Папки-передвижки

Традиции как форма нравственно-патриотического воспитания

Ольга Ефремова
Традиции как форма нравственно-патриотического воспитания

Изменения, произошедшие в нашем обществе в последние десятилетия привели к деформации понятий, лежащих в основании государства.

Мы уже в немалой степени растеряли свои национальные черты, предали забвению русскую культуру, отвергли то, что является сутью русского человека.

Отошли в сторону хорошо известные праздники, на смену им пришли новые. Наблюдается взаимное отчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят терпение, доброта, щедрость, милосердие, стремление к духовности – это всегда лежало в основе быта и традиций русского человека.

Публикация «Традиции как форма нравственно-патриотического воспитания» размещена в разделах

Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны и лежат в основании культурного наследия.

Культурное наследие – часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям будущего как нечто ценное и почитаемое.

Культура является одним из факторов национальной безопасности. Чтобы государство было духовно крепким, жило по нравственным законам, человек должен знать свою культуру, традиции, обычаи. Народная культура несет в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, Родине.

Эти истины на протяжении многих веков разработаны, отшлифованы, проверены временем.

Сегодня наблюдается стремление государства к возвращению утерянных ценностей, у самих граждан появились потребности и стремления к причастности к делам страны, желание делать что-то полезное.

На этом фоне нравственно - патриотическое воспитание подрастающего поколения – выходит на первый план, и становиться одной из самых актуальных задач нашего времени.

Один философ сказал: «Ребенок не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». От его эмоционального отношения к миру, интереса к окружающему, будет зависеть наше с вами будущее.

Дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Дошкольный возраст самый благоприятный для привития культурных традиций, дети как губка впитывают в себя все то, что видят вокруг, берут на себя модель поведения образа жизни взрослых. Наследование нравственных и этических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте - это самый естественный, а потому и верный способ духовного, гражданского и нравственно - патриотического воспитания.

Нравственно – патриотическое воспитание понятие многогранное. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом, важно не забывать, что сами по себе знания являются лишь пищей ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только от «любящего сердца». Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение.

Важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения. Замечено, что во многих молодых семьях вопросы о воспитании патриотизма не считают важными, и зачастую эти вопросы вызывают лишь недоумение.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны. Воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

И здесь важно помнить, что в формировании патриотических чувств дошкольников большую роль играет личность педагога.

Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек. Не понимающий потребности детства». Никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.

Нравственно – патриотическое воспитание должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя и родителей, их желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей родины, гражданином России.

Важным средством нравственно – патриотического является приобщение детей к традициям народа. С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные подвижные игры формируют начало любви к своему народу, к своей стране.

Слово «традиция» происходит от лат. tradition («передача») и имеет, вполне очевидный смысл. Традиция – это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от предков к потомкам и сохраняющиеся в этносах, в обществах, а также в социальных группах в течение длительного времени.

В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоничном развитии общества и личности. Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни: трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т. д.

Народные традиции, в том числе традиционные празднества, должны служить средством развития эстетической культуры, коллективного развлечения и отдыха, совершения быта. Во всем народном творчестве, составляющем важнейший элемент эстетической культуры, прославляется дружба в семье, уважение к родителям, любовь к труду, а осуждается лень, тунеядство, нечестность, мотовство и другие человеческие пороки.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Любые национальные традиции непосредственно связаны с семьей, где немаловажное значение имеют традиции общения и взаимоотношений.

Формами нравственных отношений являются отношения взаимной заботы, помощи, поддержки, взаимного уважения, доверия, искренности, признательности, великодушия, соучастия, сопереживания, любви, верности и т. д. В каждой семье вырабатывается определенный стиль и характер взаимоотношений, а если он приобретает такие черты, как стабильность, эталонность, то те или иные взаимоотношения превращаются в привычные.

И мы в праве говорить о них, как о традиционных :

семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;

корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны.

В жизни любой семьи отмечаются по традиции семейные праздники : дни рождения, начало и окончание учебного года у школьников и студентов, дни совершеннолетия, получение паспорта, вступление в трудовую жизнь, выход на пенсию и т. п. Существуют традиции, которые присуще как стране, так и городу, они имеют место быть в семье и детском саду.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

Самое главное - чтобы всё это делалось с неподдельной искренностью и теплотой, так как семейные традиции играют важную роль в формировании нравственных качеств, всей нравственно-эстетической культуры человека. Их поддержка и развитие осуществляется в основном путём коллективного участия в событиях общенародного значения и организации досуга, как в семье, так и вне её.

Раньше традиции являлись самым действенным средством воспитания трудолюбия, т. е. существовала традиция потомственности профессионального труда, когда дети приобретали профессиональные навыки и умения чаще всего от родителей, работая рядом с ними. В настоящее время преемственность трудовой культуры заключается в привитии глубокого уважения к труду и его результатам, в формировании здорового желания быть полезным людям, обществу, навыков и привычек организованности, самодисциплины, работоспособности и собранности.

Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традициях, посредством вхождения в годичный праздничный круг.

Прогресс общества основан на традициях, так как не приходиться изобретать то, что когда-то было, а лишь дополнять, развивать его, а также создавать нечто новое.

Пренебрежительное отношение к традициям приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценностных достижений человечества.

Воспитывая детей,

мы воспитываем будущую историю нашей страны,

а значит — и историю мира.

Макаренко А. С.

Публикации по теме:

Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольниковЦентр нравственно-патриотического воспитания дошкольников Ребёнку от рождения не даётся важная составляющая становления будущей личности, такая как, чувство любви к своей Родине, уважение народных.

Центр нравственно-патриотического воспитания в группеЦентр нравственно-патриотического воспитания в группе Здравствуйте, мы с Мариной Александровной Блавацкой очень хотим рассказать про наш патриотический уголок. Наша группа имеет направленность.

Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания»Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания» Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и ценности семьи как основа патриотического воспитания.» Цель: воспитание гражданина.

Мини-музеи и коллекции в центрах нравственно-патриотического воспитания в группе. Почтовая открыткаМини-музеи и коллекции в центрах нравственно-патриотического воспитания в группе. Почтовая открытка Музей одного предмета: Мини- музеи и коллекции занимают почётное и важное место в предметно- пространственной развивающей среде группы.

Мини-музеи и коллекции в центре нравственно-патриотического воспитания. Значки и почтовые маркиМини-музеи и коллекции в центре нравственно-патриотического воспитания. Значки и почтовые марки Один из доступных способов, ярких и интересных для познания мира, своей истории, традиций- это работа с различными коллекциями, мини.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы»Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Цель проекта: Формирование у детей дошкольного.

Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей»Проект «Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей» Проект. Русские народные сказки в системе нравственно-патриотического воспитания детей • Проект краткосрочный, практико-ориентированный,.

Уголок нравственно-патриотического воспитания в средней группеУголок нравственно-патриотического воспитания в средней группе Совместно с родителями мы организовали в группе уголок нравственно-патриотического воспитания. Актуальность: Д. С. Лихачев : «Любовь к.

Уголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группеУголок нравственно патриотического воспитания в подготовительной группе В нашем детском саду прошел смотр-конкурс уголков по нравственно патриотическому воспитанию. Цель смотра- конкурса: -активация деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Традиции как форма нравственно-патриотического воспитания
Опубликовано: 11 апреля 2021 в 11:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД