МААМ-картинки

Тренинг для воспитателей «Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии» (7 фото)

Ирина Лесникова
Тренинг для воспитателей «Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии»
▼ Скачать + Заказать документы

Тренинг для воспитателей «Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ - технологии»

Цель: Ознакомление педагогов с умением задавать различные типы вопросов, для дальнейшего использования в совместной работе с детьми (ТРИЗ - технология)

Теоретическая часть

Публикация «Тренинг для воспитателей „Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии“» размещена в разделах

Тренинг для воспитателей «Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии»

С помощью технологии ТРИЗ дети учатся грамотно задавать вопросы. Формулировка вопросов – обязательное направление осознанной познавательной деятельности. Вопросы обогащают речь ребенка. Грамотно и умело поставленный вопрос позволяет получить всю необходимую информацию о человеке, явлении или объекте.

Формирование у маленького ребенка умения задавать разные типы вопросов можно начинать с 2,5 лет (ясли).

Для работы над вопросами необходимо изготовить дидактическое пособие «Ромашка вопросов» (драгоценных камней в сундучке, воздушных шариков, солнышко и т. д.)

У меня в группе в виде солнышка, а по мере ознакомления с вопросами добавляем схемы вопросов в виде лучиков.

Схема очередного типа вопроса появляется в процессе его освоения детьми.

Далее необходимо изготовить схему составления вопроса – вопросную карточку «Задаем вопросы» :

Она обязательно должна состоять из 3 карманов - слов и содержать вопросное слово,

объект,

имя признака.

Вопросы моим детям приносит сказочный персонаж - дядюшка Вопрос. У меня он в образе гномика.

Различают 7 типов вопросов.

Схема очередного типа вопроса появляется в процессе его освоения детьми. В нашем детском саду они в такой форме:

Восполняющий с 2,5 лет - Какой? Какие? Когда? Сколько?

С помощью этих вопросов можно узнать о свойствах объекта (цвет, форма, величина и т. д.).

С 2 до3 лет детей в течение месяца знакомят с вопросной карточкой, знакомят с карточкой вопросного слова, именем признака заполняют ее. И только потом переходят к чтению вопросов. Технологическая карта освоения способов постановки вопросов содержит 7 этапов. Дети осваивают 1-3 этап вплоть до чтения получившегося вопроса.

Например: «Какой мяч по размеру?»

«Когда появилась туча на небе?», «Какие бывают тучи по влажности?»

(Воспитатель на примере Мороженое, слоник разбирает на вопросной карточке как можно составить с детьми вопросы) Какое мороженое по температуре? «Какой слоник по цвету?», «Слоник, какой ты по цвету?», «По цвету, какой слоник?»

Описательный с 3 до 4 лет - Что? Где? Как? Кто?

Это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию.

Например: «Что собака делает»? ««Что у машины (стульчика) за части?» Воспитатель при этом меняет местами вопросное слово, объект, имя признака.

С 3 до 4 лет (2 млд. гр) дети осваивают по технологическим картам с 1 по 5 этап. Дети самостоятельно выкладывают карточки, меняют местами вопрос, объект, имя признака.

Фото «Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии»

С 4 лет (конец 2 млд. гр. Март - по технологическим картам Т. А. Сидорчук) вводится почемучкин (каузальный) - «Почему? Отчего?»

и оценочный вопрос.

«Почемучкины» вопросы свидетельствуют о появлении и развитии познавательного интереса у детей. Оценочный тип вопроса ведет к развитию основ диалектического мышления. Например: «Почему туча темного цвета?» Например: «Что хорошего (плохого) что туча светлая?

Дети осваивают технологические карты с 1 по 5 этапы. Вплоть до чтения вопросов по – разному : меняя местами вопросное слово, имя признака, объект. А в самостоятельной деятельности выкладывают вопросную карточку и читают получившийся вопрос.

Например: «Почему у коровы такой вес?», «Почему у оленя такой размер?» «Что хорошего, что щетка с таким рельефом?» или «Что плохого, что щетка с таким рельефом?», «Что хорошего, (что плохого) в форме цветка?»

С 4 до 5 лет (ср гр) вводится воображаемый вопрос

Что было бы если? Что случилось бы?

Воображаемый тип вопроса не только побуждает детей к фантазированию, но и учит формулировать элементарные гипотезы. г. Например: «Что было бы, если не было бы, туч?»

Например: «Что было бы, если у кошки не было цвета?» или «Что может случиться с кошкиным цветом?» - выбираем лучший вопрос. «Что будет, если у дома будет меняться влажность?».

И уточняющий

Верно ли что? Надо ли создавать? Должен ли? Правда, что? Цель этих вопросов — уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении. «Верно ли, что туча состоит из воды?»

Например: «Верно ли, что у дома такие части?» или «Должны ли у дома быть такие части?» или «Правда ли, что у дома такие части?», «Правда ли, что птица всегда сидит на ветке?». По технологическим картам осваивают его дети до 5 этапа.

В старшем возрасте вводится субъективный тип вопроса.

Что вы об этом думаете? Что я об этом знаю?

Эти вопросы спрашивают собеседника об его отношении к чему-либо или о его поведении в определённой ситуации. Субъективный тип вопроса ведет к самостоятельности мышления и критическому отношению к своим знаниям. Целесообразно при работе с данным типом вопросов на место «схема признаков» ставить не только имена признаков с универсального пособия, но и свойства характера или поступки литературных героев.

Например: «Что я думаю про поведение Колобка?» или «Что я думаю про настроение Жени из сказки «Цветик – Семицветик?»

Например: Что вы думаете о надвигающейся туче?

«Что я знаю про места в лесу?», «Лес, что я знаю про твои места?», «Лес, что я могу подумать про твое место?», «Что я знаю про следы времени этого медвежонка?».

Практическая часть

(игры для воспитателей и детей)

1. Работа по карточкам «Задаем вопросы»

Какое мороженое по температуре? «Какой слоник по цвету?», «Слоник, какой ты по цвету?», «По цвету, какой слоник?»

«Что собака делает»? ««Что у машины (стульчика) за части?»

«Почему у коровы такой вес?», «Почему у оленя такой размер?»

«Что хорошего, что щетка с таким рельефом?» или «Что плохого, что щетка с таким рельефом?», «Что хорошего, что плохого в форме цветка?»

«Что было бы, если у кошки не было цвета?» или «Что может случиться с кошкиным цветом?», «Что будет, если у дома будет меняться влажность?».

«Верно ли, что у дома такие части?» или «Должны ли у дома быть такие части?» или «Правда ли, что у дома такие части?», «Правда ли, что птица всегда сидит на ветке?».

«Что я знаю про места в лесу?», «Лес, что я знаю про твои места?», «Лес, что я могу подумать про твое место?». «Что я знаю про следы времени этого медвежонка?».

Тренинг для воспитателей - фото

2. «Лото вопросов» - формировать умения задавать различные типы вопросов.

Фото №1 Театрализованная деятельность Театрализованная деятельность

3. «Интервью к сказочному герою»

Возьмите на себя роль героя из знакомого литературного произведения или мультфильма. Предложите ребенку доставать из коробочки «Подарков дядюшки Вопроса» схемы вопросных слов и поочередно задавать вопросы к вашему образу.

Например: вы превратились в Снегурочку из русской народной сказки «Снегурочка». Ребенок достал схему оценочного вопроса и спрашивает : «Что хорошего и что плохого в том, что ты, Снегурочка, пошла с девочками в лес?».

Рекомендуем Вам отвечать с точки зрения жизненного опыта, выходя за рамки литературного произведения. Такой подход формирует у ребенка самостоятельность в оценке поступков литературных героев.

Приводим пример интервью ребенка шести с половиной лет к взрослому, который взял на себя роль Колобка:

- восполняющий : «Колобок, какая у тебя главная черта характера?»

Ответ: «Я беззаботный и не думаю о последствиях своих поступков».

- описательный: «Колобок, что ты успел понять?».

Ответ: «Я понял, что нельзя только хвастаться и выполнять

просьбы не подумав, но было уже поздно».

- каузальный: «Почему ты ушел от Бабушки и Дедушки?».

Ответ: «Я хотел побегать и спеть песенку».

- оценочный: «Что хорошего, что плохого в том, что ты съедобный?».

Ответ: «Хорошо, потому, что это мой главный признак, я для этого создан, но плохо, потому, что у меня короткая жизнь».

- воображаемый: «Что было бы, если ты не спрыгнул из окна и остался дома?».

Ответ: «Была бы другая история про меня».

- уточняющий: «Правда ли, что ты был любознательным?»

Ответ: «Нет, я не интересовался ни чем, и ни у кого ничего не спрашивал. Поэтому я не любознательный».

- субъективный: «Колобок, что ты думаешь о себе?».

Ответ: «Я думаю, что мне не хватило опыта разобраться в хитрости Лисы».

По мере того, как ребенок научился брать интервью у сказочного героя, он может сам превратиться в кого-нибудь из знакомого мультфильма или сказки. В этом случае взрослый формулирует вопросы к ребенку.

Фото №2 Сценарии Тренинги для педагогов и воспитателей ТРИЗ

4. «Играем в корреспондентов».

Предложить вашему ребенку задать 3-5 вопросов на любую тему к вам, к другим членам семьи, к любимым игрушкам и просто объектам или процессам. В этом случае ребенок берет на себя роль корреспондента. Например: • интервью к папе о его профессии; • интервью к бабушке на кулинарную тему; • интервью к сестре на тему ее школьных дел; • интервью к сломанной игрушечной машине; • интервью к радуге после дождя и т. д. Для того, чтобы ребенку было интересно брать интервью, можно использовать игрушечный микрофон, схемы для записи ответов, реальную аудио и видео съемку. В рабочей тетради сделать схемы интервью.

Фото №3 Занятия и игры с использованием ТРИЗ технологий Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучшая методическая разработка февраль

5. «Карусель вопросов» Дети идут по кругу со словами: : Мы по кругу идем и вопросы задаем. Воспитатель показывает вопросную карточку, а дети задают вопросы.

Фото №4 С помощью технологии ТРИЗ дети учатся грамотно задавать вопросы

Вот такой тренинг прошел в нашем детском саду. Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Использование методов ТРИЗ — РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи Основная функция педагогики – воспроизводство культуры общества и передача существующей культуры подрастающему поколению. В связи с тем,.

Консультация «14 способов постановки звука [Р]» 1 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р] — быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову.

Игры с элементами технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР Игры с элементами технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР. Целью использования данной технологии в коррекционной.

Конспект НОД по развитию связной речи по технологии ТРИЗ с детьми старшей группы «В театре» План-конспект непосредственно - образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе по развитию связной речи по технологии ТРИЗ.

Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста». Подготовила: воспитатель МБДОУ №.

Мастер-класс для родителей по ТРИЗ-технологии Мастер – класс для родителей по ТРИЗ – технологии Детский возраст – период бурной речевой деятельности. Поэтому каждое занятие по ТРИЗ.

Мастер-класс «Освоение способов формулировки вопросов воображаемого, уточняющего и субъективного типа» Мастер – класс «Освоение способов формулировки вопросов воображаемого, уточняющего и субъективного типа» воспитатель Халявкина Е. В. Любознательным.

Мастер-класс с родителями и детьми «Применение технологии ТРИЗ в работе с детьми»Мастер-класс с родителями и детьми «Применение технологии ТРИЗ в работе с детьми» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Комарик» Мастер-класс для родителей и детей средней группы.

Обучающий тренинг для воспитателей на тему «Эффективное взаимодействие с агрессивными детьми» Цели тренинга: 1. Обучение воспитателей эффективным способам взаимодействия с агрессивными детьми. 2. Развивать умение воспитателей применять.

Экологический тренинг для воспитателей -1- Экологический тренинг для воспитателей. Цель: Расширять кругозор воспитателей и педагогов, совершенствовать их познавательную активность,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг для воспитателей «Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии»
Опубликовано: 12 февраля 2018 в 21:44
+126Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг для воспитателей «Освоение детьми способов постановки вопросов по ТРИЗ технологии»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Лесникова (УИ 112433) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 47.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД