Папки-передвижки

НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Посуда»

Марина Лобастова
НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Посуда»

Задачи:

-расширить и углубить представления детей о посуде : истории происхождения, из какого материала изготавливается;

-учить образовывать относительные прилагательные от существительных и включать их в предложения;

-формировать умение строить разные типы высказываний;

-совершенствовать грамматический строй речи : закреплять умение образовывать существительные с суффиксом -ниц -, обозначающие вместилище;

-развивать общую моторику, мыслительные процессы, внимание, память;

-вызывать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов, бережному к ним отношению; уважение к труду людей их создающих.

Публикация «НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи „Посуда“» размещена в разделах

Оборудование: презентация, мяч.

Ход НОД

1. Организационный момент: «Подскажи словечко».

(слайд 1-пустой)

Малютка мошка на столе ест крошку.

Мы вкусный суп едим столовой … (ложкой).

(слайд 2)

Не ест супы, салаты, каши белка.

Мы ложкой их едим до дна … (тарелки).

(пробел)

Не из тарелки ест корова Милка,

Ей не нужны приборы – нож и … (вилка).

(пробел)

Пьёт капельку воды жучок-букашка.

Мы пьём компот и сладкий чай из … (чашки).

(пробел)

Варила вкусный суп малышка Уля

Для куколки в игрушечной … (кастрюле)

(пробел)

-Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить? (Мы будем говорить о посуде.)

2. Основная часть.

Беседа.

-Какую посуду вы ещё знаете? (Я знаю вилку. Я знаю сковороду. И т. д.)

-Для чего она нужна? (Посуда нужна для того, чтобы в ней готовить., чтобы из неё кушать. И т. д.)

-А можно ли прожить без посуды?

-Как надо ухаживать за посудой? (Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой и из неё приятно было есть.)

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

История происхождения посуды.

-(слайд 3) Первобытные люди научились делать посуду из глины. Они лепили её руками и сушили на солнце. Посуда была непрочной, в ней могли находиться только сухие продукты.

(слайд 4) Потом придумали первый гончарный станок и печь для обжига глиняной посуды. Люди научились обжигать посуду из глины в печи, теперь в ней можно было хранить воду и молоко, готовить пищу на огне.

(слайд 5) Керамика, керамическая посуда это посуда из красной глины.

(слайд 6) Посудой на Руси пользовались с древних времён. Русская национальная посуда так и осталась деревянной и глиняной. Сначала она была простая, без особой красоты.

(слайд 7) Со временем русские мастера создали красивую посуду, которую знают во всем мире. Название этой посуды дали по месту ее происхождения: Гжель и Хохлома. Деревянная и глиняная посуда самая безопасная для здоровья людей.

(слайд 8) Потом появилась металлическая посуда – из чугуна выплавляли чугунки. Ими пользуются и в наше время. Как вы думаете, где и когда?

(слайд 9) Посуда из меди и серебра. Знаменитые русские самовары сделаны из меди. Изящный чайник и стакан из серебра. Известно, что серебро очищает воду и это полезно для здоровья. До сих пор люди пользуются этой посудой.

(слайд 10) Со временем появилась посуда стеклянная.

(слайд 11) Фарфор, фарфоровая посуда - это посуда из белой глины.

(слайд 12) Из пластмассы делают разную посуду, например, для маленьких детей, она небьющаяся и легкая.

(слайд 13) Пластиковая посуда изготовлена тоже из пластмассы. Как вы думаете, где она применяется? Чем она удобна?

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Комплекс общеразвивающих движений.

-А сейчас мы с вами отдохнём.

«Ложкой ем».

И. п. – ноги слегка расставить, руки опустить.

Выполнение: поднять руки через стороны вверх, ударить ложкой о ложку, сказать: «Ам!».

Повторить 6 раз.

«Чайник кипит».

И. п. - ноги слегка расставить, руки положить на пояс.

Выполнение: присесть.

Повторить 4 раза.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Игра «Из чего? Какая?».

-Из чего может быть сделана посуда? (слайд 14) (Посуда может быть сделана из глины.) Значит, она какая? (Глиняная посуда.) (слайд 15) … из стекла. Значит, она стеклянная.) (слайд 16) … из фарфора. Значит, она фарфоровая.) (слайд 17) … из металла. Значит, она металлическая.) (пробел) … железа. Значит, она железная.) (слайд 18) … из дерева. Значит, она деревянная.) (слайд 19) (… из хрусталя. Значит, она хрустальная.) (слайд 20) … из бумаги. Значит, она бумажная.) (пробел) … из пластмассы. Значит, она пластмассовая.) (слайд 21) … из пластика. Значит, она пластиковая.)

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Беседа.

-(слайд 22) Ребята, какая посуда может разбиться? (Может разбиться посуда из стекла, хрусталя, фарфора, глины).

-А как нужно обращаться с посудой, чтобы она не разбилась? (Нужно бережно, осторожно относиться к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадёт труд человека, который её делал.)

-(слайд 23) Какая посуда не бьётся? (Не бьётся металлическая, деревянная, пластмассовая, бумажная посуда).

-Как вы думаете, а можно пользоваться бумажной посудой? Почему? (Рассуждения детей.)

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Игра «Назови посуду».

(слайды 24-29)

-Куда положим хлеб? (Хлеб положим в хлебницу.)

-Во что нальём суп? (Суп нальём в супницу.)

-Куда положим салат? (Салат положим в салатницу.)

-Куда положим конфеты? (Конфеты положим в конфетницу.)

-Куда положим сухари? (Сухари положим в сухарницу.)

-Куда насыпаем сахар, перец, соль? (Сахар насыпаем в сахарницу. … в перечницу. … в солонку.)

-Куда положим сливочное масло? (Сливочное масло положим в маслёнку.)

-Куда нальём молоко? (Молоко нальём в молочник.)

-Мне понравилось, как вы накрыли на стол.

Далее логопед предлагает ещё раз послушать слова и определить у них общую часть: салатница, хлебница, сахарница и т. д. Голосом он подчёркивает суффикс –ниц-.

Делается вывод: «Посуда, в которой что-либо хранится, часто называется словом,

в котором есть частичка –ниц.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Игра с мячом «Это верно или нет?».

-В солонку насыпают соль.

-Ножом размешивают суп.

-В масленку кладут сахар.

-В молочник наливают молоко.

-В кастрюле заваривают чай.

-Чай пьют из чайной чашки.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Упражнение с мячом «Закончи предложение».

Соль кладут в салат, а сахар … в чай.

В масленке масло, а в салатнице …салат.

В солонке соль, а в сахарнице … сахар.

В сахарнице сахар, а в перечнице … перец.

В тарелке суп, а в чашке … компот.

3. Заключительная часть.

Логопед. Вот и закончилось занятие. Вместе вспомним, о чём говорили, что сегодня делали … .

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Когнитивное упражнение «Чаша доброты».

-Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте, перед собой любимую чашку. Мысленно наполните её до краёв своей добротой. Представьте рядом другую, чужую чашку, она пустая. Отлейте в неё из своей чашки доброты. Рядом ещё пустые чашки. Отливайте из своей чашки доброты в пустые. Не жалейте»! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в неё своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть такая чашка доброты!»

Прикреплённые файлы:

prezentacija-1_eu51h.pptx | 3004,08 Кб
 
Публикации по теме:

НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи по теме «Игрушки» Задачи: Образовательные: -формировать практические умения и навыки грамматически правильной речи; -закреплять в речи детей обобщающее понятие.

НОД №1 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Ягоды» Задачи: Образовательные: - формировать практические умения и навыки грамматически правильной речи; - закреплять в речи детей обобщающее.

НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Овощи» Задачи: Образовательные: -закреплять в речи детей обобщающее понятие «овощи» и правильное произношение звуков «В-Вь» в слогах, словах; -учить.

НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Деревья» Задачи: Образовательные: -учить пересказывать описательный рассказ по теме «деревья». Коррекционные: -расширять словарь словами, обозначающими.

НОД №2 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Грибы» Задачи: Образовательные: -закрепление наработанного материала по теме «грибы». Коррекционные: -развитие связной речи, слухового внимания;.

НОД №2 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Ягоды» Задачи: Образовательные: - закрепление наработанного материала по теме «ягоды». Коррекционные: - развитие связной речи; - координация речи.

НОД №2 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Мебель» Задачи: -учить детей выделять существенные признаки предметов; -познакомить с устройством квартиры, с названием мебели в зависимости от.

НОД №2 для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Овощи» Задачи: Образовательные: -закрепление наработанного материала по теме. Коррекционные: -развитие слухового восприятия, речевого дыхания,.

НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Птицы» Задачи: Образовательные: -формировать практические умения и навыки грамматически правильной речи; -закреплять в речи детей обобщающие понятия:.

НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Головные уборы» Задачи: Образовательные: -закреплять в речи детей обобщающее понятие «головные уборы»; -обучать составлению описательного рассказа о головном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Посуда»
Опубликовано: 4 февраля 2017 в 16:37
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД