Елена Блинова
Тренинг родительской эффективности.
▼ Скачать + Заказать документы
Цель тренинга - обучение родителей адекватным и эффективным формам поведения с детьми с ограниченными возможностями, привлечение родителей к коррекционно - реабилитационному и воспитательному процессу.
Задачи:
- обучение родителей коррекционно-развивающему взаимодействию с ребенком;
- формирование эффективной родительской позиции;
- оказание своевременной психологической и информационной помощи семьям, воспитывающим ребенка -инвалида;
- формирование интереса родителей к личностному развитию ребенка на основе его компенсаторных возможностей;
Публикация «Тренинг родительской эффективности,» размещена в разделах
- формирование позитивного образа ребенка, его будущего через изменение уровня родительских притязаний.
Целевая группа - родители, воспитывающие детей -инвалидов с множественными нарушениями.
Встреча № 1. тема «Безусловное принятие»
1. Информация о тренинге.
2. Правила работы в группе.
- именная карточка
- посещение каждого занятия
- активность
- инициативность
- говорить «в круг»
- высказывать свое мнение, отношение, ощущение
- давать возможность высказаться другим
- существует запрет на обсуждение поведения членов группы за пределами группы
- желательно вести «дневник занятий»
3. «Знакомство с семьей».
- Назовите себя, немножко о своей семье, откуда вы?
- Назовите себя так, как бы вы хотели, чтобы к вам обращались в группе?
4. Разминка «Цветок настроения».
Материал: лепестки из цветной бумаги.
Инструкция: перед вами лежат разноцветные лепестки. Выберите лепесток, который соответствует по цвету вашему настроению и объясните почему. Теперь из выбранныз лепестков мы составим цветок настроения. Группа выкладывает цветок.
5. Упражнение «Поиграем в ассоциации»
Инструкция: «Сейчас я подойду к каждому из вас и попрошу закончить начатое мною предложение.»
1. Мой ребенок мне.
2. Я взяла и поставила ребенка в угол и подумала.
3. В женщине я больше всего ценю.
4. В детстве я однажды.
5. До сих пор помню, как …
6. Это было давно, но я ….
7. Мой идеал мужчины.
8. Была ситуация, когда.
9. Если уж на кого можно положиться.
10. Как здорово, что в моей жизни есть.
11. И, пожалуй, единственное, чего мне не хватает сейчас.
12. Эх, если бы сейчас нашелся.
13. Я человек сильный, но.
14. В моем ребенке есть недостатки, но.
15. Моя любовь к детям.
16. И все таки я часто думаю.
17. Любовь - это.
18. Ребенок для меня.
Обсуждение: какие чувства вызвало это упражнение (по кругу).
6. Упражнение «Нарисовать социограмму».
В круге изобразить кружочками вашу семью. (Обсуждение полученных результатов).
- Как вы думаете, как ощущает себя ребенок в вашей семье?
7. Общий рисунок «Счастливая семья».
Цель - сплочение группы, взаимодействие членов группы.
Условие - рисуем молча.
Рисунок по цепочке, выбор цвета и замысел на усмотрение участника группы.
Обсуждение.
8. Рефлексия.
Каждый участник тренинга высказывает свое мнение, пожелание.
Встреча 2. Тема «О себе».
1.«Мое имя уникальное».
Оно есть у каждого человека,
Оно принадлежит тебе с рождения,
Но ты сам пользуешься им реже, чем другие.
- Это имя.
Напиши в столбик буквы своего имени. Подбери качества, которые тебе соответствуют.
О- обаятельная
Л- ласковая
Ь
Г-гибкая
А- активная
Обсуждение.
2. «Кто я в семье?» (эмоциональная и реалистичная составляющая).
- Ответье на бумаге на вопрос КТО Я? (20 раз)
- КТО Я В СЕМЬЕ?
Семейная роль – это свод неписаных правил и норм поведения каждого члена семьи. Представление о семейных ролях у каждого из нас формируется под влиянием примера родителей, знакомых, эталонов поведения, существующих в различных социальных группах, с помощью средств массовой информации.
- Ответственный за материальное обеспечение – данная роль включает в себя комплекс обязанностей, связанных с обеспечением семьи необходимым уровнем благосостояния.
- Хозяин – хозяйка – реализация этой роли предполагает приобретение продуктов, приготовление пищи, обеспечение уюта, чистоты и порядка, уход за одеждой.
- Организатор семейной субкультуры – формирование ценностей, норм, морали, интересов, увлечений.
- Организатор развлечений – инициатор досуга.
- Роль семейного психотерапевта – оказание помощи при решении личностных проблем.
- Роль любовного партнера - активность в сфере сексуальных отношений.
- Ответственный за уход за младенцем – обеспечение ребенку в первые годы жизни физического и психического комфорта, обязанности, связанные с формированием личности ребенка.
- Роль воспитателя – обязанности, связанные с формированием жизненной позиции ребенка.
Обсуждение: Какие чувства испытали, когда выполняли это упражнение?
3. Упражнение «Круг нашей жизни».
Штриховкой условно разделить круг на 4 части (по 6 частей)
Задание: Изобразите срез одного типичного дня.
Сколько времени у вас уходит:
- на сон
- на работу на производстве
- на общение с друзьями
- на работу по дому
- на общение с детьми
- на общение с супругом
- на досуг в кругу семьи
- на досуг вне семьи
- на одиночество
- на самообразование
Обсуждение:
1. Довольны ли вы тем, как проходит ваш день?
2. Пусть в идеале, но какие границы хотелось бы изменить в этом круге?
3. Что легко и что трудно изменить в вашей жизни?
4. Чего не хватает для верного отражения вашей жизни (музыки, творчества)