Светлана Сухарева
Проектная деятельность в коррекционно — развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи в условиях детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Статья. Сухарева Светлана Викторовна
АНО ДО «Планета детства Лада» д/с №203 «Алиса» г. Тольятти
Проектная деятельность в коррекционно - развивающей работе
с детьми с общим недоразвитием речи в условиях детского сада
Публикация «Проектная деятельность в коррекционно — развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи в условиях детского сада» размещена в разделах
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Современное общество предъявляет высокие требования к личности ребёнка, способной адаптироваться в постоянно меняющихся условиях. Дошкольное образование на современном этапе носит личностно-ориентированный характер и ставит целью не только дать детям информацию о чём-либо, но и научить их добывать её совместно с педагогами и родителями, анализировать ситуации, решать проблемы. Кроме этого, важно сформировать коммуникативную компетентность, т. е. умения владеть конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, умения общаться и посредством общения решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи.
Детям, имеющим речевые нарушения, в этих условиях приходится наиболее сложно. У них страдают все компоненты речи : звукопроизношение, лексика, грамматический строй речи, связная речь. Такие дети малоактивны, редко являются инициаторами общения. Это обуславливает недостаточную коммуникативную направленность их речи.
Модернизация образования диктует использование современных образовательных технологий и новых подходов к организации целостного образовательного процесса в детском саду.
Свою эффективность в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи в нашей практике показала такая образовательная технология как проектная деятельность. Речь и общение сопровождают все виды детской деятельности (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Содержание общения задается темой проекта и может быть весьма разнообразным. Работая над проектом, дети обмениваются имеющейся информацией, обсуждают замысел и план действий, договариваются о взаимодействии. Представляя проект, дошкольники приобретают опыт публичного выступления, учатся отвечать на вопросы, защищать свои идеи. Поэтому у педагогов (логопедов и воспитателей) имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи и ее коррекцией в рамках любого тематического проекта. Проектная деятельность позволяет организовать активное сотрудничество детей и взрослых (педагогов, родителей) по решению образовательных задач, продуктивное общение, кроме этого помогает более полно раскрыть изучаемую лексическую тему в непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных моментов и в самостоятельной деятельности детей. В рамках проектной деятельности успешно интегрируются задачи коррекционной и общеобразовательных программ.
Творческой группой учителей-логопедов нашего детского сада разработано календарно-перспективное планирование по организации проектной деятельности в средней, старшей и подготовительной к школе групп для детей с общим недоразвитием речи. В данном планировании представлены все лексические темы, отражена интеграция программных задач по образовательным областям, предлагается использование разных форм работы с субъектами образовательной деятельности : педагогами, родителями и детьми. Разработаны технологические карты проектов.
Примерные темы проектов в средней группе : «Зачем людям транспорт?», «Сказки осени», «Советы Айболита», «Мы помощники», «Все профессии важны?», «Весенний переполох», «Разноцветные жильцы - знаменитые пловцы» и др.
В старшем дошкольном возрасте тематика проектов носит познавательный и социально-нравственный характер. Темы: «Школа пешеходов», «Кто я? Какой я?», «Жалобная книга природы», «Наш весёлый огород нас прокормит целый год», «Уроки вежливости», «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Дружба начинается с улыбки?», «Кто наши защитники?», «Мой любимый город», «Птичье кафе» и др.
Работа над проектом предполагает использование педагогами активных методов и создание условий для самостоятельной совместной деятельности детей. Результатом проектной деятельности являются интересные творческие продукты: речевые газеты, тематические журналы, книжки-малышки, афиши, рекламные плакаты, путеводители, портфолио, коллажи, поделки из разных материалов, макеты, кормушки, выставки рисунков, атрибуты к сюжетно-ролевым играм и т. п.
Проектная деятельность позволяет наладить более тесную взаимосвязь между участниками педагогического процесса (логопедом, воспитателем, музыкальным руководителем, психологом, физ. инструктором, детьми и родителями.
Участвуя в разработке и реализации проектов, родители становятся непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса, что способствует сближению родителей с детьми, более эмоциональному контакту. Например, при реализации проекта «Наш весёлый огород нас прокормит целый год», родители вместе с детьми и педагогами организуют выставку поделок из овощей, составляют кулинарную книгу «Семейные рецепты». В проекте «Дом мод» - изготавливают костюмы из бросового материала для модного дефиле. В проекте «Комната моей мечты» - конструируют макет комнаты, который впоследствии, используется детьми в самостоятельной игровой деятельности. В проекте «Кто наши защитники?» папы воспитанников активно участвуют в выпуске газеты, приносят фотографии и рассказывают детям об армейской жизни, о том, как важно и почётно защищать нашу Родину, затем детские рассказы размещаются в речевой газете.
В рамках проекта «Мой любимый город» разработана викторина об истории г. Тольятти с использованием компьютерной презентации. Организуется фотовыставка о родном городе, выставка детской художественной литературы тольяттинских авторов совместно с библиотекарем. Педагоги вместе с детьми и родителями составляют альбом детских рисунков с описательными рассказами по теме: «Мои любимые места в городе Тольятти».
Обязательным условием реализации всех проектов является создание условий для полноценного общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Общение становится той деятельностью, ради которой и в процессе которой педагог обеспечивает развитие всех сторон речи ребенка, освоение культуры речевого общения.
Таким образом, проектная деятельность позволяет существенно обогатить содержание работы по развитию и коррекции речи детей, развивать у дошкольников навыки делового сотрудничества и публичной самопрезентации, решать задачи развития речевого творчества, выразительности речи, убедительности и доказательности высказываний. Эффективность реализации проектной деятельности в учебном процессе подтверждается положительной динамикой по коррекции общего недоразвития речи у всех детей. Дети к концу учебного года становятся любознательными, активными, интересуются новым, неизвестным в окружающем мире: мире предметов и вещей, мире отношений и в своём внутреннем мире.
Список используемой литературы.
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. – М: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. - 112с.
2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения / Авт. -сост. :Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйков. - М. :АРКТИ, 2006. – 96с.
3. Смирнова О. Д. Метод проектирования в детском саду. - М. Скрипторий, 2011.- 160с.
4. Сомкова О. Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста //Детский сад : теория и практика, 2012. №3. С. 6-17.