лица) в тот момент, когда они увидели вас так резко выросшим; лепка самого себя в сравнении (скульптура ребенка 5-6 лет, а рядом - подростка 15-16 лет). Запись всей ситуации схемами и рассказ родителям на тему “История о том, как к нам в группу пришел Волшебник Быстрых Минут”.

Технологическая цепочка построения тренинга с волшебником "Перепутывания Времени "

1. Продумывание реальной временной последовательности событий по отношению к чему-либо. Определение назначения каждого временного этапа и обозначение его схемами.

ПР: определение временной оси жизни человека с обсуждением особенностей и возможностей каждого периода с использованием наглядности - картинок, схем. Младенец учится есть, ощущать, играть, говорить и т. д. Ребенок-дошкольник готовится к школе; в младших классах он учится писать, считать, читать, познавать мир и т. д. Подросток обучается в школе точным наукам и готовится к поступлению в профессиональное учреждение. Юноша - приобретает знания о выбранной профессии. Взрослый человек - профессионал, работает, строит семью, воспитывает детей. Пожилой человек - отдыхает от многолетнего труда, больше занимается воспитанием внуков, помогает близким, выращивает деревья, различные овощи и т. д.

2. Введение проблемной ситуации, в которой меняются местами события, нарушается последовательность во времени.

3. Обсуждение проблемы, возникшей с нарушением временной последовательности жизни человека. Использование приема перестановки схем.

ПР: приглашение Волшебника Перепутывания Времени и обсуждение результатов его деятельности.

Что он мог сделать?

Что будет, если поменять местами школьный и подростковый возраста (схемы возрастов переставить местами). Как подросток будет готовиться к школе? Как школьник будет изучать точные науки? Что нужно, чтобы это он делал хорошо? Какие проблемы появятся у человека в эти временные отрезки? Как на это будут реагировать окружающие?

Возможны и другие перестановки: младенец поменялся местами с юношей, пожилой человек со школьником младших классов.

4. Схематизация детьми придуманных ситуаций. Рассказ по записи получившейся истории.

Технологическая цепочка построения тренинга с "Волшебником Обратного Времени"

1. Восстановление цепочки знакомых детям событий. Выявление причинно-следственных связей. Моделирование действиями одного из данных событий.

ПР: обсуждение последовательности действий в процессе пришивания пуговицы (заваривания чая, накрывания стола к обеду, уборки кровати после сна и т. д.).

2. Приглашение Волшебника Обратного Времени. Восстановление последовательности действий в обратном порядке. Моделирование последовательности действий какого-либо процесса в обратном порядке.

ПР № 1: описание в обратном порядке действий процесса пришивания пуговицы (пуговица пришита к рубашке, игла без нитки в руке у ребенка, нитка увеличивается в размере, вылезает из ткани и дырочек пуговицы, вставляется в иголку, игла идет ушком вперед, постепенно количество ниток, держащих пуговицу, уменьшается, а длина нитки в иголке все увеличивается и т. д.).

ПР № 2: обсуждение эпизода встречи Емели со Щукой (русская народная сказка "По - щучьему велению").

Определение последовательности действий (зачерпнул Емеля ведром воду, а в ведре - Щука, просит отпустить ее в воду и обещает за это исполнять любые желания после произнесения волшебных слов).

Обсуждение с детьми результата этого события для всего произведения. Введение Волшебника Обратного Времени с момента произнесения Щукой заветных слов до момента опускания ведра в воду.

Представление всего сюжета сказки без Щуки и ее волшебства. Придумывание названия получившейся истории.

3. Организация продуктивной деятельности детей.

Рисование по мотивам нового произведения,

Лепка героя с новым качеством,

Схематизация нового произведения или обратной последовательности какого-либо эпизода в знакомом произведении.

Технологическая цепочка построения тренинга с "Волшебником Перемещения во времени (Зеркало Времени, Машина Времени)"

1. Беседа о разных временных периодах жизни объекта.

ПР: обсуждение временных периодов развития Земли, возникновения цивилизации. Представление будущего Земли в зависимости от разумной или неразумной деятельности человека. Обсуждение на уровне “плохо - хорошо”.

2. Путешествие с Зеркалом Времени, показывающим конкретные моменты из жизни объекта.

ПР: путешествие в прошлое или будущее конкретного ребенка (Зеркало Времени может показать, чем ребенок будет заниматься в будущем, может помочь "увидеть" вчерашний поступок конкретного ребенка для последующего его обсуждения и изменения (элементы рефлексии).

3. Путешествие в прошлое или будущее объекта с помощью Машины Времени. Коллективное перемещение и обсуждение представляемого.

ПР: перемещение группы детей с помощью Машины Времени в период зарождения жизни на Земле (человека не было, Земля была населена необыкновенными растениями и животными). Обсуждение последствий необдуманных поступков (убить древнее животное или уничтожить растение, что это значит для будущего).

4. Организация продуктивной деятельности по результатам фантазирования.

Примерные темы организации продуктивной деятельности на основе использования приема "Зеркало Времени" :

• лепка игрушек для детей будущего;

• сюжетное рисование (темы “Я и моя семья через 20 лет”, “Я - пожилой человек”, “Как меня маленького мама нянчила”, “Что бы я изменил во вчерашнем конфликте с другом”);

• аппликация (“Какие постройки из кубиков я делал, когда мне было 2 года” и т. д.);

• конструирование из строительного материала (“Дом, который я построю для своей будущей семьи”);

• схематизация (“История о том, где и чему я буду учиться”, “Какой поступок я совершу завтра вечером”).

Примерные темы организации продуктивной деятельности на основе использования приема "Машина Времени" :

• лепка древних животных;

• рисование “Мир будущего”;

• аппликация “Растения (цветы) прошлого (будущего)”;

• конструирование из природного и бросового материала “Машины будущего”;

• схематизация “История о том, как человек делает Землю прекрасной”.

Технологическая цепочка построения тренинга с "Волшебником Остановки Времени"

1. Обсуждение временной цепочки развития животного мира.

ПР: обсуждение изменений, происходящих с живыми объектами с течением времени (лягушонок, живущий на болоте, появляется из икринки, которая с течением времени превращается в головастика; в то время, когда лягушонок вырастает во взрослую лягушку, меняется само болото и его обитатели - комары, цапли, водные растения).

Гадкий утенок из сказки Г. -Х. Андерсена тоже развивается во времени и постепенно превращается в Прекрасного Лебедя. Окружение этого сказочного героя тоже меняется.

С течением времени меняется человек и его окружение.

2. Приглашение Волшебника, умеющего останавливать время. Обсуждение происходящего с объектом, его частью, местом обитания.

ПР: обсуждение происходящего в случае воздействия Волшебника Остановки Времени на объект в определенной стадии его развития.

Что будет, если Волшебник коснется головастика: лягушка навсегда им останется, хотя мир вокруг изменится.

Что произошло бы в сказке с Гадким Утенком, если бы он навсегда остался таким; какие друзья были бы у него.

Обсуждение происходящего в случае воздействия Волшебника на окружение объекта.

Что произойдет с болотом и его обитателями при условии остановки времени: болото и его обитатели навсегда остановятся в своем развитии. Что произойдет с Утенком, превратившимся со временем в Лебедя, окружение которого навсегда оставалось таким, как в начале сказки.

Что было бы с тобой, если бы дети никогда не росли, а все окружающее развивалось, взрослело, старело?

Обсуждение происходящего в случае воздействия Волшебника на часть объекта.

Пр: что произойдет с язычком лягушки, если Волшебник остановки Времени коснется его, когда лягушка будет молодой: у лягушки всегда будет ловкий, энергичный язык, позволяющий быстро ловить комаров и мух.

Что было бы, если бы Волшебник остановки Времени коснулся бы пуха маленького лебедя: взрослый прекрасный лебедь был бы очень пушистым.

Как бы жилось детям, если бы их окружение остановилось во времени, а дети продолжали бы расти?

Как бы выглядел ребенок, если бы Волшебник остановки Времени коснулся бы его языка, глаз (взрослый человек с молодым голосом или детскими глазами, что в этом плохого - хорошего).

3. Организация продуктивной деятельности. Придумывание сюжетов фантастического содержания с приемом остановки времени. Схематизация получившихся сюжетов.

Методические рекомендации построения системы тренингов по преобразованию признаков времени

С группой детей младшего возраста проводятся игры по моделированию действий из 3-5 последовательно собранных этапов.

ПР: модель ситуации “Хочу попить чаю” : ребенок объясняет и показывает последовательность процесса (как он “ставит” чашку, блюдце на стол, “наливает” заварку, кипяток, “кладет” сахар, “мешает” ложкой сахар и осторожно “пьет”) в обычном, убыстренном и замедленном темпах.

Выстраиваются временные цепочки жизни человека, домашних птиц, растений (семя – росток - взрослое растение). Ознакомление с возможностями приема Зеркало Времени (ребенок "видит" себя в раннем детстве, в зрелом возрасте и составляет об этом рассказ).

С детьми среднего возраста повторяются и усложняются игры, проводимые ранее. Вводятся новые Волшебники: Быстрых и Медленных минут.

Расширяется диапазон рассматриваемых моментов с помощью приема "Зеркало Времени" (дети "видят" себя младенцами, малышами, школьниками, взрослыми).

Осуществляется перемещение с помощью приема "Машина Времени" (во времена древнего человека, в далекое будущее).

Дети старшего возраста знакомятся с остальными Волшебниками Времени.

Дети 7-го года жизни самостоятельно используют прием того или иного временного преобразования при изменении знакомых литературных произведений, создании сказок на основе бытовых ситуаций, при решении творческих задач, в различных видах изобразительной деятельности. Игровые тренинги организуются в свободное время.

ПР: что будет, если Волшебник Быстрых Минут коснется тебя во время обеда?. твоей руки?. окружающих тебя предметов и людей во время обеда? Как решить проблему принятия пищи?

Волшебник Перепутывания Времени заставляет вымыть руки перед тем, как ты выходишь работать на огородных грядках. Как решить проблему чистоты рук?

В гости пришел Волшебник Остановки Времени. Он коснулся тебя во время одевания на прогулку. Волшебник коснулся всех детей группы во время одевания на прогулку. Вдруг он коснулся твоих ног во время переобувания.

С детьми 3 - 7 лет организуется работа по анализу литературных произведений с фиксацией происходящих в них временных преобразований на основе действия всех Волшебников Времени.

ПР: сказки Л. Кэролла “Приключения Алисы в стране Чудес”, “Алиса в Зазеркалье” основаны на принципах действия всех Волшебников Времени.

Прием остановки времени присутствует в произведении Д. Барри “Питер Пэн” - мальчик, который не растет.

Убыстрение времени - в “Сказке о царе Салтане. ” - за три дня в бочке вырос сын его Гвидон.

Прием перемещения во времени использован в детских произведениях К. Булычева.

В “Сказке о потерянном времени” произошло перепутывание времени жизни героев.

В русских народных сказках часто встречается выражение “Растет не по дням, а по часам” (прием убыстрения времени).

Ожидаемые результаты

• знание принципов действия каждого Волшебника Времени,

• самостоятельное использование известных приемов для создания творческого продукта.

5.4. Прием "Оживление-окаменение"

Описание приема

При воздействии Волшебника Оживления неживое становится живым и подвижным, живые организмы становятся более динамичными.

При воздействии Волшебника Окаменения живое становится неподвижным, а неживое – абсолютно статичным.

Использование приемов оживления-окаменения позволяет изменять объект, его часть или место обитания по признаку динамичности или статичности.

Публикации по теме:

Альбом «Технические приемы изображения»Альбом «Технические приемы изображения» Добрый день, уважаемые коллеги! В своих предыдущих публикациях я рассказывала об альбоме «Художественные материалы» для рисования с детьми.

Методические приемы при разучивании песни «Цветики» Методические приемы при разучивании песни: "Цветики" Музыка В. Карасевой, слова Н. Френкель Диапазон песни: фа диез - ля Программное содержание.

Методические приемы при разучивании песни «Это май» Методические приемы при разучивании песни "Это май", мелодия и слова М. Чарной, обработка В. Герчик Диапазон песни: ре - си Программое содержание.

Методические приемы при разучивании песни: «Зайка» Методические приемы при разучивании песни: "Зайка". Русская народная песня. Обработка А. Александрова, слова Т. Бабаджанян Диапазон песни.

Методические приемы в разучивании песни «Елочка» Методические приемы в разучивании песни «Елочка» Музыка Н. Бахутовой, слова М. Александровской Диапазон песни : ми – си Программное содержание.

Методические приемы в разучивании песни «Осень» Методические приемы в разучивании песни " Осень", музыка И. Кишко, слова И Плакиды. Для детей младшего дошкольного возраста. Добрый день,.

Приемы работы с экологическим букварем (часть 1)Приемы работы с экологическим букварем (часть 1) 1. Начать работу следует с отметки погоды и изменений природных явлений (солнце взошло, полдень, заход солнца – причем разного цвета)..

Приемы работы с экологическим букварем (часть 2)Приемы работы с экологическим букварем (часть 2) 11. Использование цепей питания животных, птиц, насекомых, используя карточки. 12. Рассказы детей о повадках птиц, зверей, их питании и.

Приемы работы с экологическим букварем (часть 3)Приемы работы с экологическим букварем (часть 3) Буду рада, если кому-то мой опыт работы с экологическим букварем будет полезен. 21. Описание пейзажных картин художников. Рассматривание.

Технологические приемы на уроках математики в 1 классе Технологические приемы на уроках математики в 1 классе В настоящее время ни один урок в той или иной степени не обходится без использования.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Типовые приемы фантазирования
Опубликовано: 17 августа 2022 в 05:00
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД