МААМ-картинки

Тренинговое занятие «Творческий педагог — креативные дети» (5 фото)

Любовь Семенова
Тренинговое занятие «Творческий педагог — креативные дети»

Цель: развитие способности педагогов находить новые нестандартные (креативные) решения задач; налаживание коммуникативных связей внутри коллектива.

Задачи:

1. Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления.

2. Осознание характеристики креативной среды.

3. Формирование навыков и умений управления творческим процессом.

Материалы: мяч, листы бумаги формата А4, ножницы, карандаши, ручки, фломастеры, маркеры, клей, ватман, газеты, журналы, карточки с изображениями Пятачка, Винни-Пуха, Кролика, Тигры.

Публикация «Тренинговое занятие „Творческий педагог — креативные дети“» размещена в разделах

Предварительная работа: диагностическое исследование творческого потенциала педагогов образовательного учреждения (Приложение 1).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть. Одна из главных составляющих федерального государственного образовательного стандарта, центральная фигура, без которой немыслимо их успешное внедрение в систему образования, – это педагог. Как Вы считаете, какими качествами должен обладать педагог?

Ответы:

• креативный;

• владеющий современными образовательными технологиями;

• эффективно взаимодействующий с семьями воспитанников;

• открытый новшествам;

• мотивированный на работу с детьми;

• способный к личностному и профессиональному развитию.

Без развития креативности и готовности к инновационной деятельности невозможна успешная педагогическая деятельность в наши дни.

Мы, педагоги, как никто другой должны быть креативными людьми. Ведь чтобы развивать в детях творчество, нужно самим быть творческими людьми.

Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни, не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в детях, но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. А как найти новое? По мнению советского кинорежиссёра Сергея Гиппиуса так: «Трудное сделать привычным, привычное – легким, легкое – красивым». Сегодня в ходе тренингового занятия подумайте над собственными рецептами.

Принятие правил работы в группе (активность; искренность; Я-высказывания; конфиденциальность; безоценочность; активное слушание; правило «здесь и сейчас»).

Упражнение на сближение участников группы

Игра-фантазия «Магия нашего имени»

Цель: Упражнение помогает ближе познакомиться участникам тренинга друг с другом, развить умение презентовать себя.

Материалы: мяч.

Время: 10 минут.

Процедура: Участники усаживаются в круг. Предложите игроку, сидящему справа от Вас, назвать свое полное имя. Затем выступающий должен сообщить что-нибудь о своем имени. Он может, например, попытаться ответить на такие вопросы:

• От кого я получил свое имя?

• Есть ли мои тезки среди известных людей?

• Знаю ли я литературных или кино-героев, носящих то же имя?

• Нравится ли мне мое имя? (Если нет, то какое бы имя я хотел иметь)

• Знаю ли я, что означает мое имя?

• Как имя влияет на мое поведение в жизни?

Каждый участник сам решает, что рассказать и как прокомментировать свой рассказ.

Закончив говорить, выступающий передает мяч следующему. Игра идет дальше по кругу против часовой стрелки.

Этапы работы:

I. Этап – разогрев

Упражнение «Перекинь мяч»

Цели: развитие вербального и невербального общения, сближение членов группы. Оно направлено на раскрепощение членов группы, на установление контактов друг с другом и поиск быстрого решения поставленной задачи.

Материалы: мяч.

Время: 2 – 5 минут.

Процедура: Приглашаются желающие. Участники стоят в тесном кругу. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8. Им дается небольшой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Задание несложное, обычно на его выполнение в первый раз требуется примерно по 2 секунды на каждого участника. Упражнение повторяется 3 – 4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до 1 секунды на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь 1 секунду на всю группу.

Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника. Задача решена!

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть – значит подбросить вверх, а потом поймать»). Сплочение группы, обучение координации совместных действий, разминка.

Вопросы для обсуждения:

1. Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?

2. Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?

3. Какие ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы, встречались в жизненном опыте участников, и как удавалось преодолеть эти ограничения?

II. Этап – Основная деятельность

Упражнение «Арка»

Цель: развитие творческих способностей через поиск нестандартного решения поставленной задачи.

Материалы: листы бумаги формата А4, ножницы.

Время: 10 минут.

Процедура: Участники объединяются в команды, получают бумагу формата А4, и им дается задание: изготовить из одного листа арку такого размера, чтобы через нее смог пройти любой из участников или все по очереди. Арка должна состоять из непрерывной полосы бумаги, но пользоваться какими-либо скрепляющими принадлежностями нельзя, в распоряжении участников имеются только ножницы. Продемонстрировать как можно больше способов.

Вопросы для обсуждения:

• Кому сначала казалось, что выполнить упражнение невозможно?

• Часто ли возникают такие ситуации?

• Кто подсказал решение или это коллективное?

III. Этап – Завершение

Упражнение «Творческая жизнь»

Цель: обобщить представление участников о своих творческих способностях и найти свое творческое начало.

Время: 7 – 15 минут.

Материалы: бумага, карандаши, ручки, фломастеры, маркеры, клей, ножницы, ватман, газеты, журналы.

Процедура: Участники объединяются в мини-группы по 5 – 6 человек, и получают задание: сделать с помощью метода коллажирования портрет творческого педагога, определить и записать качества творческого педагога. Сформировать перечень рекомендаций, которые позволят «сделать более творческой собственную жизнь».

Разделение обязанностей в группе: докладчик, секундант, секретарь. Самые светлые волосы, самый длинный каблук, часы на руках.

Обсуждение в группе: разобрать все предлагаемые варианты.

Пример рекомендаций:

• Регулярно выполняйте физические упражнения.

• Овладевайте техникой релаксации и медитации.

• Совершенствуйте уверенность в себе.

• Ведите дневник, делайте зарисовки, пишите стихи, короткие рассказы и песни.

• Читайте художественную литературу, развивающую воображение.

• Задумывайтесь об альтернативных способах использования предметов, с которыми вы сталкиваетесь в повседневности.

• Задумывайтесь о сходстве непохожих друг на друга вещей.

• Посещайте вдохновляющие места.

• Займитесь делами, о которых вы обычно не помышляли.

• Старайтесь быть более спонтанными и общительными.

Тренинговое занятие «Творческий педагог — креативные дети»

Рефлексия. Обратная связь.

Обращаясь к участникам тренинга, расскажите о том, что сегодня было важным и необычным именно для Вас. Придумайте и произнесите пожелание своим коллегам на прощание.

В завершение ведущий предлагает выбрать одну из карточек: Пятачок, Винни-Пух, Кролик, Тигра (Приложение 2).

Литература:

1. Грецов А. Г. Лучшие упражнения для развития креативности. / Учебно-методическое пособие. – СПб. : СПбНИИ физической культуры, 2006. – 44 с.

2. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб. : Питер, 2009. – 448 с. Серия: Мастера психологии.

3. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М. : Генезис, 2002. — 336 с.

4. http://www.ruskid.ru/razkraski/267-ras102.html

Приложение 1

Методика «Способности педагога к творческому саморазвитию» (И. В. Никишина).

Цель методики: изучить способности педагога к творческому саморазвитию в процессе инновационной деятельности.

Вопросы:

1. Я стремлюсь изучать себя.

2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними делами.

3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

5. Я анализирую свою деятельность, выделяя на это специальное время.

6. Я исследую свои чувства и опыт.

7. Я много читаю.

8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

9. Я верю в свои возможности.

10. Я стремлюсь быть более открытым.

11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

13. Я получаю удовольствие от усвоения нового.

14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

15. Я бы отнесся положительно к моему продвижению по службе.

Оценивание:

5 баллов – данное утверждение полностью соответствует действительности;

4 балла – скорее соответствует, чем нет;

3 балла – и да, и нет;

2 балла – скорее не соответствует;

1 балл – не соответствует.

Подведение итогов:

75 – 55 баллов. Активное саморазвитие.

54 – 36 баллов. Отсутствует сложившаяся система саморазвития, ориентация на развитие зависит от различных условий.

35 – 15 баллов. Остановившиеся саморазвитие.

Приложение 2

Фото «Творческий педагог — креативные дети»

Замечательный выбор – Пятачок!

Сегодня Вы так трогательны и обаятельны! Конечно, Вам не чужды страхи и сомнения, но верные друзья, ради которых Вы готовы на все, всегда могут оказать вам поддержку. Вы очень эмоционально воспринимаете мир. И мы надеемся, что будущее Вас порадует!

Тренинговое занятие - фото

Сегодня Вы выбрали Винни-Пуха.

Вы – само добродушие и открытость. Спокойны и уверенны в себе. Вам хочется экспериментировать, и в Вашей голове великое множество идей. Сегодня Ваше обаяние не знает границ. Дерзайте, мечтайте, покоряйте всё новые вершины!

Фото №1 Цель развитие способности педагогов находить новые нестандартные креативные решения задач налаживание коммуникативных связей внутри коллектива

Ваш выбор – Кролик.

Без сомнения, Вы – эрудит и организатор. Вам по плечу любое задание, потому что Вы умеете планировать, мобилизоваться. Вы смотрите на чужие ошибки со снисхождением и умеете принимать окружающих такими, какие они есть. Желаем Вам удачи во всех начинаниях и оптимизма!

Фото №2 Осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого мышления

Олицетворением вашего выбора является Тигра.

Вашей жизнерадостности и энергичности сегодня можно позавидовать. Все свои проблемы Вы воспринимаете с легкостью и молниеносно находите выход из любого положения. Ну а способами решения жизненных неурядиц Вы всегда готовы поделиться с друзьями. Пусть источник Вашей энергии будет неисчерпаем!

Публикации по теме:

«Инновации в методической работе дошкольных учреждений» Инновационная деятельность является одним из основных способов модернизации системы образования и условием развития творческого потенциала.

Семинар с педагогами «Теория ТРИЗ-технологий» Цель семинара Создание условий для инновационного процесса в ДОУ, повышения качества образования и уровня изобретений за счет использования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинговое занятие «Творческий педагог — креативные дети»
Опубликовано: 20 мая 2014 в 09:28
+62Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД