Елена Клеймуш
Тренинг педагогического мастерства
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг педагогического мастерства.
Цель тренинга : развитие позитивных установок, эмпативных способностей, активности педагогов, способности к саморегуляции своего поведения. Развитие способности к пониманию и принятию ребенка.
1. Обсуждение правил тренинга.
Правило доверительного стиля (единая форма обращения)
«Здесь и теперь» (обсуждение чувств)
Правило недопустимости непосредственных оценок человека.
Правило конфиденциальности.
Публикация «Тренинг педагогического мастерства» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Правило персонификации высказывания.
Правило позитивных установок.
2. «Приветствие» На 2 хлопка в ладоши проговорить дважды первый слог своего имени, на 2 хлопка по коленям - имя соседа слева.
3. «Активное слушание» - одно из условий эффективного общения. Цель: дать понять, что вы слышите.
При «Активном слушании» ВАЖНО: Если вы хотите послушать ребенка, повернитесь к нему лицом. Глаза в глаза. Ваше положение и поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать. Если ребенок расстроен или огорчен, не задавайте вопросов. Ваши высказывания должны звучать в утвердительной форме. Вопрос не отражает сочувствия. В беседе важна пауза. После вашей реплики лучше всего помолчать. Пауза помогает ребенку разобраться в своих переживаниях. В ответе полезно иногда повторить что, как вы поняли, случилось с ребенком, а потом обозначить его чувство.
Типы автоматических ответов – помех активного слушания:
Приказ, команда. (А ты не жалуйся! Как хочешь, так и налаживай) Предупреждения, предостережения, угрозы. (Если я еще увижу) Мораль, нравоучения, проповеди. (Сколько раз я тебе говорила) Советы, готовые решения. (А ты на него внимания не обращай.) Доказательства, логические доводы, «лекции». Критика, выговоры, обвинения. (На что это похоже! Все из - за тебя) Похвала. В похвале всегда есть элемент оценки. (Ты у нас самый) Обзывание, высмеивание. (Какой же ты лентяй) Догадки, интерпретация. Выспрашивание, расследование. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. Отшучивание, уход от разговора.
Практические упражнения:
Не буду игрушки убирать!
Я сегодня первый оделся!
Я не понял как лепить ежика, а все смеялись.
Мне бабушка подарила Барби!
Вы всегда Ваню хвалите, а меня не любите!
Я научился сам завязывать шнурки!
Меня Маша ударила!
Я плохой! Меня всегда только ругают!
Я такой замок построил!
Я не хочу в детский сад, я хочу к тебе на работу!
Не буду я есть эту кашу!
Мы с Сашей поссорились.
Не надену я эту уродскую шапку!
Я бежал за воробьями и нечаянно упал в грязь.
4.«Зеркальное отражение суждений партнера» (позитивное восприятие)
В парах: один описывает отрицательные стороны ситуации, второй выделяет положительные аспекты этой ситуации.
Ребенок заявляет: «Я сам хочу идти через дорогу!»
Вы уличили ребенка в том, что он сказал неправду.
Вы собрались в гости, ребенок вышел на улицу и упал в грязь.
Вы узнали, что ребенок взял чужое.
Ребенок кричит: «Хочу сидеть на диване один!»
Ребенок не хочет идти домой, балуется, прячется от родителя.
Один ребенок ударил другого.
Один ребенок обозвал другого плохими словами
Вы в который раз зовете ребенка за стол. Он отвечает «сейчас» и продолжает играть.
У вас важный разговор с воспитателем. Ребенок то и дело его прерывает.
Вы входите в комнату и видите ребенка сидящим на подоконнике открытого окна.
Вы только что вымыли пол, ребенок прошел и наследил.
Ребенок убирал игрушки, но снова начал играть. Теперь еще больший беспорядок.
У вас очень важный телефонный разговор, ребенок рядом канючит, чтобы вы почитали ему книгу.
5. Теперь поговорим о наших собственных чувствах. Мы с вами тоже волнуемся, сердимся, устаем и обижаемся. Нам тоже бывает трудно с детьми. Итак, если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом. Более 90% информации о нашем внутреннем состоянии передается через «несловесные» сигналы (поза, интонация, жесты, выражение лица и глаз). Поэтому не стоит скрывать чувства. Но когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о ребенке, не о его поведении.
- Ребенок собирал конструктор, затем стал бросать детали в цели. Это превратилось в увлекательную игру. В результате – разбросанные по всей комнате детали. Вы раздражены и сердиты.
«Мне не нравится, когда бросают игрушки. Мне неприятно видеть повсюду неубранные игрушки».
Нужно использовать безличные предложения, неопределенные местоимения, обобщающие слова: «Мне не нравится, когда за стол садятся с грязными руками».
Если вы приходите в ужас при виде того, что один ребенок бьет по голове другого, то вам следует выразить силу этого чувства. Фраза: «Мне не нравится, когда мальчики так делают», здесь не подходит. Ребенок почувствует фальшь. «Я прихожу в бешенство, когда дети так обижают друг друга. Мне страшно от того, что мальчик может избить своего друга».
Практические задания те же.
6.«Достоинства» (позитивное самосознание).
Проводится по типу «Снежного кома», по часовой стрелке участники называют свое достоинство и повторяют все предыдущие с именами участников.