Александра Шистерова
Тренинг для родителей «Семейное воспитание»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг для родителей "Семейное воспитание"
[/h4]
Составила: Шистерова А. А., воспитатель МБДОУ «ДСОВ Лесная сказка»
Участники: группа родителей.
Оборудование: бейджики (И. О. родителей, 5 ленточек, ватман (рисунок - солнце, фломастеры.
Место проведения: музыкальный зал.
Цель: Помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребенка, формах проявления любви к ребенку.
Публикация «Тренинг для родителей „Семейное воспитание“» размещена в разделах
Ход тренинга
[/h3]
Добрый день, уважаемые присутствующие.
Уважаемые родители, проходите, пожалуйста, присаживайтесь.
Тема нашей встречи «Семейное воспитание».
Мы становимся родителями в момент рождения первенца и постигаем основы воспитания ребенка с его взрослением. Семья — один из самых древних социальных институтов. Она возникла намного раньше религии, государства, армии, образования, рынка.
Семья представляет собой сложную систему отношений. Родителям стоит помнить о том, что теплые, партнёрские отношения мамы и папы, и других членов семьи – это залог эмоционального благополучия ребенка и важнейшее условие его развития. Очень важно, чтобы в семье каждый мог слушать и слышать другого, уметь искренне выражать свои чувства и эмоции, взаимовыгодно разрешать конфликты и уважать достоинства другого.
Какими бы ни были родители, они всегда ответят утвердительно на вопрос “Любите ли вы своего ребенка?”
А вы любите своего ребенка?
А как мы любим и, тем более, умеем ли мы любить, над этим как-то задумываться не приходилось. Я вам предлагаю сегодня поразмышлять над этим вопросом.
Приглашаю вас встать в круг. Проходите, пожалуйста. Сейчас мы будем передавать по кругу клубок, и каждый из вас назовет качество, которое вы хотели бы воспитать в своем ребенке. Начнем с меня. У меня тоже есть ребенок, и я хочу воспитать в своем сыне ответственность и патриотизм. А вы что хотите воспитать в своем ребенке?
(передаем, называем качества)
Замечательные, прекрасные качества вы назвали.
Посмотрите, каждый из нас соединён ниточкой, не простой ниточкой, а крепкой нитью, которая нас будет связывать на протяжении нескольких лет. Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья ваших детей! И только вместе: родители, семья и детский сад, мы сможем воспитать в детях, названные вами качества.
Вы согласны со мной?
Спасибо, присаживайтесь, пожалуйста.
Грамотнее организовать процесс воспитания, плодотворнее построить взаимодействие в семье, научиться понимать своего ребенка и находить правильный выход из проблемной ситуации может помочь возможность взрослых проникать в мир детей – понять, что чувствует ребенок в определенный момент.
Сейчас уважаемые родители мы с вами обыграем две часто возникающие в жизни ситуации.
Я приглашаю двух участников. 1 участник играет роль ребенка, 2 участник будет играть роль родителя (мамы). Определитесь, пожалуйста, с ролями.
Обращение к «Ребенку»: вам предстоит от имени ребенка рассказать маме, как вы умудрились намочить все, что только было возможно из вашей одежды в единственной весенней луже, в тот момент, когда мама разговаривала с неожиданно подошедшей подругой.
(рассказывайте от имени ребенка, озвучивая ход его мыслей)
Ребенок - мама, мамочка, я лужу нашла! Она совсем не глубокая, у меня даже сапожки не утонули! А как она брызгается, когда в нее прыгаешь! Мне так весело! Жаль, что ты не видела. Мне кажется, там кто-то живет! Мама пойдем, посмотрим!
Реакция мамы, когда она увидела промокшего ребёнка:
Мама - Маша, что ты наделала, ты вся грязная, мокрая, ты испортила новый костюм! Нас уже ждут в гостях, и что мне теперь делать? Из-за тебя никуда не пойдем! Ты что не понимаешь, что нельзя ходить по лужам!
Спасибо, присаживайтесь.
Уважаемые родители, подумайте и скажите, правильным ли было поведение мамы?
А какие могут быть еще варианты реакции мамы в данной ситуации?
(обсуждение ситуации)
Возможные ответы: мама упустила из виду ребенка; не объяснила причину запрета ходить по лужам; выразила отрицательное отношение к ребёнку: «из-за тебя…»; не отреагировала на любознательность ребенка и т. д.
2 ситуация. Я приглашаю двух участников. 1 участник играет роль ребенка, 2 участник будет играть роль родителя (мамы). Определитесь, пожалуйста, с ролями.
Обращение к «Маме»: вы очень спешите, прибежали в детский сад за своим ребенком. На улице вас ждет машина, а дочь капризничает, не хочет одеваться.
Ребенок – мама я не хочу домой! Я хочу играть! Там еще Дашу не забрали. Мы с ней куколку еще не покормили. Мама я не буду одеваться! Я не хочу домой!
Мама – Маша, меня машина на улице ждет. Давай я тебя сама быстренько одену и побежим. Хочешь я куплю тебе «киндер»? Хочешь, еще в магазин зайдем, сама выберешь что хочешь?
Спасибо, присаживайтесь, пожалуйста.
Уважаемы родители, подумайте и скажите, правильным ли было поведение мамы?
А какие могут быть еще варианты поведения мамы в данной ситуации?
(обсуждение ситуации)
Возможные ответы: мама не прекратила капризы ребенка; «покупает» ребёнка; идет на поводу; сама одевает и т. д.
ИТОГ: Такие игровые ситуации позволяют нам увидеть возможные варианты поведения, а также задуматься каждому из нас, а как бы я поступила, реагируя на поведение моего ребёнка, чему бы я смогла его научить.
Часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если дети маленькие, и их действия могут повредить здоровью и жизни.
Я приглашаю выйти одну маму. Присаживайтесь, пожалуйста, на стул. Вы будете исполнять роль ребенка. А остальные участники – родители.
Каждый из вас по очереди будет подходить к «Ребенку» и говорить ему, что вы ему запрещаете делать – то, что вы чаще всего не разрешаете делать своему ребенку. При этом платком завязываете ту часть тела, которой касается запрет.
Пожалуйста, скажите, что вы запрещаете делать ребенку…
Варианты ответов: НЕ КРИЧИ; НЕ БЕГАЙ; НЕ ГЛАЗЕЙ ПО СТОРОНАМ; НЕ ТРОГАЙ; НЕ ПОДСЛУШИВАЙ…
(завязывают платками части тела: ноги, руки, рот, глаза, уши)
Обращение к «Ребенку»: встаньте, пожалуйста. (не может встать)
Вот в какое состояние мы вгоняем своего ребенка, преследуя благородные цели воспитания. Ребенку невыносимо слышать такие слова от мамы и папы, да и от других людей. Что тогда делать? Как себя вести? Что предпринять?
Я предлагаю вам заменить ограничения и запреты на правила поведения. Каждый из вас развяжет ленту, которую завязал, и снимет запрет, то есть скажет, что делать можно.
Варианты ответов: ГОВОРИ СПОКОЙНО; ХОДИ ШАГОМ; СМОТРИ ПОД НОГИ, УПАДЕШЬ; ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНО; ПОДРАСТЕШЬ, УЗНАЕШЬ МНОГО НОВОГО….
Рефлексия участника, игравшего роль ребенка:
– Что вы чувствовали, когда «родители» сковывали, ограничивали вашу свободу?
– Какие чувства были у вас, когда вам предложили встать?
– Что хотелось развязать в первую очередь?
– Что вы чувствуете сейчас?
Рефлексия участников, игравших роль взрослого:
– Что вы чувствовали, когда видели обездвиженного ребенка?
– Что вам хотелось сделать?
– Легко ли найти слова, позволяющие переформулировать запрет?
– Какие чувства вы испытываете сейчас?
ИТОГ: Конечно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только нам взрослым. Однако можно проиграть, как в театре, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.
У ребенка представления о мире еще не сформированы, а жизненный опыт ничтожно мал. Наша задача – задача взрослых людей, окружающих ребенка, – помочь ориентироваться в еще непонятном для него мире, объяснить, что опасно и непозволительно, а что допустимо и даже необходимо для малыша. Кто, если не взрослый, защитит ребенка, предостережет от опасностей и в то же время научит разбираться в бесконечных “нельзя“ и “можно“!
Рефлексия.
Уважаемые родители, в начале нашей встречи, мы говорили о качествах, которые хотим воспитать в своих детях.
Посмотрите, пожалуйста. Это вы своим теплом согреваете своего ребенка, как солнышко согревает нашу землю. Подумайте, как же называются ваши лучики?
Я прошу каждого из вас подойти и записать ответ на вопрос «Чем я согреваю своего ребенка?»
Например: «Я всегда пробуждаю своего ребенка добрыми ласковыми словами», «Я семь-восемь раз в день обнимаю ребенка, понимая, как это важно для него», «Я добрая», «Я читаю своему ребенку добрые сказки», «Я играю с ребенком в развивающие игры», «Я нахожу ответы на все интересующие вопросы»….
Посмотрите, какое наше родительское солнышко лучистое. Оно, как и то, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая время и место для этого. Так и мы, родители должны любить своих детей, без каких либо на то условий.
Наша встреча подошла к концу, но «путь по тропинке родительской любви и семейного воспитания» не заканчивается, шагайте вместе со своими детьми с любовью, заботой и надеждами.
Я благодарю вас! Спасибо за внимание!
А сейчас мы вместе пойдем к нашим деткам со своим теплом, заботой и любовью.