Получи документы

Тренинг для воспитателей «Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии» (7 фото)

Ирина Лесникова
Тренинг для воспитателей «Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии»

Тренинг для воспитателей «Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ - технологии»

Цель: Ознакомление педагогов с умением задавать различные типы вопросов, для дальнейшего использования в совместной работе с детьми (ТРИЗ - технология)

Теоретическая часть

Публикация «Тренинг для воспитателей „Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии“» размещена в разделах

Тренинг для воспитателей «Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии»

С помощью технологии ТРИЗ дети учатся грамотно задавать вопросы. Формулировка вопросов – обязательное направление осознанной познавательной деятельности. Вопросы обогащают речь ребенка. Грамотно и умело поставленный вопрос позволяет получить всю необходимую информацию о человеке, явлении или объекте.

Формирование у маленького ребенка умения задавать разные типы вопросов можно начинать с 2,5 лет (ясли).

Для работы над вопросами необходимо изготовить дидактическое пособие «Ромашка вопросов» (драгоценных камней в сундучке, воздушных шариков, солнышко и т. д.)

У меня в группе в виде солнышка, а по мере ознакомления с вопросами добавляем схемы вопросов в виде лучиков.

Схема очередного типа вопроса появляется в процессе его освоения детьми.

Далее необходимо изготовить схему составления вопроса – вопросную карточку «Задаем вопросы» :

Она обязательно должна состоять из 3 карманов - слов и содержать вопросное слово,

объект,

имя признака.

Вопросы моим детям приносит сказочный персонаж - дядюшка Вопрос. У меня он в образе гномика.

Различают 7 типов вопросов.

Схема очередного типа вопроса появляется в процессе его освоения детьми. В нашем детском саду они в такой форме:

Восполняющий с 2,5 лет - Какой? Какие? Когда? Сколько?

С помощью этих вопросов можно узнать о свойствах объекта (цвет, форма, величина и т. д.).

С 2 до3 лет детей в течение месяца знакомят с вопросной карточкой, знакомят с карточкой вопросного слова, именем признака заполняют ее. И только потом переходят к чтению вопросов. Технологическая карта освоения способов постановки вопросов содержит 7 этапов. Дети осваивают 1-3 этап вплоть до чтения получившегося вопроса.

Например: «Какой мяч по размеру?»

«Когда появилась туча на небе?», «Какие бывают тучи по влажности?»

(Воспитатель на примере Мороженое, слоник разбирает на вопросной карточке как можно составить с детьми вопросы) Какое мороженое по температуре? «Какой слоник по цвету?», «Слоник, какой ты по цвету?», «По цвету, какой слоник?»

Описательный с 3 до 4 лет - Что? Где? Как? Кто?

Это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию.

Например: «Что собака делает»? ««Что у машины (стульчика) за части?» Воспитатель при этом меняет местами вопросное слово, объект, имя признака.

С 3 до 4 лет (2 млд. гр) дети осваивают по технологическим картам с 1 по 5 этап. Дети самостоятельно выкладывают карточки, меняют местами вопрос, объект, имя признака.

Фото «Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии»

С 4 лет (конец 2 млд. гр. Март - по технологическим картам Т. А. Сидорчук) вводится почемучкин (каузальный) - «Почему? Отчего?»

и оценочный вопрос.

«Почемучкины» вопросы свидетельствуют о появлении и развитии познавательного интереса у детей. Оценочный тип вопроса ведет к развитию основ диалектического мышления. Например: «Почему туча темного цвета?» Например: «Что хорошего (плохого) что туча светлая?

Дети осваивают технологические карты с 1 по 5 этапы. Вплоть до чтения вопросов по – разному : меняя местами вопросное слово, имя признака, объект. А в самостоятельной деятельности выкладывают вопросную карточку и читают получившийся вопрос.

Например: «Почему у коровы такой вес?», «Почему у оленя такой размер?» «Что хорошего, что щетка с таким рельефом?» или «Что плохого, что щетка с таким рельефом?», «Что хорошего, (что плохого) в форме цветка?»

С 4 до 5 лет (ср гр) вводится воображаемый вопрос

Что было бы если? Что случилось бы?

Воображаемый тип вопроса не только побуждает детей к фантазированию, но и учит формулировать элементарные гипотезы. г. Например: «Что было бы, если не было бы, туч?»

Например: «Что было бы, если у кошки не было цвета?» или «Что может случиться с кошкиным цветом?» - выбираем лучший вопрос. «Что будет, если у дома будет меняться влажность?».

И уточняющий

Верно ли что? Надо ли создавать? Должен ли? Правда, что? Цель этих вопросов — уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении. «Верно ли, что туча состоит из воды?»

Например: «Верно ли, что у дома такие части?» или «Должны ли у дома быть такие части?» или «Правда ли, что у дома такие части?», «Правда ли, что птица всегда сидит на ветке?». По технологическим картам осваивают его дети до 5 этапа.

В старшем возрасте вводится субъективный тип вопроса.

Что вы об этом думаете? Что я об этом знаю?

Эти вопросы спрашивают собеседника об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации. Субъективный тип вопроса ведет к самостоятельности мышления и критическому отношению к своим знаниям. Целесообразно при работе с данным типом вопросов на место «схема признаков» ставить не только имена признаков с универсального пособия, но и свойства характера или поступки литературных героев.

Например: «Что я думаю про поведение Колобка?» или «Что я думаю про настроение Жени из сказки «Цветик – Семицветик?»

Например: Что вы думаете о надвигающейся туче?

«Что я знаю про места в лесу?», «Лес, что я знаю про твои места?», «Лес, что я могу подумать про твое место?», «Что я знаю про следы времени этого медвежонка?».

Практическая часть

(игры для воспитателей и детей)

1. Работа по карточкам «Задаем вопросы»

Какое мороженое по температуре? «Какой слоник по цвету?», «Слоник, какой ты по цвету?», «По цвету, какой слоник?»

«Что собака делает»? ««Что у машины (стульчика) за части?»

«Почему у коровы такой вес?», «Почему у оленя такой размер?»

«Что хорошего, что щетка с таким рельефом?» или «Что плохого, что щетка с таким рельефом?», «Что хорошего, что плохого в форме цветка?»

«Что было бы, если у кошки не было цвета?» или «Что может случиться с кошкиным цветом?», «Что будет, если у дома будет меняться влажность?».

«Верно ли, что у дома такие части?» или «Должны ли у дома быть такие части?» или «Правда ли, что у дома такие части?», «Правда ли, что птица всегда сидит на ветке?».

«Что я знаю про места в лесу?», «Лес, что я знаю про твои места?», «Лес, что я могу подумать про твое место?». «Что я знаю про следы времени этого медвежонка?».

Тренинг для воспитателей - фото

2. «Лото вопросов» - формировать умения задавать различные типы вопросов.

Фото №1 Театрализованная деятельность Театрализованная деятельность

3. «Интервью к сказочному герою»

Возьмите на себя роль героя из знакомого литературного произведения или мультфильма. Предложите ребенку доставать из коробочки «Подарков дядюшки Вопроса» схемы вопросных слов и поочередно задавать вопросы к вашему образу.

Например: вы превратились в Снегурочку из русской народной сказки «Снегурочка». Ребенок достал схему оценочного вопроса и спрашивает : «Что хорошего и что плохого в том, что ты, Снегурочка, пошла с девочками в лес?».

Рекомендуем Вам отвечать с точки зрения жизненного опыта, выходя за рамки литературного произведения. Такой подход формирует у ребенка самостоятельность в оценке поступков литературных героев.

Приводим пример интервью ребенка шести с половиной лет к взрослому, который взял на себя роль Колобка:

- восполняющий : «Колобок, какая у тебя главная черта характера?»

Ответ: «Я беззаботный и не думаю о последствиях своих поступков».

- описательный: «Колобок, что ты успел понять?».

Ответ: «Я понял, что нельзя только хвастаться и выполнять

просьбы не подумав, но было уже поздно».

- каузальный: «Почему ты ушел от Бабушки и Дедушки?».

Ответ: «Я хотел побегать и спеть песенку».

- оценочный: «Что хорошего, что плохого в том, что ты съедобный?».

Ответ: «Хорошо, потому, что это мой главный признак, я для этого создан, но плохо, потому, что у меня короткая жизнь».

- воображаемый: «Что было бы, если ты не спрыгнул из окна и остался дома?».

Ответ: «Была бы другая история про меня».

- уточняющий: «Правда ли, что ты был любознательным?»

Ответ: «Нет, я не интересовался ни чем, и ни у кого ничего не спрашивал. Поэтому я не любознательный».

- субъективный: «Колобок, что ты думаешь о себе?».

Ответ: «Я думаю, что мне не хватило опыта разобраться в хитрости Лисы».

По мере того, как ребенок научился брать интервью у сказочного героя, он может сам превратиться в кого-нибудь из знакомого мультфильма или сказки. В этом случае взрослый формулирует вопросы к ребенку.

Фото №2 Сценарии Тренинги для педагогов и воспитателей ТРИЗ

4. «Играем в корреспондентов».

Предложить вашему ребенку задать 3-5 вопросов на любую тему к вам, к другим членам семьи, к любимым игрушкам и просто объектам или процессам. В этом случае ребенок берет на себя роль корреспондента. Например: • интервью к папе о его профессии; • интервью к бабушке на кулинарную тему; • интервью к сестре на тему ее школьных дел; • интервью к сломанной игрушечной машине; • интервью к радуге после дождя и т. д. Для того, чтобы ребенку было интересно брать интервью, можно использовать игрушечный микрофон, схемы для записи ответов, реальную аудио и видео съемку. В рабочей тетради сделать схемы интервью.

Фото №3 Занятия и игры с использованием ТРИЗ технологий Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка февраль

5. «Карусель вопросов» Дети идут по кругу со словами: : Мы по кругу идем и вопросы задаем. Воспитатель показывает вопросную карточку, а дети задают вопросы.

Фото №4 С помощью технологии ТРИЗ дети учатся грамотно задавать вопросы

Вот такой тренинг прошел в нашем детском саду. Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Использование методов ТРИЗ — РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи Основная функция педагогики – воспроизводство культуры общества и передача существующей культуры подрастающему поколению. В связи с тем,.

Консультация «14 способов постановки звука [Р]» 1 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р] — быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову.

Игры с элементами технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР Игры с элементами технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР. Целью использования данной технологии в коррекционной.

Конспект НОД по развитию связной речи по технологии ТРИЗ с детьми старшей группы «В театре» План-конспект непосредственно - образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по развитию связной речи по технологии ТРИЗ.

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста». Подготовила: воспитатель МБДОУ №.

Мастер-класс для родителей по ТРИЗ-технологии Мастер – класс для родителей по ТРИЗ – технологии Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ.

Мастер-класс «Освоение способов формулировки вопросов воображаемого, уточняющего и субъективного типа» Мастер – класс «Освоение способов формулировки вопросов воображаемого, уточняющего и субъективного типа» воспитатель Халявкина Е. В. Любознательным.

Мастер-класс с родителями и детьми «Применение технологии ТРИЗ в работе с детьми»Мастер-класс с родителями и детьми «Применение технологии ТРИЗ в работе с детьми» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Комарик» Мастер-класс для родителей и детей средней группы.

Обучающий тренинг для воспитателей на тему «Эффективное взаимодействие с агрессивными детьми» Цели тренинга: 1. Обучение воспитателей эффективным способам взаимодействия с агрессивными детьми. 2. Развивать умение воспитателей применять.

Экологический тренинг для воспитателей -1- Экологический тренинг для воспитателей. Цель: Расширять кругозор воспитателей и педагогов, совершенствовать их познавательную активность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для воспитателей «Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии»
Опубликовано: 12 февраля 2018 в 21:44
+126Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 47.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД