Лучший педагог года

Тренинг для родителей детей с ОНР «Как учить стихи с детьми»

Елена Печенкина
Тренинг для родителей детей с ОНР «Как учить стихи с детьми»

Тренинг для родителей детей с ОНР "Как учить стихи с детьми".

Цель: Повышение педагогической грамотности родителей по вопросу заучивания стихов с детьми в условиях семейного воспитания.

Задачи:

1. Научить родителей приёмам заучивания стихов с ребенком.

2. Усилить внимание родителей на правильном произношении звуков и понимание смысла заучиваемого текста.

Публикация «Тренинг для родителей детей с ОНР „Как учить стихи с детьми“» размещена в разделах

3. Продемонстрировать родителям формы взаимодействия с ребенком в процессе заучивания.

4. Дать рекомендации по подбору литературных произведений в соответствии с возрастом.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, мнемотаблицы, бумага и ручки для работы родителей, обруч, карточки с распечатанными стихотворениями для работы родителей.

Теоретическая часть.

Одна из задач, стоящих, перед педагогами в детском саду это ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами на протяжении дошкольного детства. Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции и развитию памяти. Не случайно так гордятся папы и мамы своими детками, которые читают наизусть А. С. Пушкина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, С. В. Михалкова.

Зато как страдают те родители, чей ребенок не может запомнить стихи, как ни бьются, как ни стараются при этом все домашние. Почему дети плохо запоминают текст?

Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, с личными переживаниями, интересами, потребностями. Тогда нет мотивации для запоминания, а если нет мотивации — нет результативной деятельности.

Практическая часть.

Просим вас освободиться от своих взрослых проблем и превратиться в активных, весёлых, любознательных детей.

Упражнение-разминка:

1. «Ребёнок в нас». Цель: преодолеть напряжение и стеснение родителей, создать доверительные отношения, расположить родителей к совместной деятельности. Ход упражнения: Бросая мяч, участники обращаются друг к другу с фразой «Мне кажется, в детстве ты был (а)»

2. «Учим стихотворение на слух». Цель: обучить родителей слуховым приёмам разучивания стихотворений Ход упражнения. Предлагаем родителям включить в голове магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Слухоречевая опора на рифму. Это упражнение является оптимальным для детей с более развитой слуховой памятью.

- Давайте попробуем выучить стихотворение так же, как мы это делаем с нашими детьми, используя различные приёмы.

1-й шаг. Чтение стихотворения :

Первый снег

Марина Халеева

В небе туча серая кораблём плыла,

Раздувалась важно на ветру она.

Вдруг, качнувшись, села будто бы на мель,

Шапкой нахлобучилась на царицу-ель.

…Падая, растаяли белые пушинки,

И с ветвей скатились лёгкие слезинки.

2-й шаг. Игра «Объяснялки». Родители выбирают из текста непонятные на их взгляд детям слова и объясняют.

3-й шаг. Повторное выразительное чтение. Беседа по содержанию (лучше отвечать словами из текста).

4-шаг. Игры для заучивания стихов

- «Эхо» (взрослый говорит первую строчку ребёнок повторяет её и так весь текст)

- «Добавь последнее слово» (взрослый читает строчку стихотворения, не договаривая последнее слово, а ребёнок добавляет его)

- «Помогалочка» (ребёнку предлагается помочь рассказать стихотворение взрослому)

- «Шёпотом» (ребёнку предлагается рассказать стихотворение шёпотом)

- «Цепочка» (стихотворение рассказывают несколько человек, проговаривая по одной строчке, по очереди)

5-й шаг. Рассказывание стихотворения родителями.

3. Упражнение «Учим стихи по мнемотаблице»

Цель: Обучить визуальному методу заучивания стихотворения с использованием мнемотаблиц.

Ход упражнения. 1-й шаг. Игра на 2 команды «Зашифрованное стихотворение». Отгадайте, какое детское стихотворение зашифровано рисунками. Такие схематичные рисунки на каждую строчку стихотворения, можете и вы использовать в дальнейшем. Эта игра подходит для детей со зрительной памятью. Можно построчно читать стихотворение и на глазах ребёнка изображать то, о чём говорится, отделяя на рисунке каждую строчку картинку вертикальной чертой. Затем, по вашему «картинному плану», ребёнок несколько раз воспроизводит стихотворение.

2-й шаг. Игра командами «Рисуем сами» Родители на обычной бумаге рисуют мнемотаблицы к конкретным стихам. Рассказывают стихотворения по нарисованным мнемотаблицам.

3-й шаг. Игра «Меняем порядок слов». Часто дети с ОНР меняют порядок слов в стихотворной строчке, и нарушается рифма. Чтобы зафиксировать порядок слов, можно зарисовывать каждое слово. Например, ребенок запомнил «Капли с крыши звонко скачут, к нам весна идет, мы слышим», а надо «капли скачут звонко с крыши, к нам весна идет, мы слышим». Рисуем последовательно каплю (капли, скакалку (скачут, колокольчик (звонко, крышу (с крыши).

4. Упражнение «Следим за трудными звуками»

Цель: Научить родителей контролировать произношение поставленных логопедом звуков при заучивании стихов. Ход упражнения. Родителям предлагается прочитать четверостишия с утрированным проговариванием звука «Ш», потом звука «С», и аналогично с другими трудными звуками «Л», «Р», «З», «Ж», «Ч».

Если ребенок не хочет учить стихотворение?

Бывает, что ребенок отказывается учить стихотворение. Как правило, причиной нежелания оказывается попытка оградить себя от информационной перегрузки. В этом случае помогают несколько маленьких хитростей.

В первую очередь, если ваш ребёнок сопротивляется, надо успокоить ребенка. "Хорошо, – соглашаемся мы, – учить стихотворение мы не будем. Давай просто я буду рассказывать, а ты за мной повторяй". Обязательно рассказывайте только по одной строчке стихотворения, чтобы ребенок не чувствовал информационного стресса.

Можно воспользоваться особенностью памяти: легко запомнить то, что очень часто повторяется. Начинайте декламировать стихотворение в присутствии ребенка сами для себя. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стиха.

Можно брать игрушки и устраивать представления: сажаете их в круг, одну игрушку берете на "сцену" – пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну-две строчки своим, отличным от остальных, голосом. В конце концов ребенок включится в игру.

Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: вы говорите строчку и бросаете мячик ребенку, он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Когда ребенок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово.

Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Например, прочитайте детям «Два барана» С. Михалкова и изобразите их двумя руками, выставив пальцы-рога. Ваш показ и стихотворный текст, где описывается так легко узнаваемая ситуация «не уступлю, я первый.», обязательно заставят детей попробовать передать сценку встречи «на мостике горбатом». Если дети четвертого года жизни не смогут изобразить баранов правой и левой рукой одновременно, они сделают это вдвоем (каждый «покажет» своего персонажа правой рукой).

Для этого возраста не менее интересной будет сценка, представленная в настольном театре кукол или в перчаточном театре.

Дети пятого года жизни разыграют сценку - стихи и в пальчиковом, и в

перчаточном театре, и в лицах, а детям шестого года можно предложить самим выбрать вид театра, включая и «театр перед микрофоном». При этом придется постепенно разучить стихотворение : сначала диалог белого и черного баранов, а затем и слова автора.

Стихотворение С. Михалкова хорошо тем, что поучительно, даже нравоучительно, но без занудного дидактизма: вот вам пример, картинка из жизни, а вывод делайте сами. Дети умны и чутки, они догадаются, что не случайно у слова «баран» есть второе значение. Благодаря этим стихам дошкольники осознают переносное значение слова и необходимость уступать.

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь двоим нельзя пройти,

Ты стоишь мне на пути».

Черный брат ответил «Мэ-э,—

Ты в своем, баран, уме?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами.

Как рогами ни крути,

А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

(С. Михалков)

Если стихотворение по объёму больше, не стремитесь выучить всё за один раз, смотрите по настроению ребенка. Если желание у него заниматься угасает, отложите до следующего занятия. Время от времени просите малыша рассказать выученные строки, хвалите и подбадривайте юного чтеца, это придаст ему уверенности.

Примечание. Дейл Карнеги дает свои советы (законы) по улучшению памяти. Первый «закон» памяти — получить глубокое, яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого надо:

а) сосредоточиться;

б) внимательно наблюдать. Прежде всего старайтесь получить зрительное впечатление, оно прочнее: нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу.

Второй «закон» памяти — повторение.

Третий «закон» памяти — ассоциация: хочешь запомнить факт — нужно ассоциировать его с каким-либо другим.

Для работы с детьми эти «законы» также применимы. Однако следует учитывать важность разыгрывания и «проживания».

Учить не только игровому, но и целенаправленному произвольному запоминанию стихов тоже необходимо, но только старших дошкольников, так как произвольное запоминание — сложная интеллектуальная работа, связанная с мышлением.

К основным приемам произвольного запоминания относятся повторение текста и припоминание его. К. Д. Ушинский характеризовал припоминание как «труд, и труд иногда не легкий, к которому должно приучать дитя понемногу, так как причиной забывчивость часто бывает ленность вспомнить забытое».

Рефлексия. Игра-ритуал «Обруч новых знаний». Возьмитесь за обруч двумя руками, передвигая правую руку к руке соседа, вспомните все приёмы заучивания стихов с детьми, начиная с фразы «Я буду использовать» ( например: я буду использовать игру «эхо») Домашнее задание. Родителям предложено выучить со своими детьми стихотворение, с использованием приемов тренинга «Учим с детьми стихи». Итог. Приобщайте к поэтической речи, воспитывайте любовь к поэзии. И начните это немедленно. Возьмите за правило каждый вечер пред сном читать детям книги, включая детскую поэзию. Используйте предложенные упражнения при заучивании стихов, тогда Вы сами увидите положительный результат развития личности вашего ребенка.

Мы в своих рекомендациях пытались трудное сделать привлекательным и уже оттого более легким.

Публикации по теме:

Как легко учить стихи. Из опыта работы учителя-логопеда. У Вас все получилось, и ребёнок на занятии наконец-то произнес трудный и неподдающийся для него звук. Еще несколько занятий и можно приступать.

Консультация для родителей «Имеет ли смысл учить наизусть» Консультация для родителей на тему "Имеет ли смысл учить наизусть?"Зачем детям учить стихи наизусть? Многие из нас помнят, как в детстве.

Консультация для родителей «Как учить стихи с ребенком» Консультация для родителей Как учить стихи c ребёнком Вряд ли кто-то из родителей не понимает, что учить стихи с детьми надо. Это развивает.

Консультация для родителей «Когда начинать детей учить рисовать?» Приступить с ребёнком, рисовать можно уже с 2-3 х. лет, в этом возрасте ваш ребёнок, несомненно, уже созрел, и готов к рисованию, по созданию.

Консультация для родителей «Учите стихи про лето вместе с детьми»Консультация для родителей «Учите стихи про лето вместе с детьми» Консультация для родителей: «Учите стихи про лето вместе с детьми». В течение всего летнего периода учите с детьми стихи о лете. Это.

Консультация для родителей «Зачем детям учить стихи наизусть»Консультация для родителей «Зачем детям учить стихи наизусть» Консультация для родителей: «Зачем детям учить стихи наизусть?» Моя воспитанница Маша читает стихотворение Е. Ф. Трутневой «Утром мы во двор.

Консультация для родителей «Зачем и как учить детей добру?»Консультация для родителей «Зачем и как учить детей добру?» Конечно, универсального ответа и рецепта нет, очень многое зависит от душевного и духовного состояния воспитателя. В их числе – родители,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для родителей детей с ОНР «Как учить стихи с детьми»
Опубликовано: 30 ноября 2023 в 12:03
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД