Получи документы

Тренинг «Развитие толерантности в подростковом возрасте»

Анна Сухушина
Тренинг «Развитие толерантности в подростковом возрасте»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №25 г. Томск

Педагог-психолог Сухушина Анна Александровна

Сценарий: Тренинг : «Развитие толерантности в младшем подростковом возрасте»

Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно

включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает

Публикация «Тренинг „Развитие толерантности в подростковом возрасте“» размещена в разделах

различные социальные роли. Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном развитии человека. Глобальная жизненная ориентация подростка зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества - значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле. Одна из главных задач предлагаемого тренинга - сделать понятие "толерантность" близким и ясным для каждого участника группы. В ходе тренинга подростки, работая с понятием "толерантность", открывают его новые грани и аспекты.

Для успешного формирования толерантных установок на уровне личности важно знать, в чем заключаются основные различия между толерантной и интолерантной личностями. Психологи считают, что интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить ответственность на окружение, высокой тревожностью, потребностью в строгом порядке, желанием сильной власти. Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания – важнейшая ценность толерантного общества и черта толерантного человека. В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином "эмпатия". Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого.

Актуальность проблемы формирования толерантного отношения в подростковой среде обусловлена целым комплексом причин различного характера, среди которых мы выделяем следующие.

Во-первых, мировое сообщество призывает придерживаться толерантных взглядов по отношению к «образу другого». 16 ноября 1995 г. была представлена Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО. Из нее следует, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Толерантность означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим».

Во-вторых, министерство образования и науки РФ предъявляет определенные требования по отношению к выпускникам школ. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования от 15.02.2011 г., к числу личностных результатов освоения основной образовательной программы авторы документа относят «сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения».

В-третьих, ведущим видом деятельности в подростковом возрасте становится общение со сверстниками. Это выражается в сознательном экспериментировании с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний). Особенное значение приобретает важность построения отношений на толерантной основе.

Исходя из вышесказанного, создание комплекса тренинговых упражнений для подростков, направленного на формирование толерантности, представляется актуальным видом деятельности педагога-психолога.

Цели тренинга : ознакомить подростков с понятиями "толерантность" и "толерантная личность", критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости, показать значение толерантного поведения при взаимодействии с людьми, а также в различных жизненных сферах.

• Дать участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.

• Стимулировать потребность в самопознании и познании особенностей окружающих.

• Обучение различным способам выхода из конфликтных ситуаций, выражению своих чувств и переживаний без конфликтов и насилия;

Развитие социальной восприимчивости, доверия, умения выслушивать другого человека, способности к сочувствию и сопереживанию;

Развитие коммуникативных навыков в процессе межличностного общения;

• Обучение толерантному поведению в межэтнических отношениях;

• Сформулировать представления о «факторе объединения» данной группы.

1. Вводная часть. Знакомство.

Участник говорит свое имя и два качества – одно качество, которое ему помогает в общении, и другое, которое мешает. Второй человек, сидящий рядом с ним в кругу по часовой стрелке, повторяет все, что сказал первый, то есть его имя и два качества, а затем говорит о себе. Третий человек повторяет слова первого, второго, а затем говорит о себе. Далее все повторяют слова только двух предыдущих участников. После знакомства можно обсудить, что было труднее: говорить о себе или повторять за другими.

Далее озвучивается цель тренинга.

Другой вариант знакомства: участники по очереди представляются и называют прилагательное, которое олицетворяет одну из черт своего характера, которая начинается с первой буквы имени. Второй человек называет имя и прилагательное первого. И так до конца круга. Последний человек называет все имена и все прилагательные.

Далее участники получают бейджи, где пишут свое имя. Бейджи прикрепляются к одежде на видное место.

На данном этапе задаются вопросы о состоянии участников и выполняется 3-5 разминочных упражнений. В начале занятия необходимо почувствовать группу, в этом помогут вопросы: «Как вы себя чувствуете?», «Что нового (необычного, плохого) произошло в последнее время?», «Назовите одно хорошее и одно плохое событие, которое произошло накануне нашей с вами встречи?»

Упражнение 1. «Найди свою пару».

Все встают в круг. Тренер дает задание : «Сейчас опустите головы вниз. Как только я начну считать до трех, то на счет «раз» вы должны будете поднять голову и взглядом найти себе пару, а на счет «три» одновременно показать друг на друга руками».

Тренер играет, если в группе нечетное количество игроков. Упражнение повторяется три раза. Каждый раз необходимо найти себе новую пару.

Упражнение 2. «Сигнал».

Участники стоят к кругу достаточно близко и держатся за руки: одна рука спрятана за своей спиной, а другая – за рукой соседа. Ведущий, легко сжимая руку соседа, посылает сигнал, состоящий из последовательности «точек» и «тире». Участники стараются как можно более четко воспроизвести последовательность и передать ее соседу. В итоге, сигнал должен прийти отправителю, который вслух делает вывод о правильности передачи. Всего посылается 3 сигнала.

Упражнение 3. «Пересядьте те, кто».

Все сидят в кругу, в центре один водящий (сначала это педагог-психолог). Один стул убирается, а стоящий в центре круга говорит: «Сейчас пересядут все те, кто.» и задается условие, относящееся к большинству сидящих. Например, пили сегодня кофе, не выспались, ехали в маршрутке, в черной обуви… Все участники, к которым подходит этот признак, должны быстро встать и пересесть на другое освободившееся место. Нельзя оставаться на месте, если это к вам относится, нельзя садиться на места справа и слева. Тот, кто остался без места, становится водящим и задает следующее условие. Условия могут быть продуманы заранее педагогом-психологом и представлены на карточках, предназначенных для ведущего.

Упражнение 4. «Стая».

Все встают в круг, педагог-психолог по кругу на ухо каждому говорит, каким он будет животным. Лучше выбирать животных одного вида (например, птицы). Количество животных подбирается в зависимости от числа участников. Хорошо, когда в одной стае три-четыре человека. Далее дается задание для участников: без слов, без звуков все должны сообщить о том, какое они животное и найти свою стаю. Например, педагог-психолог идет по кругу и говорит на ухо участникам: «Ты – утка, ты – курица, ты – орел, а ты – ворона», а потом сначала: «Утка, курица, орел, ворона». И так до конца круга. Затем дается команда к началу игры. Сначала все собираются в одну стаю. А затем начинают видеть отличия и переходить от одной стаи к другой. Когда все разобрались, то можно спросить, кто есть кто.

Упражнение 5. «Круг доверия».

Группа выстраивается в большой круг. Участникам предлагается закрыть глаза, а руки держать на уровне груди ладонями наружу. Участники должны одновременно медленно перейти с одной стороны круга на другую. В середине круга возникнет путаница, но если каждый сориентируется в ситуации, то сможет выполнить задание. Сначала продвижение возможно только в медленном темпе. Когда группа успешно справится с заданием, участники могут повторить эксперимент, попытавшись двигаться немного быстрее. Чем быстрее они идут, тем осторожнее приходится быть. По окончании выполнения каждого упражнения происходит обсуждение и рефлексия.

2. Основная часть.

Упражнение 1. «Двадцать «Я».

Каждому участнику дается лист бумаги (разных цветов) и ручка. В течение 10 минут подростки дают 20 ответов на вопрос: «Кто ты?». Каждый ответ должен начинаться местоимением «Я». Можно использовать черты характера, интересы, чувства для описания себя. Затем листки вывешиваются на доску и участники читают характеристики друг друга. В этом случае вверху листа должно быть написано имя и первая буква фамилии. Возможен второй вариант: листки прикалываются на грудь и участники подходят друг к другу. Обсуждение.

Упражнение 2. «Пять добрых слов».

Каждый участник обводит свою руку на листе бумаги и на ладошке пишет свое имя. Затем передается свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из «пальчиков» полученного чужого рисунка вы пишете какое-нибудь привлекательное, на ваш взгляд, качество ее обладателя (например, «Ты очень добрый», «Ты всегда заступаешься за слабых», «Мне очень нравятся твои стихи» и т. д.). Другой человек делает запись на другом пальчике и т. д., пока лист не вернется к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, автор получает рисунки и знакомится с «комплиментами». Обсуждение.

Упражнение 2. «Мои лучшие качества и достижения».

Психолог чертит на доске таблицу. Участники заполняют ее в течение 10 минут на индивидуальных бланках. «Мои лучшие качества» : в эту колонку записываются черты или особенности характера, которые особенно в себе нравятся и составляют сильную сторону. «Мои достижения» : в этой графе обозначаются достижения в любой области. Далее участники по желанию делятся своими качествами и достижениями. Обсуждение.

Упражнение 3. «Моя индивидуальность».

Подростки пишут о каких-то трех признаках, которые отличают их от всех остальных участников группы: внешний вид, одежда, умения, какие-либо достижения. После того как задание выполнено, записи собираются, зачитываются вслух психологом, а остальные члены группы отгадывают, кто является автором тех или иных утверждений. Обсуждение

Упражнение 4. «Толерантная личность».

Психолог распространяет среди участников группы раздаточный материал, который представляет собой лист формата А4, разбитый на три колонки: в первой перечислены черты толерантной личности (дружелюбие, умение прощать обидчика, терпение, чувство юмора, чуткость, доверие, способность помочь товарищу в трудную минуту, терпимость к «образу другого», умение контролировать свои слова и поступки, доброжелательность, любовь к животным, любовь к людям, умение слушать, любознательность, способность сочувствовать другому человеку) вторая и третья – пустые. Далее участники в колонке «А» ставят «+» напротив тех трех черт, которые, по их мнению, у них наиболее выражены; «-» напротив тех трех черт, которые у них наименее выражены. Затем в колонке «В» ставят «+» напротив тех трех черт, которые наиболее характерны для толерантной личности. Этот бланк останется у участников мини-тренинга (о чем заранее сообщается). Обсуждение.

3. Заключительный этап. Обсуждение и анализ итогов работы группы. Закончить тренинг можно следующей притчей: «Решил Раби изменить мир. Но мир такой большой, а Зуси маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город – такой большой, а он – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким – самого себя.

Библиографический список:

1. Декларация принципов толерантности [Текст] // Век толерантности : Научно-публицистический вестник. – М. : Изд-во МГУ, 2001г.

2. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения [Текст] Пер. с нем. / К. Фопель. – М. : Генезис, 2006 г.

3. Иванов А. Н. Притчи и истории для тренера и консультанта [Текст] / А. Н. Иванов – СПб. : Речь, 2007. – 192 с.

4. Щеколдина С. Д. Тренинг толерантности [Текст] / С. Д. Щеколдина – М. : «Ось-89», 2004.

Публикации по теме:

День толерантности в старшей группеДень толерантности в старшей группе Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня 16 ноября в нашем дошкольном учреждении прошел День толерантности. Это был итоговый день.

Фотоотчет о проведении Дня толерантностиФотоотчет о проведении Дня толерантности Толерантность. Что это такое? – Если спросит кто-нибудь меня, Я отвечу: «Это все земное, То, на чем стоит планета вся». Международный день.

Конспект занятия «Лоза толерантности»Конспект занятия «Лоза толерантности» Лоза толерантности. Воспитатель первой квалификационной категории Исаева Светлана Анатольевна. Все чаще мы видим, что в нашем обществе.

Международный день толерантности. ФотоотчетМеждународный день толерантности. Фотоотчет 16 ноября - Международный день толерантности. Этот праздник в 1997 году предложила отмечать Генеральная Ассамблея ООН и был провозглашён.

Памятка для родителей «Развитие речи — главное в этом возрасте» В возрасте 2 – 3 лет, ребенок растет, через общение он познает мир. В детском саду детям помогают воспитатели, но дома Вы и только вы: мама.

Профилактика суицидов в подростковом возрасте Особенности профилактики суицида в школьном возрасте Частота суицидальных действий среди молодежи, у нас в России, в течение последних двух.

Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.

Развитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрастеРазвитие связной речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте Развитие связной речи ребёнка - одна из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду. Формирование связной речи, изменение.

Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности»Тренинг для педагогов ДОУ «Развитие эмоциональной готовности педагогов к инновационной деятельности» Цель: Развитие эмоциональной готовности педагога к инновационной деятельности. План. 1. Упражнение «Алексей, апельсин, Амстердам» 2. Разминка.

Тренинг для коллектива ДОУ на развитие сплоченности. Тренинг для коллектива ДОУ на развитие сплоченности. Я работаю в детском саду воспитателем и по совместительству психологом. На одном из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг «Развитие толерантности в подростковом возрасте»
Опубликовано: 25 мая 2020 в 10:47
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.

13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД