Папки-передвижки

Использование методов ТРИЗ — РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Татьяна Рагимова
Использование методов ТРИЗ — РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Основная функция педагогики – воспроизводство культуры общества и передача существующей культуры подрастающему поколению. В связи с тем, что поток информации многократно увеличился, образовательные системы должны находить педагогические средства обучения детей способом ее обработки, чтобы преодолеть противоречие между колоссальной скоростью накопления знаний человечеством и сравнительно низкой скоростью накопления знаний одним человеком.

Публикация «Использование методов ТРИЗ — РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Поэтому важной особенностью считаю применение методов и приемов ТРИЗ-РТВ-технологии в процессе ознакомления дошкольников в познании окружающего мира и развития речи.

По мнению Л. С. Выготского – пусть гением будет ребенок, лишенный всяческих стереотипов в своем познании мира.

Что такое ТРИЗ? Ответ прост – это уникальный инструмент для:

поиска нетривиальных идей;

выявления и решения многих творческих проблем;

выбора перспективных направлений развития техники, технологии и снижения затрат на их обработку и производство;

развития творческого мышления, формировании творческой личности.

В настоящее время увеличилось количество детей со сложной структурой дефекта речи (общее недоразвитие речи, далее – ОНР). Данное речевое расстройство сказывается на формировании интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер дошкольника.

Дети с ОНР значительно уступают в умении выполнять логические операции, снижена речевая активность, у них ограничен объем кратковременной памяти. Определенные отклонения проявляются и в игре, в ходе ООД, продуктивной деятельности. Дошкольники с данной речевой патологией могут быть слишком возбудимы или, наоборот, вялы и апатичны, агрессивны, ранимы и обидчивы. Что, как правило, свидетельствует и о неврологическом диагнозе.

Уже не вызывает сомнений, что оптимальным путем развития дидактики является не удлинение времени ученичества, не углубление знаний в какой-либо области, а обучение способам обработки информации. Такой подход, как показала многолетняя практика актуален и в работе с детьми с нарушением речи.

В своей работе я опиралась на методы и приемы ОТСМ – ТРИЗ – РТВ (общая теория сильного мышления – теория мышления изобретательских задач – развитие творческого воображения Г. С. Альтшуллер, И. П. Хоменко).

Я считаю проблему развития речи и познавательной активности дошкольников одной из самых актуальных на данный момент, поскольку эти виды деятельности являются непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности и инициативности.

Кроме того, изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, которая ориентирована не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь.

Положительные стороны ТРИЗ :

У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

Таким образом применение ТРИЗ-РТВ методов в работе с детьми ОНР не только возможно, но и помогает в решении многих проблем.

Были определены задачи:

расширять кругозор детей, имеющих речевые дефекты, развивать их познавательные, коммуникативные и социальные способности;

повышать эффективность игровой мотивации детской речи;

развивать желание заниматься самостоятельной исследовательской деятельностью;

создать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.

Для определения исходного уровня речевого развития, творческого мышления, воображения ребенка совместно с психологом и учителем-логопедом использовала следующие диагностические методы :

Ушаковой О. С. и Струниной Е. М. «Кукла», «Меч» на сформированность словаря детей.

Стребелевой «Подумай», «Скажи», «Мои друзья» - по связной речи.

Тест П. Торренса – на развитие творческого мышления.

О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова на определение уровня развития воображения.

Определила условия для оптимального развития творческих способностей ребенка:

1. Помощь ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любовь, уважение к себе и окружающим, поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высокого самовыражения.

2. Помочь ребенку справиться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстниками творческого поиска: пусть он сохранит свой творческий импульс, находя награду в себе самом, и меньше переживает о своем признании окружающими.

3. Спокойное, аргументированное объяснение, что на многие вопросы его не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны – терпения. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.

4. Оценка ребенка, как творческой личности. Показать его самоценность, но не приучать выходить за рамки приличия, чувствовать ценность окружающих, уважать чужое мнение.

5. Поддержка ребенка в самопознании, умении не упускать мимолетную идею. Проявление симпатии к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами, сделать ее понятной для окружающих.

6. Поддержка необходимой для творчества атмосферы, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников.

7. Создание безопасной, психологической базы ребенка в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.

8. Поддержание способности ребенка к творчеству и проявление сочувствия к ранним неудачам. Недопустимость неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.

9. Терпимость к странным идеям, уважение любопытства, вопросов и идеям ребенка. Ответы на все вопросы, даже если они кажутся дикими или «за гранью».

10. Предоставление ребенку периодически, по желанию остаться одному, самому заниматься своими делами. Избыток «шевства» может затруднить творчество.

11. Помочь ребенку строить свою систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи на ряду с другими идеями и их носителями.

Взяв за основу методические разработки, адаптированные к работе с дошкольниками (Лемах С. В., Хоменко Н. Н., Сидорчук Т. А. «Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников», А. В. Корзун «Веселая дидактика» и др.) я определила, что выбор тех или иных методов или приемов ТРИЗ-РТВ – технологии для детей с ОНР зависит:

от возраста детей и от их уровня развития;

от содержания задач, стоящих перед данным заданием или деятельностью;

от овладения детьми методов и приемов решения творческих задач.

Наиболее эффективны в работе с детьми моей группы оказались:

«мозговой штурм»;

«данетки» всех видов;

кольца Луллия (творческие задания);

метод морфологического анализа;

«Эвроритм»;

лимерик;

модели сочинения сказок;

метод фокальных объектов.

Остановимся более подробно на некоторых из них.

«Мозговой штурм» предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения с помощью перебора ресурсов, выбор идеального решения и для преодоления психологической инерции.

Типы «мозгового штурма» могут быть такими:

Как уберечь Винни-Пуха от пчел?

Как не дать похитить Фунтика?

Как выгнать лису из заюшкиной избушки?

Как можно съесть суп, если нет ложки?

Их можно придумывать и коллективно, и с родителями, и самостоятельно.

Правила «мозгового штурма» :

исключение всякой критики;

поощрение самых невероятных идей;

большое количество ответов, предложений;

чужие идеи можно улучшить.

Из всех решений выбирается оптимальное, которое затем отражается в продуктивной деятельности.

В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других и т. п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает, что не маловажно для детей с ОНР.

Кольца Луллия – это средство многофункционального характера, позволяющее ребенку овладеть методами системного мышлению Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 век, Италия).

На стержень нанизываются несколько кругов разного диаметра. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделяются на одинаковое количество секторов. На них располагаются картинки (рисунки, слова, изречения). Круги и стрелка свободно двигаются. Любой желающий может получить разные комбинации картинок, расположенных на секторах, и объединить, казалось бы несовместимые признаки объектов.

Это изобретение и взято за основу игровых упражнений. Оно позволяет формировать у детей понятие объект – признак – проявление признака. Развивать воображение, гибкость мышления, а главное – чувствительность к проблемам. Игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Например:

на 1 – малом круге – обозначаю символами имеющиеся в группе сюжетно-ролевые игры;

на 2 – среднем круге – атрибуты к играм;

на 3 – большом круге – обозначаем соответственно каждой игре игровую ситуацию в зарисованном виде (игра «Семья» - папа приехал из командировки; игра «Больница» - заболел дедушка).

Использую несколько вариантов заданий:

1. Раскрути круг и подбери к игре атрибуты и ситуацию.

2. Определи к какой игре относится атрибут?

3. Определи к какой игре относится данная ситуация?

4. Как можно реализовать данную ситуацию в этой игре, используя этот предмет? (Используются приемы фантазирования). На данном этапе я разрабатываю кольца Луллия по разделам: «Обучение грамоте», «Развитие связной речи».

Метод морфологического анализа («морфологический ящик», «волшебные дорожки») появился в середине 30-х годов XX века, благодаря швейцарскому астрофизику Ф. Цвикки.

Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определенного объекта при создании нового образа этого объекта.

Возможности метода в группах детей с ОНР:

согласование существительных с прилагательными;

активизация и пополнение словаря;

отработка предлогов, практическое употребление прилагательных со значением соотнесенности;

составление описательных рассказов;

формирование фразовой речи.

Задания и игры на основе морфологического анализа включены во многие лексические темы «Овощи и фрукты», «Транспорт», «Профессии» и т. д. Работу по методу морфологического анализа лучше начинать со сказочных образов или с мира животных, для получения интересных образов. Сколько простора для детского воображения и словотворчества!

Логические операции «Эвроритма» известны как средства формирования основ диалектического мышления. Я применила «Эвроритм» для работы над речью детей. В коррекционной работе особое место занимает обучение рассказыванию по серии сюжетных картин. Метод «Эвроритма» имеет с этим много общего, а именно наличие сквозного (главного героя) и определенной логической последовательности происходящего с ним, заявленным порядком картин. Через «Эвроритм» дети не только учатся определять зависимость функции объекта от количества и качества данного объекта, изобретать, фантазировать, но и обогащают свой словарный запас, развивают связную речь. Ключевые моменты работы с «Эвроритмом». Объекты, которые рассматриваются, берем по лексической теме.

Например: при прохождении темы «Посуда» мы поселяли в домик кастрюлю и рассматривала ее во всех аспектах. Для чего человек изобрел кастрюлю? Какие виды кастрюль вы знаете? Предлагаю пофантазировать и изобрести свою кастрюлю (подружить с каким-нибудь предметом).

Так появляются детские изобретения:

кастрюля – танк;

кастрюля – книжка;

кастрюля – коляска;

кастрюля – клякса.

Таким же образом можно рассматривать и другие объекты.

Эффективность использования в логопедической группе лимериков – рифмованных текстов, составленных по определенному алгоритму объясняется тем, что решаются следующие задачи:

формирование чувствительности к слову и слоговой структуры слова;

формирование фонематического слуха;

развитие навыков в согласовании слов в рифмовках;

формирование интереса к самостоятельному словотворчеству.

Лимерики для моих детей прежде всего рифмованные стихотворения, а не нелепицы. Работа начинается на материале поставленных и автоматизированных учителем-логопедом звуков:

договаривание последнего слова в строке: ду-ду-ду-рыба плавала…; ко-ко-ко-не ходите…;

придумывание чистоговорок детьми.

Можно использовать игру «Раз, два, три – картинки по рифме разложи» для объяснения понятия «рифма» (складность). Ребенок подбирает картинки по парам – по рифме (топор-ковер, врач-грач, ручка-штучка, подушка-лягушка и т. п.). Данную работу можно проводить с использованием колец Луллия. Стихотворения рекомендую подбирать из сборников Б. Заходера, И. Лопухиной, Э. Котляр, русских народных сказок. Рифма развивает у детей внимание к звучащей речи, чувство ритма, расширяет словарный запас. На активном этапе я даю детям игровые задания:

«Я начну, а ты закончи» (работа со стихами из двух строк).

Придумать двустишие с предложенной рифмой.

Подбери слова в рифму к слову.

Сочини стихотворение со словом.

После сформированности умения рифмовать я знакомлю детей с лимериками, обсуждаем варианты и коллективно сочиняем. Важно отметить, что для моих детей лимерики прежде всего это рифмованные тексты, составленные по определенному алгоритму, а не нелепицы. По словам К. И. Чуковского "небывальщина» возможно лишь тогда, когда ребенок хорошо утвердился в «бывальщине», другими словами, при достаточно высоком уровне сформированности словаря.

Параллельно работе по составлению лимериков ведется работа со сказками с использованием различных моделей составления сказок (коллаж из сказок, метод снежного кома, метод каталога, знакомые герои в новых обстоятельствах). Всю работу по развитию у детей словесного творчества с помощью сочинения сказок определила в 2 этапа.

Благодаря использованию ТРИЗ – РТВ технологией при сочинении сказок, решении сказочных задач дети научились принимать творческие задания, композиционно выстраивать свои сочинения. Большинство из них успешно справляются с наиболее трудной творческой задачей; четко построить и завершить замысел. У детей возникло выраженное стремление к сочинительской деятельности.

Самый быстрый и эффективный способ записи моими воспитанниками своих сказок с помощью схематизации. Схемы с успехом пользуются с целью помощи при воспроизведении информации. Это хорошие подсказки для детей с диагнозом ОНР. Такие дети кроме речевых проблем имеют и психологические, сопровождающиеся слабой памятью, рассеянным вниманием и др. Выполняя с детьми творческие задания с моделями мира, кольцами Луллия, «волшебной дорожкой», морфологической таблицей я постепенно заменяю цветные карточки с изображением объектов, их схемами, предложенными детьми. Вся работа с детьми строится на личностно-ориентированном подходе в зависимости от диагноза ребенка (индивидуально) и лишь к середине года мы занимаемся схематизацией по подгруппам. Применение схематизации в сочетании с приемами ТРИЗ – РТВ развивает умение детей дифференцировать грамматические формы, создает предпосылки для расширения образного и логического мышления, памяти, мелкой моторики. Существуют определенные этапы работы с детьми по схематизации.

Очень важным условием для успешной работы с детьми является обеспечение положительного настроя, поддержка их интереса, актуализация знаний в новой ситуации. Предлагая детям творческие задания, учитываю дидактические принципы:

Принцип свободы выбора. В любом обучающем ил управляющем действий предоставляю ребенку право выбора.

Принцип открытости. Предоставляю ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственного правильного решения). В условиях творческого задания закладываются разные варианты решения.

Принцип деятельности. В любое творческое задание включаю практическую деятельность.

Принцип обратной связи. Регулярно контролирую процесс освоения детьми мыслительных операций, т. к. в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

Принцип идеальности. Творческие задание не требуют специального оборудования и могут быть частью любого вида деятельности. Это позволяет мне максимально использовать возможности знания и интересы детей.

Включение методов и приемов ТРИЗ-РТВ в работу с воспитанниками позволяет интегрировать разные виды детской деятельности (игровую, коммуникативную, музыкальную, художественно-эстетическую и др.). А сюжеты подсказывают и книги, мультфильмы, события, рассказы взрослых. Обычные темы можно сделать интересными, если придать им принципиально новый вид. «Походы в космический лес»; путешествия на «волшебном краскомобиле», «корабле-невидимке» и т. п. помогают сделать деятельность детей новой, увлекательной и не скучной. Поэтому основная задача, которую я ставлю перед собой, является не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через исследовательскую, поисковую деятельность, и через грамотно организованное рассуждение, через игры. Хочется отметить возможность вовлечения семьи в данную работу.

Заинтересованное участие родителей воспитанников предполагало организацию разных форм взаимодействия, направленных на оказание им консультативной помощи. Проведя анкетирование и анализируя ответы родителей я увидела, что подавляющее большинство родителей волнует как развивается речь ребенка. Но лишь немногие из них стимулируют речевое творчество детей, поддерживают и поощряют. Большинство родителей, к сожалению, не стремятся создать условия для появления в речи своих детей новых необычных слов и выражений, и лишь совсем единичны семьи, где родители ведут дневник, альбом, фиксируя все услышанное от детей необычные, несуществующие слова, сказки, рассказы.

Для повышения психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах применения ТРИЗ-РТВ технологии, я провела родительские собрания, беседы, консультации, Дни открытых дверей, представила мультимедийные презентации на темы «РТВ – как средство активизации мышления у детей с ОНР», «Сказки по новому», «Некоторые приемы работы с «Эвроритмом» в логопедической группе», «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ-игр», «Использование ТРИЗ-технологии в развитии познавательной активности детей с ОНР», разработала памятки, информационный материал и т. п.

Результативность: анализ результатов обследования детей с ОНР показал, что создание определенных педагогических условий, а именно ТРИЗ – РТВ – технологии является тем условием (как показывает практика) для формирования творческого мышления, развития речи и воображения, оказывает существенное влияние на процесс развития креативности у детей с ОНР.

Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветии, многообразии и многогранности. ТРИЗ учит детей творчески находить позитивные решения возникших проблем, что очень пригодится ребенку и в школе и во взрослой жизни. «Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему» (Л. Е. Белоусова).

В перспективе своей педагогической деятельности планирую разработать коррекционно-развивающую программу, направленную на совершенствование ручной умелости и развитие мелкой моторики у ребенка с ОНР.

Публикации по теме:

«Развивающая игра-как форма работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». Слайд 1 РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА - КАК ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ. Слайд 2. «Вы хотите, чтобы ваш ребенок.

Использование игр с мячом в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Развитие грамматического строя речи является одной из основных задач коррекционного обучения, так как при ОНР формирование грамматического.

Мастер-класс на тему «Применение методов ТРИЗ-технологии в совместной деятельности педагога с детьми» «Применение методов ТРИЗ - технологии в совместной деятельности педагога с детьми» Цель мастер-класса: Повышение компетентности педагогов.

Мероприятие «Использование «Лего» — технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи» I. Здравствуйте, уважаемые педагоги. Мы рады приветствовать Вас на данном собрании, которое мы хотим посвятить: Использованию «ЛЕГО» - технологии.

НОД по развитию речи с использованием дидактических игр по ТРИЗ-ртв с детьми старшей группы. Тема: «Зимушка-зима» ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Систематизировать знание детей о сезонных изменениях в природе. Развивать навык к нахождению аналогов. Обучать детей.

ОД по развитию речи с использованием дидактических игр по ТРИЗ-ртв с детьми старшей группы «Зимушка-зима» ПРОГРАМНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: 1. Систематизировать знание детей о сезонных изменениях в природе. 2. Развивать навык к нахождению аналогов. 3.

Опыт работы «Использование ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» в логопедической работе» Рухля н.  с. :Круги Луллия в работе логопеда Описание опыта работы по использованию ТРИЗ-технологии «Круги Луллия» в логопедической работе.

Применение методов ТРИЗ-ртв в музыкальном развитии детей с нарушением зрения. Применение методов ТРИЗ-РТВ в музыкальном развитии детей с нарушением зрения. Я работаю музыкальным руководителем в детском саду для детей.

Проектная деятельность в коррекционно — развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи в условиях детского сада Статья. Сухарева Светлана Викторовна АНО ДО «Планета детства Лада» д/с №203 «Алиса» г. Тольятти Проектная деятельность в коррекционно.

Элементы ТРИЗ и РТВ в коррекционной работе Элементы ТРИЗ и РТВ в коррекционной работе. На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование методов ТРИЗ — РТВ технологии в работе с детьми с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 30 августа 2017 в 15:39
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД