Семейное воспитание детей с нарушениями речи

Нина Андрейченко
Семейное воспитание детей с нарушениями речи

Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от нее на 70% зависит, каким вырастет человек и какие черты характера сформируются его натуру.

«Новая философия» работы с семьей состоит в том, что за воспитание детей и их развитие несут ответственность родители, а все другие социальные институты (включая дошкольные учреждения) призваны этому содействовать.

На сегодняшний день права, обязанности и ответственность родителей и законных представителей детей регламентированы Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом РФ, Законом РФ «ОБ образовании», Типовым Положением об образовательном учреждении.

Семейное воспитание — детей это постоянное занятие,в котором участвует два человека: отец и мать, которые вместе несут ответственность за жизнь семьи. Наиболее важным моментом является именно эта общая заинтересованность и совместная деятельность на благо семьи.

Материнство- стержень, основа семейных отношений, мерило гражданственности супругов и смысл их личного существования («Семейное воспитание. Краткий словарь» / И. В. Гребенников, Л. В. Кованько. Изд-во политической литературы, 1990).

Слово «материнство» в Толковом словаре русского языка Ожегова С. И. обозначает «состояние женщины – матери в период беременности, родов, кормления ребенка; свойственное матери сознание родственной ее связи с детьми»

Сами дети на вопрос «зачем человеку мама?»отвечают: «дает человеку жизнь», «выкармливает его», «защищает от неприятностей и бед», «учит всему хорошему и доброму», «предостерегает от плохого», «любит детей», «для счастья» …. И так, в сухом научном определении и наивных суждениях детей легко просматривается смысл и назначение материнства.

Материнский институт врожден.А чувство отцовства зарождается после рождения ребенка: с первым робким прикосновением к нему, с первой улыбки, с первой эмоциональной потребности друг в друге. Однако из непростых задач материнства – сделать супруга отцом ребенка. Мать для девочки – пример будущей девочки, женщины; для мальчика – образец будущей спутницы жизни.

Отцовство вместе с материнством составляет основу семейных отношений, как супругов, так и родителей детей. В Толковом словаре русского языка Ожегова С. И. «отцовство» определяется как «кровное родство между отцом м его ребенком».

Суть биологической функции отцовства является его участие в зачатии ребенка, в заложении биологических (генетических) основ будущего организма.

Не только от матери, но и от отца зависят определяющие изначально биологическое существование будущего человека инстинкты, безусловные рефлексы.Генетически отцом и матерью определяются и черты биологического сходства с родителями: цвет волос, цвет глаз, особенности телосложения, основы функционирования всех органов и систем детского организма. Кроме того, задатки – будущая основа развития способностей (к умственной деятельности, музыке, спорту, изучению иностранных языков) – также закладываются генетически. По наследству передаются многие заболевания. Некоторые вредные привычки матери и отца также могут определить будущие болезни ребенка. Важны и социальные функции отцовства.Говорят: «на плечах отца держится мир».И это действительно так: защита Отечества, обеспечение мира, управление государством, важнейшие научные исследования и выполнение тяжелых физических работ – во многом удел мужчины. Это определяет его жизненную позицию, а также позицию мужчины – отца в семье.Поэтому закономерны и естественны требования к нему: материальное обеспечение семьи, ответственность за жену и детей, помощь старикам – родителям.

Существует объективная сложность отцовства.

Если у женщины чувство материнства возникает еще до рождения ребенка, то из мужчины надо «делать отца». Постепенно, по мере развития ребенка, женщина – мать формирует нравственный облик мужа, отца своего ребенка.

Хороший отец организует всю деятельность семьи: труд, досуг, игру, творчество. Отец формирует в мальчике будущего мужчину – отца, а в девочке – представление об идеале ее будущего избранника.

Чтобы из мальчика вырос хороший отец, его с детства надо приучать к заботе о родных и близких, к участию в домашних делах, формировать у него наряду с мужественностью и решительностью способность к сопереживанию, снисходительность к слабостям и недостаткам близких. Личный пример отца и его отношение к собственным родительским обязанностям – надежная гарантия подготовки мальчика к будущему отцовству. От отца во многом зависит счастье матери и счастливое, радостное детство ребенка.

В каждой семье свои особые, неповторимые взаимоотношения с малышом. Психологами выделяются следующие типы воспитания в семье:

- Авторитарный, в котором ярко проявляется диктат в отношении к ребенку, требование беспрекословного подчинения, неприятие индивидуальности малыша. Такие родители часто используют наказания, жестокий – «ты будешь делать так, как я скажу».

- Опекающий. Родители в этом случае чрезмерно заботливы.Гиперопека проявляется в двух направлениях:

- при потворствующей Гиперопеке ребенок находится в центре семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Малыш вызывает всеобщее восхищение, при этом не важно, как он себя ведет. У ребенка развивается болезненная обидчивость, подозрительность, упрямство и даже агрессивность. Это делает его неуживчивым среди сверстников.

- при доминирующим типе гиперопеки из-за желания оградить ребенка от трудностей родители ставят перед ним многочисленные запреты, ограничения, злоупотребляют контролем. У ребенка развивается зависимость от окружающих.

- пренебрегающий тип воспитания. При таком воспитании малыш предоставлен сам себе. Родители им не интересуются. В этом случае у ребенка наблюдается в поведении недоразвитие эмоционально – волевой сферы. Замкнутость, агрессивность.

- благоприятный тип воспитания основывается на доверии, уважении друг к другу. При подобном воспитании ребенок проявляет активность, инициативность, самостоятельность.

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ

ЛИЧНОСТИ В СЕМЬЕ

ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ – глубокое и активное осознание родителями той истины, что ответственность за характер и перспективы развития личности ребенка несет прежде всего семья. Родитель – профессия педагогическая. А потом необходимо соответствовать этому назначению.

ВТОРОЕ УСЛОВИЕ – успешного воспитания личности в семье – включение ребенка в различные виды деятельности в семье. В раннем и дошкольном возрасте это общение, предметная, игровая, изобразительная, музыкальная и другие виды деятельности. Совместная деятельность – это основа содержательного общения родителей и детей.

ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ – уважительное отношение к личности ребенка. Необходимо, общаясь и взаимодействуя с ним, занимать не «над», не «сверху», а «рядом», на принципах сотрудничества и партнерства.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи Исследования показали, что существует прямая и естественная связь между движениями рук и произнесением слов, т. е. взаимосвязь развития.

Консультация для родителей «Воспитание детей с нарушениями речи» «ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ» "ГЛАВНАЯ РОЛЬ В ПОМОЩИ ДЕТЯМ ПРИНАДЛЕЖИТ РОДИТЕЛЯМ!" Вы любите своего ребенка? Вы хотите, чтобы.

Конспект занятия по развитию речи для детей с тяжелыми нарушениями речи по сюжету русской народной сказки «Гуси-лебеди» Цель: Развитие лексико-грамматических категорий и связной речи с использованием опорных схем на материале русской народной сказки «Гуси.

Консультация для родителей на тему «Семейное воспитание» Семья, с позиции социологов, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связана.

Музыкальное воспитание детей с нарушениями речиМузыкальное воспитание детей с нарушениями речи Проработав много лет музыкальным руководителем в группах для детей с нарушениями речи, я пришла к выводу, что музыка и музыкальное воспитание.

Нетрадиционное родительское собрание «Семейное воспитание»Нетрадиционное родительское собрание «Семейное воспитание» Тема: «Семейное воспитание». Цель: помочь родителям проанализировать свое родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах.

НОД №1 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Ягоды» Задачи: Образовательные: - формировать практические умения и навыки грамматически правильной речи; - закреплять в речи детей обобщающее.

НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Посуда» Задачи: -расширить и углубить представления детей о посуде: истории происхождения, из какого материала изготавливается; -учить образовывать.

Семейное воспитание и дошкольное образование ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ «Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными.

Урок по развитию речи в 1 классе для детей с нарушениями слуха Урок по развитию речи в 1 классе для детей с нарушениями слуха. Составила : Щербакова Ольга Николаевна,учитель начальных классов, высшей.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Семейное воспитание детей с нарушениями речи
Опубликовано: 21 февраля 2017 в 11:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 августа. День пазлов на МААМ

Полезному развлечению для детей и взрослых посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь этой подборкой игр и занятий, чтобы увлечь ребенка пазлами и провести семейный турнир по их собиранию.

14 августа. День мёда на МААМ

Медовый спас, который из дня в день празднуют 14 августа, называют ещё Первым спасом (Вторым будет Яблочный, а Третьим – Ореховый). В этот тематический день вспоминаем обычаи этого старинного народного...

Закладка к Дню Российского флага
Добрый день. Сегодня мы с ребятами 4-5 лет ( средняя группа) делали закладки для книг и решили с вами поделиться нашим опытом. Мы все читаем нашим деткам...
Математические пазлы «Собери цветок» для старших дошкольников
Математические пазлы «Собери цветок» для старших дошкольников. Все мы любим головоломку под названием «пазл», которая представляет собой мозаику,...
Фотоотчет «Деревья вокруг нас»
Сегодня день не менее интересный и насыщенный. Тема: "Деревья вокруг нас". Словарная работа: расширять и обогащать словарный запас детей за счет...