Получи документы

Тренинг как эффективная форма работы по формированию благоприятного психологического климата коллектива ДОУ

Жаворонок Наталия Валериевна
Тренинг как эффективная форма работы по формированию благоприятного психологического климата коллектива ДОУ

Тренинг как эффективная форма работы по формированию

благоприятного психологического климата коллектива ДОУ

Л. И. Пузанова, педагог-психолог г. Железногорск

Н. В. Жаворонок, педагог-психолог г. Железногорск

Публикация «Тренинг как эффективная форма работы по формированию благоприятного психологического климата коллектива ДОУ» размещена в разделах

Педагогический коллектив-это сложная социальная система, где формирование и совершенствование морально-психологического климата является одним из важных условий для повышения качества образовательного процесса. Ведь успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых организованность, профессиональная и коммуникативная компетенции, толерантность, нацеленность на результат и другое.

Благоприятный психологический климат в коллективе педагогов складывается с учетом специфики профессиональной деятельности, оказывающей существенное влияние на личностное развитие педагогов, характер внутригрупповых взаимоотношений в коллективе, на формирование и развитие у педагогов личностных свойств и качеств, которые способствуют построению конструктивных межличностных отношений, которые определяют его основное настроение. Климат можно считать благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, доверия, заботы о каждом, когда все члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая, опираясь на самоконтроль и неся ответственность за дело, чувствуют причастность ко всему происходящему и активно вступают в общение.

Межличностные отношения на работе оказывают большое влияние на эмоциональное состояние человека. Для каждого человека важно, с каким настроением он идет на работу, легко ли ему общаться с коллегами, выполняя свои должностные обязанности, важно, насколько продуктивной и качественной будет его работа. Все это зависит от благополучия эмоционально-психологического климата в коллективе, от его сплоченности, как степени единства коллектива, проявляющейся в единстве мнений, убеждений, традиций, характере межличностных отношений, настроений и др., а также в единстве практической деятельности. Ведь только сплоченный коллектив может добиться многих вершин и побед.

Благоприятный психологический климат в коллективе ДОУ, его сплоченность обеспечиваются посредством организации последовательного и целенаправленного управленческого и психолого-педагогического воздействия, направленного на формирование у педагогов таких личностных свойств и качеств, которые способствовали бы построению конструктивных взаимоотношений между ними.

Одной из эффективных форм психолого-педагогического воздействия, направленной на сплочение коллектива дошкольного образовательного учреждения, осознание каждым участником своей роли, функции в коллективе, является тренинг.

В своей статье хотелось бы остановиться на одном из таких тренингов, проведение которого способствовало сплочению педагогического коллектива, построению эффективного командного взаимодействия и приобретению опыта позитивного общения педагогов нашего ДОУ.

Тренинг “Наша сила в единстве”

Задачи тренинга :

- формировать благоприятный психологический климат, чувства общности и целостности коллектива;

- развивать умение работать в команде;

- помочь осознать каждым участником своей роли, функции в группе;

- повысить коммуникативную компетентность педагогов;

-способствовать самопознанию и приобретению опыта позитивного общения.

Необходимые материалы для тренинга :

- листы формата А-4 по одному на каждую пару участников;

- фломастеры;

-карточка-подсказка с алгоритмом комплимента;

-игрушки для упражнения «Пчелы и змеи» (ящерица и бочонок);

-карточки с вопросами для игры «Ассоциация» для каждой микрогруппы (6 шт);

-магнитная доска, магниты;

-шаблон сердца (на ватмане);

-заготовки листов в форме сердечек красного цвета (на каждого участника);

- спокойная музыка для создания эмоционального фона;

Участники: педагоги ДОУ.

Ведущие: педагоги-психологи.

Ход тренинга.

1-й ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги!

2-й ведущий: Мы рады видеть вас на нашем тренинге “Наша сила в единстве”.

1-й ведущий: Эпиграфом к сегодняшней встрече мы выбрали стихотворение «Свободный разговор» :

2-й ведущий: Поговорим?

1-й ведущий: О чем?

2-й ведущий: О разном и о прочем.

1-й ведущий: О том, что хорошо,

И хорошо не очень.

2-й ведущий: Чего-то знаешь ты.

А что-то мне известно.

1-й ведущий: Поговорим?

2-й ведущий: Поговорим.

Вместе: Вдруг будет интересно!

Упражнение-приветствие № 1: «Здороваемся локтями»

Цель: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.

2-й ведущий: Как известно, любая встреча начинается с приветствия. И для того, чтобы поприветствовать друг друга, я приглашаю вас выйти в центр зала. В каждом обществе, у различных народов приняты свои правила и жесты приветствия, так, например, в Индии- это легкий поклон, ладони сложены перед лбом, в Германии-простое рукопожатие и взгляд в глаза, традиция эскимосов- потереться друг об друга носами. И я сегодня предлагаю вам поздороваться с коллегами необычным способом : все участники рассчитываются на 1, 2, 3. Участники с №1 складывают руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; №2 – упираются руками в бедро, чтобы локти тоже были направлены в стороны; №3 – держат сложенные крест-накрест руки на груди, при этом локти развернуты в стороны. После того, как участники примут исходное положение, им предлагается по сигналу (под музыку) поздороваться как можно с большим количеством присутствующих, сказав при этом: «Привет, как дела» и коснувшись друг друга локтями.

2-й ведущий: Здорово, вот мы с вами и поприветствовали друг друга. Какие чувства вы испытывали во время приветствия? (ответы участников)

Упражнение № 2: «Комплименты»

Цель: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

1-й ведущий: А теперь мы будем говорить друг другу комплименты, соответствующие личностным качествам собеседника. Выберите себе партнера для выполнения задания (педагоги делятся парами, выстраиваются друг напротив друга). Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

- Людмила, ты такой отзывчивый человек!

- Да, это так! А еще, я добрая! А у тебя, Наталья, очень красивые глаза!

- Да, это так! А еще я… (добавляется положительное качество).

1-й ведущий задает вопросы:

-Легко ли было справиться с заданием?

- Что было легче: делать комплименты, получать их или хвалить себя? (ответы участников)

Упражнение № 3«Самолетик»

Цель: формирование навыков сотрудничества, умения взаимодействовать с партнером.

2-й ведущий: А теперь предлагаем вам поделиться на пары. Пары участников берут друг друга за руку и свободными руками делают бумажный самолетик, не прибегая к помощи другой пары рук. На изготовленных самолетах пишем проблемы лично нашего коллектива ДОУ или просто коллектива, которые могут мешать слаженной работе, сплоченности коллектива и отпускаем самолетик в полет.

2-й ведущий задает вопросы:

- Вы довольны результатом работы своей пары?

-Легко ли было справиться с заданием?

-Какие факторы оказывали влияние на успешность выполнения задания? (пытались договориться друг с другом, распределить, кто, что будет делать и выполняли задание сообща)

-Какие выводы вы сделаете из упражнения?

2-й ведущий: Результат нашей работы во многом зависит от единства цели, умения договариваться, находить компромиссные решения, поддержки друг другом, т. е. от слаженности и сплоченности команды.

Упражнение № 4: "Пчелы и змеи"

Цель: формирование навыка командной работы, сотрудничества со всеми участниками группы.

1-й ведущий: Я хочу предложить вам сыграть в игру под названием "Пчелы и змеи". Для этого нужно разбиться на две примерно равные группы. Те, кто хочет стать пчелами, отойдите к окнам, кто хочет играть в команде змей, подойдите к стене, напротив. Каждая группа должна выбрать свою королеву (команды выбирают королеву, ей надевают соответствующий наголовник). А теперь я расскажу вам правила игры. Обе королевы выходят из зала и ждут, пока их не позовут. Я спрячу два предмета, которые королевы должны разыскать в зале. Королева пчел должна найти "мед" - вот этот бочонок (демонстрация игрушки). А королева змей должна отыскать "ящерицу" (демонстрация игрушки). Пчелы и змеи должны помогать своим королевам. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчелы должны жужжать. Чем ближе их королева подходит к "меду", тем громче должно быть жужжание. А змеи должны помогать своей королеве шипением. Теперь пусть королевы выйдут, чтобы можно было спрятать "мед" и "ящерицу". Пчелы и змеи могут занять свои позиции. Внимательно следите за тем, на каком расстоянии от цели находится ваша королева. Тогда вы легко сможете ей помочь: громко жужжать или шипеть при ее приближении к цели и тихо - при его удалении. Пожалуйста, помните: во время игры вы не имеете права разговаривать.

1-й ведущий: Как вы считаете, почему одна команда справилась с заданием успешнее, чем другая? Что этому помогло? Какие действия участников? (ответы участников)

Игра № 5: «Ассоциации»

Цель: расширение взаимодействия интеллектуальных и эмоциональных функций всех участников тренинга, активизация рамок ассоциативного мышления.

2-й ведущий: Мы предлагаем вам принять участие в игре «Ассоциации». Эта игра помогает взглянуть на себя со стороны и узнать, какими чертами характера мы обладаем. Возможно, мы даже не подозреваем, что в нас есть такие черты!

Выбирается водящий. В нашем случае их будет два. Они выходят на время из зала. Оставшиеся участники «загадывают» одного из присутствующих в зале человека. Затем каждая микрогруппа (участники за одним столом) обсуждают и дают характеристику данному человеку, согласно заданий на карточках (по 5-6 ассоциаций) : если бы этот человек был деревом (домом, цветком, погодой, книгой, птицей, то каким (какой? Участники думают, стараясь представить себе этого человека, и подбирают по несколько ассоциаций. Затем приглашаются водящие и еще раз задают данные вопросы, выслушивают ответы (ответы групп располагаются на доске, стараются понять, кому же из присутствующих подходят эти определения и называют данного человека.

2-й ведущий:

-Справились ли мы с данным заданием?

-Что помогло водящим отгадать нужного участника? (точная, четкая, совместно подобранная ассоциация, а также совместное выполнение задания водящими, ведь как говорится: «Один в поле не воин»)

Игра № 6«Сердце коллектива»

Цель: помочь осознать и принять каждому участнику тренинга себя, как часть коллектива; формировать положительный эмоциональный настрой на дальнейшую совместную работу.

1-й ведущий: На ватмане у нас нарисован контур большого сердца.  Это сердце нашего коллектива. Но оно пока еще пустое, не заполненное, можно сказать, безжизненное. Пока еще не слышен звук сердцебиения. Давайте же наполним это сердце: на маленьких сердечках напишем позитивные пожелания своим коллегам, озвучим их, а затем прикрепим их к контуру большого сердца (звучит спокойная музыка, педагоги выполняют задание)

Теперь сердце коллектива заполнено и может биться в унисон с вашим.

2-й ведущий: Итак, уважаемые коллеги, наше мероприятие подходит к концу. И подводя его итоги, хочется узнать у вас, какие чувства вы испытывали во время проведения тренинга? Работали ли мы сплоченно, вместе, чувствовали ли вы себя частью нашей команды? (ответы участников)

1-й ведущий: Только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед, чего мы всем нам и желаем!

2-й ведущий: Спасибо за участие, нам было очень интересно и приятно прожить этот тренинг вместе с нами. И кто считает свое участие в данном тренинге полезным и успешным, пусть наградит себя аплодисментами (общие аплодисменты).

Публикации по теме:

Флешмоб «Три цвета праздника» ко Дню флага России как эффективная форма воспитательной работы с детьми дошкольного возрастаФлешмоб «Три цвета праздника» ко Дню флага России как эффективная форма воспитательной работы с детьми дошкольного возраста Флешмоб "Три цвета праздника" ко Дню флага России,как эффективная форма воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. В настоящее.

Образовательный комплекс «Как стать Неболейкой» как форма образовательной работы с детьми по формированию ЗОЖОбразовательный комплекс «Как стать Неболейкой» как форма образовательной работы с детьми по формированию ЗОЖ Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Крепкое здоровье является предпосылкой к эффективному труду, творческой активности, к полному.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Мастер–класс для учителей литературы «Литературный клуб как эффективная форма работы с одарёнными детьми» Одной из важнейших проблем современной школы является совершенствование индивидуальных, творческих способностей обучающихся, что предполагает.

Психологический тренинг для сплочения коллектива «Мой идеальный коллектив» Цель: сплочение педагогического коллектива и построение командного вза-имодействия. Задачи: формирование благоприятного психологического.

Развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работыРазвитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работы Как часто недооценивается роль положительных эмоций в развитии ребенка-дошкольника! А ведь если малыш смотрит на жизнь добрым, открытым.

Квест-игра как эффективная форма организации работы с детьми старшего дошкольного возраста На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их.

Тренинг для коллектива ДОУ на развитие сплоченности. Тренинг для коллектива ДОУ на развитие сплоченности. Я работаю в детском саду воспитателем и по совместительству психологом. На одном из.

Тренинг для учащихся 4 класса «В каждом человеке — солнце…» в рамках месячника психологического здоровьяТренинг для учащихся 4 класса «В каждом человеке — солнце…» в рамках месячника психологического здоровья В октябре, в рамках месячника психологического здоровья в 4 классе прошёл тренинг «В каждом человеке – солнце…»В процессе тренинга ребята.

Выставка совместного творчества — эффективная форма взаимодействия детского сада с семьями воспитанниковВыставка совместного творчества — эффективная форма взаимодействия детского сада с семьями воспитанников Выставка семейного творчества – традиционное мероприятие в детских садах. Во-первых, выставки – это не самоцель. В группе используются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг как эффективная форма работы по формированию благоприятного психологического климата коллектива ДОУ
Опубликовано: 23 августа 2022 в 11:21
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД