Приложение МААМ

Тренинг «Сказочный калейдоскоп» для профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ

Мария Стародубцева
Тренинг «Сказочный калейдоскоп» для профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: снятие эмоционального напряжения, активизация процесса самопознания и взаимопознания у педагогов, формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний педагогов.

Задачи:

• Рассмотреть и апробировать варианты снятия эмоционального напряжения;

• Создать благоприятный эмоциональный настрой, способствующий сплочению педагогического коллектива;

Публикация «Тренинг „Сказочный калейдоскоп“ для профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ» размещена в разделах

• Побуждать участников к анализу своей личной и профессиональной деятельности;

• Совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию

Материалы: билеты, ручки и бумага, колода карт «Предметы».

Ход тренинга.

Ведущий. Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных интенсивных контактов с воспитанниками, родителями, педагог испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в эмоциональном истощении. Часто педагоги находятся в ситуации крайнего эмоционального напряжении. как показывает практика порой это эмоциональное напряжение педагог испытываете не в конце года, а уже в его начале, конечно это связанно со спецификой работы с контингентом с которым мы работаем, а так же с личными переживаниями. Сегодня я попытаюсь помочь восстановить ваши силы, напомнить о важности здоровьесбережения в нашей профессиональной деятельности. Попробуем, используя специальные методы, активизировать внутренние ресурсы личности. Я предлагаю вам посмотреть на себя и коллегу с другой стороны, которая была вам не известна и просто немного расслабиться и отдохнуть.

В любой группе существуют правила, по которым она работает или придерживается. И я предлагаю, ряд определенных правил, можете также и вы предложить свои правила, которых мы будим с вами придерживаться. Правила это нормы, которые значительно сокращают потери времени, позволяют продуктивно работать над собой и помогают достичь главной цели занятия.

Правила групповой работы.

1. Обращаться друг к другу по имени.

2. Принимать себя и других такими, какие они есть.

3. Быть искренними.

4. Избегать оценок друг друга.

5. Активное участие в происходящем.

6. Уважение к говорящему.

7. Каждому члену группы – как минимум одно хорошее и доброе слово.

8. Конфиденциальность всего происходящего в группе.

9. Общение по принципу “здесь и сейчас”.

1. Притча: «РАЗОЧАРОВАННЫЙ УЧЕНИК»

Один человек, вставший на духовный путь, был неудовлетворен методиками, которые дал ему его наставник. Он пришел к своему наставнику и сказал : «Я использую эти методики вот уже десять лет, но все еще не достиг просветления. Научите меня еще чему-нибудь, чтобы я мог скорее продвигаться по духовному пути».

Наставник спокойно улыбнулся и повел ученика к реке. Ученик волновался, полагая, что сейчас узнает новую «методику», с помощью которой добьется просветления.

Когда они пришли на берег, наставник сказал : «Теперь я хочу, чтобы ты склонился над самой водой и всмотрелся вглубь». Когда ученик сделал то, что ему было сказано, наставник обеими руками надавил на голову ученика, погрузил ее под воду и удерживал там целую минуту. Ученик пытался сопротивляться, но наставник крепко держал его.

Наконец наставник отпустил ученика, а тот вынырнул на поверхность, судорожно хватая ртом воздух. Ничего не понимая, ученик глядел на своего наставника безумными глазами. С той же спокойной улыбкой наставник спросил: «Так о чем ты думал там, под водой?»

Ученик выпалил: «Конечно же об освобождении, о том, чтобы глотнуть воздуха».

Тогда наставник спросил: «И у тебя не было никаких других мыслей? Иных желаний?»

«Нет, -- отвечал ученик. - Какие тут могут быть желания - только освободиться, жить».

«Так вот, - сказал наставник, - когда ты так же отчаянно будешь желать просветления, и никаких других желаний у тебя не останется, вот тогда-то ты и станешь просветленным».

Итак, я надеюсь, что здесь собрались люди, которые по-настоящему желают познать себя, желают гармонии как внешней, так и внутренней. Только сегодня, только сейчас и сделать это нам поможет небольшое путешествие в «Сказочный калейдоскоп».

Уважаемые коллеги, чтобы нам совершить погружение в «Сказочный калейдоскоп», необходимо зарегистрироваться и купить билет. Цена билета - одна улыбка. Билет мы сохраняем и его не открываем. Когда это можно будет сделать, я вам скажу. Билеты приобретены, начнем наше погружение. С помощью сказочного портала «Туннеля», мы сможем с вами, переместится в другое измерение, где сможем посмотреть на себя со стороны и узнать о себе что-то новое.

2. Упражнение «Туннель»

Цель: сплочение, умение наладить контакт с окружающими.

Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. На расстоянии друг от друга 35 см. изображая узкий туннель. Один из участников, задача которого пройти сквозь этот тоннель, причем не обманом или хитростью, а напором и физической силой. «Туннель» не имеет права хватать игрока руками и цепляться руками друг за друга.

Есть просто две плотных стены напряженных и прижатых друг к другу тел. Более того, не пуская игрока телами, «Туннель» помогает игроку, подбадривая его громкими криками «Давай!», «Еще!», «Вперед!» и т. д., придающими игроку дополнительные силы.

Чтобы это сильное упражнение не превратилось в простую физическую зарядку, каждый проходящий через «туннель» должен понять, что он хочет найти для себя в этом упражнении, что для него значит это преодоление, какие ситуации в его жизни - этот «туннель», как он собирается использовать в своей жизни полученный опыт.

Заканчивается упражнение обратной связью: сообщением о том, что почувствовала и увидела группа, что она может сказать о человеке и упражнении.

Вы знаете в стране «Познания», не могут находиться больше 20 человек. Нам с вами нужно, срочно посчитаться, но так чтобы ник то не узнал что мы ведем счет.

3. упражнение “Порядковый счет”.

Цель: установить зрительный контакт со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит “один” и смотри на любого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит “два” и смотрит на другого.

Как чудесно, что наше количество не превышает дозволенного. Можно отправляться дальше.

Как правило, у персонажей сказок говорящие имена. А как вы думаете, что спрятано в ваших именах? Какой посыл они вам несут? Сейчас мы проведем небольшой эксперимент!

4. Упражнение: «Что в имени спрятано моем»

Цель: осознание каждым участником своего предназначения, поиски положительных ресурсов.

Материалы: ручки и бумага.

Правила проведения игры: Участники рассаживаются по кругу. Каждый участник пишет на листе бумаги свое имя и фамилию, из букв, которых ему предстоит составить новые слова.

Составление новых слов из букв имени/фамилии – задание для разминки. Каждую букву можно использовать сколько угодно раз. С другой стороны, каждое новое слово необязательно должно состоять из всех имеющихся в имени/фамилии букв. Время на выполнение задания: 5 минут.

Спросите членов группы, сколько слов им удалось придумать. Пусть кто-нибудь из участников прочитает получившиеся слова. Этого достаточно для подготовки к замечательному эксперименту, который каждый проведет над своим именем. Для начала буквы имени (теперь фамилия не нужна) записываются в обратном порядке.

Каждая буква – это начало слова, которое участнику предстоит придумать и записать. Последовательно прочитанные, эти слова могут нести важную информацию: некое напутствие для носителя имени. Оно может содействовать тому, что жизнь данного человека примет удачный оборот, потечет счастливо и продуктивно. Как звучит это пожелание?

Кто полагает, что его имя содержит слишком мало букв, имеет возможность попросить дополнительную букву у одного из членов группы.

При этом нельзя требовать определенную букву, нужно принять именно ту, которую согласится «одолжить» другой участник. Когда все запросы относительно дополнительных букв будут удовлетворены, группа может приступить к работе.

На выполнение задания отводится 5 минут. Теперь каждый участник называет себя, зачитывает группе свое перевернутое имя и получившееся напутствие.

Вот мы с вами и получили предсказания, над которыми нужно подумать. И понять их смысл.

Вы как педагоги знаете что, в сказках есть персонажи добрые и злые, скромные и гордые. Педагог это шкатулка, в которой храниться много: опыта, мудрости, уверенности, творчества, но все это мы прячем от посторонних глаз из-за нашей скромности. А ведь для того чтобы нам быть успешными в профессии нам нужна поддержка, понимание как родных так и коллег. И сейчас я предлагаю вам выполнить одно замечательное упражнение, которое назевается «Храбрый заяц», он поможет нам открыться и почувствовать, свою значимость в коллективе. Ведь каждый из нас вкладывает частичку себя в общее дело.

5. Упражнение «Храбрый заяц»

Цель: развитие чувства собственной значимости.

1. Составьте список 5 вещей в своей жизни, которыми вы гордитесь.

2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.

3. Встаньте и скажите всем: “Я не хочу хвастаться, но. ” и дополните словами о своем достижении.

Вопросы для обсуждения:

Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?

Как вам кажется – другие испытывали то же, что и вы, когда выступали? Почему?

Посмотрите, какие мы все разные и уникальные. А все потому-что, педагог имеет, обладает чутким, добрым сердцем.

6. Работа с МАК картами.

Перед вами колода карт «Предметы» посмотрите внимательно на эти карты и выберете ту на которой изображен предмет который похож на вас (может охарактеризовать вашу личность на сегодняшний момент). Прислушайтесь к своему сердцу и выберете подходящую вам карту. А вот теперь задумаемся, почему вы выбрали именно этот предмет, а не что-то другое.

А сейчас посмотрите карту ответьте на вопрос!

Чем это предмет похож на вас?

Что вам в нем нравиться?

Комфортно ли вам в его роли?

Что бы вы хотели в нем изменить?

7. притча «Сент-Экзюпери»

«Мы хотим свободы. Тот, кто работает киркой, хочет, чтобы в каждом её ударе был смысл. Когда киркой работает каторжник, каждый её удар только унижает его, но если кирка в руках изыскателя, каждый её удар возвышает изыскателя. Каторга не там, где работают киркой. Она ужасна не тем, что это тяжкий труд. Каторга там, где удары кирки лишены смысла, где труд не соединяет человека с людьми.

Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы».

Наша с вами жизнь это кинолента и она полна различными сюжетами. Есть такие, о которых вспоминать не охота, о других больно, а есть такие, что запали нам в душу и часто всплывают перед нами и радуют нас. Давайте закроем глаза и поймаем момент из своей жизни, рассмотрим его, какой он для нас. Кто хочет поделиться?

8. Упражнение: «Жизненные кадры».

Цель: проработать личные переживания.

Все когда-нибудь рассуждали о жизни, и вы не исключение. Каждый имеет свой взгляд на жизнь. Я предлагаю вам записать метафору своей жизни!

9. Упражнение: «Метафора моей жизни»

Цель: развитие креативности и эмпатии.

Материалы: листы бумаги, ручки.

Первый этап: «Жизнь – это…»

Все сказки отражают жизнь различных людей, учат нас мудрости, доброте, отзывчивости, смелости. Сегодня мы с вами еще раз в этом убедились. И наша с вами жизнь, тоже своего рода сказка, а мы ее авторы и какой она будет решать нам с вами. А нам пора возвращаться в нашу реальность. Для этого возьмите ваши билеты, они не простые в них заложена мудрость. А теперь прочтите свои притчи, и задумайтесь: «Почему именно она попала к вам в руки»

10. упражнение “Аплодисменты” (ритуал прощания).

Инструкция. Встаньте в круг. Возьмитесь за руки и почувствуйте тепло рук своих коллег. Пусть это чувство тепла сохраниться в ваших душах еще долгое время.

Ведущая начинает хлопать в ладоши и подходит к одному из участников группы. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Рефлексия тренинга :

Помог ли Вам тренинг улучшить эмоциональный настрой, снять напряжение? Что-то изменилось в Вашем ощущении и самочувствии?

Литература:

1. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга / Михаил Ки пнис. — Москва: АСТ, 2014.

2. Сборник упражнений для проведения тренинга по профилактике и преодалению синдрома профессионального выгорания : практикум/сост. : Н. А. Разнадежина, А. И. Шишкина. – Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2016г.

3. Асямов С. В., Пулатов Ю. С. Профессионально-психологический тренинг сотрудников органов внутренних дел : Учебное пособие. – Ташкент: Академия МВД Республики Узбекистан, 2000 г

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

О работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгоранияО работе годового семинара для педагогов ДОУ по профилактике эмоционального выгорания С каждым годом становится всё более актуальным вопрос о синдроме эмоционального выгорания работников, в частности, педагогов. Синдром эмоционального.

Помоги себе сам. Профилактика эмоционального выгорания педагога. Уважаемые коллеги, в последнее время остро стоит проблема сохранения психического здоровья педагога. Исследователи выявили, что педагоги.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Консультация «Синдром эмоционального выгорания воспитателя» Немного из истории Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатором Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики.

Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания»Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг для педагогов и специалистов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания»Цель: профилактика эмоционального выгорания, ознакомление.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов Задачи: 1. Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния.

Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгоранияТренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: познакомить воспитателей с понятием «синдром эмоционального выгорания»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг «Сказочный калейдоскоп» для профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ
Опубликовано: 1 марта 2023 в 13:08
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг «Сказочный калейдоскоп» для профилактики эмоционального выгорания педагогов ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Мария Стародубцева (УИ 2775494) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД