МААМ-картинки

Тренинг «Снятие эмоционального напряжения, или Как разобраться в себе»

Абдрахманова Гульмира
Тренинг «Снятие эмоционального напряжения, или Как разобраться в себе»

Тренинг

Снятие эмоционального напряжения или как разобраться в себе

Цель: Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей и оптимизация отношений к себе и своей личности.

Задачи:

- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;

Публикация «Тренинг „Снятие эмоционального напряжения, или Как разобраться в себе“» размещена в разделах

- Сформировать мотивацию для анализа собственных взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности и как профессионала, осознания их влияния на собственную профессиональную деятельность;

Способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы.

Ожидаемые результаты: овладение умениями и навыками психической саморегуляции.

Материал и оборудование:

• скрепки, булавки - в достаточном количестве; средства создания изображения

(фломастеры, карандаши, ручки);

• сердечки из бумаги разного цвета для изготовления участниками визитных карточек; лепестки «ромашки» для игры «Личность педагога»;

• карточки к упражнению «Объявление»;

Листочки с цифрами (1-7) к упражнению «факторы, способствующие эмоциональному выгоранию»;

• Бланк анкеты «Ваше эмоционально состояние»

• бланки «Обратная связь» (на каждого участника + 3 на запас).

Ход занятия:

Психолог:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Скажите, пожалуйста, какие ассоциации вызывает у Вас слово "работа"

В последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное

«выгорание». Профессиональное выгорание - это неблагоприятная реакция человека на стресс, полученный на работе. Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки.

В области Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным.

В области Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве.

В области Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление

быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться. Этому феномену чаще подвержены все возраста. Одним из главных факторов, вызывающих выгорание является индивидуальная (личностная) характеристика самого профессионала. Лица, предъявляющие непомерно

высокие требования к себе, наиболее подвержены выгоранию. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

Следующая особенность - это склонность к интроверсии, направленность интересов на свой внутренний мир. Внешне это проявляется как эмоциональная закрытость, формализация контактов. Любая ситуация, когда есть необходимость выйти из роли, например, поучаствовать в спортивном празднике или приоткрыться - принять участие в тренинге, вызывает сильную тревогу вплоть до агрессии. Относят к «сгорающим» также «трудоголиков» (кто решил посвятить себя реализации только рабочих целей, кто нашел свое признание в работе до самозабвения). Низкий уровень выгорания имеют педагоги с высокой степенью личностной выносливости - это способность личности осуществлять контроль за жизненными ситуациями и гибко реагировать на различного рода изменения. Педагоги, владеющие активной тактикой сопротивления стрессу, имеют низкий уровень выгорания. Реже "выгорают" оптимистичные

и жизнерадостные люди, умеющие успешно преодолевать жизненные

невзгоды и возрастные кризисы, те, кто занимает активную жизненную позицию и' обращаются к творческому поиску при столкновении с трудными обстоятельствами, владеют средствами психической саморегуляции, заботятся о восполнении своих психоэнергетических и социально-психологических ресурсов. Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надежных друзей и поддержка со стороны семьи.

Психолог:

Как же проявляет себя данный феномен? У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Иногда такие люди сами уходят с работы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми. При «выгорании» происходит психоэнергетическая опустошенность» человека.

(«Индекс психоэнергетической опустошённости»)

Психолог: Мне бы хотелось вспомнить известную притчу:

Притча

"Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее умертвляю, скажет мертвая выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках". Эту притчу Я взяла не случайно. В наших руках возможность создать в такую атмосферу, в которой вы будут чувствовать себя комфортно, вы на 100% ответственны за все события в своей жизни и за плохие и за хорошие. Рассматривая поведенчиские проявления, то есть симптомы «выгоравния» можно увидеть связь этого феномена со стрессом. Проявляются все три фазы стресса

- Нервное напряжение

- Сопротивление

- Истощение

Психолог:

А теперь давайте на практике рассмотрим феномен выгорания и его причины.

Но для начала нам необходимо рассмотреть правила работы в группе.

Психолог:

На нашем занятии необходимо принять правила работы нашей группы (участникам раздаются листочки с правилами)

Психолог:

Давайте познакомимся (всем участникам раздаются бумажные сердечки). Я предлагаю вам написать своё имя, как нравится и хочется, чтобы к вам можно было обратиться и прикрепить его к одежде (участники пишут и закрепляют сердечко на своей одежде)

Приветствие «Смысл моего имени» Когда сердечки закреплены, всем по очереди предлагается назвать своё имя и рассказать историю его происхождения.

Игра «Поменяйтесь местами.»

Педагог:

Для того, чтобы немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию, предлагаю поитрать.

Меняются местами, например, те кто: -любит свою работу и любит яблоки; -работает в образовании более 10 лет и мечтал быть педагогом с детства;

Таким образом, участники «перетасовываются».

Анкета

«Ваше эмоционапьное состояние»

1. Часто ли вы испытываете недомогание, бессонницу, усталость?

2. Бывают ли у вас приступы раздражения и гнева?

3. Бывает ли у вас чувство вины перед детьми, коллегами, близкими?

4. Есть ли У вас желание пораньше уйти с работы?

5. Испытываете ли вы желание уклониться от работы?

б. Чувствуете ли вы защищенность на своем рабочем месте?

7. Случалось ли вам чувствовать, что вы устали после отпуска (выходных) больше, чем до него?

8. Довольны ли вы уровнем своей заработной платы?

9. Думаете ли вы, что ваша профессия важна и значима в обществе?

10. Часто ли ваша работа вызывает у вас эмоциональное напряжение?

Если ответ «да» встречается 4 и более раз, Вам стоит, задуматься о том, что стресс отнимает у вас слишком много сил, ресурсов, а значит - здоровья, нужно поучиться бороться со стрессом.

Упражнение «Личность педагога»

Педагог:

Я предлагаю разделиться на (4) группы. Каждой группе предлагается на лепестках «ромашки» составить портрет идеального педагога. Результатом вашей работы должен стать список качеств, которые являются, по-вашему, неотъемлемой характеристикой педагога. Каждая группа по очереди зачитывает качества. А теперь пусть каждый из вас подумает, каких у него нахватает качеств и что сделать для того, что бы их в себе развить. На это задание отводится 5 минут.

Психолог:

Теперь давайте обсудим.

• С чем в списке предыдущей подгруппы вы согласны?

• Что вы добавляете в этот список? Итогом групповой дискуссии должен стать список качеств идеального педагога, удовлетворяющий всех участников. Выделение трёх наиболее значимых качеств.

5. Упражнение «Объявление»

Психолог:

В течение 5 минут каждая подгруппа должна составить объявление о своих услугах, которое отражало бы профессиональную уникальность и включало нечто такое, чего не может предложить другой специалист. 3атем это объявление зачитывается перед всеми. Мы можем задавать любые вопросы по содержанию объявления, для того чтобы удостовериться, действительно ли стоит воспользоваться данной услугой.

Упражнение «Факторы»

Психолог:

Я предлагаю вам погрузиться в сказку, и отправиться в путешествие. Оно будет довольно опасным. Все хотят узнать факторы, способствующие эмоциональному выгоранию? Я предлагаю отправиться в путешествие к старцу, который знает ответы на все вопросы, чтобы попасть к нему, нужно пройти трудный и опасный путь, дойдя до конца, мы узнаем ответ на ваш вопрос, какой же фактор является главным.

- Вы готовы идти?

- Ну, тогда вперед!

- У нас с вами есть крепкая обувь, рюкзак

с продуктами и 7 факторов.

1. Отправляемся в путь. Идем лесом пешком по дороге, заходим в тайгу, где нет людей, темнеет и вы заблудились, начинаете кричать, аукать и появляется лесник, который готов показать вам путь, но в замен, он просит один фактор. Вы отдаете ему один фактор. Он выводит вас из леса.

2. Вы идете по дороге. Вдруг слышите крик о помощи. Вы выходите на поляну и видите, что разбойники напали на человека, хотите ему помочь, но силы не равны, а разбойники, чтобы отпустить его требуют у вас один фактор. За жизнь человека Вы отдаете один фактор.

3. Вы идете дальше, выходите из леса и перед вам на пути встречается бурная, глубокая река, вы пытаетесь найти брод, но не находите его. Но в далике видите паромщика, вы просите его перевести вас, но за это он просит еще один фактор.

4. Переплыв реку вы заходите в лес Идете по лесу и чувствуете, что ваша цель уже близка и скоро дойдете, до старца который скажет вам как преодолеть эмоциональное выгорание. Неожиданно из чащи леса на вас нападает огромный медведь. Вы вступаете в борьбу за свою жизнь, но силы ваши иссекают и вы понимаете, что с медведем вам не справиться, и начинаете звать на помощь. Появляется человек, которого вы спасли от разбойников, но он не такой человеколюбивый и бескорыстный как вы, чтобы помочь вам он требует от вас один фактор.

5. Вы идете дальше, выйдя из леса, вы идете по дороге к старцу, который знает ответы на все вопросы. Все готовы идти дальше? Никто не хочет остаться? Перед вами три дороги, и вы не знаете по какой вам идти к старцу, возле дороги сидит мужчина, который знает путь и за один ваш фактор он готов указать вам дорогу.

6. Вы отдаете фактор и идете дальше, подходите к высокой и скалистой горе на вершине которой живет старец, который знает ответы на ваши вопросы. Вы устали и измождены и понимаете, что у вас не хватит сил добраться до вершины. И вы видите, что над вами парит орел. Вы обращаетесь к нему, чтобы он поднял вас к старцу. Орел соглашается, но за это он просит у вас еще один фактор.

Поднявшись на вершину, вы заходите в пещеру, в глубине которой сидит очень добрый старец, подойдя к нему, вы обращаетесь к нему с вопросом, что же влияет на эмоциональное выгорание. Старец отвечает на то, что осталось у тебя. Это и есть твой основной фактор, который является причиной всему.

Обсуждение результатов.

Психолог:

1. Появлялось ли У вас желание остановится на полпути?

2. В какой момент вы хотели

остановиться?

З. В чем вы испытали трудности?

4. Заставило ли сегодняшнее занятие вас задуматься о факторах, влияющих на эмоциональное выгорание?

5. Как вы думаете можно ли его избежать? и как?

6. Если бы вам предложили пройти путь еще раз, как вы думаете, выбирали ли вы по другому факторы?

Анкетирование «Обратная связь»

Психолог:

Завершением нашего занятия является заполнение анкеты «Обратная связь» (всем раздаются бланки анкет)

Прощание «Корзина советов»

Психолог:

И в конце нашего тренинга мне бы

хотелось предложить вам корзину советов «Как преодолеть стресс?»

1. Регулярно высыпайтесь,

2. Попробуйте говорить и ходить медленнее.

З. Больше гуляйте на свежем воздухе.

Составляйте список дел на сегодня.

Ставьте перед собой только реальные цели.

6. Выделяйте в день хотя бы один час для себя.

7. УлыбаЙтесь и говорите себе комплименты, смотрясь в зеркало.

8. Расскажите о своих неприятностях близкому человеку.

9. Постарайтесь сосчитать про себя до десяти.

10. Приготовьте чашку тёплого чая из трав, примите тёплую ванну или душ.

11. Избегайте лишних обещаний, оцените свои возможности.

12. Знайте свои подъёмы и спады настроения.

13. Живите сегодняшним днём, не требуйте слишком многого для себя.

14. Вспомните свои ощущения, когда всё было хорошо.

15. Не старайтесь угодить всем - это не реально.

16. Помните, что Вы не одиноки.

17. Будьте оптимистом! Это поможет находить в жизни куда больше радости, чем уныния.

18. Не торопитесь принимать какие-либо решения. Сначала успокойтесь.

19. Примите свою неудачу! у каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

20. Хорошим лекарством от стресса может стать любимая работа.

Правила работы в группе

Говори о том, что происходит в коллективе здесь и сейчас, Всё что ты видишь, слышишь, думаешь или чувствуешь, заслуживает внимания. Говорить только о том, что волнует участников в данный момент, обсуждать только то, что происходит в группе.

Доверительный стиль общения. Называние друг друга на «ты», что психологически уравнивает всех членов группы и ведущего.

Искренность в общении. Говорить только то, что действительно переживается, или молчать; открыто выражать свои чувства по отношению к действиям других участников. Не избегай риска. Пытаясь проникнуть в незнакомое, всегда рискуешь, если будешь' избегать риска, так и останешься в плену уже известного и освоенного; конечно, каждый сам решает, рисковать ему или нет, знай, что без риска любой поиск превратиться в открытие и повторение того, ты уже знаешь и умеешь. Определение сильных сторон личности.

В ходе обсуждения обязательно подчёркивать положительные качества выступившего. Не заставляй других делать то, на что они не могут решиться.

Анкета «Обратная связь»

1. Тренинговое имя участника.

2. Дата занятия.

3. 3. Степень включённости О 1 2 З 4 5 6 7 8910

4. Что мешает тебе быть включённым в занятие?

5. Самые значимые (полезные) для тебя эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем- то разобраться :

6. Что тебе не понравилось на прошедшем занятии? Почему?

7. Твои мысли после этого занятия о себе, о группе.

8. Твои замечания ведущему (по содержанию, по форме занятия и др.) : Продолжительность тренинга 60-65 мин

Абдрахманова Г. И.

КГКП «Детский сад-ясли №32

«акимата г. Павлодара

Педагог-психолог

Публикации по теме:

Картотека детских игр, направленных на снятие психоэмоционального напряжения Картотека детских игр, направленных на снятие психоэмоционального напряжения «Муравей» Цель: снятие эмоционального напряжения. Процедура.

Консультация для родителей «Снятие эмоционального напряжения через игровую деятельность» Малыш, который едва начал ходить, говорить — самая яркая и радостная страница в жизни любого человека. Он тот, ради кого светит солнце,.

Мини-тренинг на снятие эмоционального напряжения перед началом педсовета Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения, посредством группового взаимодействия, сформировать хороший психологический климат с помощью.

Профилактическая памятка по здоровьесбережению «Хромотерапия как средство снятия эмоционального напряжения» Профилактическая памятка по здоровьесбережению «Хромотерапия – как средство снятия эмоционального напряжения». Хромотерапия (цветотерапия).

Тренинг «Путь к себе, или Кто я» Занятие 1. Путь к себе или кто «Я» Длительность занятия рассчитана на 1,5 – 2 часа. Цель занятия: формирование и развитие установки на.

Тренинг по снятию психоэмоционального напряжения педагогов «Легкие, как перышко»Тренинг по снятию психоэмоционального напряжения педагогов «Легкие, как перышко» дравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать и сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми способами снятия психоэмоционального.

Тренинг для педагогов «Снятие эмоционального напряжения» Цель: снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация внутреннего состояния. Задачи: знакомство с новыми способами и методами саморегуляции.

Тренинг для воспитателей «Снятие эмоционального и мышечного напряжения с помощью телесно-ориентированных техник» Цель: обучение приемам снятия психоэмоционального напряжения. Задачи: -повышение уверенности в себе, самооценки педагогов; -проработка.

Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов ДОО «Помоги себе сам» В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагогов в детском саду стала особенно острой. Одна из таких.

Тренинговое занятие «Снятие эмоционального напряжения у педагогов» Тренинговое занятие «Снятие эмоционального напряжения у педагогов» Цель: знакомство педагогов с различными способами регуляции своего эмоционального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг «Снятие эмоционального напряжения, или Как разобраться в себе»
Опубликовано: 9 декабря 2018 в 14:45
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД