Папки-передвижки

Тренинг для родителей «Путешествие по тропинке родительской мудрости»

Наталья Киселева
Тренинг для родителей «Путешествие по тропинке родительской мудрости»

Цель: ознакомления присутствующих со стилями общения в семье, формирование ответственного отношения родителей к воспитанию детей, создание для них психологической безопасности в лоне семьи.

Ход проведения

Упражнение «Моя семья»

Цель: содействие сплоченности в группе, создание доброжелательной атмосферы.

Психолог. Здравствуйте, я желаю вам здоровья! Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад - это невероятная большая, дружная семья. Но сначала нам нужно познакомиться поближе с каждой семьей. Сделаем это с помощью презентации:

Публикация «Тренинг для родителей „Путешествие по тропинке родительской мудрости“» размещена в разделах

Перед вами на столах есть цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры. Ваша задача - за 5 минут создать рисунок или аппликацию, которая рассказала бы нам о вашей семье. Затем вы называете свое имя, демонстрируете результаты творчества и говорите несколько слов о членах своей семьи.

Изображенные: небо с луной (папа, солнышко (мама) со звездочками (детьми); дуб (папа, елка (мать, лисичка (дочь, ежик (сын); петух; курица и двое цыплят; рыбки в пруду; семья львов и др.

Правила работы в группе (1 мин.)

Цель: акцентирование участников на соблюдении правил работы в группе и регламентации работы.

Психолог. Чтобы наша встреча была продуктивной, нужно соблюдать определенные правила. Я зачитаю их, а вы обсудите и выберите те, что подходят нам для эффективного взаимодействия:

• Говорить долго и не по теме.

• Говорить четко и конкретно.

• Перебивать друг друга.

• Правило «поднятой руки».

• Быть пассивным и мрачным.

• Быть активным, участвовать во всех видах деятельности.

• Правило хорошего настроения.

Итак, правила поведения на тренинге мы выяснили. Возможно кто хочет внести коррективы?

«Наши ожидания»

Цель: определение ожиданий участников от встречи и работы в группе.

Психолог. Уважаемые родители! Перед вами стикеры, вырезанные в форме отпечатка стопы. Запишите на них свои надежды и ожидания от нашей встречи.

Далее следует озвучить их и прикрепить к плакату «Пейзаж», на котором изображена тропинка, раскинувшаяся от дома к холму Родительской мудрости. Стикеры надо прикрепить в начале пути.

Игра - проживание «Коллективная сказка»

Участники объединяются в группы по 4 человека.

Инструкция. Все мы родом из детства и любим сказки. Предлагаю вам поиграть и придумать собственную сказку. Перед вами бланк текста. Допишите, пожалуйста, то, что, по вашему мнению, пропустил автор. Через 5 мин представитель каждой творческой команды продемонстрирует нам результаты работы.

Коллективная сказка

Жили в одной семье Ребенок, Мама и Папа. Каждый из них имел в доме свою комнату- место для работы и отдыха.

Ребенок всегда был. И мечтала о. Мама всегда была. И мечтала о.. папа всегда был. И мечтал о.

Так они и жили бы до сих пор, если бы в их семье не произошло следующее: однажды наши герои обнаружили, что поменялись местами. Папа стал Младенцем, Ребенок - мамой, а мама - папой. И тогда:

Папа-ребенок сразу сделал. И побежал. Ребенок-мама сразу подумала. И начала. Мама-папа сразу сказала. И занялась.

Так это все продолжалось долго, но через форточку в дом влетела Умная мысль, которая и объяснила им, что эта замена не случайна, поскольку между Ребенком, Мамой и Папой очень много общего, а именно.

С тех пор жили они долго и счастливо, каждый - на своем месте, и было у них в доме много радости, счастья, общих интересов и взаимопонимания.

Вывод. Уважаемые мамы, папы, вспомните, что вы чувствовали, когда составляли сказку? К какому выводу пришли члены творческих групп? Действительно, мы убедились, что при четком взаимодействии членов семьи и выполнении каждым своих социальных ролей становится возможным развитие гармоничной всесторонне развитой личности ребенка.

Информационное сообщение «Стили воспитания»

(Презентация)

В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать с детьми - очень важная вещь. Вы можете спросить себя, где найти время на общение, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы отдаете детям приказы, напоминая, как они должны вести себя в течение дня.

В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Совместный ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако, опять общение ограничивается короткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен телевизор, и какая женщина уже третий раз рекламирует преимущества стирального порошка?

Исследователи утверждают, что родители говорят с детьми примерно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу приказов. Ученые определили, что в целом существует три модели общения: демократическая, авторитарная, либеральная. Родители, склонны к авторитарному стилю, имеют тенденцию к карательно-насильственной дисциплины; чрезмерно контролируют все поступки ребенка, требуют от нее покорности, нетерпеливые в детские недостатков. В результате у ребенка развивается неуверенность в себе, страх, мстительность, агрессивность по отношению слабых, заниженная самооценка. Авторитарный стиль воспитания в семье вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей нежелательности в семье.

Родители, которые выбирают либеральный стиль воспитания, почти не контролируют поведение ребенка. Проявлениями либерального стиля могут быть вседозволенность, выполнение всех прихотей ребенка, неоправданная идеализация его родителями. Такой стиль воспитания может сформировать у ребенка чрезмерное самолюбие, задержку эмоционального развития, отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование. Могут проявляться также инфантильность, эгоизм, упрямство, капризность, завышенная самооценка.

Родители - сторонники демократического стиля воспитания - уважают личность ребенка, принимают его таким, каков он есть; дают понять ребенку, что его дела важны для них; доверяют, поощряют самостоятельность, осуждают не самого ребенка, а ее поступок, прислушиваются к мнению ребенка, проводят вместе с ней свободное время, помогают развивать его способности. Дети в таких семьях, прислушиваются к советам родителей, подражают адекватные мужские и женские черты поведения, растут уверенные в себе, хорошо социально адаптированы.

Упражнение «Сказки нашего детства»

Цель: рассмотрение различных моделей семейного общения и проявлений различных типов общения.

Участники объединяются в три группы.

Каждая группа получает фрагмент сказки с определенной моделью семейного общения.

(сказка «Теремок»).

Задача каждой группы - драматизировать фрагмент сказки. Другие команды имеют догадаться, о каком именно стиле семейного воспитания идет речь.

Обсуждение:

- Что было для вас необычным?

- Каковы ваши ощущения от работы?

- Сложно было выполнять задание?

- Сложно было распознать стиль воспитания на драматизации?

Эксперимент.

Упражнение – эксперимент «Душа ребенка»

Цель: с помощью метафоры обратить внимание родителей на необходимость гуманного отношения к воспитанию ребенка.

Материал: три стакана с водой, чайная ложка, золотой порошок, ком земли.

Инструкция: перед Вами три стакана с чистой водой. Представим, что каждый из них - это ребенок, родившийся с чистыми чувствами, в котором еще не сформировалась или только начинаются формироваться взгляды на мир.

Итак, возьмем первый стакан и оставим его неизменным. Что происходит в этом стакане? Мы не знаем наверняка, что может в него попасть без нашего внимания.

Во второй стакан бросим кусочек земли и размешаем его. Что произошло в стакане? Вода стала грязной и темной.

В третьей стакан добавим золотой порошок. Что происходит в этом стакане? Вода заиграла золотыми искорками.

Вывод: Так происходит и в воспитании ребенка. Когда мы оставляем его без должного внимания и надзора, он может развиваться и дальше.. Но в каком направлении? Когда мы вкладываем в ребенка только «грязь» - крик, нарекания, недовольство ним, то ребенок начинает так же отвечать и нам. Когда мы вкладываем в ребенка внимательность, любовь, уважение, то и ребенок отвечает нам доброжелательностью, нормальным развитием своей личности.

Психолог: научились, узнали, получили знания, предлагаю вам разработать для себя правила общения и взаимодействия со своим ребенком.

Коллективный коллаж «Идеальные родители»

Инструкция. Предлагаю вам с помощью фломастеров, журнальных вырезок и рисунков составить портрет идеальных родителей. При выполнении работы разместите на ногах то, чего следует избегать в воспитании детей, на туловище - то, к чему мы стремимся, на руках - методы воспитания, на голове - мысли и слова.

Вывод: Дело в том, что мы, взрослые провоцируем ребенка на плохое поведение требованиями, которые он выполнить не может. Важно понять: взрослым следует научиться быть последовательными и спокойными, твердыми, но доброжелательными; помнить, что ребенка надо не только любить, но и уважать.

Упражнение «Правила для ребенка»

Цель: установление ограничений для детей.

Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни. Давайте попробуем заменить ограничения и запреты на правила поведения.

Ваша задача - будет написать правила для ребенка, не употребив «НЕ». например:

- Нельзя переходить улицу на красный свет / Нужно переходить улицу только тогда, когда светит зеленый огонек на светофоре.

- Не спеши во время еды / Будем есть медленно.

- Не кричи так громко / Будем разговаривать тише.

- Не рисуй на стене / Рисуй на бумаге.

Обсуждение:

- Сложно ли было выполнить задание?

- Есть такие правила, которые назвали участники различных команд?

Вывод. Правила должны быть в каждой семье. Чтобы сохранить мир в семье и не провоцировать конфликтов с детьми, необходимо соблюдать определенные правила.

Рефлексия

Психолог. Наша встреча завершается, поэтому определим: оправдались ли наши ожидания. Если да - необходимо переставить стикеры на холм Родительской мудрости, если же ожидания сбылись частично - ставьте стикеры на тропинке между домом и холмом.

Публикации по теме:

Проект по правилам пожарной безопасности .

Электронное пособие «Традиции и новации взаимодействия ДОУ и семьи в образовательной области «Коммуникация» Цель работы с родителями: -создание единого образовательного пространства -создание доверительных и партнёрских отношений с родителями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для родителей «Путешествие по тропинке родительской мудрости»
Опубликовано: 15 октября 2014 в 23:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД